Темы (Греческий : Τοπικά; Латинский : Topica) - это название, данное одной из шести работ Аристотеля по логике, известных под общим названием Органон. Трактат представляет искусство диалектики - изобретение и открытие аргументов, в которых суждения основываются на общепринятых мнениях или endoxa (ἔνδοξα на греческом ). Топои (τόποι) - это «места», откуда такие аргументы могут быть обнаружены или изобретены.
В своем трактате «Темы» Аристотель явно не определяет топос, хотя это «по крайней мере в первую очередь стратегия аргументации, нередко оправдываемая или объясняемая принципом». Он характеризует это в Риторике следующим образом: «Я называю одно и то же элементом и топосом; ибо элемент или топос - это заголовок, под которым подпадают многие энтимемы ». Под элементом он подразумевает общую форму, в которую могут быть включены энтимемы одного и того же типа. Таким образом, topos - это общий источник аргументов, из которого отдельные аргументы являются экземплярами, и своего рода шаблон, из которого могут быть построены многие отдельные аргументы. Слово τόπος (tópos, буквально «место, место») также связано с древним методом запоминания «loci», с помощью которого вспоминаемые вещи вспоминаются, мысленно связывая их с последовательными реальными или воображаемыми местами..
Беккер. число | Работа | Латинское имя |
Логика | ||
Органон | ||
1a | Категории | Категории |
16a | Об интерпретации | De Interpretatione |
24a | Prior Analytics | Analytica Priora |
71a | Posterior Analytics | Analytica Posteriora |
100a | Темы | Topica |
164a | Софистические опровержения | De Sophisticis Elenchis |
Хотя «Темы» в целом не имеют прямого отношения к «формам силлогизма », ясно, что Аристотель рассматривает использование тем как мест, из которых могут происходить диалектические силлогизмы (т. Е. Аргументы из общепринятого ἔνδοξα, éndoxa). Об этом свидетельствует тот факт, что введение в Темы содержит и опирается на его определение рассуждения (συλλογισμός, syllogismós): словесное выражение (λόγος, lógos), в котором, если изложены определенные вещи, из них обязательно вытекают другие вещи... Диалектическое рассуждение впоследствии разделено Аристотелем на индуктивную и дедуктивную части. Сами эндоксы иногда, но не всегда, изложены в пропозициональной форме, то есть в виде выраженного большого или второстепенного суждения, из которого может быть построен полный силлогизм. Часто такая пропозициональная конструкция остается задачей практикующего диалектического искусства; в этих случаях Аристотель дает только общую стратегию аргументации, оставляя «предоставление предложений» на усмотрение спорщика.
Книга I Тем является вводной, устанавливая ряд предварительных принципов, на которых основывается диалектическая аргументация. После определения диалектического рассуждения (силлогизм) и отличает его от демонстративного, спорного, и (можно сказать) «псевдонаучный» силлогизм, Аристотель отмечает полезность искусства диалектика, то наборы из четырех оснований (аварии, имущество, рода, определение), из которого исходит изобретение такого рассуждения. Затем он разъясняет различные смыслы «тождества» как имеющие прямое отношение к обычному характеру таких аргументов. Охарактеризованы диалектические положения и диалектические проблемы. Затем ὄργανα (órgana) или средства, с помощью которых могут быть получены аргументы, описываются в четырехкратном обобщении следующим образом:
Кратко проиллюстрированы и объяснены методы и обоснование для достижения каждой из этих целей.
Книга II посвящена объяснению тем, относящихся к аргументам, в которых «несчастный случай » (т.е. несущественный атрибут, или атрибут, который может принадлежать или не принадлежать) определяется как предмет.
Книга III касается банальных мест, из которых можно обсуждать, «лучше» они или «хуже».
Книга IV посвящена «роду» - как он обнаруживается и каковы источники аргументов за и против атрибуции рода.
Книга V обсуждает основу «свойства» - то, что присваивается только определенному субъекту и не является существенным атрибутом. Собственность подразделяется на существенную и постоянную, а также на относительную и временную.
Книга VI описывает «определение» и многочисленные средства, которые могут быть использованы для атаки и защиты определения.
Книга VII представляет собой краткое изложение «определения» и «сходства» и сравнивает различные трудности, связанные с формированием аргументов, как за, так и против, по поводу других основ диалектического спора.
Книга VIII (последняя книга) - это длинный обзор, содержащий предложения, подсказки и некоторые приемы, касающиеся техники организации и проведения той или иной стороны устного диспута.
Софистические опровержения рассматривается некоторыми как приложение к Темам, поскольку его последний раздел, кажется, образует эпилог к обоим трактатам.