Тонкинская флотилия

редактировать

Тонкинская флотилия (French : flottille de Tonkin), отряд дежурных судов и канонерских лодок, используемых для охраны рек и водных путей дельты Тонкина, был создан летом 1883 г., в период военных действий Тонкинской кампания (1883–1886).

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Состав
  • 3 Операции
    • 3.1 Кампания Кеп, октябрь 1884 г.
    • 3.2 Пополнение запасов Туен Куанг, октябрь – ноябрь 1884
    • 3.3 Освобождение Туен Куанг, Февраль – март 1885 г.
  • 4 См. Также
  • 5 Суда Тонкинской флотилии
  • 6 Примечания
  • 7 Источники
Предыстория

В марте 1882 г., накануне коменданта Анри Ривьер захватил цитадель Ханоя, Франция имела две военно-морские дивизии на Дальнем Востоке. Моря к востоку от Хайнаньского пролива находились в ведении Дальневосточной военно-морской дивизии контр-адмирала Чарльза Мейера (дивизия Navale de l'Extrême-Orient). Интересы Франции в Индокитае защищала военно-морская дивизия Ривьера Кочинчина (дивизия Navale de Cochinchine), отвечающая за наблюдение за прибрежным судоходством между Сингапуром и Хайнаньским проливом и вдоль рек Кочинчина и Камбоджа.

Несколько судов младше Командование Ривьера обычно дислоцировалось в Кочинчине или Камбодже, включая военный корабль «Драк», легкий фрегат «Алуэт» и небольшие канонерские лодки «Фраме» и «Джавелин». Тильзитт, флагман военно-морской дивизии Кочинчины, был разоружен и находился в постоянном доке в Сайгоне и служил складом и административным центром дивизии. Однако большая часть судов дивизии находилась в Тонкине, где они обеспечивали право свободного судоходства по Красной реке, переданное Франции вьетнамским правительством в 1874 году. Командование Ривьера в Тонкине состояло из легких фрегатов Hamelin, Parseval и Antilope. (последний должен быть вскоре заменен Pluvier), тяжелые канонерские лодки Lynx и Vipère, морские канонерские лодки Fanfare, Léopard и Surprise, а также меньшие речные канонерские лодки Carabine, Éclair, Hache, Massue, Trombe и Yatagan. Тяжелые канонерские лодки имели экипаж из 77 человек и четыре пушки, в то время как меньшие канонерские лодки имели по две пушки. Все они несли на своих головках канонический револьвер Гочкисса.

После поражения и гибели Ривьера в Битве у Бумажного моста (19 июня 1883 г.) Военно-морское министерство создало новую военно-морскую дивизию Тонкинского побережья (дивизия navale des côtes du Tonkin) под командованием адмирала Амеде Курбе, задачей которой было перекрыть поток оружия и боеприпасов из Китая в Армию Черного флага путем блокады Тонкинского залива. Более крупные морские суда, уже находившиеся на стоянке в Тонкине, были переданы новой военно-морской дивизии Курбе, а остальные (в основном канонерские лодки) были организованы в «Тонкинскую флотилию». Первоначально флотилия находилась под командованием генерала бригады Александра-Эжена Буэ (1833–1887 гг.), Французского коменданта Тонкина. Оперативное командование было отдано капитану де Вайссо Морель-Больё.

Состав

Тонкинская флотилия первоначально состояла из легких фрегатов (avisos à roues) Pluvier и Alouette, морских канонерских лодок Fanfare, Léopard и Сюрприз, большие речные канонерские лодки (avisos de flotille à roues) Эклер и Тромб, а также меньшие речные канонерские лодки (chaloupes-cannonières démontables) Карабин, Аче, Массю и Ятаган. Алуэтт обычно базировался в Кочинчине и, похоже, не служил в Тонкине.

Стационарный понтон Тильзитт в Сайгоне и небольшие речные канонерские лодки Framée, Javeline и Mousqueton, обычно базирующиеся в Кочинчине, также были помещены под приказы командира Тонкинской флотилии.

В апреле 1884 года в Тонкин прибыли канонерские лодки «Револьвер» и «Митрайлёз» Фарси, которые несли службу на Сене во время франко-прусской войны (1870–1871).. Две канонерские лодки были доставлены в Тонкин, привязаны к мостику военного корабля Бьен Хоа, и их повторное плавание по прибытии в Хайфон было технической задачей значительной сложности.

В октябре 1883 года адмирал Курбе обратился в военно-морское министерство. разработать новый класс мелкосидящих канонерских лодок, которые могли бы проникать в лабиринт мелких притоков и арройо Дельты, чтобы можно было гораздо эффективнее выслеживать «Черных флагов» и пиратов. Министерство приняло его рекомендации и заложило два новых класса канонерских лодок. Восемь канонерских лодок класса Анри Ривьер были спроектированы и построены специально для службы в Тонкине, в то время как более дюжины канонерских лодок класса Аркебуза были произведены для использования как в Тонкине, так и на Мадагаскаре.

Канонерские лодки первого класса были названы в честь французских офицеров, которые были убиты или смертельно ранены в бою в Тонкине во время кампании Фрэнсиса Гарнье и Анри Ривьера: Франсиса Гарнье, полковника Карро, Анри Ривьера, Берты де Виллер, Жакин и Мулун. Канонерские лодки, построенные на заводе Клапаред в Лорьяне, достигли Хайфона осенью 1884 года.

Класс канонерских лодок Arquebuse был разработан для более общей службы на Мадагаскаре, а также в Тонкине. Шесть судов этого класса (Arquebuse, Alerte, Avalanche, Bourrasque, Mutine и Rafale) были развернуты в Тонкине летом 1884 года. Эти канонерские лодки мощностью 70 лошадиных сил (52 кВт) имели длину 30 метров и ширину 5 метров, ходили со скоростью 8 узлов ( 15 км / ч) и набирал менее полутора метров воды. Хотя они могли нести только 60 человек, они были вооружены двумя 90-миллиметровыми пушками и тремя пушками-револьверами Гочкиса, так что они наносили мощный удар. Две другие канонерские лодки класса Arquebuse, Casse-tête и Estoc, присоединились к Тонкинской флотилии в начале 1885 года. Они отличались от более ранних моделей наличием двух мачт, каждая со станцией Hotchkiss.

В феврале 1885 года, накануне кампании Ланг Сон, в состав флотилии входили канонерские лодки «Йен», «Ягуар», «Наготна» и «Пти-Хайфон». Флотилия также развернула ряд паровых катеров и буксиров, которые использовались для буксировки цепочек джонок, загруженных людьми, боеприпасами или продовольствием. В современных французских источниках упоминаются суда Haiphong, Pélican, Kowloon, Whampoo, Ruri Maru, Cua Cam, Cua Lac, Cua Dai, Phu Ly и Tra Ly. Так же, как французские транспорты часто назывались в честь французских рек, эти небольшие речные суда для использования в Тонкине, как правило, назывались в честь водотоков дельты Тонкина.

К 1886 году флотилия включала канонерские лодки Levrard, Bossant и Cuvellier, названные в честь трех французских офицеров, погибших в бою в Тонкине во время китайско-французской войны.

Операции
Плувье вступает в бой с вьетнамцами. обороны в Намин с ее пушечным револьвером, установленным на мачте, 26 марта 1883 г.

Помимо охраны внутренних водных путей Тонкина, суда Тонкинской флотилии также использовались для непосредственной поддержки движений и принимали участие в нескольких действия в Дельте против армии Черного флага и китайских армий Гуанси и Юньнань.

Канонерские лодки Carabine, Fanfare, Hache, Pluvier, Surprise и Yatagan приняли участие в экспедиции Анри Ривьера в Намин в марте 1883 года и поддержали атаку французской пехоты на оборону Намин на 27 марта с предварительной бомбардировкой 26 марта.

Канонерская лодка Song Cau (или Song Coi) приняла участие в боевой вылазке французского гарнизона Nam nh в июле 1883 года, которая нанесла серьезное поражение осаждавшим вьетнамским войскам под под командованием принца Хоанг Ку Вием.

Канонерские лодки Pluvier, Léopard, Fanfare, Éclair, Mousqueton и Trombe приняли участие в битве при Ph Hoài (15 августа 1883 г.).

Канонерские лодки Pluvier, Léopard, Fanfare, Éclair, Hache и Mousqueton приняли участие в битве при Палане (1 сентября 1883 г.).

Канонерские лодки Pluvier, Trombe, Éclair, Hache, Мушкетон и Ятаган приняли участие в Кампании Сан Тай (декабрь 1883 г.).

Кампания Кепа, октябрь 1884

Тонкинская флотилия сыграла решающую стратегическую роль в Кампании Кепа генерала Франсуа де Негрие (октябрь 1884 г.), в котором французы отбили крупное китайское вторжение в дельту Тонкин. В конце сентября 1884 г. большие отряды армии Гуанси продвинулись из Лонг Саня и исследовали долину Люк Нам. 2 октября французские канонерские лодки Hache и Massue, патрулирующие реку Люк-Нам, попали в засаду с берега реки сильными силами китайской пехоты. Третья канонерская лодка, Mousqueton, пришла на помощь, и три французских корабля скрылись вниз по реке к французскому посту в Септ-Пагодес. Хотя французы понесли тяжелые потери в этой засаде (лейтенант де Вайссо Шаллье из Масуэ был убит и 32 моряка и солдата были ранены), армия Гуанси обнаружила свое присутствие преждевременно. Вернувшись в Ханой, генерал Луи Бриер де л'Иль быстро отреагировал на китайскую угрозу. Французы использовали мобильность, предоставляемую их канонерскими лодками, для перемещения людей и припасов между Фу Ланг Тхыонг и Люк Нам, что позволило де Негрие быстро сконцентрировать свои силы и победить два широко разделенных крыла китайской армии Гуанси один за другим. Аче, Эклер и Масуэ в сопровождении буксиров Phủ Lý и Tra Ly и баржи Cua Dai 6 октября высадили колонну Доннье в Ламе, угрожая левому крылу китайской армии в Чу, в то время как де Негрие сосредоточился против китайских войск в Кепе. 3>

Пополнение запасов Туен Куанга, октябрь – ноябрь 1884 г.

Револьвер проходит через испытания китайской обороны в Ю Ок, октябрь 1884 г. Префект 1884 г.

В октябре и ноябре 1884 г. канонерские лодки Фарси Револьвер и Mitrailleuse, базирующаяся в Tuyên Quang, и канонерские лодки Bourrasque, Éclair, Mutine и Trombe, действующие из Hưng Hóa, установили ряд опасных маршрутов снабжения вдоль реки Clear между Hưng Hóa и Tuyên Quang в поддержку небольшого французского гарнизона в Туен Куанг. Поставка была успешной, но французы несли постоянный поток потерь, поскольку их канонерские лодки были атакованы «Черными флагами». В одном случае Револьвер должен был двигаться на полной скорости, чтобы прорвать заградительный огонь, проложенный через Чистую реку, а в другом случае ее команда понесла потери: 2 человека убиты и 3 ранены (включая командира enseigne de vaisseau de Balincourt) от вражеского огня Yu Oc. В бою 12 ноября 1884 г. Тромбе потерял 1 человека убитым и 7 ранеными. Револьвер был в конечном итоге изъят из Туен Куанга, но Митрайлеза осталась на своем посту, а позже отличилась в осаде Туен Куанга (24 ноября 1884 - 3 марта 1885).

Рельеф Туйен Куанг, февраль – март 1885 г.

Тонкинская флотилия сыграла важную роль в разгрузке Туйен Куанг. В конце февраля 1885 года канонерские лодки Анри Ривьер, Берта де Виллер, Мулун, Эклер и Тромб перевезли 2400 солдат 1-й бригады подполковника Лорана Джованнинелли из Ханоя вверх по Красной и Чистой Рекам и высадили их на берег возле французского поста Фу Доан на берегу моря. Чистая река, в пятидесяти километрах к юго-западу от Туйен Куанг. Джованнинелли надеялся заручиться их поддержкой, когда атаковал важную китайскую блокирующую позицию в Хоа Маук, но уровень воды в Чистой реке был настолько низким, что канонерские лодки приземлились на несколько километров выше Фу Доана. Их экипажи выдержали неделю изнурительного труда, таща канонерские лодки по почти высохшему руслу реки, но, несмотря на все усилия, канонерские лодки не участвовали в битве при Хоа-Маук 2 марта. Говорят, что некоторые из французских членов экипажа плакали от ярости из-за своей неспособности принять участие в решающей битве за Туен Куанг. Канонерские лодки наконец достигли Туйен Куанг 4 марта, на следующий день после освобождения поста.

Генерал Бриер де л'Иль осторожно признал героические усилия, предпринятые их капитанами и экипажами в приказе дня. 5 марта. Высоко оценив отвагу морской пехоты и Турко из 1-й бригады, которые потеряли более 400 человек при штурме китайской обороны в Хоа Маук, он похвалил жертвы, принесенные воинами флотилии:

Vous avez été plus heureux que Основные направления и экипировка каноньер Анри Ривьер, Берта де Виллер, Мулун, Эклер и Тромб, которые особенно стараются избежать опасностей. Au prix d'efforts inouïs, ils ont trainé leurs bâtiments pendant sept jours consécutifs dans une rivière sans eau et ont pu atteindre Phu-Doan, Yu-oc et les abords de Tuyen-Quan. Ils ont ainsi prouvé que des препятствия, considérés jusqu'alors Come insurmontables n'existaient pas pour eux. До последнего момента надеялись разделить вашу опасность. Ценой невообразимых усилий они семь дней подряд тащили свои суда вверх по безводной реке и сумели достичь Фу Доан, Ю Ок и подходов к Туйен Куанг. что препятствия, которые до сих пор считались непреодолимыми, для них не существовали.)

См. также
Суда Тонкинской флотилии
Примечания
Ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с китайско-французской войной.
  • Каху, Т., L'amiral Courbet en Extrême- Восток: ноты и переписка (Париж, 1896 г.)
  • Дубок, Э., Trente cinq mois de campagne en Chine, au Tonkin (Париж, 1899)
  • Huard, L., La guerre du Tonkin (Париж, 1887)
  • Huguet, L., En columnsne: souvenirs d'Extrême-Orient (Париж, 1888)
  • Леконт, Дж., Ланг-Сон: бои, ретрейт и переговоры (Париж, 1895 г.)
  • Леконт, Ж., La vie militaire au Tonkin (Париж, 1893)
  • Луар, M., L'escadre de l'amiral Courbet (Париж, 1886)
  • Marolles, Vice-amiral de, La dernière campagne du Commandant Henri Rivière (Париж, 1932)
  • Rollet de l'Isle, M., Au Tonkin et dans les mers de Chine (Париж, 1886)
  • Thomazi, A., La conquête de l'Indochine (Париж, 1934)
  • Thomazi, A., Histoire militaire de l'Indochine français (Ханой, 1931)
Последняя правка сделана 2021-06-11 06:49:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте