Тонга (также называемый Батонга, берег озера Тонга или Ньяса Тонга) - это этническая группа, проживающая на севере Малави на берегу озера Малави в бухте Нхата и северной части Нхотакоты. Их следует отличать от народа тонга в Замбии и Зимбабве, язык которого принадлежит к другой ветви семьи банту.
Традиции говорят, что Тонга пришла с севера, возможно, с народ марави или тумбука. До прихода нгони в 1855 году они были матрилинейным народом и никогда не обладали централизованным правительством.
Побежденные нгони, старшие жители остались на земле, а молодые были включены в боевые отряды нгони. В 1876 году часть Тонга восстала против нгони и победила. Выжившие жили в деревнях на сваях в озере Ньяса или частоколах на берегу озера. По состоянию на 1993 год тонга составляли около четверти миллиона человек.
Тонга в первую очередь были рыбаками, основным продуктом питания которых была маниока. Благодаря миссионерскому образованию они могли получать более высокую заработную плату в колониальные времена и работали в основном носильщиками, квалифицированными или полуквалифицированными рабочими и вооруженными помощниками.
Народ Тонги платит лоболу (выкуп за невесту) в форме денег, при этом родственники обязаны уплатить дополнительные выплаты, если заболеет ребенок или жена. Мужчины не могли развестись со своими женами без публичного осуждения, в то время как она и ее семья, однако, могли уволить его без формальности, если только у него не было богатой или влиятельной семьи. Родственники женщины, умирающей вдали от дома, также могли потребовать от мужа разрешения на погребение и большой платы.
Тонга в Чинтече известны под фамилией Чирва; некоторые другие имена на Тонге - Каунда, Нгема, Лонгве, Нг'ома, Манда, Мзумала и Мхоне.
Тонга верил в верховного Бога, который оставался неясным и почти забытым, поскольку банту в первую очередь исповедовали религию мертвых. Они поклонялись духам предков, верили в консультации с предсказателями, одержимость духами и разыскивали тех, кто предсказывал будущее и должен был получать сообщения от предков. Признание, почитание и умилостивление духов умерших. Батонга озера Ньяса говорят, что, принимая определенные лекарства, человек может обеспечить свое превращение после смерти в любое животное, какое пожелает.
говорят более 170 000 человек (обратите внимание, что язык Тонга в Замбии также классифицируется как языковая семья банту, но принадлежит к совершенно другому типу.)
Этот язык называется читонга. «Чи» означает «язык народа», подобно «ки» в киСуахили или «се» в сецвана.