A контур тона или контур тона - это тон в тональном языке, который переходит от одной высоты к другой в течение слога или слова. Тональные контуры особенно распространены в Восточной и Юго-Восточной Азии, но встречаются и в других местах, таких как языки кру в Либерии и языки дзю of Намибия.
Когда высота тона уменьшается, контур называется падающим тоном; при подъеме - повышающийся тон; когда он спускается, а затем возвращается, нисходящий или падающий-восходящий тон; и когда он поднимается, а затем возвращается, это называется повышающимся или понижающимся тоном. Тон на языке контурных тонов, который остается приблизительно равным по высоте, называется ровным тоном. Тоны, которые слишком короткие, чтобы отображать большую часть контура, обычно из-за конечного взрывного согласного, могут называться отмеченными, резкими, обрезанными или остановленными тонами.
Было высказано предположение, что относительная синхронизация контурного тона не отличается. То есть в некоторых акцентах или языках нисходящий тон может падать в конце, а в других - в начале, но такие различия не будут отличительными. Однако в Dinka сообщается, что фонематический падающий тон падает поздно (импрессионистически высокий уровень + спад, [˥˦˩]), в то время как падающий аллофон низкого тона начинается раньше (импрессионистически спад + низкий уровень, [˥˨˩]).
Лексические тона, более сложные, чем понижение (нисходящий – восходящий) или пиковый (восходящий – нисходящий), довольно редки, возможно, отсутствуют, хотя просодия может производить такие эффекты. Старый сянский диалект Циян, как сообщается, имеет два «двойных контура» лексических тонов: высокое и низкое падение – подъем – падение или, возможно, высокое падение - низкое падение и низкое падение - высокое падение: ˦˨˧˨ и ˨˩˦˨ (4232 и 2142). В отчете не определялось, было ли окончательное падение лексическим или просто склонением, обычно наблюдаемым на концах просодических единиц, так что на самом деле это могут быть нисходящие тона.
.