Томми Смит OBE | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Thomas William Ellis Smith |
Родился | (1967-04-27) 27 апреля 1967 (53 года). Эдинбург, Шотландия |
Жанры | Джаз, оркестровый джаз, свинг, классика, свободная импровизация |
Род занятий | Музыкант, руководитель группы, композитор, педагог |
Инструменты | Теноровый саксофон, сопрано-саксофон, флейта, сякухати, фортепиано |
Годы деятельности | 1981 – настоящее время |
Этикетки | Hep, Head, ECM, Blue Note, Linn, Spartacus |
Ассоциированные группы | Шотландский национальный джазовый оркестр, Молодежный джазовый оркестр Томми Смита, Арильд Андерсен, Паоло Виначча |
Веб-сайт | tommysmith.scot |
Томас Уильям Эллис Смит OBE (родился 27 апреля 1967 г.) - шотландский джаз саксофонист, композитор и педагог.
Смит родился в Эдинбурге 27 апреля 1967 года в семье шотландских родителей Бренды Энн Уркхарт и отца Уильяма Джона Эллиса, которого он никогда не встречался. Смит вырос в районе Вестер Хейлс города, где его отчим, Джордж Смит, заядлый поклонник джаза и барабанщик в стиле Джина Крупа, поощрял освоил теноровый саксофон в возрасте двенадцати лет. Когда ему было тринадцать, он посещал еженедельные джазовые семинары под руководством Гордона Крукшанка. Он познакомился с патологом и пианистом Винченцо Кручоли, который стал его наставником. С барабанщиком Джоном Рэй его первая группа выиграла Эдинбургский международный джазовый фестиваль за лучшую группу в 1981 году. В четырнадцать лет Смит стал лучшим солистом. Он связывает большую часть своего раннего успеха с обучением Винченцо Кручоли. Под руководством дополнительного кларнетиста Джима О'Мэлли и пианистки Джин Эллисон в Образовательном центре Вестер Хейлс Смит вскоре выступал в Эдинбурге и Шотландии со своим квартетом с Джоном Рэй. В 1983 году, в шестнадцать лет, он записал свой первый альбом Giant Strides с трио, в котором участвовали Рэй и Алан Тейлор. В том же году он записал свой второй альбом Take Off и выиграл стипендию, при поддержке программы сбора средств, организованной его учителем музыки, Джин Эллисон, для посещения Музыкального колледжа Беркли в Бостоне. В Беркли он сформировал группу Forward Motion с норвежским басистом Терье Гевельтом, канадским барабанщиком и венгерским пианистом Ласло Гардони. Группа записала два альбома Progressions и The Berklee Tapes.
По рекомендации Чика Кориа Смит присоединился к группе вице-президента Беркли Гэри Бертона с басистом Стивом. Своллоу, пианист Макото Озон и барабанщик Адам Нуссбаум, гастролируют по миру и записывают альбом Whiz Kids для ECM.
In В 1989 году, когда ему было двадцать два, Смит подписал контракт с Blue Note, которая выпустила его альбом Step by Step. Бертон продюсировал альбом с группой, состоящей из Джона Скофилда (гитара), Эдди Гомеса (бас) и Джека ДеДжонетта (барабаны). Затем последовали еще три альбома Blue Note: Peeping Tom (1990), Standards (1991) и Paris (1992). В этот период Смит вел серию специальных программ BBC-TV под названием «Типы джаза», в которых он выступал с такими гостями, как Томми Фланаган, Гэри Бертон, Чик Кориа, Бобби Уотсон, Арильд Андерсен, Хью энд Крик и Шотландский симфонический оркестр BBC. Смит записался и гастролировал с Hue and Cry, дуэтом братьев Пэта и Грега Кейна с американским вибистом Джо Локком, перкуссионистом Трилок Гурту и Арильдом Андерсеном. Смит также изучил классическую композицию, что привело к его первому саксофонному концерту Unirsi in Matrimonio и сюите для саксофона и струнных Un Ecossais a Paris.
В 1993 году Смит присоединился к шотландскому лейблу Linn Records. Его альбомы Reminiscence (1993), Misty Morning and No Time (1994), Azure (1995, с Джоном Кристенсеном, Ларсом Дэниелссоном и Кенни Уилером ), и «Звери Шотландии» (1996). В своей статье для журнала Playboy Нил Тессер заметил о Звери Шотландии, что «искусное письмо Смита делает ансамбль похожим на маленький филармонический оркестр». Последовал Звук Любви. Записанный в Нью-Йорке в сентябре 1997 года с Кенни Бэрроном (фортепиано), Питером Вашингтоном (бас) и Билли Драммондом (ударные), он был посвящен песеннику Дюка Эллингтона-Билли Стрейхорна. Гимнопедия: классическая сторона Томми Смита (1998) была записана с его постоянным партнером по дуэту, классическим пианистом Мюрреем Маклахланом. Диск включал музыку Сати, Бартока, Грига и Чика Кориа, а также сонаты Смита № 1 «Зеркальный зал» и № 2 «Сновидения с открытыми глазами» по одноименной книге Майкла Такера. Вернувшись в джаз и в Нью-Йорк на следующий год, Смит записал свой последний альбом для Линн, Блю Смит, с Джоном Скофилдом и его обычной ритм-секцией басиста Джеймса Генуса и барабанщика Кларенса Пенна.
В 1995 году Смит основал Шотландский национальный джазовый оркестр, который представил программы репертуарной классики и более современные произведения, часто специально заказанные.
Репертуарные программы включали расширенные апартаменты Дюка Эллингтона, празднование графа Бэйси и Бенни Гудмана (со специальным гостем Кеном Пепловски) и сотрудничество Майлза Дэвис и Гил Эванс - «Порги и Бесс», «Эскизы Испании» (оба с Жераром Презенсером в качестве солиста на трубе) и «Майлз Эхед» (с Ингрид Дженсен). SNJO представила музыку Чарльза Мингуса, Оливера Нельсона, Бенни Картера, Стэна Кентона, Телониуса Монка, Стили Дэн, Астор Пьяццолла и Пэт Метени (с гитаристами Джимом Малленом, Филом Робсоном, Майком Уокером и Кевином Маккензи) и премьера специальных заказов Кейта Типпетта, Флориан Росс и Джеффри Кизер, а также специально заказанные аранжировки Джона Колтрейна, Чика Кориа (с барабанщиком Гэри Новака), Уэйна Шортера с участием Гэри Бертона, Electric Miles с участием Джона Скофилда, Weather Report с участием Питера Эрскина и Курта Эллинга.
Кроме того, SNJO исполнила музыку современных джазовых музыкантов. К ним относятся Sweet Sister Suite Кенни Уиллера; Фильм Джо Ловано Celebrating Sinatra в аранжировке Мэнни Олбама; музыка Марии Шнайдер под управлением композитора; и «Планета Смита», крупномасштабная композиция, ставшая возможной благодаря стипендии Фонда искусств / Barclays Bank, посвященной джазовой композиции, в которой музыка Смита сочетается с текстом поэта Эдвина Моргана. На концертах с Ловано также состоялась премьера Торы Смита, произведения, основанного на первых пяти книгах Библии, в которых происходит титаническая борьба между добром и злом. Написанная за семьдесят дней, пятидесятиминутная композиция была создана для Ловано и SNJO. В тот же вечер, когда премьера Торы проходила в Шотландии, Клео Лэйн и Джон Данкуорт представили премьеру Смита и Моргана «Утро грядущего» в Центре Кеннеди в Вашингтоне, округ Колумбия.
В 1989 году Смит исполнил An Rathad ùr, концерт для саксофона Уильяма Суини с Шотландским симфоническим оркестром BBC для телесериал «Типы джаза», который также представил Смит. По приглашению Роджера Поллена из Шотландского ансамбля, он провел шесть месяцев, изучая оркестровку для струнных, имея в виду заказ для саксофона и струнных. В то время как музыкант Blue Note, Смит имел доступ к каталогу классической музыки материнской компании EMI. Он исследовал оркестровые тексты Сэмюэля Адлера, Римского-Корсакова и Сесила Форсайта и провел два продуктивных года в Париже, где изучал классическую музыку. Он написал свою первую классическую композицию Unirsi in Matrimonio для саксофона и струнных в 1990 году. За этим последовала еще одна работа для струнных и саксофона, Un Ecossais A Paris в 1991 году, и он сотрудничал с классическим пианистом (Мюррей Маклахлан ) для сонаты №1 - Зеркальный зал и сонаты №2 «Сновидения с открытыми глазами», как для саксофона, так и для фортепиано.
Следующие семь лет были потрачены на подготовку к гораздо большему оркестровому произведению - концерту для саксофона в Хиросиме (1998). Премьера состоялась с оркестром площади Св. Джона Смита в Челмсфордском соборе и включала струнные, медные, деревянные духовые инструменты, перкуссию, фортепиано и саксофон. Смит выступал в качестве саксофониста Салли Бимиш в «Knotgrass Elegy», заказанной на выпускной вечер BBC в 2001 году, и выступал с Симфоническим оркестром BBC в Королевском Альберт-Холле в Лондоне. В 2002 году Смит исполнил свое более раннее и гораздо более длинное переиздание Детских песен для саксофона и оркестра с шотландским ансамблем в Сент-Джонс-Кирк, Перт. Среди других начинаний классической музыки - масштабное мероприятие по случаю 40-летия Эдинбургского молодежного оркестра в 2003 году. По этому случаю была написана сюита под названием «Эдинбург» с саксофоном, басом, барабанами и симфоническим оркестром из 100 человек. Работа гастролировала в Шотландии, Эстонии, России и Финляндии
С Шотландским национальным джазовым оркестром
С Молодежным джазовым оркестром Томми Смита
С Арильдом Андерсеном и Паоло Виначча
Год | Категория |
---|---|
2019 | Премия Шотландского джаза [Лучшая группа / SNJO] |
2019 | OBE [New Her Majesty The Queen's New Список наград за год] Новогодние награды за 2019 год |
2017 | Британская джазовая премия [Big Band] |
2015 | Парламентская джазовая премия [Педагог] |
2013 | Премия шотландского джаза [Лучшее живое выступление / SNJO] |
2013 | Почетный доктор музыки Эдинбургский университет |
2012 | Премия британского джаза [Big Band ] |
2012 | Премия шотландского джаза [Педагог] |
2012 | Премия шотландского джаза [альбом 'KARMA'] |
2011 | Премия шотландского джаза [ Педагог] |
2011 | Премия шотландского джаза [Big Band] |
2011 | Парламентская джазовая премия [Большой ансамбль / SNJO] |
2010 | Профессорство от Королевская консерватория Ско tland |
2009 | Премия шотландского джаза [Big Band] |
2009 | Премия шотландского джаза [деревянные духовые] |
2008 | Почетный доктор литературы Каледонского университета, Глазго |
2008 | Heart of Jazz Award BBC Jazz Awards # 2008 |
2002 | The British Jazz Awards [Лучший тенор-саксофонист] |
2000 | Совет по искусству Шотландии [Премия Creative Scotland] |
2000 | Почетный член Королевской ассоциации архитекторов Шотландии |
2000 | Почетный доктор университета Университет Хериот-Ватт, Эдинбург |
1996 | Arts Foundation / Barclays Bank [Стипендия за джазовую композицию] |
1996 | Британская джазовая премия BT British Jazz Award |
1992 | Wavendon All Music Awards [Заслуги перед музыкой] |
1989 | British Jazz Award |
1986 | Национальный конкурс биг-бэндов BBC [Премия выдающегося музыканта] |
1981 | Эдинбургский джазовый фестиваль [Лучшая группа] |
1981 | Эдинбургский джазовый фестиваль [Лучший солист] |