Могила Ахмада Санджара | |
---|---|
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Год освящения | 1157 |
Статус | восстановлен |
Расположение | |
Расположение | ![]() |
Архитектура | |
Архитектор (ы) | Мухаммад ибн Азиз из Серахса |
Характеристики | |
Ширина | 17 м |
Высота (макс.) | 27 кв.м. |
Могила Ахмеда Санджара является мавзолей в честь Ахмеда Санжар, в сельджуков линейку Хорасане. Он был построен в 1157 году в средневековом городе Мерв в пустыне Каракумы в Туркменистане. На протяжении своего правления Санджар отбивал несколько вторжений и восстаний, пока, наконец, не был побежден огузами. После разграбления огузами Мерв отказался, и в 1221 году монголы напали на него и сожгли мавзолей. Позже он был восстановлен советскими, туркменскими и турецкими архитекторами в 20 и 21 веках. Могила является частью Государственного историко-культурного парка «Древний Мерв», внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Гробница была построена преемником Санджара Мухаммадом ибн Азизом на Великом шелковом пути. Он имеет форму куба с куполом наверху, высота которого составляет 27 метров. Стены 14 метров в высоту, а весь купол 17 на 17 метров в ширину. Несмотря на реставрацию, в гробнице все еще отсутствуют такие элементы, как второй этаж, внешний купол, покрытый бирюзой, и окружающие здания комплекса. Хотя гробница находится в руинах, она является одним из немногих сохранившихся образцов светской погребальной архитектуры сельджуков. Его приземистые пропорции и шестиугольное окружение внешнего купола повлияют на более поздние архитектурные произведения.
Правитель сельджуков Абул-Харис Ахмад Санджар ибн Малик-Шах, или Ахмад Санджар (р. 1085 - ум. 1157), правил в течение 40 лет, и он правил восточной Персией в Мерве (ныне в современном Туркменистане). После войны за престолонаследие Санджар взошел на престол в возрасте 10 или 12 лет, назначенный и назначенный своим сводным братом Берк-Яруком. В начале своего правления он победил несколько восстаний и вторжений, таких как восстания и вторжения Газневидов в 1097 году и Тюркменов в 1098 году. Тем не менее, он столкнулся со своим первым поражением в Катване в 1141 году против Кара Китай, также известного как Империя Западный Ляо.
Однако до конца своего правления в течение следующих двенадцати лет Санджар продолжал подавлять конфликты со своими соперниками, такими как губернатор Хорезма в 1141 году и вассальный правитель провинции Гур в 1152 году. Некоторые историки предполагают, что эти люди сделали ошибка, заключающаяся в том, что он был ослаблен поражением в Катване. Средневековые источники описывают его правление как период процветания. В 1153 году Санджар был захвачен огузами и бежал в 1156 году. Во время его плена тюркмены совершили набег и разграбили провинцию. Мерв так и не оправился от этого нападения. Огузы напали на здания улемов и даже убили многих ученых, нанеся значительный ущерб интеллектуальной и религиозной элите. Это ограбление сделало Санжару слишком трудным восстановление своего общества.
В 1221 году монголы во главе с Толуем напали на Мерв, который после семидневной осады сдался. После сдачи города монголы вырезали жителей города и поработили около четырехсот ремесленников и несколько детей. Арабский историк Али ибн аль-Асир утверждает, что 700 000 человек были убиты во время разграбления Мерва монголами. Монголы сожгли большую часть зданий города, в том числе гробницу Ахмада Санджара. По словам ибн аль-Асира, монголы «подожгли город и сожгли мавзолей султана Санджара, выкопав его могилу в поисках драгоценных предметов». внешняя кирпичная кладка мавзолея и обрушение внешнего купола здания. В период после монгольского нашествия Мерв оставался сильно обезлюдевшим, и гробница ухудшилась еще больше из-за многовекового забвения.
Отчет, сделанный в 1879-81 годах, описывает гробницу как стоящую в центре чахар-бага, окруженную небольшими гробницами и могилами. Первые фотографии мавзолея были сделаны В. А. Жуковским в 1896 г. и Э. Кон Винером в 1926 г. На этих фотографиях виден обрушившийся купол сооружения и сильно поврежденные галереи. Советский архитектор Н. М. Бачинский выполнил первый структурный расчет здания во время реставрации 1937 года. В ходе этого реставрационного проекта также был обнаружен фундамент большой мечети, примыкающей к гробнице. Дальнейшие реставрационные работы проводились Советским правительством в 1950-х годах.
В течение 1980-х и 1990-х годов были внесены значительные изменения в западную дверь и входную зону гробницы. Дверь была обнесена новым кирпичом, построены ступеньки, ведущие к входной зоне, а также вымощен и обнесен стеной передний двор. Реставрация, завершенная в конце 1980-х годов, подверглась критике, поскольку она удалила или закрыла большую часть оригинальной кирпичной кладки мавзолея в пользу предполагаемой реконструкции. В 1996 году к куполу мавзолея добавили цементный настил. Раскопки, проведенные в 1996 году, также обнаружили базар и караван-сарай, примыкающие к гробнице. В 1999 году ЮНЕСКО объявило памятники древнего Мерва, в том числе гробницу Ахмада Санджара, объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. С апреля 2002 г. по май 2004 г. при содействии правительства Турции проводился капитальный ремонт. Проект, финансируемый Турцией, был рассмотрен и одобрен ЮНЕСКО, и в нем была предпринята попытка сохранить первоначальный дизайн здания.
Мавзолей был 27 метров в высоту и 17 на 17 метров в ширину. Стены были высотой 14 метров и не имели серьезных украшений. Раньше это была одна из величайших гробниц сельджуков с амбициозной галереей и двойным куполом, внутренний купол состоял из голубых глазурованных кирпичей, а барабан опирался на четыре точки. Мавзолей Санджара был частью более крупного комплекса, состоящего из мечети и дворца, и располагался в центре огромного внутреннего двора.
Стоящее в одиночестве среди руин города Мерв в Туркменистане, на краю пустыни Каракумы, здание находится намного ниже, чем большинство других купольных построек, построенных в то время. Это был второй проект, спонсируемый султаном, ранее построившим массивную плотину на реке Мургаб. Строение было построено на Великом шелковом пути, и его построил Мухаммад ибн Азиз. Гробница изначально была связана с большим комплексом зданий, включая мечеть, дворец и другие вспомогательные постройки.
Верхний этаж, состоящий из приземистого куба, увенчанного большим круглым куполом, окружен башенками, которые со временем ухудшились. Интерьер гораздо важнее, чем внешний вид. Здание состоит из нескольких различных строительных материалов, включая терракоту, штукатурку, лепнину и кирпич. Здание несколько раз реставрировалось, но во многом утратило свою первоначальную структурную целостность, особенно на втором этаже. Среди недостающих деталей - купол, ранее покрытый бирюзовой плиткой, который можно было увидеть за много миль в расцвете сил.
Большая часть светской погребальной архитектуры не пережила сельджукский период, однако гробница Ахмада Санджара осталась нетронутой и продолжила влиять на будущее купольное строительство. Двуглавый сельджукский стиль гробницы Ахмада Санджара доказал длительное влияние на купольную архитектуру последующих периодов Ильханидов, Тимуридов и Сефевидов. Гробница Ахмада Санджара отклонилась от традиционных погребальных башен сельджуков того времени, переместившись «в сторону приземистых пропорций с новым акцентом на внутреннем пространстве». Это влияние, проявившееся в более позднем здании с монументализацией внутренних пространств, подтверждается более поздними зданиями, такими как восьмиугольный квадратный купол Солтания. Гробница является первым известным историческим примером объединения мечети и мавзолея, и эта архитектурная комбинация впоследствии получила широкое распространение в традициях исламских зданий и комплексов. О влиянии мавзолея Ахмада Санджара свидетельствуют многочисленные архитектурные дополнения мечети Джаме в Исфахане, в том числе два ее купола. Архитектор северо-восточного квадратного купола мечети Джаме в Исфахане «использовал эти стандартные формы для создания произведения искусства», в то время как южный купол имитировал использование гробницы Ахмада Санджара шестиугольника, окружающего внешний купол. Точно так же внутренние элементы жесткости, примененные в мавзолее Султанийя в Каире, демонстрируют влияние техники строительства сельджуков. Когда правитель Ильханидов Газан Хан посетил Мерв и стал свидетелем гробницы Ахмада Санджара, он был настолько поражен, что попытался одновременно процитировать и превзойти гробницу Ахмада Санджара со строительством своего собственного погребального комплекса в Шамбе. Другая исламская погребальная архитектура, которая получила влияние от сельджукского стиля гробницы Ахмада Санджара, включает такие примеры, как мавзолей султана Бахт Ака, мечеть Мир-чакмак и медресе султани.
Координаты : 37.6643 ° N 62.1637 ° E 37 ° 39′51 ″ с.ш. 62 ° 09′49 ″ в.д. / / 37,6643; 62,1637