Tom of Finland

редактировать

Tom of Finland
Тоуко -Laaksonen-1959.jpg Лааксонен ок. 1959
РодилсяТоуко Валио Лааксонен. 8 мая 1920 г.. Каарина, Финляндия
Умер7 ноября 1991 г. (1991-11-07) (71 год). Хельсинки, Финляндия
НациональностьФинн
ИзвестнаЭротическая иллюстрация
Известные работыКаке
НаградыПриз Пуупяхатту (Финские комиксы Общество, 1990)
Подпись
Tom-of-Finland-signature.jpg
Веб-сайтwww.tomoffinland.org

Тоуко Валио Лааксонен (8 мая 1920 - 7 ноября 1991), наиболее известный под псевдонимом Том из Финляндии был финским художником, известным своим стилизованным высоко маскулинизированным гомоэротическим искусством и своим влиянием на гей-культуру конца двадцатого века. Он был назван «самым влиятельным создателем гей порнографических» по культурному историку Джозеф В. Slade. За четыре десятилетия он создал около 3500 иллюстраций, в основном с изображением мужчин с преувеличенными первичными и вторичными половыми признаками, одетых в тесную или частично снятую одежду.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Карьера
    • 2.1 Кодексы цензуры США (1950–1960-е годы)
    • 2.2 Гей-популярность (1970–1991)
    • 2.3 Смерть
  • 3 Прием
  • 4 Культурное влияние и наследие
    • 4.1 Выставки
    • 4.2 Фильм
    • 4.3 Марки
  • 5 Видеография
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Ранние годы

Лааксонен родился 8 мая 1920 года в семье среднего класса в Каарине, городе на юго-западе Финляндии, близ города Турку. Оба его родителя Суома и Эдвин Лааксонен были школьными учителями в гимназии, которая обслуживала Каарину. Семья жила в жилом помещении, прилегающем к зданию школы.

Он ходил в школу в Турку, а в 1939 году в возрасте 19 лет переехал в Хельсинки, чтобы изучать рекламу. В свободное время он также начал рисовать эротические изображения для собственного удовольствия, основываясь на изображениях рабочих-мужчин, которых он видел с раннего возраста. Сначала он прятал эти рисунки, но затем уничтожил их, «по крайней мере, к тому времени, когда я пошел служить в армию». Страна оказалась втянутой в Зимнюю войну с СССР, а затем официально стала участницей Второй мировой войны, и в феврале 1940 г. он был призван в армию Финская армия. Он служил зенитным офицером в звании младшего лейтенанта. Позже он объяснил свой фетишистский интерес к мужчинам в униформе встречами с людьми в армейской форме, особенно с солдатами немецкого вермахта, служившими в то время в Финляндии. «В моих рисунках у меня нет политических заявлений, нет идеологии. Я думаю только о самой картине. Вся нацистская философия, расизм и все такое мне ненавистны, но, конечно, я все равно их нарисовал - у них была самая сексуальная форма! " После войны, в 1945 году, он вернулся к учебе.

Работы Лааксонена этого периода по сравнению с более поздними считаются более романтичными и мягкими с «мягкими формами и формами». Представленные мужчины принадлежали к среднему классу, в отличие от моряков, байкеров, лесорубов, строительных рабочих и других членов стереотипно сверхмужских рабочих групп, которые фигурировали в его более поздних работах. Другим ключевым отличием является отсутствие драматических композиций, самоуверенных поз, мускулистых тел и «отстраненных экзотических декораций», которые воплощались в его более поздних работах.

Карьера

В 1956 году Лааксонен представил рисунки влиятельным Американский журнал Physique Pictorial, впервые представивший изображения в весеннем выпуске 1957 года под псевдонимом Том, так как оно напоминало его настоящее имя Токо. Позднее в том же году в зимнем выпуске редактор Боб Мизер придумал кредит Tom of Finland. Одна из его работ была изображена на обложке весны 1957 года, на которой были изображены два бревна за работой, а третий наблюдал за ними. Вырванный из финской мифологии лесорубов, олицетворяющих сильную мужественность, Лааксонен подчеркивал и отдавал предпочтение «гомоэротической потенциальности [...], перемещая ее в гей-контекст», - стратегия повторялась на протяжении всей его карьеры.

В эпоху после Второй мировой войны рост байкерской культуры отвергал «реорганизацию и нормализацию жизни после войны с ее конформистским, оседлым образом жизни». Субкультура байкеров была маргинальной и оппозиционной, и послевоенные геи обладали стилизованной маскулинностью, включающей бунтарство и опасность. Это контрастировало с преобладающими в то время стереотипами о геях как о женоподобных неженках, как это видно в водевиле и фильмах, восходящих к первым годам существования индустрии. На Лааксонена повлияли изображения байкеров, а также работы Джорджа Квинтанса и Этьена, среди прочих, которые он назвал своими предшественниками, «распространенные среди геев через журналы о гомоэротическом телосложении», начиная с в 1950 году. В рисунках Лааксонена байкеров и кожевников использовались кожаные и джинсовые наряды, которые отличали этих мужчин от основной культуры и предполагали, что они были необузданными, физически развитыми и самодостаточными. Это контрастирует с обычным медико-психологическим грустным и чувствительным молодым геем, который пассивен. Рисунки Лааксонена этого времени «можно рассматривать как объединение множества факторов, стилей и дискурсов, уже существовавших в гей-субкультурах 1950-х годов», это могло привести к их широкому распространению и популяризации в этих культурах.

США кодексы цензуры (1950–1960-е годы)

Том из Финляндии: жизнь и творчество веселого героя Обложка книги «Том из Финляндии: жизнь и творчество героя-гея».

Стиль и содержание Лааксонена в конце 1950-х - начале 1960-х годов частично находились под влиянием кодексов цензуры США, которые ограничивали изображение «явных гомосексуальных действий». Его работа была опубликована в жанре beefcake, начавшемся в 1930-х годах, и в ней преимущественно использовались фотографии привлекательных, мускулистых молодых людей в спортивных позах, часто демонстрирующих демонстрационные упражнения. Их первичный рынок был гомосексуалисты, но из-за консервативного и гомофоб социальной культуры эпохи, гей-порнографии было незаконным, и публикации, как правило, представлены как посвященный физической культуры и здоровья. Часто они были единственной связью замкнутых мужчин с их сексуальностью. К этому времени, однако, Лааксонен оказывал частные заказы, поэтому была произведена более подробная работа, но она так и осталась неопубликованной.

В деле 1962 года MANual Enterprises v. Day Соединенные Штаты Верховный суд постановил, что обнаженные фотографии мужчины не были по своей сути неприличным. Softcore гей-журналы порнография и фильмы с участием полностью обнаженных моделей, некоторые из них припухшие, быстро появился и притворство бытия о физических упражнениях и фитнес были сброшены, как было сокращены управления на порнографии. К концу 1960-х рынок журналов о мясных пирожках рухнул. Лааксонен смог опубликовать свою более откровенно гомоэротическую работу, и она изменила контекст, представив «новые возможности и условности для отображения фронтальной мужской наготы в журналах и фильмах». Лааксонен отреагировал, опубликовав более подробные рисунки и стилизовав фантастические аспекты своих фигур с преувеличенными физическими аспектами, особенно их гениталиями и мускулами. В конце 1960-х он разработал Каке, персонажа, появляющегося в продолжающейся серии комиксов, дебютировавшей в 1968 году.

Гей мейнстрим (1970-е – 1991)

С декриминализацией мужской наготы, гей порнография стала более распространенной в гей-культуре, и работой Laaksonen наряду с ним. К 1973 году он публиковал эротические комиксы и вторгался в основной мир искусства с помощью выставок. В 1973 году он оставил свою постоянную работу в хельсинкском офисе McCann-Erickson, международной рекламной фирмы. «С тех пор я жил в джинсах и живу своими рисунками», - так он описал изменение образа жизни, которое произошло в этот период.

К середине 1970-х он также делал упор на фотореалистичном стиле, делая детали рисунков более фотографическими. Многие из его рисунков основаны на фотографиях, но ни один из них не является их точным воспроизведением. Фотографическое вдохновение используется, с одной стороны, для создания реалистичных, почти движущихся изображений с убедительными и активными позами и жестами, в то время как Лааксонен преувеличивает физические особенности и представляет свой идеал мужской красоты и сексуального обаяния, сочетая реализм с фантазией. В книге «Папа и мышечная академия - Искусство, жизнь и времена Тома из Финляндии» примеры фотографий и рисунки на их основе показаны рядом. Хотя он считал фотографии всего лишь справочными материалами для своих рисунков, студенты, изучающие современное искусство, рассматривали их как законченные произведения искусства, стоящие сами по себе.

Комната Тома Финского в доме Фонда Тома Финляндии в Лос-Анджелесе, 2002 г. ; сфотографировано Хеннингом фон Бергом.

В 1979 году Лааксонен вместе с бизнесменом и другом Дурком Денером стал соучредителем компании Tom of Finland Company, чтобы сохранить авторские права на свои произведения, которые были широко пиратскими. В 1984 г. был учрежден Фонд «Том оф Финляндия» для сбора, сохранения и экспонирования гомоэротических произведений искусства. Хотя Лааксонен был довольно успешен на тот момент, его биография была в списке бестселлеров, а Бенедикт Ташен, крупнейший в мире издатель книг по искусству, переиздавший и расширивший монографию своих работ, он больше всего гордился Фонд. Сфера деятельности организации расширилась до эротических работ всех типов, спонсировала конкурсы, выставки и положила начало созданию музея эротического искусства.

Смерть

Лааксонену поставили диагноз эмфизема. в 1988 году. В конце концов болезнь и лекарства заставили его руки дрожать, что заставило его сменить среду с карандаша на пастель. Он умер в 1991 году от инсульта, вызванного эмфиземой.

Прием

При жизни и в последующие годы работы Лааксонена вызывали восхищение и презрение в различных кругах художественного сообщества. Лааксонен подружился с геем-фотографом Робертом Мэпплторпом, чьи работы, изображающие садомазохизм и фетиш иконографию, также вызвали споры.

Спорная тема в его рисунках было эротическое отношение к мужчинам в нацистской униформы. Они составляют небольшую часть его общей работы, но типично лестная визуальная обработка этих персонажей привела некоторых зрителей к выводу о симпатии или близости к нацизму, и они были исключены из самых последних антологий его работ. Позже в своей карьере Лааксонен отрекся от этой работы и изо всех сил старался отделить себя и свою работу от фашистских или расистских идеологий. Он также изобразил на своих рисунках значительное количество чернокожих, без явных расовых или политических посланий в контексте, в котором они появляются; хотя они имеют некоторую общность с расистскими карикатурами на «гиперсексуальных» чернокожих мужчин, эти черты характерны и для белых персонажей Лааксонена.

Искусствоведы неоднозначно относятся к работе Лааксонена. Его детальная техника рисования привела к тому, что его описали как «мастера с карандашом», в то время как рецензент голландской газеты Het Parool описал его работу как «иллюстративную, но без выразительности».

Существует немало споров о том, является ли его изображение «суперменов» (мужских персонажей с огромными половыми органами и мускулами) поверхностным и неприятным, или же в работе есть более глубокая сложность, которая играет с этими стереотипами и разрушает их. Например, некоторые критики отмечали случаи явной нежности между традиционно жесткими мужскими персонажами или игривых улыбок в садомазохистских сценах.

В любом случае остается большая часть людей, которые восхищаются работой над чисто утилитарной основа; по описанию Роба Мейера, владельца кожевенного магазина и художественной галереи в Амстердаме, «Эти работы не являются предметом разговора, это предметы мастурбации».

Написал для Artforum, сказал Кевин Киллиан что просмотр оригиналов Tom of Finland «вызывает сильное уважение к его ловкому, остроумному творению». Кейт Вольф пишет, что «Tom of Finland помог проложить путь к освобождению геев».

Культурное влияние и наследие
Обложка видео-релиза Daddy and the Muscle Academy: The Life and Art of Tom of Finland документальный.

В конце 1980-х художник Г. Б. Джонс начал серию рисунков под названием «Девочки Тома», которые заимствовали рисунки Тома из Финляндии. Рисунки были выполнены в стиле Тома из Финляндии и основаны на его рисунках, но с участием девушек-панков или других женщин, принадлежащих к субкультуре. Однако, в отличие от рисунков Тома, в работах Джонса авторитетные фигуры существуют только для того, чтобы их подрывать, а не подчиняться. Два художника вместе выставляли свои работы в Нью-Йорке в начале 1990-х годов.

В 1995 году Tom of Finland Clothing Company представила модную линию, основанную на его работах, которая охватывает широкий спектр образов, помимо типичного стиля обрезанных джинсов и пиджака на его рисунках. Линия моды уравновешивает оригинальный гомоэротизм рисунков с господствующей культурой моды, и их показы на подиумах проходят во многих местах в то же время, что и другие модные компании.

В 2009 году Лааксонен был введен в Зал славы кожи.

Некоторые из его оригинальных работ находятся в Архиве и музее кожи.

Выставки

Нью-Йоркском Музее современного искусства приобрел несколько экземпляров произведений искусства Лааксонена для своей постоянной коллекции. В 2006 году Музей современного искусства в Нью-Йорке принял пять рисунков Тома из Финляндии как часть более крупного подарка от Фонда Джудит Ротшильд. Попечитель Фонда Джудит Ротшильд, Харви С. Шипли Миллер, сказал: «Том из Финляндии входит в пятерку самых влиятельных художников двадцатого века. Как художник он был великолепен, как и влияние, которое он оказал трансцендентным». Хадсон из Feature Inc., Нью-Йорк, поместила работы Тома из Финляндии в коллекции Школы дизайна Род-Айленда Художественного музея и Института искусств Чикаго. Его работы также находятся в публичных коллекциях: Музея современного искусства (MOCA), Лос-Анджелес, США; Художественный музей Вяйнё Аалтонена ; Турку, Финляндия; Музей искусств Беркли Калифорнийского университета, Беркли (Калифорния), США; Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес, США; Киасма, Музей современного искусства, Хельсинки, Финляндия; Музей современного искусства Сан-Франциско, Сан-Франциско, США; и Фонд Тома из Финляндии, Лос-Анджелес, США.

В 1999 году выставка проходила в Institut Culturel Finlandais (Финский Культурный центр) в Париже.

В 2011 году в Турку, Финляндия, прошла большая ретроспективная выставка работ Лааксонена. Выставка стала одним из официальных мероприятий программы Турку Культурная столица Европы.

В 2012 году Kulturhuset представила ретроспективу Tom of Finland в Стокгольме, Швеция. ; Том из Финляндии работал в фонде Роберта Раушенберга «Мы, люди» в Нью-Йорке, США.

В 2013 году MOCA представила Bob Mizer Tom из Финляндии в Лос-Анджелесе, США. Работы художника были также замечены в HAPPY BIRTHDAY Galerie Perrotin - 25 лет в Лилле, Франция; Музей Лесли Ломана Rare and Raw в Нью-Йорке, США; и «Keep Your Timber Limber» (Работы на бумаге) Института современного искусства в Лондоне, Англия.

В 2015 году Artists Space представила выставку «Tom of Finland: The Pleasure of Play» в Нью-Йорке, США. Выставка также была представлена ​​в Kunsthalle Helsinki в 2016 году, дополненная дополнительными материалами, такими как фотографии из семейных альбомов.

В 2020 году в рамках празднования 100-летия «Tom of Finland»: Любовь и освобождение »в лондонском Доме иллюстрации продемонстрировали 40 оригиналов, в которых мода была одним из аспектов его творчества.

Фильм

В 1991 году Filmitakomo и Yleisradio сняли документальный фильм «Папа и мышечная академия: жизнь и искусство Тома из Финляндии» режиссера Илппо Похьёла. К концу 1980-х Лааксонен был хорошо известен в гей-мире, но его «пневматически мускулистые, скрупулезно изображенные символы мужественности в виде монстров» привлекли к себе внимание, когда вышел фильм, включающий сотни изображений его работ и интервью. театрально в Финляндии, выиграл финскую премию Jussi Award в своей категории в 1992 году и демонстрировался на кинофестивалях и в кинотеатрах по всему миру. Высоко оценивая художественные работы по качеству один критик отметил, воспевающий фильм о Лааксонно как гей-икона гордости, игнорируя при этом его работу в «сходство как S M порнография и фашистское искусство», которое она связана с Ранний сексуальный опыт Лааксонена с немецкими солдатами во время Второй мировой войны.

Режиссер Уэс Херли считает, что Том из Финляндии оказал влияние на его творчество, в том числе его короткометражный фильм «Питер и волк» и его культовый комедийный мюзикл Вакси Мун в Fallen Jewel.

В 2013 году компания Variety объявила, что финский режиссер Дом Карукоски собирался снять биографический фильм о Лааксонене под названием Том из Финляндии. Helsinki-filmi произвела его и получила эксклюзивные права. Фильм, выпущенный в феврале 2017 года в Финляндии, является первым биографическим фильмом об артистке.

Марки

В сентябре 2014 года финская почтовая служба Itella Posti опубликовала Комплект из трех первоклассных марок с рисунками Лааксонена, связанный с выпуском марок, экспонировал часть его корреспонденции в Финском почтовом музее. На двух марках есть фрагменты изображения обнаженного мужчины, сидящего между ног другого человека в костюме полицейского; на другом изображены обнаженные ягодицы с мужским лицом, заключенным между бедер. Набор марок превзошел ожидания Пости, с предварительными заказами из 178 стран, что сделало его самым продаваемым штампом в истории сервиса.

Видеосъемка
  • Илппо Похьола (автор): Кари Пальякка и Альваро Пардо ( продюсеры): Daddy and Muscle Academy: Tom of Finland. Filmitakomo YLE, Финляндия, 1991 г. (Продолжительность выпуска: 58 минут. Также представлены кадры из графики Лааксонена.)
См. Также
Примечания
Ссылки
  • Арелл, Берндт; Мустола, Кати (2006). Том Финляндии: Ennennäkemätöntä - Непредвиденное. Подобно. ISBN 952-471-843-X.
  • Хувен, Ф. Валентайн (1993). Том Финляндии: его жизнь и времена. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. ISBN 0-312-09325-X.
  • Хувен, Ф. Валентайн III (2012). Том Финляндии: жизнь и творчество веселого героя. Берлин: Бруно Гмюндер Верлаг. ISBN 978-3-86787-166-2.
  • Лёфстрём, Ян (1998), «Скандинавские гомосексуальности: эссе по исследованиям геев и лесбиянок», Журнал гомосексуализма, Рутледж, 35 (3–4), стр. 189–206, ISBN 0-7890-0508-5
  • Ramakers, Mischa. Грязные картинки: Том из Финляндии, мужественность и гомосексуализм. Нью-Йорк: St. Martin's Press, 2001. ISBN 0-312-20526-0
  • Суарес, Хуан А. (1996). Bike Boys, Drag Queens и Superstars: авангард, массовая культура и гей-идентичности в подпольном кинотеатре 1960-х. Блумингтон и Индианаполис: Издательство Индианского университета. ISBN 0-253-32971-X.
  • Том оф Финляндия: Искусство удовольствия. Миша Рамакерс, изд. Лондон: Taschen, 1998, ISBN 3-8228-8598-3
  • Tom of Finland: The Comic Collection. Vol. 1–5. Дайан Хэнсон, изд. Лондон: Ташен, 2005. ISBN 978-3-8228-3849-5
  • Нидхэм, Алекс (1 августа 2017 г.). «Мир кожи: как Том оф Финляндия создал легендарную гей-эстетику». Хранитель. Проверено 1 августа 2017 г.
Дополнительная литература
  • Kalin, Kaj (1990). [fi ] (Интервью) (на финском). №3. Хельсинки. стр. 104–119. Отсутствует или пусто | title =()
Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Tom of Finland на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-11 06:07:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте