Антонио Карлос Жобим

редактировать
Бразильский автор песен, композитор, аранжировщик, певец и пианист / гитарист
Антонио Карлос Жобим
Жобим в 1965 году (Национальный архив Бразилии) Жобим в 1965 г. ( Национальный архив Бразилии )
Справочная информация
Имя при рожденииАнтониу Карлос Бразилейро де Алмейда Жобим
Также известен какАнтониу Карлос Жобим, Том Жобим, Том До Винисиус
Родился(1927-01-25) 25 января 1927 г.. Рио-де-Жанейро, Бразилия
Умер8 декабря 1994 г. (1994-12-08) (67 лет). Нью-Йорк, США
ЖанрыBossa nova, Latin jazz, самба, MPB
Профессия(s)Музыкант, композитор, автор песен, певец
ИнструментыФортепиано, гитара, флейта, вокал
Годы деятельности1956–1994
ЛейблыVerve, Warner Bros., Elenco, AM, CTI, MCA, Philips, Decca, Sony
Associated playsVinicius de Moraes, Элис Регина, Алоизио де Оливейра, Жоао Жилберту, Аструд Жилберто, Стан Гец, Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Стинг, Гал Коста, Энди Уильямс

Антонио Карлос Бразилейро де Алмейда Жобим (25 января 1927 - 8 декабря 1994), также известный как Том Жобим (португальское произношение: ), был бразильским композитором, пианистом, автором песен, аранжировщиком и певица. Широко известный как один из величайших представителей бразильской музыки, Жобим интернационализировал босса-нову и, с помощью известных американских артистов, объединил его с джазом в 1960-х годах, чтобы создать новое звучание, пользующееся замечательным успехом. Поэтому его иногда называют «отцом босса-новы».

Жобим был основной силой, стоящей за созданием стиля босса-нова, и его песни исполнялись многими певцами и инструменталистами по всему миру.

В 1965 году альбом Getz / Gilberto был первым джазовым альбомом, получившим премию Грэмми в категории Альбом года. Он также был удостоен награды Лучший джазовый инструментальный альбом - индивидуальный или групповой и Лучший неклассический альбом. Сингл с альбома "Garota de Ipanema" ("Девушка из Ипанемы"), одна из самых записываемых песен всех времен, выиграл Рекорд года. Жобим сочинил много песен, которые сейчас входят в стандартный репертуар джаза и поп-музыки. Песня "Garota de Ipanema" была записана другими исполнителями более 240 раз. Его альбом 1967 года с Фрэнком Синатрой, Фрэнсисом Альбертом Синатрой и Антониу Карлосом Жобимом был номинирован на премию «Альбом года» в 1968 году. 1.1 Музыкальные влияния

  • 2 Карьера
  • 3 Личная жизнь
  • 4 Смерть
  • 5 Наследие
  • 6 Дискография и композиции
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
  • Ранние годы

    Антониу Карлос Жобим родился в районе Тижука в Рио-де-Жанейро, где жил средний класс. Его отец, Хорхе де Оливейра Жобим (Сан-Габриэль, Риу-Гранди-ду-Сул, 23 апреля 1889-19 июля 1935), был писателем, дипломатом, профессором и журналистом. Он происходил из известной семьи, был внучатым племянником Жозе Мартинса да Крус Жобима, сенатором, тайным советником и врачом императора дона Педро II.. Изучая медицину в Европе, Хосе Мартинс добавил Жобима к своей фамилии, отдавая дань уважения деревне, откуда его семья приехала в Португалии, приходу Санта-Крус-де-Йовим, Порту. Его мать, Нильза Бразилейро де Алмейда (ок. 1910 - 17 ноября 1989 г.), была частично коренным народом северо-восточной Бразилии.

    Когда Антониу был еще младенцем, его родители разошлись и его мать переехала со своими детьми (Антониу Карлос и его сестра Хелена Изаура, родившиеся 23 февраля 1931 г.) в Ипанема, прибрежный район, который композитор позже воспевает в своих песнях. В 1935 году, когда умер старший Жобим, Нильза женился на Селсу да Фрота Пессоа (умер 2 февраля 1979 года), что способствовало карьере его пасынка. Он был тем, кто подарил Жобиму его первое пианино. Будучи молодым человеком с ограниченными средствами, Жобим зарабатывал себе на жизнь игрой в ночных клубах и барах, а затем работал аранжировщиком на звукозаписывающей студии, прежде чем начал добиваться успеха в качестве композитора.

    Музыкальные влияния

    Музыкальные корни Жобима прочно укоренились в творчестве Пиксингуиньи, легендарного музыканта и композитора, который начал современную бразильскую музыку в 1930-х годах. Среди его учителей были Люсия Бранко, а с 1941 г. Ханс-Иоахим Кёльрейттер, немецкий композитор, который жил в Бразилии и ввел в стране атональную и двенадцатитонную композицию. На Жобима также оказали влияние французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель, а также бразильские композиторы Ари Баррозу и Эйтор Вилья-Лобос, который был охарактеризован как «самое важное музыкальное влияние Жобима». Среди множества тем его тексты говорили о любви, самопознании, предательстве, радости и особенно о птицах и природных чудесах Бразилии, таких как лес «Mata Atlântica», персонажах бразильского фольклора и его родном городе Рио-де- Жанейро.

    Карьера

    В 1940-х Том Жобим начал играть на пианино в барах и ночных клубах Рио-де-Жанейро, а в первые годы 1950-х работал аранжировщиком в Continental Studio, где он его первая композиция была записана в апреле 1953 года, когда бразильский певец Мориси Моура записал Incerteza, композицию Тома Жобима на слова Ньютона Мендонсы.

    Жобим стал известным в Бразилии, когда он объединился с поэтом и дипломатом Винисиус де Мораес написать музыку к пьесе Orfeu da Conceição (1956). Самой популярной песней шоу была «Se Todos Fossem Iguais A Você» («Если бы все были похожи на тебя»). Позже, когда по пьесе был экранизирован фильм, продюсер Саша Гордин не захотел использовать музыку из пьесы. Гордин попросила у де Мораеса и Жобима новую музыку к фильму «Орфей негр», или Черный Орфей (1959). Мораес в то время находился в Монтевидео, Уругвай, работая на Итамарати (Министерство иностранных дел Бразилии ), и поэтому он и Жобим смогли написать только три песни, в основном за телефон («A felicidade », «Frevo» и «O nosso amor»). Это сотрудничество оказалось успешным, и де Мораес продолжил писать тексты некоторых из самых популярных песен Жобима.

    В 1958 году бразильский певец и гитарист Жоао Жилберту записал свой первый альбом с двумя самыми известными песнями Тома Жобима: Desafinado и Chega de Saudade. Этот альбом открывает движение Bossa Nova в Бразилии. Утонченная гармония его песен привлекла внимание джазовых музыкантов в Соединенных Штатах, в основном после первого выступления Тома Жобима в Карнеги-холле в 1962 году.

    Жобим в 1972 году (Национальный архив of Brazil )

    Ключевым событием, сделавшим музыку Жобима известной в англоязычном мире, стало его сотрудничество с американским джазовым саксофонистом Стэном Гетцем, бразильским певцом Жоао Жилберто и Жилберто жена в то время, Astrud Gilberto, в результате чего были выпущены два альбома: Getz / Gilberto (1963) и Getz / Gilberto Vol. 2 (1964). Выпуск Getz / Gilberto вызвал повальное увлечение босановой в Соединенных Штатах, а затем и во всем мире. Getz ранее записывал Jazz Samba с Чарли Бердом (1962) и Jazz Samba Encore! с Луис Бонфа (1964). Жобим написал многие песни для альбома Getz / Gilberto, который стал одним из самых продаваемых джазовых альбомов всех времен, и превратил Аструд Гилберто, который пел на «Гарота де Ипанема» (Девушка из Ипанемы ) и «Корковадо », став международной сенсацией. На Грэмми 1965 года Гетц / Гилберто получил Грэмми за альбом года, премию Грэмми за лучший джазовый инструментальный альбом, индивидуальный или групповой и Премия Грэмми за лучший созданный альбом, неклассический. "Девушка из Ипанемы" выиграла премию Грэмми как запись года. Среди его более поздних хитов - "Águas de Março" (Мартовские воды, 1972), для которого он написал тексты на португальском и английском языках.

    Личная жизнь

    Жобим был женат на Терезе Отеро Херманни 15 октября 1949 г. и имел от нее двоих детей: Пауло Жобим (1950 г.р.), архитектор и музыкант, женат и отец Даниэль Жобим (1973 г.р.) и Дора Жобим (1976 г.р.); и Элизабет «Бет» Жобим (род. 1957), художница. Жобим и Тереза ​​развелись в 1978 году. 30 апреля 1986 года он женился на 29-летней фотографе Ане Беатрис Лонтра, от которой у него родилось еще двое детей: Жоао Франсишку Жобим (1979–1998) и Мария Луиза Хелена Жобим (1987 г.р.). Даниэль, сын Пауло, вслед за своим дедом стал пианистом и композитором и исполнил «Девушку из Ипанемы» на церемонии открытия летних Олимпийских игр 2016 в Рио-де-Жанейро. Жанейро.

    Смерть

    Могила Жобима на кладбище Святого Иоанна Крестителя, Рио-де-Жанейро

    В начале 1994 года, после завершения своего альбома Антонио Бразилейро, Жобим пожаловался своему врачу Роберто Уго Коста Лима по поводу проблем с мочеиспусканием. 2 декабря 1994 года ему сделали операцию в больнице Mount Sinai Hospital в Нью-Йорке. 8 декабря, когда он оправлялся от операции, у него произошла остановка сердца, вызванная тромбоэмболией легочной артерии, и два часа спустя еще одна остановка сердца, от которой он умер. У него остались дети и внуки. Его последний альбом, Antonio Brasileiro, был выпущен посмертно через три дня после его смерти.

    Его тело лежало в состоянии, пока не было надлежащим образом захоронено 20 декабря 1994 года. Он похоронен в Семитерио Сан-Жуан Батиста в Рио-де-Жанейро.

    Наследие

    Жобим широко известен как один из самых важных авторов песен 20-го века. Многие из его песен являются джазовыми стандартами.

    американскими джазовыми певицами Элла Фицджеральд и Фрэнк Синатра ; песни Жобима широко представлены в своих альбомах Элла Абраса Жобим ( 1981) и Фрэнсис Альберт Синатра и Антонио Карлос Жобим (1967), соответственно. CD Wave 1996 года: Сборник песен Антонио Карлоса Жобима включал исполнение мелодий Жобима Оскаром Петерсоном, Херби Хэнкоком, Чиком Кориа и Тутсом Тилемансом.

    Жобим был новатором в использовании сложных гармонических структур в популярных песнях. Некоторые из его мелодических поворотов, такие как мелодия, настаивающая на мажорной септаккорде, стали обычным явлением в джазе после того, как он их использовал.

    Среди бразильских соавторов и интерпретаторов музыки Жобима Винисиуса де Мораеса, Жоао Жилберто (часто считается соавтором или создателем босса-новы), Чико Буарк, Гал Коста, Элис Регина, Серхио Мендес, Аструд Жилберто и Флора Пурим. Эумир Деодато и дирижер / композитор Клаус Огерман аранжировали множество записей мелодий Жобима.

    Он выиграл Премию за выслугу на 54-я премия «Грэмми» в 2012 году. 5 января 1999 года муниципалитет Рио-де-Жанейро изменил название международного аэропорта Рио-де-Жанейро Галеан, расположенного на острове Говернадор, чтобы носить имя композитора. Аэропорт Галеан прямо упоминается в его композиции "Samba do Avião". В 2014 году Жобим был посмертно занесен в Зал славы латинских авторов песен. В 2015 году Billboard назвал Жобима одним из 30 самых влиятельных латиноамериканских исполнителей всех времен.

    Американский исполнитель современного джаза Майкл Фрэнкс посвятил свой альбом 1995 года Заброшенный сад памяти Жобима. Английский певец / автор песен Джордж Майкл часто признавал влияние Жобима. Его альбом 1996 года Older был посвящен Жобиму, и он записал "Desafinado " на Red Hot + Rio (1996) с Аструдом Жилберто.

    Официальный талисман Летних Паралимпийских игр 2016 в Рио-де-Жанейро, Том, был назван в его честь.

    Дискография и композиции

    Студийные альбомы
    Сотрудничество

    Примечания

    Ссылки

    Внешние ссылки

    Последняя правка сделана 2021-06-11 19:47:13
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте