Том Крин (исследователь)

редактировать
Ирландский исследователь

Томас Крин
Портрет Тома Крина, Февраль 1915 г. курит трубку Том Крин, февраль 1915 г.
Родился(1877-07-20) 20 июля 1877 г.. Гуртучран, Аннаскаул, графство Керри, Ирландия
Умер27 июля 1938 г. (1938-07-27) (61 год). Госпиталь Бон Секурс, Корк, Ирландия
ПохороненБаллинакурти, Аннаскол, графство Керри, Ирландия
ВерностьЮнайтед Королевство Великобритании и Ирландии
Служба / филиалКоролевский флот
Годы службы1893–1920
НаградыМедаль Альберта (1913). Полярная медаль (1904, 1913, 1916)
Супруг (ы)Эллен Херлихи
ДетиМэри Крин О ' Брайен. Кейт Крин. Эйлин Крин
ПодписьTomCreanSignature.png

Томас Крин (20 июля 1877 г. - 27 июля 1938 г.) был ирландским моряком и исследователем Антарктики награжденный медалью Альберта за спасение жизни.

Крин был участником трех крупных экспедиций в Антарктиду в течение всего времени. g Героический век исследования Антарктики, включая Роберта Фалькона Скотта 1911–1913 годов. Это привело к тому, что гонка за достижение Южного полюса проиграла Роальду Амундсену и закончилась смертью Скотта и его отряда. Во время экспедиции одиночная прогулка Крина протяженностью 35 статутных миль (56 км) через шельфовый ледник Росс, чтобы спасти жизнь Эдварда Эванса, привела к тому, что он получил медаль Альберта.

Крин покинул семейную ферму около Аннаскола, чтобы записаться в Королевский флот в возрасте 15 лет, но солгал о своем возрасте, поскольку ему должно было быть 16. В 1901 году во время службы на Рингарома в Новой Зеландии, он вызвался присоединиться к Скотту в 1901–04 годах в Антарктиде, тем самым начав свою исследовательскую карьеру.

После опыта на Терра Нова, третье и последнее антарктическое предприятие Крина было вторым офицером на Эрнесте Шеклтоне. После того, как корабль Endurance застрял в паковых льдах и затонул, Крин и корабельная компания провели 492 дня в дрейфе по льду, прежде чем отправиться в спасательных шлюпках корабля к острову Элефант. Он был членом экипажа, который совершил путешествие на небольшой лодке протяженностью 800 морских миль (1500 км) от острова Элефант до острова Южная Георгия в поисках помощи для застрявшей стороны.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и карьера
  • 2 Экспедиция Discovery, 1901–1904
  • 3 Между экспедициями, 1904–1910
  • 4 Экспедиция Terra Nova, 1910–1913
  • 5 Imperial Trans- Антарктическая экспедиция (Экспедиция на выносливость), 1914–1917 гг.
  • 6 Позже
  • 7 Наследие
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Ранние годы и карьера

Томас Крин родился в 1877 году в фермерском районе Гуртучрейн возле деревни Аннаскаул на Корка Дуибне в графстве Керри, Ирландия, Патрику и Кэтрин (урожденная Кортни) Крин. Один из десяти братьев и сестер, он посещал местную католическую школу (в соседнем Браклуине), оставив ее в возрасте 12 лет, чтобы помогать на семейной ферме.

В возрасте 15 лет он поступил на службу в Royal Военно-морской флот на военно-морской базе в соседнем заливе Минард, возможно, после ссоры с отцом. Его зачисление на военную службу мальчиком второго класса зарегистрировано в записях Королевского флота 10 июля 1893 года, за десять дней до его 16-летия, хотя и без согласия его родителей.

Первоначальное военно-морское обучение Крина проходило на борту его корабля. учебный корабль Неприступный в Девонпорте. В ноябре 1894 года он был переведен в Девастейшн. К своему 18-летию в 1895 году Крин служил в Ройал Артур и получил звание рядового моряка. Менее чем через год он был в Wild Swan в качестве способного моряка, а позже присоединился к военно-морскому учебному кораблю торпеды, Defiance. К 1899 году Крин поднялся до уровня унтер-офицера второго класса и служил в Vivid. В феврале 1900 года Крин был отправлен на торпедное судно Ringarooma, входившее в состав эскадры Новой Зеландии Королевского флота, базировавшейся на Южном острове. 18 декабря 1901 года он был понижен в звании с старшины до квалифицированного моряка за неустановленный проступок. В декабре 1901 года «Рингарома» было приказано помочь кораблю «Дискавери» Роберта Фалькона Скотта, когда оно пришвартовалось в гавани Литтелтона в ожидании отплытия в Антарктиду. Когда способный моряк корабля Скотта дезертировал после удара старшины, требовалась замена; Крин вызвался, и был принят.

Экспедиция Дискавери, 1901–1904 гг.

Вид с воздуха на Хат-Пойнт, недалеко от станции Мак-Мердо, Антарктида Вид с воздуха на мыс Хат, пролив Мак-Мердо, Антарктида - местоположение базы Дискавери в 1902–04 годах

Дискавери отплыл к Антарктика 21 декабря 1901 года и семь недель спустя, 8 февраля 1902 года, прибыла в пролив Мак-Мердо, где она бросила якорь в месте, которое позже было обозначено как «Хижина-Пойнт». Здесь мужчины заложили базу, с которой они отправятся в научные и исследовательские поездки на санях. Крин оказался одним из самых эффективных грузчиков в отряде; По всей экспедиции только семь из 48 участников отряда провели в упряжке больше времени, чем 149 дней Крина. Крин обладал хорошим чувством юмора и нравился своим товарищам. Заместитель командующего Скотта, Альберт Армитидж, написал в своей книге «Два года в Антарктике», что «Крин был ирландцем с запасом остроумия и уравновешенным характером, которого ничто не беспокоило».

Крин сопровождал лейтенанта Майкла Барна в трех поездках на санях через шельфовый ледник Росс, тогда известный как «Великий ледяной барьер». В их число входило отряд из 12 человек во главе с Барном, который 30 октября 1902 года отправился на закладку складов в поддержку главного южного путешествия, предпринятого Скоттом, Шеклтоном и Эдвардом Уилсоном. 11 ноября отряд Барн преодолел предыдущую отметку дальний юг, установленную Карстеном Борхгревинком в 1900 году на 78 ° 50 'ю.ш., рекорд, который они держали недолго, пока южная сторона не перешла его. его путь к конечному 82 ° 17 'ю.ш.

Во время антарктической зимы 1902 года «Дискавери» застрял во льдах. Попытки освободить ее летом 1902–03 годов не увенчались успехом, и хотя некоторые участники экспедиции (в том числе Эрнест Шеклтон ) уехали на спасательном корабле, Крин и большая часть отряда остались в Антарктике до корабль был окончательно освобожден в феврале 1904 года. После возвращения к регулярной военно-морской службе Крин был повышен до старшины первого класса по рекомендации Скотта.

Между экспедициями, 1904–1910 гг.

Крин вернулся. на военно-морскую базу в Чатем, Кент, сначала служил в Пембруке в 1904 году, а затем перешел в торпедную школу на Вернон. Крин привлек внимание капитана Скотта своим отношением к делу и трудовой этикой во время экспедиции «Дискавери», и в 1906 году Скотт попросил Крина присоединиться к нему на Победоносной. В течение следующих нескольких лет Крин последовал за Скоттом в Олбемарл, Эссекс и Бастион. К 1907 году Скотт планировал свою вторую экспедицию в Антарктику. Между тем, Эрнест Шеклтон (1907–09), несмотря на достижение нового рекорда самого дальнего юга - 88 ° 23 'ю.ш., не смог достичь Южного полюса. Скотт был с Крином, когда стало известно о близкой смерти Шеклтона; записано, что Скотт заметил Крину: «Думаю, нам лучше сделать выстрел в следующий раз».

Экспедиция Терра Нова, 1910–1913 гг.

Шесть человек работают с санями и походным снаряжением рядом с остроконечной палаткой, установленной на заснеженной поверхности. Рядом в снегу припаркованы вертикальные лыжи Полярная группа Скотта на 87 ° южной широты, 31 декабря 1911 г., перед возвращением Крина с последней группой поддержки

Скотт очень уважал Крина, поэтому он был среди первых людей, набранных для экспедиции Терра Нова, которая отправилась в Антарктику в июне 1910 года, и одним из немногих людей в вечеринка с предыдущим полярным опытом. После прибытия экспедиции в пролив Мак-Мердо в январе 1911 года Крин был в составе команды из 13 человек, которые основали «One Ton Depot» в 130 статутных милях (210 км) от Hut Point. назван так из-за большого количества еды и оборудования, спрятанного там на предполагаемом маршруте к Южному полюсу. Возвращаясь со склада в базовый лагерь на Кейп-Эванс, Крин в сопровождении Апсли Черри-Гаррард и Генри «Берди» Бауэрс чуть не попал в беду во время кемпинга. на неустойчивом морском льду. Ночью лед тронулся, люди остались плыть по течению на льдине и отделились от саней. Крин, вероятно, спас жизни группы, прыгая с льдины на льдину, пока не достиг края Барьера и не смог вызвать помощь.

Старшины Эдгар Эванс и Крин починили спальные мешки (май 1911)

Крин отправился со Скоттом в ноябре 1911 года для попытки достичь Южного полюса. Это путешествие состояло из трех этапов: 400 статутных миль (640 км) через Барьер, 120 статутных миль (190 км) вверх по сильно изрезанному трещинами леднику Бердмор до высоты 10000 футов (3000 м) над уровнем моря, а затем еще 350 статутных миль (560 км) до полюса. Через определенные промежутки времени поддерживающие партии возвращались на базу; Крин был в последней группе из восьми человек, которые вышли на полярное плато и достигли 87 ° 32 'ю.ш., на расстоянии 168 статутных миль (270 км) от полюса. Здесь, 4 января 1912 года, Скотт выбрал свою последнюю полярную группу: Крин, Уильям Лэшли и Эдвард Эванс получили приказ вернуться на базу, а Скотт Эдгар Эванс, Эдвард Уилсон, Бауэрс и Лоуренс Оутс продолжили путь к полюсу.

Биограф Крина Майкл Смит предполагает, что Крин был бы лучшим выбором для полярной партии, чем Эдгар Эванс, который был ослаблен недавней травмой руки (о которой Скотт не знал). Крин, считавшийся одним из самых выносливых людей в экспедиции, провел пони через Барьер и, таким образом, избавился от тяжелой работы по переноске людей. Критический биограф Скотта Роланд Хантфорд пишет, что хирург Эдвард Л. Аткинсон, сопровождавший южную группу на вершину Бердмора, рекомендовал для полярной стороны либо Лэшли, либо Крина, а не Эдгар Эванс. Скотт в своем дневнике записал, что Крин плакал от разочарования из-за перспективы повернуть назад, так близко к цели.

Two men stand on snowy ground, with a dark sky background, each man with a white pony. The men are dressed in heavy winter clothing. A caption reads: "Petty Officers Crean and Evans exercising their ponies in the winter". Том Крин и Эдгар Эванс тренируют пони, зима 1911 года

Вскоре после того, как они направились на север по 700-ому статуту. -миль (1100 км) возвращаясь в базовый лагерь, группа Крина потеряла дорогу к леднику Бирдмор и столкнулась с длинным объездом вокруг большого ледопада. Из-за нехватки продовольствия и необходимости добраться до следующего склада припасов, группа приняла решение бесконтрольно катиться на санях по ледопаду. Трое мужчин сползли на 2 000 футов (600 м), уклоняясь от трещин шириной до 200 футов (61 м) и завершив спуск, перевернувшись на ледяной гряде. Позже Эванс писал: «Как мы когда-либо спаслись целыми и невредимыми, мне не объяснить».

Игра на ледопаде удалась, и люди достигли своего депо через два дня. Однако им было очень трудно спуститься по леднику. Лэшли писал: «Я не могу описать лабиринт, в который мы попали, и волоски, через которые нам пришлось пройти». Пытаясь найти путь вниз, Эванс снял очки и впоследствии перенес агонию снежной слепоты, которая превратила его в пассажира.

Когда группа, наконец, покинула ледник и продолжила путь дальше. На ровной поверхности Барьера у Эванса появились первые симптомы цинги. К началу февраля он испытывал сильную боль, его суставы опухли и изменили цвет, у него текла кровь. Усилиями Крина и Лэшли группа пробилась к One Ton Depot, которого достигла 11 февраля. В этот момент Эванс упал; Крин подумал, что он умер, и, согласно рассказу Эванса, «его горячие слезы упали мне на лицо».

Мне осталось пройти более 100 статутных миль (160 км) до относительной безопасности Хат-Пойнт, Крина и Лэшли начал тащить Эванса на санях, «прожигая свою жизнь последними каплями бренди, которые у них еще были с собой». 18 февраля они прибыли в лагерь Корнер, который все еще находится в 35 милях (56 км) от Хат-Пойнт, с запасом еды на один или два дня и еще четырьмя или пятью днями перевозки людей. Затем они решили, что Крин должен идти один за помощью. С небольшим количеством шоколада и тремя печеньями, без палатки и оборудования для выживания, Крин прошел расстояние до Хат-Пойнт за 18 часов, прибыв в состоянии обморока и обнаружив там Аткинсона с собачьим погонщиком Дмитрием Геровым. Крин добрался до безопасного места прямо перед сильной метелью, которая, вероятно, убила бы его, и которая задержала спасательную группу на полтора дня. Аткинсон провел успешное спасение, и Лэшли и Эванс были доставлены в базовый лагерь живыми. Крин скромно преуменьшил значение своего подвига. В редком письменном сообщении он написал в письме: «Итак, на мою долю выпало пройти 30 миль в поисках помощи, и для этого понадобилось всего пара печенья и шоколадка. Ну, сэр, я был очень слаб. когда я добрался до хижины. "

Группа Скотта не вернулась. Зима 1912 года на мысе Эванс была мрачной, когда было известно, что полярная партия, несомненно, погибла. Фрэнк Дебенхэм писал, что «зимой именно Крин снова был опорой бодрости в теперь уже опустошенной части каюты хижины». В ноябре 1912 года Крин был одним из 11 поисковиков, которые нашли останки полярников. 12 ноября они заметили глыбу из снега, которая оказалась палаткой, на которую навалился занос. В нем были тела Скотта, Уилсона и Бауэрса. Позже Крин написал, недооценивая Скотта, что он «потерял хорошего друга».

12 февраля 1913 года Крин и оставшаяся команда Terra Nova прибыли в Литтелтон, Новая Зеландия, и вскоре после этого вернулся в Англию. В Букингемском дворце выжившие члены экспедиции были награждены Полярными медалями королем Георгом и принцем Луи Баттенбергским, Первый Морской Лорд. Крин и Лэшли оба были награждены медалью Альберта 2-й степени за спасение жизни Эванса, они были вручены королем в Букингемском дворце 26 июля 1913 года. Крин был повышен до звания старшины., задним числом с 9 сентября 1910 года.

Имперская трансантарктическая экспедиция (экспедиция на выносливость), 1914–1917 гг.

A group of men on board a ship, identified by a caption as "The Weddell Sea Party". They are dressed in various fashions, mostly with jerseys and peaked or other hats. The rough sea in the background suggests they are sailing into stormy weather. Члены Имперской трансантарктической экспедиции на борту «Эндьюранс», 1914 год. Крин - второй из слева в первом ряду стоя. Шеклтон (в мягкой шляпе) находится в центре картины.

Шеклтон хорошо знал Крина по экспедиции «Дискавери», а также знал о его подвигах в последней экспедиции Скотта. Как и Скотт, Шеклтон доверял Крину: он был достоин, по словам самого Шеклтона, «козырей». Крин присоединился к Шеклтону 25 мая 1914 года в качестве второго офицера с разнообразными обязанностями. В отсутствие канадского специалиста по хендлингу, который был нанят, но так и не появился, Крин взял на себя ответственность за одну из команд по хендлингу, а позже был вовлечен в уход и воспитание щенков, рожденных от одной из его собак, Салли, в начале экспедиции.

19 января 1915 года экспедиционный корабль «Эндюранс» застрял в паковых льдах моря Уэдделла. Пытаясь освободить ее, Крин едва не был раздавлен внезапным движением льда. Корабль дрейфовал во льдах несколько месяцев и в конце концов затонул 21 ноября. Шеклтон сообщил мужчинам, что они перетащат еду, снаряжение и три спасательные шлюпки через паковый лед к Сноу-Хилл или острову Робертсона, в 200 статутных милях (320 км) от них. Из-за неровных ледовых условий, давления гребней и опасности взлома льда, который мог разделить людей, они вскоре отказались от этого плана: они разбили лагерь и решили подождать. Они надеялись, что движение стаи по часовой стрелке перенесет их на 400 статутных миль (640 км) к острову Полет, где, как они знали, есть хижина с запасами на случай чрезвычайной ситуации. Но паковый лед держался твердо, когда он пронес людей далеко за остров Полет, и не тронулся до 9 апреля. Затем экипаж должен был плыть и грести на трех плохо оборудованных спасательных шлюпках через паковый лед к острову Элефант, поездка продолжалась пять дней. Крин и Хьюберт Хадсон, штурман «Эндьюранс», пилотировали свою спасательную шлюпку под командованием Крина, поскольку Хадсон, похоже, сломался.

Мужчина, стоящий в халате, тяжелых брюках и ботинках. В правой руке у него лыжная палка, на спине привязаны лыжи, а на плече - закругленный узелок. Позади него на земле разное полярное оборудование. Том Крин в полном полярном походном снаряжении

Достигнув острова Элефант, Крин был одним из «четырех сильнейших людей», которых Шеклтон определил, чтобы найти безопасное место для палаток. Шеклтон решил, что вместо того, чтобы ждать спасательного корабля, который, вероятно, никогда не прибудет, следует укрепить одну из спасательных шлюпок, чтобы экипаж мог направить ее к Южной Георгии и организовать спасательную операцию. После того, как группа обосновалась на пингвине лежбище над точкой прилива, группа людей во главе с плотником Гарри Макнишем начала модификацию одной из спасательных шлюпок - Джеймса Кейрд - в процессе подготовки к путешествию, которое должен был провести Шеклтон. Фрэнк Уайлд, который будет командовать отрядом, оставшимся на острове Элефант, хотел, чтобы надежный Крин остался с ним; Первоначально Шеклтон согласился, но передумал после того, как Крин попросил включить его в команду из шести человек.

Путешествие на лодке длиной 800 морских миль (1500 км) до Южной Георгии, описанное полярным историком Кэролайн Александер как одно из самых выдающихся достижений мореплавания и мореплавания в зарегистрированной истории, потребовавшее 17 дней, преодолевая штормы и снежные шквалы, которые мореплаватель Фрэнк Уорсли описал как «горное западное волнение». Отправившись в путь 24 апреля 1916 года, имея лишь самое незначительное навигационное оборудование, они достигли Южной Георгии 10 мая 1916 года. Шеклтон в своем более позднем описании путешествия вспоминал безумное пение Крина у руля: «Он всегда пел, когда управлял рулем, и никто так и не узнал, что это была за песня... но почему-то она была веселой ».

Сидящий мужчина в тяжелой зимней одежде. У него во рту трубка, и он держит в руках четырех щенков ездовых собак. Крин и« его »щенки

Группа вышла на берег Южной Георгии на необитаемом южном побережье, решив, что существует риск прицеливания непосредственно для китобойных станций на северной стороне было слишком большим; если они пропустят остров на севере, их унесет в Атлантический океан. Первоначальный план состоял в том, чтобы «Джеймс Кэрд» обойти побережье, но руль лодки сломался после их первоначальной посадки, и некоторые из отряда, по мнению Шеклтона, были непригодны для дальнейшего путешествия. Трое сильнейших мужчин - Шеклтон, Крин и Уорсли - решили преодолеть 30 статутных миль (48 км) по покрытой льдом поверхности острова в опасном 36-часовом путешествии до ближайшей пилотируемой китобойной станции.

Этот поход был первым зарегистрированным пересечением гористого острова, совершенным без палаток, спальных мешков и карты - их единственным альпинистским снаряжением было плотное тесло, отрезок альпийской веревки и винты. из «Джеймса Кэрда», забившего их ботинки, чтобы служить кошками. Они прибыли на китобойную станцию ​​в Стромнесс, усталые и грязные, с длинными спутанными волосами, с лицами, почерневшими от месяцев приготовления пищи в печах для жира - «самые грязные люди в мире», по словам Уорсли. Они быстро организовали лодку, чтобы забрать троих на другом берегу Южной Георгии, но после этого Шеклтону потребовалось три месяца и четыре попытки на корабле, чтобы спасти других 22 человека, все еще находившихся на острове Элефант.

Более поздняя жизнь

После возвращения в Великобританию в ноябре 1916 года Крин возобновил военно-морские обязанности. 15 декабря 1916 года он был повышен до звания прапорщика (как боцман ) в знак признания его службы на Endurance и был награжден своей третьей полярной медалью.. 5 сентября 1917 года Крин женился на Эллен Херлихи из Аннаскола. В начале 1920 года Шеклтон организовывал еще одну антарктическую экспедицию, позже получившую название. Он пригласил Крина присоединиться к нему вместе с другими офицерами Endurance. К этому времени, однако, прибыла вторая дочь Крина, и он планировал открыть свой бизнес после своей морской карьеры. Он отклонил приглашение Шеклтона. Во время своего последнего военно-морского задания с HMS Hecla Крин потерпел сильное падение, которое сильно ухудшило его зрение. В результате 24 марта 1920 года он вышел на пенсию по состоянию здоровья. Он и Эллен открыли небольшой трактир в Аннаскауле, который он назвал The South Pole Inn. У пары было три дочери, Мэри, Кейт и Эйлин, хотя Кейт умерла, когда ей было четыре года.

На протяжении всей своей жизни Крин оставался чрезвычайно скромным человеком. Когда он вернулся в Керри, он сложил все свои медали и больше никогда не рассказывал о своем опыте в Антарктике. Нет достоверных свидетельств того, что Крин давал интервью прессе. Было высказано предположение, что это могло быть связано с тем, что Керри был рассадником ирландского национализма, а позже ирландского республиканизма, а также, наряду с графством Корк, эпицентром насилия. Семья Кринов однажды подверглась набегу черно-подпалых во время ирландской войны за независимость. Их гостиницу обыскивали, пока налетчики не наткнулись на фотографию Крина в рамке и медалях Королевского флота в рамке. Затем они покинули его гостиницу.

Старшим братом Крина был Корнелиус Крин, сержант Королевской полиции Ирландии (RIC). Корнелиус жил в графстве Корк, где он служил с RIC во время Войны за независимость. Сержант. Крин был убит во время засады ИРА возле Аптона 25 апреля 1920 года.

На переднем плане - темная статуя человека, несущего маленьких собак. Статуя Крина в Аннаскауле

В 1938 году Крин заболел взрывом аппендикса.. Его доставили в ближайшую больницу в Трали, но так как хирурга не было, его перевели в больницу Bon Secours в Корк, где ему удалили аппендикс. Поскольку операция откладывалась, у него возникла инфекция, и через неделю в больнице он умер 27 июля 1938 года, вскоре после своего шестьдесят первого дня рождения. Он был похоронен в могиле своей семьи на кладбище в Баллинакурти, Коркагуини, графство Керри.

Наследие

  • Маунт-Крин 8630 футов (2630 м) в Земле Виктории
  • Крин-Ледник на Южной Георгии.
  • В восьмисерийном телесериале Последнее место на Земле рассказывалось об экспедиции Скотта на Южный полюс. Хью Грант и Макс фон Сюдов снялись с ирландским актером Дарагом О'Мэлли, сыгравшим Тома Крина.
  • Сольный спектакль, Том Крин - Исследователь Антарктики, широко проводится с 2001 года автором Эйданом Дули, включая специальный показ в гостинице South Pole Inn в Аннаскауле в октябре 2001 года. Присутствовали дочери Крина, Эйлин и Мэри, обе в их 80-х. Очевидно, он никогда не рассказывал им истории о своих подвигах; по словам Эйлин: «Он положил свои медали и меч в коробку... и все. Он был очень скромным человеком».
  • В июле 2003 года напротив него была открыта бронзовая статуя Крина. его паб в Аннасколе. На нем изображено, как он прислонился к ящику, держа в одной руке пару палок, а в другой - двух своих любимых ездовых собак.
  • Компания Dingle Brewing Company производит "Tom Crean" Лагер ", названный в его честь.

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

  • Фоли, Тим (2018). Крин: необычная жизнь ирландского героя. Keel Foley Publishing (самостоятельно опубликовано). ISBN 978-1-9999189-1-0.
  • Лансинг, Альфред (2014) [1959]. Выносливость: невероятное путешествие Шеклтона. Нью-Йорк: Basic Books. ISBN 9780465058785.
  • Смит, Майкл (2010). Great Endeavour - Ireland's Antarctic Explorers. The Collins Press. ISBN 978-1848890237.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 05:48:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте