Томас Катари или Катари (умер 15 января 1781 г.) был вождем кечуа, который, отстаивая права коренных народов, возглавил народное восстание в Верхнем Перу (ныне -день Боливия ) в 18 веке.
В течение 1770-х годов, экономическая и политическая стабильность общины маха в Верхнем Перу постоянно нарушалась. В 1772 году алькабала (налог с продаж) был увеличен с 2 до 4 процентов. Затем в 1774 году были основаны адуаны (таможни), и ачабала применялась для обработки зерна. В 1776 году акабала была снова увеличена до 6 процентов, и Верхнее Перу стало частью нового вице-королевства Рио-де-ла-Плата. Во время этих экономических потрясений отношения между индийскими общинами и испанскими колониальными властями также подвергались напряжению и напряжению.
В 1778 году Томас Катари отправился в Буэнос-Айрес в поисках справедливости для своего народа. Он представлял себе утопическую форму самоуправления общины маха и выступал против насильственной революции. В этом же году Корона усиливает напряженность, приказывая коррехидорам забрать 6 процентов алкабалы.
В 1779 году Томас Катари арестован, и восстание начинается в конце августа 1780 года. Община маха собралась в Ла-Плате, требуя, чтобы Катари назвали касиком. Он снова заключен в тюрьму, но вскоре после этого освобожден и официально назван касиком. Во время краткого правления Катари коренным населением он стремился мирным путем изменить отношения между коренными общинами и колониальным государством. Последовавшее насилие демонстрирует некоторые ограничения власти Катари.
В декабре 1780 года Катари был схвачен местным горняком Альваресом по приказу мэра юстиции Хуана Антонио Акунья. Последователи крестьян преследовали похитителей Катари. В результате Катари был казнен от рук роялистов, когда его отправляли в Ла-Плату. Когда повстанческие силы стали свидетелями казни, они в ответ убили мэра юстициии (оставив его тело непогребенным и пронзив глаза Акунье), пятерых других солдат и, в конечном итоге, также и Альвареса.
Вопреки видению Катари, после его смерти восстание потеряло всякую видимость реформистского эксперимента против плохих властей и превратилось в борьбу между индейцами и колониальными властями. Двоюродные братья Томаса, Николас и Дамасо Катари, затем взяли на себя руководство, распространив восстание на другие общины в Верхнем Перу, и выразили желание присоединиться к восстанию Тупака Амару. Повстанцы напали на испанцев и креолов, независимо от их принадлежности. Дамасо и Николас были зверски казнены в Ла-Плате, и дело было затем взято на себя Хулианом Апасой под именем Тупак Катари.
Восстание Наследия Катари можно рассматривать как разительный контраст с восстанием другого лидера коренных американцев Тупака. Амару, так как его образ действий был ближе к традиционному образу действий коренных американцев - использовать испанские методы и институты для достижения своих целей, вместо того, чтобы пытаться захватить систему. Из-за такого метода действий его изображение не использовалось так, как изображение Тупака Амару, индийскими или латиноамериканскими националистическими движениями