Тольтек

редактировать
Доколумбовая цивилизация в Туле, Идальго, Мексика

Выразительный глиняный сосуд оранжевого цвета в стиле тольтеков из Коллекция Американского музея естественной истории

культура тольтеков () - это доколумбийская мезоамериканская культура. культура, правившая государством с центром в Туле, Идальго, Мексике в ранний постклассический период мезоамериканской хронологии ( ок. 900–1521 гг. н. э.). Более поздняя ацтекская культура считала тольтеков своими интеллектуальными и культурными предшественниками и описывала культуру тольтеков, происходящую из туллана (науатль для Тулы) как воплощение цивилизации; в языке науатль слово Tōltēcatl (единственное число) или Tōltēcah (множественное число) приобрело значение «ремесленник ». В ацтекской устной и пиктографической традиции также описывается история Империи тольтеков, приводятся списки правителей и их подвигов.

Современные ученые спорят о том, следует ли доверять ацтекским рассказам истории тольтеков как описания реальных исторических событий. В то время как все ученые признают, что существует большая мифологическая часть повествования, некоторые утверждают, что с помощью критического сравнительного метода можно извлечь некоторый уровень историчности из источников. Другие утверждают, что дальнейший анализ повествований как источников реальной истории бесполезен и мешает доступу к фактическим знаниям о культуре Тулы де Альенде.

Другие споры, касающиеся тольтеков, включают вопрос о том, как лучше всего понимать причины кажущегося сходства в архитектуре и иконографии между археологическими раскопками в Туле и памятником майя в Чичен-Ица ​​. Исследователи еще не пришли к единому мнению относительно степени или направления влияния между этими двумя объектами.

Содержание

  • 1 Археология
  • 2 История исследований
    • 2.1 Тольтеки как миф
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Археология

Пирамида C в Тула, Идальго

Некоторые археологи, такие как Ричард Диль, утверждают, что тольтек археологический горизонт характеризуется определенными стилистическими чертами, связанными с Тулой, Идальго и распространяющимися на другие культуры и государства в Мезоамерике. С этим горизонтом связаны следующие черты: стиль иконографии Mixtec-Puebla, отвесная керамическая посуда Tohil и керамика Silho или X-Fine Orange Ware. Наличие стилистических черт, связанных с Тулой в Чичен-Ица ​​, также рассматривается как свидетельство тольтекского горизонта. В частности, характер взаимодействия между Тулой и Чичен-Ица ​​вызывал разногласия, поскольку ученые выступали за военное завоевание Чичен-Ицы тольтеками, за установление Чичен-Ицы Тулы как колонии или за ослабление связей между ними. Существование какого-либо значения художественного стиля Mixteca-Puebla также подвергалось сомнению.

Противоположная точка зрения аргументирована в исследовании 2003 года, проведенном Майклом Э. Смитом и Лизой Монтьель, которые сравнивают археологические раскопки. запись, относящаяся к Туле Идальго к политическим образованиям с центром в Теотиуакане и Теночтитлане. Они приходят к выводу, что по сравнению с влиянием Теотиуакана и Теночтитлана в Мезоамерике влияние Тулы на другие культуры было незначительным и, вероятно, не заслуживало определения как империя, а скорее как королевство. В то время как Тула обладает городской сложностью, ожидаемой от имперской столицы, ее влияние и господство не были очень значительными. Обнаружены доказательства участия Тулы в обширных торговых сетях; например, остатки большой обсидиановой мастерской.

История исследований

Темпо Тлахуискальпантекутль (Пирамида B) - самое большое и наиболее известное сооружение на археологических раскопках Тулы. Фигуры атлантов расположены на вершине пирамиды. Лепной рельеф в Туле, Идальго с изображением Койотов, Ягуаров и Орлов пиршество человеческих сердец. Резной рельеф с изображением ягуара в Туле, Идальго

Одно из самых ранних исторических упоминаний о тольтеках было сделано доминиканским монахом Диего Дураном, который был наиболее известен как один из первых жителей Запада, изучавших историю Мезоамерики. Сегодня работа Дюрана по-прежнему актуальна для тех, кто изучает мезоамериканские общества, и, основываясь на своих выводах, Дюран утверждает, что тольтеки были учениками «верховного жреца Топильцина». Топильцин и его ученики, как говорят, проповедовали и творили чудеса. «Удивленные, люди назвали этих людей толтеками». Что также говорит Дюран, «означает Мастера или люди, мудрые в каком-то ремесле». Дюран предположил, что этот Топилзин мог быть апостолом Фомы, посланным проповедовать христианское Евангелие среди «индейцев», хотя он не приводит ничего, кроме косвенных доказательств каких-либо контактов между полушариями.

Более поздние дебаты о природе культуры тольтеков восходят к концу 19 века. Мезоамериканские ученые, такие как Мариано Вейтия, Мануэль Ороско и Берра, Шарль Этьен Брассер де Бурбур и Франсиско Клавигеро, все читали ацтекские хроники и считали их реалистичными. исторические описания панмезоамериканской империи, основанной в Туле, Идальго. Эта историцистская точка зрения была впервые оспорена Дэниелом Гаррисон Бринтоном, который утверждал, что «тольтеки», описанные в ацтекских источниках, были просто одним из нескольких городов-государств, говорящих на науатле, в постклассический период, а не особенно влиятельным. один в том. Он объяснил ацтекский взгляд на тольтеков «тенденцией человеческого разума прославлять старые добрые времена» и смешиванием места Толлана с мифом о борьбе между Кецалькоатлем и Тескатлипока. Дезире Шарне, первый археолог Идальго, работавший в Туле, защищал исторические взгляды, основанные на его впечатлении от столицы тольтеков, и был первым, кто заметил сходство архитектурных стилей Тулы и Тулы. Чичен-Ица ​​. Это привело его к тому, что он выдвинул теорию о том, что Чичен-Ица ​​была насильственно захвачена вооруженными силами тольтеков под руководством Кукулькана. После Чарнея термин «тольтек» с тех пор стал ассоциироваться с притоком определенных культурных черт Центральной Мексики в сферу господства майя, которое имело место в поздний классический и ранний постклассический периоды; Постклассические цивилизации майя Чичен-Ица ​​, Майяпан и гватемальское нагорье назывались «тольтекскими» или «мексиканизированными» майя.

Историческая школа мысли сохранялась вплоть до 20-го века, что отражено в трудах таких ученых, как Дэвид Карраско, Мигель Леон-Портилья, Найджел Дэвис и Х. Б. Николсон, которые все считали тольтеков реальной этнической группой. Эта школа мысли связала «тольтеков» с археологическими раскопками Тула, которые были приняты за Толлан из ацтекских мифов. Эта традиция предполагает, что большая часть центральной Мексики находилась под властью Империи тольтеков между 10 и 12 веками нашей эры. Ацтеки называли несколько мексиканских городов-государств Толлан, «Место тростников», например «Толлан Чололлан ». Археолог Лаурет Сежурне, а вслед за ней историк Энрике Флорескано, утверждали, что «оригинальный» Толлан, вероятно, был Теотиуаканом. Флорескано добавляет, что источники майя ссылаются на Чичен-Ица ​​, когда говорят о мифическом месте Зуюа (Толлан).

Многие истористы, такие как Х. Б. Николсон (2001 (1957)) и Найджел Дэвис (1977) полностью осознавали, что ацтекские хроники представляют собой смесь мифических и исторических повествований; это побудило их попытаться разделить их, применяя сравнительный подход к различным повествованиям ацтеков. Например, они стремятся провести различие между божеством Кецалькоатлем и правителем тольтеков, которого часто называют Топильцин Се Акатль Кецалькоатль.

Толтеки как миф

Изображение антропоморфного божества птицы-змеи, вероятно, Кецалькоатль в храме Тлауискальпантекутли в Туле, Идальго Вид на колонны сгоревшего дворца в Туле-Идальго. Вторая площадка находится на заднем плане. Воины тольтеков, представленные знаменитыми фигурами атлантов в Туле.

В последние десятилетия историцистская позиция потеряла популярность. более критический и интерпретативный подход к историчности ацтекских мифов, основанный на оригинальном подходе Бринтона. Этот подход применяет иное понимание слова Толтек к интерпретации ацтекских источников, интерпретируя его как в значительной степени мифическую и философскую конструкцию ацтеков или мезоамериканцев в целом, которая служила символом мощи и изощренности нескольких цивилизаций в течение Мезоамериканский постклассический период.

Такие ученые, как Мишель Граулич (2002) и Сьюзен Д. Гиллеспи (1989), утверждали, что трудности с извлечением исторических данных из ацтекских описаний истории тольтеков слишком велики, чтобы их преодолеть. Например, есть два предполагаемых правителя тольтеков, отождествляемых с Кецалькоатлем: первый правитель и основатель династии тольтеков и последний правитель, который увидел конец славы тольтеков и был вынужден в унижении и изгнании. Первый описывается как доблестный победоносный воин, а последний - как слабый и сомневающийся в себе старик. Это заставило Граулича и Гиллеспи предположить, что общий ацтекский циклический взгляд на время, в котором события повторялись в конце и начале циклов или эпох, был вписан ацтеками в исторические записи, что сделало его бесполезным. попытаться провести различие между историческим Topiltzin Ce Acatl и Quetzalcoatl божеством. Граулич утверждал, что эпоху тольтеков лучше всего считать четвертой из пяти ацтекских мифических «солнц» или эпох, непосредственно предшествующей пятому солнцу ацтеков, возглавляемых Кецалькоатлем. Это заставило Граулича считать, что единственными возможными историческими данными в ацтекских хрониках являются имена некоторых правителей и, возможно, некоторые из приписываемых им завоеваний.

Кроме того, среди нахуанов народов слово «тольтека» было синонимом художника, ремесленника или мудреца, а также «тольтекайотль». «Тольтекство» означало искусство, культуру, цивилизацию и урбанизм и рассматривалось как противоположность «чичимекайотль » («чичимекнесс»), которое символизировало дикое, кочевое состояние народов, которые еще не стали урбанизированными. В этой интерпретации утверждается, что любой крупный городской центр в Мезоамерике можно было назвать «Толланом», а его жителей - тольтеками, и что среди правящих линий постклассической Мезоамерики было обычной практикой усиливать притязания на власть, утверждая происхождение тольтеков. В мезоамериканских миграционных отчетах часто говорится, что Толланом правил Кецалькоатль (или Кукулькан в Юкатеке и Кукумац в Киче ' ), богоподобный мифический персонаж, который позже был отправлен в изгнание из Толлана и основал новый город в другом месте Мезоамерики. По словам Патрисии Анавальт, профессора антропологии в UCLA, утверждения о происхождении тольтеков и утверждения о том, что их элитные правящие династии были основаны Кецалькоатлем, были созданы такими разнообразными цивилизациями, как ацтеки, K'iche ' и Itza ' Mayas.

Хотя скептическая школа мысли не отрицает, что культурные черты, казалось бы, центральномексиканского происхождения распространились в Это большая территория Мезоамерики, это склонно приписывать доминированию Теотиуакана в классический период и общему распространению культурных черт в регионе. Таким образом, недавние исследования не рассматривают Тулу, Идальго, как столицу тольтеков ацтекских счетов. Скорее, «тольтек» означает просто жителя Тулы в период ее апогея. Отделяя термин «тольтек» от терминов ацтекских источников, он пытается найти археологические ключи к разгадке этнической принадлежности, истории и социальной организации жителей Тулы.

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

СМИ, связанные с тольтеками на Wikimedia Commons

  • Портал цивилизаций
Последняя правка сделана 2021-06-11 05:42:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте