Togail Bruidne Dá Derga

редактировать
Ирландская сказка, принадлежащая Ольстерский цикл ирландской мифологии

Togail Bruidne Dá Derga
«Разрушение общежития Да Дерги»
Также известен какOrgain Bruidne Uí Dergae (первая редакция)
ЯзыкДревнеирландский и среднеирландский
Рукопись (ы)Три редакции:.

Редакция I : RIA MS 23 N 10 ; BL MS Egerton 88 ; NLI MS G 7; TCD MS H 3,18; Lebor na hUidre. Recension II : Желтая книга Лекана ; RIA MS D IV 2; Lebor na hUidre ; BL дополнительный 33993; BL MS Эгертон 1782 ; BL MS; Книга Фермоя ; TCD MS H 2,17; TCD MS H 3,18.

Рецензия III : BL MS Egerton 1782 ; TCD MS H.1.14.
Жанрпрозаическое повествование Ольстерского цикла и Цикла королей
Персонажейглавных героев: Конайр Мор, сын Этерскела, Да Дерга, Мак Сехт, Коналл Сернах, сыновья; Ле Фер Флайт, сын Конера;

Togail Bruidne Dá Derga (Разрушение общежития да Дерги) - это ирландская сказка, относящаяся к ольстерскому циклу из ирландской мифологии. Он сохранился в трех старом и среднеирландском редакциях, он является частью Книги Дан Корова. В нем рассказывается о рождении, жизни и смерти Конера Мора, сына Этерскела Мора, легендарного Верховного короля Ирландии, убитого в общежитии Да Дерги его враги, когда он ломает свою geasa. Считается одной из лучших ирландских саг раннего периода, сравнимой с более известной Táin Bó Cúailnge.

Темой собирающейся гибели, когда король вынужден в силу обстоятельств сломать одно за другим его табу не являются христианскими по своей сути, и никакие христианские интерпретации не налагаются на чудеса, о которых он говорит. В своих повторах и словесных формулах стихотворение сохраняет качества устной передачи. Тон произведения сравнивают с греческой трагедией.

Содержание

  • 1 Резюме
  • 2 Рукописная традиция
    • 2.1 Рецепция I
    • 2.2 Реченсия II
    • 2.3 Реченсия III
  • 3 Связанные истории
  • 4 Влияние
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Первичные источники
    • 7.1 Рецензия I
    • 7.2 Рецензия II
  • 8 Вторичная литература
  • 9 Внешние ссылки

Краткое содержание

После того, как Конер Мор уже нарушил несколько своих табу, он отправляется на юг вдоль побережья Ирландии. Ему советуют переночевать в общежитии да Дерги, но, подходя к нему, он видит трех мужчин в красных верховых лошадях, приближающихся к нему. Он понимает, что трое красных мужчин предшествовали ему в дом красного человека (поскольку Да Дерга означает «Красный Бог»), и еще один из его geasa был сломан. Три его приемных брата, трое сыновей Донда Деса, которого Конайр сослал в Альбу (Британия ) за их преступления, заключили союз с королем бриттов Ингселем Кахом, и они грабили Ирландия с большой группой последователей. Они нападают на Хостел Да Дерги. Трижды они пытаются сжечь его, и трижды тушат огонь. Конайр, защищаемый своим чемпионом Мак Кехтом и героем Ольстера Коналлом Чернахом, убивает шестьсот человек, прежде чем достанет свое оружие, и еще шестьсот своим оружием. Он просит напиться, потому что он проклят магической жаждой, но вся вода была использована для тушения пожаров. Мак Кехт путешествует по Ирландии с чашей Конера, но ни одна из рек не дает ему воды. Он возвращается с чашкой воды как раз вовремя, чтобы увидеть, как двое мужчин отрезают Конэру голову. Он убивает их обоих. Отрубленная голова Конаира пьет воду и читает стихотворение, восхваляющее Мак Кехта. Битва продолжается еще три дня. Мак Сехт убит, но Коналл Чернах сбегает.

Рукописная традиция

Сказание существует в трех редакциях:

Recension I

Recension I - самое раннее версия саги, в которой кратко излагаются основные события повествования. Он также известен как Orgain Bruidne Uí Dergae (Резня в общежитии Уа Дерги), название дано в Lebor na hUidre, чтобы отличать его от более поздних редакций.

  • 23 N 10 (RIA ): стр. 72.
  • Egerton 88 : f 13rb (BL )
  • G 7: столбец 5 (NLI )
  • H 3.18: XVIII, p 556a-556b col. 2 (TCD )
  • 23 E 25 или Lebor na hUidre (LU): p 99a (f 98b-99a). Более поздняя версия.

Recension II

Recension II, составной текст, является наиболее известной версией сказки. На основании ряда противоречий, несоответствий и дубликатов в сказке такие ученые, как Генрих Циммер, Макс Неттлау и Рудольф Турнейзен предположили, каждый по-своему, что рецензия представляет собой слияние двух, а возможно, и трех вариантных источников. Однако Мэр Уэст указал на недостатки, присущие их подходу, и вместо этого отдает предпочтение более гибкой точке зрения, согласно которой автор взяты из большего количества письменных и устных источников.

  • H 2.16 или Желтая книга Лекана (YBL): III, col. 716–739 (факс.: p 91a-104a).
  • H 2.16 или Желтая книга Лекана (YBL): p 432-3. Fragment.
  • RIA MS D IV 2: f 79ra 1 - 92ra 40. Complete.
  • 23 E 25 или Lebor na hUidre (LU): p 83ra-99ra (+ H ). Начало отсутствует
  • Дополнительно 33993: I, f 4r-5v - или f 2b-5b (?) - (BL ). Только начало.
  • Эгертон 1782 : f 108vb-123vb. Составной текст.
  • Эгертон 92: ф 18ра-23в. Фрагмент = Фермой.
  • 23 E 29 или Книга Фермоя : II, стр. 213a-216b. Фрагмент.
  • H 2.17: p 477a-482b (TCD ). Три фрагмента.
  • H 3.18: XVII, p 528-533. Сглаженные выдержки.

Recension III

Самая молодая и самая длинная версия представлена ​​Recension III, к которому были добавлены дополнительные материалы, в том числе список королей, версия Tochmarc Étaine и далее dindsenchas lore.

  • Egerton 1782, f 106r-123vb (заканчивается перерывом) (BL )
  • H.1.14, f 24-52b (TCD ). Копия предыдущего текста.

Перевод Дж. У Ганца в «Ранних ирландских мифах и сагах» (1986) есть введение, в котором обсуждается его вероятная связь с ритуальной смертью короля, более подробно исследованная Джоном Григсби, Беовульф и Грендель 2005: 150-52.

Родственные сказки

Родственная сказка - Де Сил Чонаири Моир.

Влияние

Утверждалось, что Джеффри Чосер Дом славы заимствует черты из «Тогайль Бруидне да Дерга». Версия саги появляется во второй половине «Сыновей мечников», романа 1938 года ирландского автора Мориса Уолша.

См. Также

Заметки

Первоисточники

Рецензия I

  • Неттлау, Макс (ред.). «Об ирландском тексте Togail Bruidne dá Derga и связанных историях [часть 4] ». Revue Celtique 14 (1893): 151–2 [H 3.18].
  • Стокс, Уитли (ред.).« Разрушение общежития Да Дерги ». Revue Cel tique 22 (1901): 401–3 [LU]. См. Ниже более подробную информацию о выпуске Стокса.
  • Бест, Р.И. и О. Бергин (ред.). Lebor na hUidre. Книга серой коровы. Dublin, 1929. of LU.
  • Mac Mathúna, S. (ed. И tr.). Иммрам Брэйн, Путешествие Брана в страну женщин. Тюбинген, 1985. 449-50. На основе H.3.18, 23 N 10 и Egerton 88 с вариантами из LU.
  • Hull, Vernam (ed.). "Togail Bruidne Da Derga. The Cín Dromma Snechta Recension". Zeitschrift für celtische Philologie 24 (1954): 131–2. На основании G 7.
  • Турнисен, Рудольф (ред.). Zu irischen Handschriften und Literaturdenkmälern. Берлин, 1912, стр. 27–8. На основании 23 N 10 и Eg 88 (в то время Турниссен не знал о существовании текста в G 7). О дате текста см. Стр. 30 и Thurneysen, Heldensage 15-8.

Recension II

  • Knott, Eleanor (ed.). Togail Bruidne Da Derga. Дублин, 1936. YBL и варианты из D IV 2. Издание доступно в CELT.
  • Stokes, Whitley (ed. И tr.). «Разрушение общежития Да Дерги». Revue Celtique 22 (1901): 9–61, 165–215, 282–329, 390–437; 23 (1902): 88. LU, дополненный YBL и вариантами. Перевод доступен в формате HTML из CELT и Online Medieval Source Book.
  • Stokes, Whitley (ed.). Разрушение общежития Да Дерги. Париж, 1902. Перепечатка публикации в Revue Celtique 22 и 23.
  • Бест Р.И. и О. Бергин (ред.). Lebor na hUidre. Книга серой коровы. Дублин, 1929. LU.
  • Драак, Мартье и Фрида де Йонг (тр.). "De verwoesting van Da Derga's Hal". В Ван-Хельдене elfen en dichters. De oudste verhalen uit Ierland. Амстердам, 1979. 148–201. Голландский перевод.

Дополнительная литература

  • Бирн, Фрэнсис Джон, Ирландские короли и высшие короли. Batsford, London, 1973. ISBN 0-7134-5882-8
  • , «Язык и литература до 1169 года» в Dáibhí Ó Cróinín (ed.), A New History of Ireland, volume 1: Доисторическая и ранняя Ирландия. Oxford University Press, Oxford, 2005. ISBN 0-19-821737-4
  • Томас Чарльз-Эдвардс. «Geis, пророчество, предзнаменование и клятва», в Селтика 23: Очерки в честь Джеймса Патрика Карни (1999): 38–59. PDF
  • Ганц, Дж. Ранние ирландские мифы и саги (Хармондсворт: Пингвин) 1986
  • МакТюрк, Рори У., Чосер и скандинавские и кельтские миры. Ashgate, Aldershot, 2005. ISBN 0-7546-0391-1
  • West, Máire. «Происхождение Togail Bruidne da Derga: переоценка теории« двух источников »». Кельтика 23 (Очерки в честь) (1999): 413–35. ISBN 1-85500-190-X. Доступен в формате PDF в DIAS.
  • West, Máire. «Положение Leabhar na hUidhre ​​в истории рукописей Togail Bruidne Da Derga и Orgain Brudne Uí Dergae». Кембриджские средневековые кельтские исследования 20 (зима 1990 г.): 61–98.
  • О'Коннор, Ральф. Разрушение общежития да Дерги: королевская власть и повествовательное искусство в средневековой ирландской саге. Oxford University Press: Oxford, 2013. ISBN 9780199666133

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 05:17:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте