Togail Bruidne Dá Derga | |
---|---|
«Разрушение общежития Да Дерги» | |
Также известен как | Orgain Bruidne Uí Dergae (первая редакция) |
Язык | Древнеирландский и среднеирландский |
Рукопись (ы) | Три редакции:. Редакция I : RIA MS 23 N 10 ; BL MS Egerton 88 ; NLI MS G 7; TCD MS H 3,18; Lebor na hUidre. Recension II : Желтая книга Лекана ; RIA MS D IV 2; Lebor na hUidre ; BL дополнительный 33993; BL MS Эгертон 1782 ; BL MS; Книга Фермоя ; TCD MS H 2,17; TCD MS H 3,18. Рецензия III : BL MS Egerton 1782 ; TCD MS H.1.14. |
Жанр | прозаическое повествование Ольстерского цикла и Цикла королей |
Персонажей | главных героев: Конайр Мор, сын Этерскела, Да Дерга, Мак Сехт, Коналл Сернах, сыновья; Ле Фер Флайт, сын Конера; |
Togail Bruidne Dá Derga (Разрушение общежития да Дерги) - это ирландская сказка, относящаяся к ольстерскому циклу из ирландской мифологии. Он сохранился в трех старом и среднеирландском редакциях, он является частью Книги Дан Корова. В нем рассказывается о рождении, жизни и смерти Конера Мора, сына Этерскела Мора, легендарного Верховного короля Ирландии, убитого в общежитии Да Дерги его враги, когда он ломает свою geasa. Считается одной из лучших ирландских саг раннего периода, сравнимой с более известной Táin Bó Cúailnge.
Темой собирающейся гибели, когда король вынужден в силу обстоятельств сломать одно за другим его табу не являются христианскими по своей сути, и никакие христианские интерпретации не налагаются на чудеса, о которых он говорит. В своих повторах и словесных формулах стихотворение сохраняет качества устной передачи. Тон произведения сравнивают с греческой трагедией.
После того, как Конер Мор уже нарушил несколько своих табу, он отправляется на юг вдоль побережья Ирландии. Ему советуют переночевать в общежитии да Дерги, но, подходя к нему, он видит трех мужчин в красных верховых лошадях, приближающихся к нему. Он понимает, что трое красных мужчин предшествовали ему в дом красного человека (поскольку Да Дерга означает «Красный Бог»), и еще один из его geasa был сломан. Три его приемных брата, трое сыновей Донда Деса, которого Конайр сослал в Альбу (Британия ) за их преступления, заключили союз с королем бриттов Ингселем Кахом, и они грабили Ирландия с большой группой последователей. Они нападают на Хостел Да Дерги. Трижды они пытаются сжечь его, и трижды тушат огонь. Конайр, защищаемый своим чемпионом Мак Кехтом и героем Ольстера Коналлом Чернахом, убивает шестьсот человек, прежде чем достанет свое оружие, и еще шестьсот своим оружием. Он просит напиться, потому что он проклят магической жаждой, но вся вода была использована для тушения пожаров. Мак Кехт путешествует по Ирландии с чашей Конера, но ни одна из рек не дает ему воды. Он возвращается с чашкой воды как раз вовремя, чтобы увидеть, как двое мужчин отрезают Конэру голову. Он убивает их обоих. Отрубленная голова Конаира пьет воду и читает стихотворение, восхваляющее Мак Кехта. Битва продолжается еще три дня. Мак Сехт убит, но Коналл Чернах сбегает.
Сказание существует в трех редакциях:
Recension I - самое раннее версия саги, в которой кратко излагаются основные события повествования. Он также известен как Orgain Bruidne Uí Dergae (Резня в общежитии Уа Дерги), название дано в Lebor na hUidre, чтобы отличать его от более поздних редакций.
Recension II, составной текст, является наиболее известной версией сказки. На основании ряда противоречий, несоответствий и дубликатов в сказке такие ученые, как Генрих Циммер, Макс Неттлау и Рудольф Турнейзен предположили, каждый по-своему, что рецензия представляет собой слияние двух, а возможно, и трех вариантных источников. Однако Мэр Уэст указал на недостатки, присущие их подходу, и вместо этого отдает предпочтение более гибкой точке зрения, согласно которой автор взяты из большего количества письменных и устных источников.
Самая молодая и самая длинная версия представлена Recension III, к которому были добавлены дополнительные материалы, в том числе список королей, версия Tochmarc Étaine и далее dindsenchas lore.
Перевод Дж. У Ганца в «Ранних ирландских мифах и сагах» (1986) есть введение, в котором обсуждается его вероятная связь с ритуальной смертью короля, более подробно исследованная Джоном Григсби, Беовульф и Грендель 2005: 150-52.
Родственная сказка - Де Сил Чонаири Моир.
Утверждалось, что Джеффри Чосер Дом славы заимствует черты из «Тогайль Бруидне да Дерга». Версия саги появляется во второй половине «Сыновей мечников», романа 1938 года ирландского автора Мориса Уолша.