Тоби Э. Хафф родился в Портленде, штат Мэн, 24 апреля 1942 года. По образованию он социолог Но все больше тянется к вопросам истории, философии и социологии науки. Эти запросы побудили его предпринять вдохновленные Максом Вебером исследования арабского и мусульманского мира, а также Китая, в том числе полевые работы в Малайзии.
Он наиболее известен своей книгой The Rise ранней современной науки: ислам, Китай и Запад.
Хафф получил степень бакалавра искусств. от Северо-Восточного университета, степень магистра от Северо-Западного университета и его докторская степень. из Новой школы социальных исследований в 1971 году. Он был членом Института перспективных исследований в Принстоне, Нью-Джерси (1978–79) и ранее до этого был научным сотрудником в Калифорнийском университете в Беркли, работал с Робертом Беллой.
. Хафф был приглашенным научным сотрудником в Национальном университете Сингапура, Университете Малайи и Колледже Макса Вебера в Эрфурте., Германия. Он преподавал социологию в течение тридцати четырех лет в Университете Массачусетса в Дартмуте, прежде чем стать почетным канцлером-профессором в 2005 году. С тех пор он работал научным сотрудником на факультете астрономии Гарвардского университета.
В Новой школе наставником Хаффа был Бенджамин Нельсон, который тогда занимался «вопросом Нидхэма », вопросом о том, почему современная наука возникла только на Западе, а не в Китае. Под влиянием Нельсона, но также и Роберта Мертона, Хафф продолжил эту линию исследований, результатом которой стала книга «Расцвет ранней современной науки: ислам, Китай и Запад». Он переведен на арабский, турецкий, корейский и китайский языки. Он по-прежнему используется в классе через семнадцать лет после его первой публикации. Исследуя вопросы из истории науки в арабско-мусульманском мире, Хафф расширил вопросы, первоначально поднятые Р. К. Мертоном, о религиозных и институциональных факторах, поддерживающих науку 17 века в Англии. Ставя под сомнение культурную принадлежность науки к исламской культуре и цивилизации, Хафф также спровоцировал споры.
Эта дискуссия была сделана еще дальше, изучая доказательства научного любопытства в Китае, Индии Великих Моголов и Османской империи. в Европу семнадцатого века. Результаты этого исследования - в его «Интеллектуальном любопытстве и научной революции». Глобальная перспектива.
Дополнительное влияние Макса Вебера на Хаффа можно увидеть в двух его книгах: «Макс Вебер» и «Методология социальных наук»; и Макс Вебер и Ислам, редактируемые совместно с Вольфгангом Шлюхтером.
В начале своей карьеры Хафф находился под влиянием ряда философов науки, особенно Н.Р. Хэнсон и Карл Поппер. Это пересечение вопросов философии и истории науки видно в его вкладе в столетнюю книгу Карла Поппера: «Открытое общество, метафизические верования и платонические источники разума и рациональности».