Запуск Gemini 11 на Titan II GLV из LC-19 | |
Функция | Человекоподобная ракета-носитель для Gemini космический корабль |
---|---|
Производитель | Martin |
Страна происхождения | США |
Размер | |
Высота | 109 футов (33 м) |
Диаметр | 10 футов (3,0 м) |
Масса | 340,000 фунтов (150 т) |
Этапы | 2 |
Вместимость | |
Полезная нагрузка до LEO | |
Масса | 7,900 фунтов (3,6 т) |
Сопутствующие ракеты | |
Семейство | Титан |
История запусков | |
Статус | На пенсии |
Стартовые площадки | Мыс Канаверал LC-19 |
Всего запусков | 12 |
Успех ( es) | 12 |
Первый полет | 8 апреля 1964 года |
Последний полет | 11 ноября 1966 года |
Известная полезная нагрузка | Gemini |
Первая ступень | |
Двигатели | 1 LR87 -AJ-7 |
Усилие | 430000 фунтов-силы (1900 кН) |
Удельный импульс | 258 s |
Время горения | 156 секунд |
Топливо | Аэрозин 50 / N2O4 |
S Вторая ступень | |
Двигатели | 1 LR91 -AJ-7 |
Тяга | 100000 фунт-сил (440 кН) |
Удельный импульс | 316 с |
Время горения | 180 секунд |
Топливо | Аэрозин 50 / N2O4 |
Titan II GLV (ракета-носитель Gemini) или Gemini-Titan II был американским одноразовая пусковая система, созданная на основе ракеты Titan II, которая использовалась для запуска двенадцати миссий Gemini для NASA в период с 1964 по 1966 год. Затем последовали два запуска без экипажа десятью экипажами проводились с Стартового комплекса 19 на Станции ВВС на мысе Канаверал, начиная с Gemini 1 8 апреля 1964 года.
Titan II представлял собой двухступенчатую ракету на жидком топливе, в которой использовалось гиперголическое ракетное топливо комбинация топлива Aerozine 50 и тетроксида азота <66.>окислитель. Первая ступень была оснащена двигателем LR87 (с двумя камерами сгорания и соплами, питаемыми от одного турбомашинного агрегата), а вторая ступень - двигателем LR-91..
Помимо большей грузоподъемности, Titan II обещал большую надежность, чем Atlas LV-3B, который был выбран для Project Mercury, потому что Titan гиперголические двигатели содержали гораздо меньше компонентов.
В ракету «Титан» было внесено несколько модификаций, чтобы человекоподобный для проекта «Близнецы»:
Модификации контролировались Командованием систем ВВС. Компания Aerojet, производитель двигателей Титана, выпустила обновленную модель в середине 1963 года из-за недостатков в первоначальной конструкции, а также в попытке улучшить производственные процедуры.
Фильм Видеозапись запуска Gemini 10 показала, что бак окислителя первой ступени лопнул вскоре после постановки и выпустил облако N2O4. Поскольку телеметрия первой ступени была прервана при постановке, не было никаких данных, кроме фотографических / визуальных доказательств, однако был сделан вывод, что либо обломки попали в купол бака окислителя, либо выхлопные газы двигателя второй ступени прожгли его.
Ракета-носитель Gemini 12 также испытала разрыв танка после того, как постановка и просмотр фильмов о пусках межконтинентальных баллистических ракет Titan II обнаружили несколько случаев этого явления. Поскольку это не представляло угрозы для безопасности астронавтов, НАСА решило, что это не вызывает беспокойства.
Во время разработки межконтинентальной баллистической ракеты Titan II было обнаружено, что редуктор турбонасоса первой ступени подвержен полному отказу. вызванные резонансной вибрацией промежуточной шестерни. Эта проблема возникала не при реальных запусках, а только при статических испытаниях. Это считалось критически важным для исправления. Компания Aerojet разработала полностью модернизированный редуктор, и все ракеты-носители Gemini, за исключением беспилотного Gemini 1, использовали его.
Также была потенциально серьезная проблема с подшипниками турбонасоса, что привело к усовершенствованию конструкции изменений, однако шансы на неудачу при запуске Gemini были малы до нуля, поскольку в ускорителях GLV использовались специально отобранные и протестированные подшипники, кроме того, турбонасосы будут «горячим» в ходе предпусковых проверок.
Нестабильность горения в двигатель второй ступени также вызывал беспокойство, хотя это тоже было замечено только при статических запусках. Для двигателя был разработан новый инжектор с улучшенной перегородкой, который прошел летные испытания при запуске Titan IIIC ; все GLV от Gemini 8 и далее включали его.
После того, как во время заводских проверок было обнаружено повреждение линии подачи топлива Titan II, НАСА выдвинуло требование, согласно которому все линии подачи топлива GLV должны быть быть просвечивать, чтобы предотвратить потенциально опасную утечку топлива во время запуска. Позже рентгеновские тесты обнаружили еще несколько поврежденных линий пороха, скорее всего, из-за неосторожного обращения.
Самой важной проблемой в оценке человека Титан II было решение проблем с резонансной вибрацией, известной как «пого» (поскольку действие было похоже на действие пого-палки ), которое могло создавать перегрузки, достаточные для вывода из строя астронавтов, но ВВС не были заинтересованы в помощи НАСА с проблемой, которая не влияла на программу межконтинентальных баллистических ракет и могла потенциально отложить это или потребовать серьезных изменений в конструкции. Тем не менее, Мартин-Мариетта утверждал, что проблему с пого можно решить довольно легко, а также ВВС начали проявлять больший интерес к оценке человека на Титане II из-за предложенной программы пилотируемой орбитальной лаборатории. Основные изменения, внесенные для решения проблемы, заключались в добавлении окислителя стояков, повышении давления в топливных баках и добавлении механического аккумулятора на стороне всасывания топлива.
Еще одна неприятная проблема, которая возникла во время Программа Gemini имела кодовое название «Зеленый человек» и включала в себя мгновенные колебания шага второй ступени Титана после выключения двигателя. Это явление произошло как на Близнецах, так и на беспилотных Титанах II / III и привело к выходу из строя абляционной юбки на второй ступени как минимум дважды (эти случаи были названы «Коричневый человек»). Расследование после разрушения юбки при запуске Titan IIIC показало, что повышение давления в абляционной юбке вызывает колебания тангажа, но НАСА решило, что вероятность контакта незакрепленных обломков юбки с космическим кораблем Близнецов, вероятно, мала, поэтому никаких корректирующих действий не предпринималось. и в любом случае инцидент с Titan IIIC был признан результатом плохого контроля качества, который не повлияет на более строго контролируемую программу Gemini.
Сборка этих ракет производилась на заводе Martin-Marietta в Балтимор, штат Мэриленд, чтобы не мешать ракетным работам на заводе в Денвере, штат Колорадо, хотя это также спасло бывший завод от плановой остановки. Как и в случае с ракетами-носителями «Меркурий-Атлас», была подчеркнута высокая степень качества изготовления, а также более тщательное тестирование компонентов и улучшенные процедуры обращения по сравнению с «Титанами», разработанными для полетов без экипажа.
У Titan II было намного более высокое отношение тяги к массе, чем у Saturn V. Астронавты испытали почти 6G, прежде чем вторая ступень перестала стрелять на высоте 100 миль (160 км). Ричард Ф. Гордон-младший сравнил Титан II с «поездкой молодого летчика-истребителя. Это быстрее, чем поездка старика Сатурна». Фрэнк Борман сказал, что симуляции не подготовили его к «почти оглушающему» шуму, который он сравнивал с форсажной камерой реактивного самолета или большим поездом. Уолтер Ширра и Гордон Купер сообщили, что езда была более плавной, чем на Атласе.
Миссия | LV серийный номер | Дата запуска | Экипаж |
---|---|---|---|
GT-1 | GLV-1 12556 | 8 апреля 1964 г. | Испытательный орбитальный полет без экипажа |
GT-2 | GLV-2 12557 | 19 января 1965 г. | Беспилотное суборбитальное испытание теплозащитного экрана Gemini |
GT-3 | GLV-3 12558 | 23 марта, 1965 | Гас Гриссом и Джон Янг |
GT-IV | GLV-4 12559 | 3 июня 1965 года | Джеймс МакДивитт и Эд Уайт |
GT-V | GLV-5 12560 | 21 августа 1965 г. | Гордон Купер и Чарльз П. Конрад |
GT-VII | GLV-7 12562 | 4 декабря 1965 г. | Фрэнк Борман и Джим Ловелл |
GT-VI A | GLV-6 12561 | декабрь 15, 1965 | Уолли Ширра и Томас П. Стаффорд |
GT-VIII | GLV-8 12563 | 16 марта 1966 | Нил Армстронг и Дэвид Скотт |
GT-IX A | GLV-9 12564 | 3 июня 1966 г. | Томас П. Стаффорд и Юджин Сернан |
GT-X | GLV-10 12565 | 18 июля 1966 г. | Джон Янг и Майкл Коллинз |
GT-XI | GLV-11 12566 | 12 сентября 1966 г. | Чарльз П. Конрад и Ричард Ф. Гордон |
GT-XII | GLV-12 12567 | 11 ноября 1966 г. | Джим Ловелл и Эдвин «Базз» Олдрин |
СМИ, связанные с Titan II Gemini на Wikimedia Commons