Титан (семейство ракет)

редактировать
Семейство Титанов
Titan Missile Family.png
Семейство ракет Титан.
РольРасходуемая пусковая система с различными приложениями
ПроизводительКомпания Glenn L. Martin
Первый полет20 декабря 1958 г.
Введение1959
На пенсии2005
Основные пользователиВВС США. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства
Произведено1957–2000 гг. ( десятилетие)
Количество построенных368
Стоимость единицы250–350 миллионов долларов США
ВариантыТитан I. Титан II. Титан IIIA. Титан IIIB. Titan IIIC. Titan IIID. Titan IIIE. Titan 34D. Titan IV

Titan - семейство расходных ракет США использовался с 1959 по 2005 год. Titan I и Titan II входили в состав ВВС США межконтинентальных баллистических ракет до 1987 года. Космическая ракета-носитель версии внесли свой вклад в большинство из 368 запусков Титанов, включая все пилотируемые полеты Project Gemini середины 1960-х годов. Транспортные средства Титан также использовались для подъема военного груза США, а также для сбора разведывательных спутников гражданских агентств и для отправки весьма успешных межпланетных научных зондов по всей Солнечной системе.

Содержание
  • 1 Ракета Титан I
  • 2 Титан Ракета II
    • 2.1 Гиперголическое топливо Titan II
    • 2.2 Аварии в шахтах Titan II
    • 2.3 Списание ракеты
    • 2.4 Ракета-носитель Titan II
  • 3 Titan III
    • 3.1 Авионика
    • 3.2 Titan IIIA
    • 3.3 Titan IIIB
    • 3.4 Titan IIIC
    • 3.5 Titan IIID
    • 3.6 Titan IIIE
  • 4 Titan IV
  • 5 Концепт Titan V
  • 6 Списание ракеты-носителя
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки
Ракета Titan I

HGM-25A Titan I, построенная Компания Мартин была первой версией ракет семейства Титан. Это началось как резервный проект МБР на случай задержки SM-65 Atlas. Это была двухступенчатая ракета, действовавшая с начала 1962 до середины 1965 года. Разгонный двигатель LR-87 был оснащен РП-1 и жидким кислородом. Наземным наведением для «Титана» был компьютер UNIVAC ATHENA, разработанный Сеймуром Крей, расположенный в прочном подземном бункере. Используя данные радара, он скорректировал курс во время фазы прожига.

В отличие от списанных ракет Thor, Atlas и Titan II, инвентарь Titan I был списан и никогда не использовался повторно для космических запусков или испытаний RV, поскольку вся вспомогательная инфраструктура для ракет была преобразована в семейство Titan II / III. к 1965 году.

Ракета Titan II

Большинство ракет Titan были Titan II ICBM и их гражданские производные для НАСА. На Titan II использовался двигатель LR-87-5, модифицированная версия LR-87, в котором использовалось гиперголическое топливо комбинация азота. тетроксид для его окислителя и Аэрозин 50 (смесь 50/50 гидразина и НДМГ ) вместо жидкого кислорода и RP- 1 топливо для Titan I.

Первая система наведения Titan II была построена AC Spark Plug. В нем использовался инерциальный измерительный блок производства AC Spark Plug, созданный на основе оригинальных разработок лаборатории Charles Stark Draper в Массачусетском технологическом институте. Компьютер наведения ракеты (MGC) был IBM ASC-15. Когда запасные части для этой системы стало трудно достать, она была заменена более современной системой наведения, Delco Electronics Universal Space Guidance System (USGS). Геологическая служба США использовала IMU Carousel IV и компьютер Magic 352. USGS уже использовалась на космической ракете-носителе Titan III, когда в марте 1978 года начались работы по замене системы наведения Titan II. Основная причина заключалась в снижении стоимости обслуживания на 72 миллиона долларов в год; конверсия была завершена в 1981 году.

Гиперголическое топливо Titan II

Жидкий кислород опасен для использования в замкнутом пространстве, например в ракетной шахте , и его нельзя хранить длительное время в баке бустерного окислителя. Несколько ракет Атлас и Титан I взорвались и разрушили свои шахты. Компания Martin Company смогла улучшить конструкцию с помощью Titan II. Комбинация RP-1 / LOX была заменена топливом при комнатной температуре, окислитель которого не требовал криогенного хранения. Такой же ракетный двигатель первой ступени использовался с некоторыми модификациями. Диаметр второй ступени был увеличен, чтобы соответствовать первой ступени. Гиперголическое топливо и окислитель Титана II воспламенились при контакте, но они были высокотоксичными и едкими жидкостями. В качестве топлива использовался Аэрозин 50, смесь 50/50 гидразина и НДМГ, а окислителем был тетроксид азота.

Аварии на Титане II. Бункеры

В бункерах Titan II произошло несколько аварий, повлекших за собой гибель людей и / или серьезные травмы. В августе 1965 года 53 рабочих-строителя погибли в Арканзасе, когда гидравлическая жидкость, использовавшаяся в Titan II, загорелась из сварочной горелки в ракетной шахте к северо-западу от Сирси. Ракеты на жидком топливе были склонны к утечкам токсичного топлива.

24 августа 1978 г. в бункере за пределами Рок, штат Канзас, произошел разрыв линии подачи окислителя, транспортирующей четырехокись азота (NTO). Возникшее оранжевое облако пара заставило 200 сельских жителей эвакуировать из района. Старший сержант ремонтной бригады был убит при попытке спасения, и в общей сложности двадцать человек были госпитализированы.

На другом участке в Потвине, Канзас произошла утечка окислителя NTO в апреле 1980 г. без смертельных исходов, и позже был закрыт.

В сентябре 1980 года в бункере 374-7 Титана II около Дамаска, Арканзас, техник уронил 8 фунтов (3,6 кг) патрон, который упал на 70 футов (21 м) и отскочил от него. тяговая гора, и сломали кожу первой ступени ракеты, за восемь часов до возможного взрывы. Прокол произошел около 18:30. и когда вскоре после этого была обнаружена утечка, силос был затоплен водой, и гражданским властям было рекомендовано покинуть этот район. Поскольку проблема решалась около 3 часов ночи, протекшее ракетное топливо загорелось, и ядерная боеголовка весом 8000 фунтов (3630 кг) вылетела из шахты. Он безвредно приземлился в нескольких сотнях футов от него. Один человек погиб и 21 человек был ранен, все из группы аварийного реагирования с базы Little Rock AFB. Взрыв взорвал 740-тонную крышку пусковой трубы на 200 футов (60 м) в воздух и оставил воронку 250 футов (76 м) в диаметре.

Списание ракет

54 Titan II в Аризоне, Арканзасе и Канзасе были заменены в арсенале США на 50 MX "Peacekeeper" твердотопливных ракет в середине 1980-х; последняя шахта «Титан II» была дезактивирована в мае 1987 года. С середины 1960-х до середины 1980-х было выставлено 54 «Титана II» вместе с тысячей ракет Minuteman.

Несколько ракет HGM-25A Titan I и LGM-25C Titan II были распространены в качестве музейных экспонатов по всей территории Соединенных Штатов.

Ракета-носитель Titan II

Наиболее известное использование гражданского Titan II было в программе NASA Gemini пилотируемых космических капсул в середине 1960-х годов. Двенадцать Titan II GLV были использованы для запуска двух американских беспилотных испытательных запусков Gemini и десяти капсул с экипажем и экипажем из двух человек. Все запуски прошли успешно.

Начиная с конца 1980-х годов, некоторые из дезактивированных Titan II были преобразованы в космические ракеты-носители, которые будут использоваться для запуска полезных нагрузок правительства США. Последний такой аппарат запустил метеорологический спутник Defense Meteorological Satellite Program (DMSP) с базы ВВС Ванденберг, Калифорния, 18 октября 2003 г.

Титан III

Титан III представлял собой модифицированный Титан II с дополнительными твердотопливными ракетными ускорителями. Он был разработан по заказу ВВС США как тяжелая спутниковая пусковая установка, которая будет использоваться в основном для запуска американских военных грузов и спутников гражданских разведок, таких как Vela Hotel ядерной Запрет испытаний на спутники наблюдения, спутники наблюдения и разведки (для сбора разведданных) и различные серии спутников связи для обороны.

Ядро Titan III было похоже на Titan II, но имело несколько отличий. К ним относятся:

  • более толстые стенки резервуара и абляционные юбки для поддержки дополнительного веса верхних ступеней
  • наземное радиоуправление вместо инерционного наведения на межконтинентальных баллистических ракетах Titan II
  • Пакет наведения, размещенный на верхние ступени (если есть)
  • Удаление ретроковых головок и другого ненужного оборудования МБР
  • Немного увеличенные топливные баки на второй ступени для увеличения времени горения; поскольку они расширились до некоторого неиспользуемого пространства в ферме авионики, фактическая длина ступени осталась неизменной.

Семейство Titan III использовало те же базовые двигатели LR-87, что и Titan II (с улучшенными характеристиками с годами), однако SRB -оборудованные варианты имели тепловой экран над ними для защиты от выхлопа SRB, а двигатели были модифицированы для запуска с воздуха.

Авионика

Первая система наведения для Titan III использовала AC Spark Подключите фирменный IMU (инерциальный измерительный блок) и компьютер наведения IBM ASC-15 от Titan II. Для Titan III память барабана ASC-15 компьютера была увеличена, чтобы добавить еще 20 пригодных для использования треков, что увеличило объем памяти на 35%.

Более совершенный Titan IIIC использовали Delco Carousel VB IMU и MAGIC 352 Missile Guidance Computer (MGC).

Titan IIIA

Titan IIIA был прототипом ракеты ракета-носитель и состояла из стандартной ракеты Titan II с разгонным блоком Transtage.

Titan IIIB

Titan IIIB с различными версиями (23B, 24B, 33B и 34B) имели бустер активной зоны Titan III с верхней ступенью Agena D. Эта комбинация была использована для запуска серии разведывательных спутников KH-8 GAMBIT. Все они были запущены с базы ВВС Ванденберг, Калифорния, прямо на юг над Тихим океаном на полярные орбиты. Их максимальная масса полезной нагрузки составляла около 7500 фунтов (3000 кг).

Titan IIIC

В мощном Titan IIIC использовалась ракета с сердечником Titan III с двумя большими крепежными ремнями. -топливные ускорители для увеличения стартовой тяги и максимальной массы боевой нагрузки. Твердотопливные ускорители, разработанные для Titan IIIC, представляли собой значительный технический прогресс по сравнению с предыдущими твердотопливными ракетами благодаря их большому размеру и тяге, а также усовершенствованным системам управления вектором тяги.

Titan IIID

Titan IIID был базой ВВС Ванденберг версией Titan IIIC без Transtage, которая использовалась для размещения членов Key Hole серии разведывательных спутников на полярные низкие околоземные орбиты.

Titan IIIE

Titan IIIE с высокой- удельной- impulse Разгонный блок Centaur был использован для запуска нескольких научных космических аппаратов, в том числе двух космических зондов NASA Voyager к Юпитеру, Сатурн и далее, и обе миссии Викинг по размещению двух орбитальных аппаратов вокруг Марса и двух аппаратурных спускаемых аппаратов на его поверхности.

Титан IV

Титан IV был Титой увеличенной длины n III с твердотопливными ракетными ускорителями по бокам. Titan IV мог быть запущен с разгонным блоком Centaur, инерционным разгонным блоком USAF (IUS) или вообще без разгонного блока. Эта ракета использовалась почти исключительно для запуска боевых нагрузок вооруженных сил США или Центрального разведывательного управления. Однако он также использовался в чисто научных целях для запуска космического зонда НАСА-ЕКА Кассини / Гюйгенс к Сатурну в 1997 году. Основное разведывательное агентство, которому были необходимы возможности запуска Титана IV. был Национальным разведывательным управлением (NRO).

Когда он производился, Титан IV был самой мощной ракетой без экипажа, доступной в Соединенных Штатах, с пропорционально высокими производственными и эксплуатационными расходами. К тому времени, как Titan IV вступил в строй, требования Министерства обороны и NRO к запуску спутников снизились из-за увеличения срока службы разведывательных спутников и снижения спроса на разведку, последовавшего за внутренним распад Советского Союза. В результате этих событий и усовершенствований технологий удельная стоимость запуска Titan IV была очень высокой. Дополнительные расходы были вызваны наземными операциями и оборудованием Титана IV на базе ВВС Ванденберг для вывода спутников на полярные орбиты. Титан IV также был запущен с станции ВВС США на мысе Канаверал во Флориде по неполярным орбитам.

Концепция Titan V

Titan V был предложенным развитием Titan IV, на котором было предложено несколько проектов. Одно предложение Titan V касалось увеличенного Titan IV, способного поднимать до 90 000 фунтов (41 000 кг) полезной нагрузки. Другой использовал криогенную первую ступень с пропеллентом LOX / LH2; однако для производства была выбрана Atlas V EELV.

Списание ракеты-носителя

Большинство списанных межконтинентальных баллистических ракет Titan II были отремонтированы и использовались для Космические ракеты-носители ВВС с прекрасным послужным списком успешных запусков.

Для орбитальных запусков было большое преимущество использования более эффективных жидкого водорода или RP-1 (керосин) автомобили с окислителем жидким кислородом ; дополнительным соображением была высокая стоимость использования гидразина и тетроксида азота наряду с особой осторожностью, которая требовалась из-за их токсичности. Lockheed Martin решила расширить семейство ракет Atlas вместо более дорогих Titans, а также участвовала в совместных предприятиях по продаже запусков российской ракеты Proton и новые ракеты-носители средней и большой грузоподъемности класса Boeing Delta IV. Titan IVB была последней ракетой Titan, оставшейся на вооружении. Предпоследний запуск был произведен с мыса Канаверал 30 апреля 2005 г., за которым последовал последний запуск с базы ВВС Ванденберг 19 октября 2005 г., на борту которой находились самолеты США. 186 спутник для получения оптических изображений для Национального разведывательного управления (NRO).

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Bonds, Ray Editor. Современная военная машина США: энциклопедия американской военной техники и стратегии. Crown Publishers, Нью-Йорк, 1989. ISBN 0-517-68802-6
  • Центр технической подготовки USAF Sheppard. «Учебное пособие для учащихся, старшина ракет / ракетный офицер (LGM-25)». Май 1967. Страницы 61–65. Доступно на WikiMedia Commons: TitanII MGC.pdf
  • Ларсон, Пол О. «Инерциальная система наведения Titan III», на втором ежегодном собрании AIAA, Сан-Франциско, 26–29 июля 1965 г., страницы 1–11.
  • Лян, А.С. и Клейнбуб, Д.Л. «Навигация ракеты-носителя Titan IIIC с использованием ИМУ Carousel VB». Конференция AIAA по наведению и контролю, Ки-Бискейн, Флорида, 20–22 августа 1973 г. Документ AIAA № 73-905.
  • Штумпф, Дэвид К. Титан II: История ракетной программы холодной войны. The University of Arkansas Press, 2000.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Титаном (ракета).
Последняя правка сделана 2021-06-11 04:30:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте