Тиридат III из Армении

редактировать
Царь Армении и христианский святой (c.250-c.330)
Тиридат III Великий
Тиридат III illustration.jpeg
Царь Армении
Правление298– около 330 г. н.э.
ПредшественникХосров II
ПреемникХосров III Малый
Родился250-е годы нашей эры
Умерок. 330 г. н.э.
ПогребениеКемах
КонсортАшхен
ВыпускХосров III Малая. Саломея Армении
Династия Династия Аршакидов
ОтецХосров II из Армении

Тиридат III (Армянский : Տրդատ «Трдат»; около 250 г. н.э. - около 330 г.), также известный как Тиридат Великий Տրդատ Մեծ, или Тиридат IV, чтобы отличить его от другого Тиридата, который, как считается, правил несколькими годами ранее, был царем Аршакидной Армении (298 - около 330). В 301 году Тиридат провозгласил христианство государственной религией Армении, что сделало Армянское царство первым государством, официально принявшим христианство.

Содержание

  • 1 Раннее детство
  • 2 Царство
  • 3 Преобразование
  • 4 Остаток правления
  • 5 Галерея
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
  • 7 См. Также

Раннее детство

Тиридат III был сын Хосрова II из Армении, последний был убит в 252 г. парфянским агентом по имени Анак по приказу Ардашира I. У Тиридата был по крайней мере один родной брат, сестра по имени Хосровидухт, тезка его деда по отцовской линии, Тиридата II из Армении. Анак был схвачен и казнен вместе с большей частью его семьи, а его сын, Григорий Просветитель, был укрыт в Цезарии, в Каппадокии. Как единственный выживший наследник престола, Тиридат был быстро увезен в Рим вскоре после убийства своего отца, будучи еще младенцем. Он получил образование в Риме и хорошо знал языки и военную тактику; кроме того, он твердо понимал и ценил римское право. Армянский историк Мовсес Хоренаци описал его как сильного и храброго воина, который участвовал в боях со своими врагами и лично приводил свою армию к победе во многих сражениях.

Царство

В 270 году римский император Аврелиан вступил в бой с Сасанидами, которые теперь заменили парфян, на восточный фронт, и он смог отогнать их. Тиридат, как истинный наследник ныне оккупированного персами армянского престола, прибыл в Армению, быстро собрал армию и изгнал врага в 298 году. Когда Тиридат вернулся в Армению, он построил город Вагаршапат его столица, так как это была столица его покойного отца.

Какое-то время казалось, что удача благоприятствовала Тиридату. Он не только изгнал своих врагов, но и пронес свое оружие в Ассирию. В то время Персидская империя находилась в отвлеченном состоянии. Трон оспаривался амбициями двух враждующих братьев, Ормуза и Нарсеса. Однако гражданская война была вскоре прекращена, и Нарсес был повсеместно признан царем Персии. Затем Нарсес направил все свои силы против иностранного врага. Тогда конкурс стал слишком неравным. Тиридат снова нашел убежище у римлян. Римско-армянский союз укреплялся, особенно в то время, когда Диоклетиан правил империей. Это можно объяснить воспитанием Тиридата, последовательными агрессиями со стороны персов и убийством его отца Анаком. С помощью Диоклетиана Тиридат вытеснил персов из Армении. В 299 году Диоклетиан оставил армянское государство в квазинезависимом и статусе протектората, возможно, чтобы использовать его в качестве буфера на случай нападения персов.

В 297 году Тиридат женился на Принцесса Алани по имени Ашхен, от которой у него было трое детей: сын по имени Хосров III, дочь по имени Саломея и еще одна дочь, вышедшая замуж Св. Хусик I, один из первых католикосов Армянской Апостольской церкви.

Обращение

Святой. Тиридат III Великий. Սբ. Տրդատ Մեծ թագավոր
Տրդատ Գ Մեծ Արշակունի. Jpg Тиридат III Великий, царь великих армян.
царь Армении
место упокоенияКема, Эрзинджан, Армения
Почитается вВосточное Православие. Католическая Церковь
Праздник 30 июня
Атрибуты Корона. Меч. Крест. Globus cruciger
Покровительство Армения
Крещение Тиридата III

Традиционная история обращения царя и нации в первую очередь основана на работе Агафангелоса пятого века под названием «История армян». В нем рассказывается о Григории Просветителе, сыне Анака, который был воспитан как христианин и, чувствуя вину за грех своего отца, присоединился к армянской армии и работал секретарем царя. К концу III века христианство в Армении прочно утвердилось, но в целом народ все еще придерживался зороастризма. Тиридат не был исключением, так как он тоже поклонялся различным древним богам. Во время зороастрийской религиозной церемонии Тиридат приказал Григорию возложить цветочный венок к подножию статуи богини Анаит в Эризе. Григорий отказался, заявив о своей христианской вере. Этот поступок привел в ярость короля. Его ярость только усилилась, когда несколько человек заявили, что Григорий на самом деле был сыном Анака, предателя, убившего отца Тиридата. Григория пытали и в конце концов бросили в Хор Вирап, глубокую подземную темницу.

В годы заключения Григория в Армению приехала группа монахинь-девственниц во главе с Гаяне, бежавшими от римских гонений на свою христианскую веру. Тиридат слышал об этой группе и о легендарной красоте одного из ее членов, Рипсиме. Он привел их во дворец и потребовал жениться на прекрасной деве; она отказалась. Царь приказал замучить и убить всю группу. После этого события он заболел и, по легенде, принял поведение кабана, бесцельно бродящего по лесу. Хосровидухту приснился сон, в котором Григорий был еще жив в темнице, и он был единственным, кто смог вылечить короля. На тот момент прошло 13 лет с момента его заключения, и шансы, что он останется жив, были малы. Они забрали его, и, несмотря на невероятное истощение, он все еще был жив. Его поддерживала в живых добрая женщина, которая каждый день бросала ему буханку хлеба в Хор Вирапе.

Тиридат был доставлен к Григорию и чудесным образом исцелился от болезни в 301 году. Убежденный силой лекарства, царь немедленно провозгласил христианство официальной государственной религией. Таким образом, Армения стала номинально христианским королевством и первым государством, официально принявшим христианство. Тиридат назначил Григория Католикосом Армянской Апостольской церкви.

. Хотя на самом деле обращение в христианство оказалось решающим и ключевым в истории Армении, похоже, что христианизация Армении Аршакиды Армении (Аршакуни) частично игнорировали Сасанидов.

Остальные времена правления

Переход от традиционного зороастризма к христианству был нелегким. Тиридат часто использовал силу, чтобы навязать эту новую веру народу, и последовало множество вооруженных конфликтов из-за того, что зороастризм глубоко укоренился в армянском народе. Между войсками царя и зороастрийским лагерем произошла настоящая битва, которая привела к ослаблению политеистической военной мощи. Таким образом, Тиридат провел остаток своей жизни, пытаясь искоренить все древние верования, и тем самым разрушил бесчисленные статуи, храмы и письменные документы. В результате из местных источников мало что известно о древней армянской истории и культуре. Царь лихорадочно работал над распространением веры и умер в 330 году. Мовсес Хоренаци утверждает, что несколько членов семей накараров сговорились против Тиридата и в конечном итоге отравили его.

Тиридат III, Ашхен и Хосровидухт являются Святыми в Армянской Апостольской Церкви, и, соответственно, во всех Восточных Православных Церквях, и их праздник приходится на субботу после пятого воскресенья после Пятидесятница. В этот праздник поется "Королям". Их праздник обычно приходится на 30 июня.

Галерея

Ссылки

Библиография

  • Кертис, Веста Сархош (2016). «Древние иранские мотивы и зороастрийская иконография». Уильямс, Маркус; Стюарт, Сара; Хинтце, Альмут (ред.). Зороастрийское пламя изучает религию, историю и традиции. И. Тавриды. С. 179–203. ISBN 9780857728159. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Мардиросян, Арам (2001). "Le synode de Valarsapat (491) et la date de la convert au christianisme du Royaume de Grande Arménie (311) ". Revue des Études Arméniennes. 28: 249–260. doi : 10.2143 / REA.28.0.505082. ISSN 0080-2549.(на французском)
  • Томсон, Роберт В. (1997). «Константин и Трдат в армянской традиции». Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. 110>50 : 277–289. ISSN 0001-6446. JSTOR 23658223. На сайте пусто неизвестно параметр: | 1 =()
  • Kettenhofen, Erich (2002). «Die Anfänge des Christentums in Armenia». Handēs Amsōreay. 116 : 45–104. OCLC 5377086. У ссылки нет неизвестного параметра: | 1 =() (на немецком языке)
  • Кеттенхофен, Эрих (1995). Tirdād und die Inschrift von Paikuli: Kritik der Quellen zur Geschichte Armeniens im späten 3. und frühen 4.Jh. п. Chr. Reichert Verlag. ISBN 9783882268256. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) (на немецком языке)
  • Цукерман, Константин (1994). "Les campagnes des tétrarques, 296-298. Notes de chronologie". Antiquité Tardive. 2 : 65–70. doi : 10.1484 / J.AT.2.301153. ISSN 1250-7334.(на французском языке)
  • Шомон, Мария-Луиза (1996). "Une visite du roi d'Arménie Tiridate III à l'empereur Constantin à Rome?". В Гарсояне, Нина (ред.). L’Arménie et Byzance: Histoire et culture. Париж: Éditions de la Sorbonne. С. 55–66. ISBN 9782859448240.(на французском языке)
  • Вальбург, Карин Мосиг (2006). "Der Armenienkrieg des Maximinus Daia". Historyia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 55 (2): 247–255. ISSN 0018-2311. JSTOR 4436812. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | 1 =() (на немецком языке)
  • Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении. Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674968509. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Манасерян, Рубен (1997). Հայաստանը Արտավազդից մինչև Տրդատ Մեavaz [Haydican 'Artav minc'ev Trdat Mēc] (Армения от Артавазда до Трдата Великого). Ереван: Арег. OCLC 606657781. CS1 maint: ref = harv (link ) (на армянском)
  • де Йонг, Альберт (2015). «Армянский и грузинский зороастризм». В Стаусберге, Майкл; Вевайна, Юхан Сохраб-Диншоу; Тессманн, Анна (ред.). The Wiley Блэквелл Соратник зороастризма. John Wiley Sons, Ltd. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

См. Также

Последняя правка сделана 2021-06-11 04:22:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте