Тимофей I, (сирийский : ܛܝܡܬܐܘܣ ܩܕܡܝܐ; ṭimāṯaos qadmāyā, c. 740 - 9 января 823, традиционная дата рождения 727/728) Патриарх Церкви Востока с 780 по 823 год, широко считается одним из самых выдающихся патриархов за долгую историю Церковь Востока, а также Отец Церкви.
Уважаемый как писатель, церковный лидер и дипломат, Тимофей был также прекрасным администратором. Во время своего правления он реформировал столичную администрацию Церкви Востока, предоставив большую независимость митрополическим епископам в миссионерском поле («внешние» провинции), но исключив их из участия в патриархальных выборах. Эти реформы заложили основу для последующего успеха миссий Церкви Востока в Центральной Азии.
Тимофей был уроженцем Лаззы в Адиабене, часть обширного региона Ассирии (Атор). В молодости он учился у Авраама Бар Дашандада в школе в Сапсапе, в районе Акра. Позже он стал епископом епархии Бет-Бгаш в столичной провинции Адиабене, завоевав уважение Абу Мусы ибн Мусаба, мусульманского губернатора Мосула, и его христианского секретаря Абу Нух аль-Анбари. После смерти патриарха Хнанишона II в 778 году Тимофей использовал разумную смесь подкупа, обмана и (вероятно) убийства, чтобы обеспечить свое избрание патриархом. Одним из соперников на этот пост был пожилой Ишоияб, настоятель монастыря Бет-Абе, и Тимофей сначала напугал его, посоветовав ему, что он, возможно, недостаточно годен, чтобы пережить интриги высокого поста, но оказал ему честь, предложив ему эту должность. митрополита Адиабенского. Второй потенциальный соперник, Гиваргис, был выдвинут на синоде, созванном епископом Кашкар Фомой в монастыре Мар Петион в Багдаде. Гиваргис пользовался поддержкой христианского врача халифа аль-Махди Исы ибн Курайша, и мог бы представлять серьезную угрозу для Тимофея, если бы он не умер внезапно при подозрительных обстоятельствах. Затем Тимоти получил большинство в последующем голосовании, пообещав щедро вознаградить своих сторонников. После избрания он ничего подобного не сделал. Тем, кто жаловался, сказали: «Священство не продается за деньги».
Эта тактика не была забыта его противниками, и оппозиционная партия во главе с митрополитом Мервским Иосифом провела синод в монастыре Бет. Хейла, в котором они отлучили Тимофея от церкви и заменили Ишо́йяхба на посту митрополита Адиабены Рустамом, епископом Хниты. Тимофей ответил тем же оружием и низложил Иосифа Мервского, который, не сумев добиться возмещения ущерба от халифа аль-Махди, обратился в ислам. Дальнейшие серии отлучений привели к беспорядкам на улицах Багдада христианами города. Оппозиция Тимофею была окончательно подавлена вмешательством Исы ибн Курайша.
Тимофей был уважаемым автором научных, богословских, литургических и канонических книг. Сохранилось около 59 его писем, охватывающих примерно первую половину его патриархата. В письмах обсуждаются различные библейские и богословские вопросы, а также многое раскрывается о положении церкви в его дни. В одном письме записано, что он рукоположил епископами турок Средней Азии, Тибет, Шихарзура, Радана, Рэя, Ирана, Гургана, Балада и некоторых других. места. Письма также показывают широкое знакомство с литературой древнего христианского мира. Поскольку он переехал в Багдад после своего избрания патриархом, он был знаком с судом Аббасидов и помогал в переводе произведений Аристотеля и других.
Одним из самых известных литературных произведений Тимоти был отчет о безрезультатных дебатах о конкурирующих претензиях христианства и ислама, предположительно состоявшихся в 782 году с третьим Аббасидом халифом Аль-Махди (годы правления 775–85). Дебаты, которые, как некоторые утверждают, были литературной выдумкой, представляют собой несколько неорганизованный обмен мнениями, который подтверждает аргумент, что дебаты имели место и были записаны самим Тимоти. Он был опубликован сначала на сирийском, а затем на арабском языке. В своей сохранившейся форме, на сирийском, он заметно уважает ислам и вполне может быть написан для удовольствия как христианских, так и мусульманских читателей. Дискуссия была переведена на английский язык в 1928 году Альфонсом Мингана под названием «Апология христианства» Тимофея. Его тема вызывает постоянный интерес, и ее все еще можно читать сегодня как для удовольствия, так и для выгоды.
Юридическая работа Тимофея двояка. Вероятно, он составил «Восточный синодикон» (собрание синодов Церкви Востока). Он также написал юридический трактат под названием Taksē d-dīnē ʿi (d) tōnōyē w-d-yōrtwōtō («Правила церковных суждений и преемственности»). Несмотря на название, в книге мало говорится о судебной организации и процедурах, но, прежде всего, она направлена на то, чтобы лучше определить церковную иерархию до разработки закона о браке и наследовании.
Тимофей проявлял особый интерес к миссионерской экспансии Церкви Востока. Известно, что он посвятил митрополитов Дамаску, Армении, Дайлам и Гилану, Раю в Табаристане, Сарбазе в Сегестане, турках Средней Азии и Китае, и он также заявил о своем намерении посвятить митрополита Тибету. Мар Шубхалишо, митрополит Дайламский и Гилянский, принял мученическую смерть. Он также отделил Индию от столичной провинции Фарс и сделал ее отдельной столичной провинцией.
Тимоти был похоронен в Багдаде ' s Дайр аль-Джаталик («монастырь католикоса »), первоначально Дайра Клила Ишух (сирийский : ܕܝܪܐ ܟܠܝܠܐ ܝܫܘܥ «Венок Иешуа / Иисуса монастырь "), который был монастырем Церкви Востока, построенным на западном берегу Тигра в провинции Сасанидской империи в Месопотамии, Asōristān.
Предшественник. Хнанишо II. (773–780) | Католикус-Патриарх Востока. (780–823) | Преемник. Ишо Бар-монахиня. (823–828) |