Тимо Сарпанева

редактировать

Тимо Сарпанева
Timo-Sarpaneva-1950s.jpg Тимо Сарпанева (слева) в 1950-х годах на стекольном заводе.
Род.Тимо Тапани Сарпанева. (1926-10-31) 31 октября 1926 года. Хельсинки, Финляндия
Умер6 октября 2006 (2006-10-06) (79 лет). Хельсинки, Финляндия
Место упокоенияКладбище Хиетаниеми, Хельсинки
Alma materШкола искусства и дизайна, Университет Аалто, Хельсинки
Род занятийХудожник, промышленный дизайнер, педагог
ДетиПоло, Том, Йоханна, Алексей
Родственники, старший брат
НаградыСеребряная медаль - Миланская триеннале. 1951 г. Кукко. Приз Ланнинга. 1956. Гран-при - Миланская Триеннале. 1957 г. Выставка архитектуры. Гран-при Миланской триеннале. Коллекция стекла 1957 г.. Золотая медаль - Concorso Internazionale della Ceramica d'Arte Contemporanea, Фаэнца. 1976 Суоми.

Тимо Тапани Сарпанева (31 октября 1926 г. - 6 Octobe r 2006) был влиятельным финским дизайнером, скульптором и педагогом, наиболее известным в мире искусства инновационной работой со стеклом, которая часто объединяла атрибуты демонстрации предметов искусства с утилитарными обозначениями. Хотя стекло оставалось его средой, к которой чаще всего обращались, он работал с металлом, деревом, текстилем и фарфором (фарфор). Сарпанева вошла в дома по всему миру благодаря своему промышленному дизайну высококлассных, художественно продуманных предметов, в том числе чугунной посуды и фарфора столовой посуды. Его работа была одним из ключевых компонентов, которые помогли создать репутацию Финляндии как первопроходца в области дизайна.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Раннее
    • 1.2 Работа
    • 1.3 Pro Finlandia
  • 2 Работа
  • 3 Текстиль
    • 3.1 Ambiente
  • 4 Фарфор
    • 4.1 Suomi
    • 4.2 Ограниченная серия
  • 5 Стекло
    • 5.1 Ланцет, Каякки и Орхидея
    • 5.2 Финляндия
    • 5.3 Скульптура
      • 5.3.1 Паковый лед / Зеркало моря
      • 5.3.2 Улыбка
  • 6 Признание
    • 6.1 Награды
    • 6.2 Honorifics
  • 7 Рынок
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Биография

Ранний

Как и Наковальня своего деда, представленная на видном месте, чтобы познакомить посетителей с его ретроспективной выставкой 2002 года в Музее дизайна в Хельсинки, Тимо Сарпанева описал свое семейное наследие как наследие мастеров. Он упомянул своего дедушку по материнской линии, кузнеца, чью профессию Сарпанева провозгласила традицией его семьи «на протяжении сотен лет», и сказал, что другие были художниками по текстилю, отметив, что его мать делала чайные шезлонги. Его старший на год брат был графическим дизайнером и делал украшения из бронзы и серебра. С гиперболой Тимо Сарпанева сказал, что еще в утробе знал, что станет мастером. Его профессиональная реакция на стекло была связана с его ранними воспоминаниями о расплавленном металле в мастерской его деда. Ощущение детства, которое он позже периодически рассказывал как вдохновляющее для его новаторского подхода к стеклянным предметам, говорило о прозрачности и пространстве:

В возрасте восьми или девяти лет я держал в руке кусок льда, пока не сделал

Органическое отверстие Сарпаневой в стеклянном теле появилось примерно в то же время, когда Генри Мур начал использовать вогнутости в своих человеческих скульптурах и некоторых других своих скульптурах. работа со стеклом свидетельствует об этом опыте.

Работа

Сарпанева окончила Институт промышленных искусств (предшественник Университета искусств и дизайна ) в Хельсинки в г. 1948 г. и позже получил степень доктора философии hc. Вскоре после того, как он начал работать со стеклом, он выиграл конкурс Iittala в гравированном стекле и был нанят компанией в 1951 году (в других источниках упоминается предыдущий год) в качестве дизайнера и директора выставок. Он выиграл свой первый Гран-при на Милане Триеннале 1954 года за серию игр с прозрачным стеклом, которые также достались его уже хорошо зарекомендовавшему себя коллеге из Ииттала Тапио Вирккала. В 1956 году Сарпанева обратилась к цветному стеклу, когда разработала новую высококлассную серию тарелок, бутылок и других предметов Ииттала i-linja (i-line). Радикально для того времени, его участие распространилось на дизайн упаковки и имя Ииттала с заметной белой строчной буквой i в красном круге в качестве товарного знака новой линии, которую компания затем приняла в качестве своего универсального логотипа через 21-й век. i-linja выиграл ему второй Гран-при на Миланской Триеннале 1957 года, где он также получил Гран-при за дизайн финской выставки.

Тем временем он работал над своим английским в недавно открытом хельсинкском филиале Berlitz International во второй половине 1950-х годов, вскоре начал преподавать в своей альма-матер, включая курс по блочной печати линолеума для студентов, изучающих текстильный дизайн, и стал профессором в 1976 году. Уже работал в текстильной ассоциации PMK в 1950-х (и планировал в конечном итоге отмененную в 1957 году Triennale выставку одежды для Marimekko в раннем понимании того, что готовая мода стала цениться как промышленное искусство), он продолжил в 1960-х годах с дизайнами ткани для Tampella и выступил в качестве художественного директора шведской текстильной компании Kinnasand. между 1964 и 1972 годами, после чего он начал сотрудничество с немецким производителем фарфора Rosenthal. Он ездил между Хельсинки и Мурано (Венеция, Италия) в течение шести лет в 1990-х годах, создавая в основном скульптуры вместе с мастерами по стеклу Венини и известным мастером Пино Синьоретто. Все это время, несмотря на перерыв в 1970-х, когда Iittala стремилась отменить некоторые из своих технологий производства стекла, Сарпанева поддерживала творческие отношения со своим первым работодателем на протяжении большей части своей продуктивной жизни. У него остались четверо взрослых детей и его девятилетняя жена Марьятта, урожденная Свенневиг, на которой он женился в Хельсинкском соборе в 1997 году после 30 лет совместной жизни и которая спроектировала его надгробие в Хиетаниеми. Кладбище, в настоящее время закрытое для дальнейших захоронений, последнее место упокоения многих людей, влиятельных в истории, политике и культуре Финляндии.

Серебряные изделия Mäntyniemi (1992) были разработаны для новой одноименной президентской резиденции.

Pro Finlandia

Степень патриотизма выразилась в его близком знакомстве с многолетним президентом Финляндии Урхо Кекконеном., от которого Сарпанева получила медаль Pro Finlandia ордена Финского льва в 1958 году за успех на Миланской Триеннале, и названия некоторых из его продуктов, продаваемых на международном рынке: Finlandia для серии ваз из «кора стекла» и Suomi («Финляндия») для дизайна посуды. Он разработал стеклянные вазы и серебряную посуду для президентской резиденции Мянтыниеми, открытой в 1993 году. Образ Финляндии как первопроходца дизайна долгое время основывался на ее успехах после Второй мировой войны, а также на репутации Сарпаневой и горстка других его «дизайнерских героев».

Работа

Чугунный котел (1959), исторически современный для «чертовски хорошего тушеного мяса».

Чугунный котел (котел, запеканка)) Сарпанева, созданная в 1959 году (производство с 1960 года), которая вошла на финскую почтовую марку в 1998 году, стала символом его творческого подхода - современная, не слишком сильно опирающаяся на новизну, она переосмыслила традиционную вещь, поставила историю и человечество вернулось к промышленному дизайну и приготовило «чертовски хорошее тушеное мясо из оленины». Вновь представив его на рынке в 2003 году, производитель Iittala считает его неподвластный времени и гениальный дизайн столь же функциональным на кухне, как и на обеденном столе. Работа, подобная работе Сарпаневой, доказала, что внутреннее качество материалов, сведенное к их самой основной, чувственной сущности, сформированное творческим воображением художника, превзошло весь китч в мире.

Сарпанева считала поворотным моментом в своей карьере. пришел к нему в возрасте 22 лет, когда он получил вторую премию в конкурсе дизайна Riihimäki Glass, уступив только профессору его колледжа Артту Браммеру, получившему высшую награду. Сарпанева периодически работал с металлом, деревом, текстилем, керамикой и фарфором (фарфор), в то время как стекло оставалось его основным средством с самых ранних наград на протяжении большей части его жизни, как в промышленном дизайне, так и в экспонировании арт-объекты. По образованию графический дизайнер, он провел большую часть своей жизни в области промышленного дизайна, считая себя скорее художником, чем дизайнером. Но он отказался от этого варианта и пошутил, когда столкнулся со слухами о том, что Энди Уорхол предположил, что ткани Сарпаневой - это мастерский ход, готовый к обрамлению картин. Тем не менее, международная карьера Сарпаневой началась с сопоставимого подвига в области текстильного дизайна, когда он получил Серебряную медаль на Миланской Триеннале 1951 года за свою работу Кукко, вышитый чайный уютный домик в стиле петуха. (отсюда и финское название) с зазубренным красным гребешком в качестве ручки, который некоторые на выставке приняли за карнавальную шляпу.

Текстиль

В 1950–1960-х годах Сарпанева создавала ткани для ряда компаний, входящих в ПМК (Puuvillatehtaitten myyntikonttori, «Офис продаж хлопковых комбинатов»).

Ambiente

Его радикальная живописная серия Ambiente, разработанная для льняного подразделения Tampella в середине 1960-х годов, привнесла роботизацию в производство выкройки ткани. Около 2000 автоматических установок, которые Сарпанева назвала «промышленными монотипами», позволяли широко варьировать цветовые схемы, от интенсивного малинового и бирюзового до нежно-зеленого, кремового и черного цвета гороха. Размытие, слияние и искажение привело к появлению жидких психоделических узоров и добавило еще один слой к числу вариантов, которые модифицированная двусторонняя ротационная печать открыла для производителей и продавцов.

Производство было основано на изобретении, которое Сарпанева сделала, когда посещение производителя упаковочной бумаги, где печатный станок неисправен, в результате чего цвета смешиваются и растекаются по бумаге. Сарпанева думала, что намеренное достижение того же эффекта на ткани создаст изменчивый, плавный узор, в котором точно такой же узор никогда не будет повторяться. Амбиенте привлек международное внимание, спровоцировав Энди Уорхола в шутку предложить Сарпаневой продавать эту линию как уникальное произведение искусства, добавив, что «вы станете миллионером».

Фарфор

Суоми

Работа Сарпанева в области промышленного дизайна получила высшее признание с его фарфором (китай) полнофункциональным обеденным сервизом Suomi («Финляндия»), над которым он работал четыре лет (по некоторым источникам три-два). По заказу немецкой компании Rosenthal, которая поначалу посчитала концепцию слишком простой, она была запущена в своей «студийной линейке» в 1976 году. Первоначально полностью белая современная классика с мягко закругленными углами стала частью постоянной коллекции Центр Жоржа Помпиду в Париже как образец современного дизайна продолжал производиться в течение 2010-х годов. Сарпанева сказала, что его вдохновили формы скал, округлых и отполированных движущейся водой. Он объединил круг с квадратом, слияние органических форм ремесленных традиций и прямых линий, связанных с современной промышленностью. Кусочки устойчивой к сколам услуги понравились не только глазу, но и руке. Большие удобные ручки сделали чашки прочными и удобными в обращении, края тарелок предотвращали проливание жидкости, чайники и кофейники наливались без капель.

Еще в 1970-х годах Розенталь сделал Suomi холстом для дизайна поверхностей высокого искусства. тираж ограничен 500 экземплярами известных художников того времени, в том числе Сальвадора Дали и Виктора Вазарели. Компания также адаптировала Suomi для клиентов, стремящихся к самовыражению. Он производил Suomi в параллельной серии Porcelaine noire и позволял покупателям смешивать и покупать светящиеся белые и необычные изделия из черного фарфора в любой желаемой контрастной комбинации. В отдельной модификации производитель угощал тех, кто ищет большей роскоши, серией Suomi с отделкой из золота и платины. Такой маркетинг не всегда ценился с эстетической точки зрения, поскольку различные варианты украшений плохо соотносились с изысканными формами Сарпаневой и что Суоми была необычной только в простом белом цвете.

Ограниченная серия

По случаю запуска своего набора «Солнце в лесу» из чашки с блюдцем в Лондоне, Сарпанева сказала, что его формы иногда были вдохновлены звуком.

Когда я иду очень глубоко в лес, все мои чувства возбуждаются. Именно тогда я могу слышать своими глазами.

Прямые отсылки к звуку, переведенные на изображения, также сопровождали промо-материал с его комбинацией из кружки и блюдца «Песня тролля».

Glass

Lansetti, среди обладателей Гран-при Миланского триеннале 1954 года. Каякки среди обладателей Гран-при Миланского триеннале 1954 года.

Сарпанева была плодовитым дизайнером стеклянного искусства, как скульптуры, так и функциональных предметов. Вместе со стеклодувами Ииттала стекольного завода он был пионером многих новых методов изготовления стекла. Среди новых разработанных методов был метод мокрой палочки, при которой сферические пространства внутри стекла создаются не путем выдувания, а путем проталкивания влажной палочки в стеклянную массу. Контакт с горячей массой вызывает испарение воды, после чего пар вдувает в стекло полость. Стеклодувы Ииттала выработали привычку собирать по дороге на работу упавшие ветки яблонь - сорт дерева, который особенно хорошо подходит для этой цели. Этот метод занимает центральное место во многих сериях изделий из стекла Сарпаневой, таких как «Каякки» и «Орхидея».

«Ланцет», «Каякки» и «Орхидея»

Первое международное признание работы Сарпаневой в области стекла было получено с Гран-при от Милан Триеннале в 1954 году, в которое вошли сериалы Сарпаневой «Орхидея» («Орхидея»), «Каякки» («Каяк») и «Лансетти» («Ланцет»), принятые в производство Ииттала. Он сказал о своем любимом материале:

Стекло очень загадочно. Это все время меняется. Вот что делает его волшебным. Это освободило меня от привычного и трехмерного. Он открыл мне свои самые сокровенные возможности и отправил меня в путешествие в четвертое измерение. Я понял возможности, которые прозрачное прозрачное стекло дает художнику и дизайнеру.

Была выбрана амебоидная абстракция «Lancet II» из последней серии, асимметричная ваза из прозрачного стекла, форма которой лишь частично перекликается с ее полым центром. американским журналом House Beautiful как «Самый красивый объект дизайна года», 1954 год. В его руках различия между чистым и прикладным искусством постепенно становились все менее значимыми - стеклянные вазы, которые он создал в 1950-х годах, демонстрировали явные скульптурные качества задолго до того, как он решил разорвать свою связь с сосудом как формой в 1964 году и создать чистую скульптуру из стекла.

Finlandia

Линия ваз из «кораллового стекла» Finlandia, производимая Ииттала В 1964-1970 годах появилось еще одно новшество, массовое производство предметов домашнего обихода, каждый из которых был в некотором роде эксклюзивным. Коллекция отличалась наличием толстого стекла с шероховатой поверхностью, напоминавшей снег и лед, одним ударом заменявшей гладкое, тонкое, обтекаемое цветное стекло 1950-х годов. Сарпанева вспоминает:

Я нашла кучу выброшенных деревянных форм, используемых для изготовления полированного стекла, и решила сделать из них другое стекло. Каждая деталь немного отличалась по форме и поверхности.

Стекло заливали или выдували в формы и оставляли на них достаточно долго, чтобы формы горели, тем самым придавая поверхности шероховатость. Каждый раз, когда в форму выдували, текстура зерна менялась, в результате чего каждый объект серии Finlandia был уникальным, хотя и выдувным. Формы постепенно и намеренно разрушались в результате многократного контакта со стеклом, нагретым до 500 ° C (932 F). Изменяющаяся поверхность придавала каждой детали естественный случайный эффект «коры», создаваемый карбонизированным деревом, который иначе не мог бы быть убедительно создан художником.

Скульптура

Стеклянная скульптура нулевого года.

Пакет Лед / Зеркало моря

Сарпанева создал самую большую стеклянную скульптуру в Финляндии, Ахтояэ («Пак Айс », переименованный из Яявуори в «Айсберг»), для финского павильона по адресу Expo 67 в Монреале в 1967 году. Затем он был куплен городом Тампере и оставался на хранении до 1988 года, когда он был установлен в вестибюле торгового центра KoskiKeskus, открытого в центре города Тампере в марте того же года. Треугольник длиной 12 м (36 футов) и шириной 6,4 м (21 фут) подвешен к потолку и заполнен 488 гранеными стеклянными башенками высотой до 1 м (3,3 фута). Сарпанева расширил свою первоначальную концепцию, прикрепив Meren peili («Зеркало моря») под Ахтоя, зеркальные стекла, интерпретирующие поверхность моря (Балтийское море частично покрыто льдом вокруг Финляндии зимой, но летом безо льда), чтобы вспомнить о текучести и круговороте жизни, которые также включают в себя финскую интерпретацию двух проявлений обозначающего страну множества озер - белого льда зимой и синее зеркало летом. Специалисты по скандинавскому искусству часто сравнивали способность Сарпаневой улавливать свет вместе с его оттенками с просмотром льда под морем.

Улыбка

Стекло также было материалом его редкой работы, посвященной трансатлантической культуре. влияет. Маленькая модель Smile из дутого стекла из черного стекла с глянцевой поверхностью украшена двумя большими диснеевскими ушами, возвышающимися над ртом и напоминающими Микки Мауса. Уши обозначают состояние Микки, а скульптура превращает Микки в набор абстрактных геометрических соотношений.

Признание

Награды

  • Серебряная медаль 1951 года для Кукко («Петух»), IX Триеннале, Милан
  • Гран-при 1954 года, стекло, X Триеннале, Милан
  • Гран-при 1957 года, за выставочную архитектуру, XI Триеннале, Милан
  • Гран-при 1957 года, стекло, XI Триеннале, Милан
  • 1956 Приз Ланнинга
  • Золотая медаль 1976 года для Суоми, Concorso Internazionale della Ceramica d'Arte Contemporanea, Фаэнца

Honorifics

Рынок

Художественно продуманные линии дизайна Сарпаневой приобрели в перепродаже стоимость настолько, насколько рентабельными стали подделки. Финская полиция оценила, что общая стоимость подделок его и некоторых его сверстников составила миллионы евро, и ожидала, что она будет расти. Периодическая, отчасти ироническая критика некоторых дизайнов - что универсальная тиковая ручка с чугунной кастрюлей теряется, что на белом Suomi видны пятна от чая в отличие от классических британских коричневых чайников - не подорвала их признательность. Исторически руководители Christie's отмечали рост стоимости при перепродаже, особенно в отношении изделий из стекла Сарпаневой для итальянской компании Venini. Более старые предметы из той же серии были бы более ценными, например, предмет из первого года серии Kajakki (Kayak), которая проходила с 1953 по 1959 год, может стоить на 50% больше, чем тот же предмет из последнего года производства.. Охотники за скидками иногда сообщали о высоких доходах, в том числе о покупке стеклянной тарелки Sarpaneva за 25 центов на гаражной распродаже, которая, как выяснилось, имела стоимость перепродажи 1000 долларов США.

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Тимо Сарпанева.
Последняя правка сделана 2021-06-11 03:47:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте