Тибето-бирманские языки

редактировать
Тибето-бирманские языки
Географическое. распространениеЮго-Восточная Азия, Восточная Азия, Южная Азия
Лингвистическая классификация Сино-тибетский
  • Тибето-бирманский
ПротоязычныйПрототибето-бирманский
Подразделения
ISO 639-5 tbq
Glottolog Нет
Lenguas tibeto-birmanas.png
Тибетский Бу Рмиш Кареник Рунг Тани Цян Бодо-Гаро Коньяк Нага Митей Куки-Чин-Мизо

Тибето-бирманские языки являются не- китайскими членами сино-тибетской языковой семьи, на более чем 400 из которых говорят в высокогорьях Юго-Восточной Азии, а также в некоторых частях Восточной Азии и Южной Азии. Около 60 миллионов человек говорят на тибето-бирманских языках, около половины из них говорят на бирманском, а 13% из них говорят на тибетских языках. Название происходит от наиболее распространенных из этих языков, а именно бирманского (более 35 миллионов говорящих) и тибетских языков (более 8 миллионов). Эти языки также имеют обширные литературные традиции, начиная с XII и VII веков соответственно. На большинстве других языков говорят гораздо меньшие сообщества, и многие из них не описаны подробно.

Некоторые таксономии делят китайско-тибетскую на синитскую и тибето-бирманскую ветви (например, Бенедикт, Матисофф), но другие ученые отрицают, что тибето-бирманская группа составляет монофилетическую группу.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Обзор
    • 2.1 Юго-Восточная Азия и юго-запад Китая
    • 2.2 Тибет и Южная Азия
  • 3 Классификация
    • 3.1 Шафер (1955)
    • 3.2 Бенедикт (1972)
    • 3.3 Матисофф (1978)
    • 3.4 Bradley (2002)
    • 3.5 van Driem
    • 3.6 Matisoff (2015)
    • 3.7 Другие языки
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Далее чтение
  • 8 Внешние ссылки

История

В XVIII веке несколько ученых заметили параллели между тибетским и бирманским языками с обширными литературными традициями. В следующем столетии Брайан Хоутон Ходжсон собрал множество данных о нелитературных языках Гималаев и северо-восточной Индии, отметив, что многие из них были связаны с тибетским и бирманским. Другие определили родственные языки в высокогорьях Юго-Восточной Азии и юго-западного Китая. Название «тибето-бирманцы» впервые применил к этой группе в 1856 году Джеймс Логан, который добавил Карен в 1858 году. Чарльз Форбс рассматривал эту семью как объединяющую гангскую и лохитскую ветви туранский Макса Мюллера, огромная семья, состоящая из всех евразийских языков, кроме семитского, «арийского» (индоевропейского ) и китайский языки. Третий том Linguistic Survey of India был посвящен тибето-бирманским языкам Британской Индии.

Юлиус Клапрот отметил в 1823 году, что бирманцы, тибетцы и китайцы имеют общие общие черты. базовый словарь, но этот тайский, понедельник и вьетнамский были совершенно разными. Несколько авторов, включая Эрнста Куна в 1883 году и Августа Конради в 1896 году, описали «индокитайскую» семью, состоящую из двух ветвей: тибето-бирманской и китайско-сиамской. Тайские языки были включены на основе словарного запаса и типологических особенностей, общих с китайским. Жан Прзилуски ввел термин sino-tibétain (сино-тибетский) в качестве названия своей главы, посвященной группе, в «Les Langues du Monde» Антуана Мейе и Марселя Коэна в 1924 г.

Тайские языки не были включены в большинство западных описаний китайско-тибетского языка со времен Второй мировой войны, хотя многие китайские лингвисты все еще включают их. Связь между тибето-бирманским и китайским языками сейчас принята большинством лингвистов, за некоторыми исключениями, такими как Рой Эндрю Миллер и Кристофер Беквит. Более поздние разногласия сосредоточились на предлагаемом первичном разделении китайско-тибетского языка на китайскую и тибето-бирманскую подгруппы. Несмотря на популярность этой классификации, впервые предложенной Куном и Конради, а также продвинутой Полом Бенедиктом (1972), а затем Джеймсом Матисоффом, Тибето-Бирманский язык не был продемонстрирован. быть полноценной семьей сама по себе.

Обзор

На большинстве тибето-бирманских языков говорят в отдаленных горных районах, что затрудняет их изучение. У многих отсутствует письменный стандарт. Как правило, легче идентифицировать язык как тибето-бирманский, чем определять его точное родство с другими языками группы. Подгруппы, которые были установлены с уверенностью, насчитывают несколько десятков, от хорошо изученных групп из десятков языков с миллионами говорящих до нескольких изолятов, некоторые из которых только недавно обнаружены, но находятся под угрозой исчезновения. Эти подгруппы рассматриваются здесь по географическому признаку.

Юго-Восточная Азия и юго-запад Китая

Языковые семьи Мьянмы

Самая южная группа - каренские языки, на которых говорят три миллиона человек по обе стороны Бирмы - Граница Таиланда. Они отличаются от всех других тибето-бирманских языков (кроме бай) наличием порядка слов субъект-глагол-объект, связанного с контактом с тай-кадай и австроазиатскими языками.

Самый распространенный тибетско-бирманский язык - бирманский, национальный язык Мьянмы, на котором говорят более 32 миллионов человек, и литературные традиции восходят к началу XII века. Это один из лоло-бирманских языков, интенсивно изучаемой и четко определенной группы, включающей примерно 100 языков, на которых говорят в Мьянме и высокогорьях Таиланда, Лаоса, Вьетнама и Юго-Западного Китая. Основные языки включают лолийские языки, с двумя миллионами говорящих в западном Сычуани и северном Юньнани, языке акха и хани языков, на которых говорят два миллиона человек в южной части Юньнани, восточной части Мьянмы, Лаоса и Вьетнама, а также лису и лаху в Юньнани, северной Мьянме и северном Таиланде. Все языки подгруппы лолитов демонстрируют значительное австроазиатское влияние. Пай-ланг песни, записанные китайскими иероглифами в I веке, по всей видимости, содержат слова из лоло-бирманского языка, но расположены в китайском порядке.

Языковые семьи Китая, с тибето-бирманским языком. оранжевым цветом

Тибето-бирманские языки на юго-западе Китая в течение длительного периода находились под сильным влиянием китайцев, поэтому их принадлежность трудно определить. Группировка языка бай с одним миллионом говорящих в провинции Юньнань вызывает особые споры, поскольку некоторые исследователи предполагают, что это родственный китайскому языку. язык наси северной части Юньнани обычно включается в лоло-бирманский, хотя другие ученые предпочитают оставлять его несекретным. На холмах северо-запада Сычуани обитают небольшие группы языков Qiangic и Rgyalrongic, которые сохраняют многие архаические черты. Самый восточный тибето-бирманский язык - туцзя, на котором говорят в горах Улин на границах Хунани, Хубэй, Гуйчжоу и Чунцина.

Два исторических языка считаются тибето-бирманскими, но их точная принадлежность неясна. Язык пю центральной Мьянмы в первые века известен по надписям с использованием варианта письма Гупта. Тангутский язык XII века Западная Ся Северного Китая сохранился в многочисленных текстах, написанных вдохновленным китайцами тангутским письмом.

Тибет и Южная Азия

Языковые семьи Южной Азии, с тибето-бирманским в оранжевом

Более восьми миллионов человек на Тибетском нагорье и соседних областях в Балтистане, Ладакхе, Непал, сикким и Бутан говорят на одном из нескольких родственных тибетских языков. Классический тибет имеет обширную литературу, датируемую 8 веком. Тибетские языки обычно сгруппированы с меньшими восточными бодишскими языками Бутана и Аруначал-Прадеш как группа бодиш.

На южных склонах Гималаев говорят на многих разнообразных тибето-бирманских языках. Выявлены значительные группы: западно-гималайские языки Химачал-Прадеш и западный Непал, тамангские языки западного Непала, включая таманг с одним миллионом носителей и языками киранти восточного Непала. Остальные группы небольшие, с несколькими изолятами. неварский язык (непал бхаса) в центральном Непале насчитывает миллион носителей и литературу, датируемую XII веком, и почти миллион человек говорят на магарских языках, но у остальных есть небольшие речевые сообщества. Другие изоляты и небольшие группы в Непале: Дура, Раджи-Рауте, Чепангик и Дхималиш. На лепче говорят в районе от восточного Непала до западного Бутана. Большинство языков Бутана - бодиш, но в нем также есть три небольших изолята: 'Оле («Черная гора Монпа»), Лхокпу и Гонгдук и большее сообщество носителей тшангла.

языков тани включает большинство тибето-бирманских языков Аруначал-Прадеша и прилегающих районов Тибета. Остальные языки Аруначал-Прадеша гораздо более разнообразны и принадлежат к малочисленным сиангикам, кхо-бва (или каменгским), хрусо, миджу и языки дигаро (или мишмичские) группы. Эти группы имеют относительно небольшой тибето-бирманский словарь, и Бенч и Пост спорят об их включении в китайско-тибетский.

Северо-восточные штаты Индии (большая часть Аруначал-Прадеша и северная часть Ассама также востребованы Китаем)

Наибольшее разнообразие языков и подгрупп встречается в высокогорьях, простирающихся от северной Мьянмы до северо-востока Индии.

Северная Мьянма является домом для небольшой группы нунгов, а также языков дзинпхо-луиш, включая дзингпхо, на которых говорят почти миллион человек.. Брахмапутранские или языки сал включают, по крайней мере, бодо-гаро и языки коньяк, на которых говорят в районе, простирающемся от северной Мьянмы до индийских штатов Нагаленд, Мегхалая и Трипура, и часто считается, что он включает группу Джингпхо-Луиш.

Приграничное нагорье Нагаленда, Манипур и западная Мьянма являются домом для небольших групп языков Ao, ангами-почури, тангхулис и земе, а также язык Карби. мейтей, основной язык Манипура, на котором говорят 1,4 миллиона человек, иногда связывают с 50 или около того языками куки-чин, на которых говорят в мизорам и Штат Чин Мьянмы.

На языке мру говорит небольшая группа людей в Читтагонгском горном районе между Бангладеш и Мьянмой.

Классификация

В классификации сино-тибетских и тибето-бирманских языков были две вехи: Шафер (1955) и Бенедикт (1972), которые фактически были созданы в 1930-х и 1940-х годах соответственно..

Шафер (1955)

Предварительная классификация Шафера заняла агностическую позицию и не признала тибето-бирманский язык, но поставила китайский (синитский) на тот же уровень, что и другие ветви китайско-тибетского языка. семья. Он сохранил Тай-Кадай (Дайк) в семье якобы по настоянию коллег, несмотря на его личное убеждение, что они не были родственниками.

Сино-тибетский
I. Синитский
II. ?? Дайк
III. Бодич
а. Бодиш (Гурунг, Тшангла, Гьяронг, тибетский )
б. Западные Гималаи (в т.ч. Тхангми, Барам, Раджи-Рауте )
с. Западно-центральные Гималаи (Магар, Чепанг, Хаю [неуместно])
d. Восточные Гималаи
e. Newarish
f. Digarish
g. Midźuish
h. Хруиш
и. Дхималиш
дж. Мисингиш
к. Дзоргайш
IV. Бурмиш
а. Бурмиш
б. Мруиш
в. Нунгиш
г. Кациниш (Джингпхо )
э. Цайрэлиш
ф. Луиш
г. Таман
х. Кукиш
В. Барич
а. Бариш
б. Нагиш
VI. Каренич

Бенедикт (1972)

Очень влиятельная, хотя и предварительная, классификация - это классификация Бенедикта (1972), которая была написана примерно в 1941 году. Как и работа Шафера, эта классификация основана на данных, собранных Проект китайско-тибетской филологии, которым по очереди руководили Шафер и Бенедикт. Бенедикт намеревается Эд Китаец как первая ответвившаяся семья, за ней следует Карен.

Китайско-тибетская
  1. Китайская
  2. Тибето-Карен
    • Карен
    • Тибето-бирманская

Тибето-бирманская семья делится на семь основных ветвей :

I. Тибетско-Канаури (также известный как бодиш-гималайский)

А. Бодиш
(Тибетик, Гьярунг, Такпа, Цангла, Мурми и Гурунг )
Б. Гималаи
я. "майор" гималайский
ii. "минор" гималайский
(рангкас, дармия, чаудангси, бьянгси)
(возможно, также Дзоргай, Лепча, Магари )

II. Бахинг – Ваю

А. Бахинг (Сунувар, Халинг )
Б. Кхамбу (Сампанг, Рунгченбунг, Яха и Лимбу )
К. Ваю - Чепанг
(возможно, также Ньюар )

III. Абор – Мири– Дафла

(возможно, также Ака, Дигаро, Миджу и Дхимал )

IV. Качин

(возможно в том числе Луиш )

В. Бирманский - Лоло

А. Бирманский - Мару
Б. Южный Лоло
С. Северный Лоло
Д. Канбури Лава
Э. Мосо
Ф. Си-фань (циангын и языки цзянгы помимо самих цян и гьярунг)
Г. Тангут
(возможно, также Нунг )

VI. Бодо-Гаро

А. Бодо
Б. Гаро ()
К. Борок (Трипури (Тёипра) )
Д. Димаса
Э. Мех
Ф. Рава (Кох )
Г. Тива (Лалунг)
Х. Сутия
И. Сараний a
Дж. Соновал
(Возможно, также «Обнаженная нага », также известная как Коньяк)

VII. Куки-Нага (он же Кукиш)

(возможно, также Карби, Мейтей, Мру )

Матисофф (1978)

Джеймс Матисофф предлагает модификацию Бенедикта, которая понизила Карен в должности, но сохранила дивергентную позицию синитской. Из 7 ветвей внутри Тибето-Бирманской области 2 ветви (баикская и карениская) имеют языки SVO порядка, тогда как все остальные 5 ветвей имеют SOV языки порядка.

Сино-тибетский
  1. китайский
  2. тибето-бирманский

Тибето-бирманский язык затем делится на несколько ветвей, некоторые из это географические удобства, а не лингвистические предложения:

Мати soff не утверждает, что семьи в Камарупане или Гималаи имеют особые отношения друг к другу, кроме географических. Они предназначены скорее как категории удобства, ожидающие более подробной сравнительной работы.

Матисофф также отмечает, что дзинпхо-нунгиш-луиш является центральным элементом семьи, поскольку он содержит черты многих других ветвей, а также расположен вокруг центра тибето-бирманскоязычной области.

Брэдли (2002)

Со времен Бенедикта (1972) многие языки, ранее не задокументированные должным образом, привлекли к себе больше внимания благодаря публикации новых грамматик, словарей и списков слов. Это новое исследование сильно помогло сравнительной работе, и Брэдли (2002) включает большую часть новых данных.

I. Западный (= Бодик )

A. Тибетско-Канаури
i. Тибетский
ii. Гурунг
iii. Восточный Бодик ( вкл. Цангла )
iv. Канаури
Б. Гималайский
I. Восточный (Киранти )
ii. Западный (Ньюар, Чепанг, Магар, Тхангми, Барам )

II. Сал

А. (Бодо – Гаро - Северные наги )
Б. Джингхап
К. Луиш (включая Пью )
Д. Куки-Чин (включая Meithei и Karbi )

III. Центральная (возможно, остаточная группа, фактически не связанная друг с другом. Lepcha также может подойти).

А. Ади-Гало-Мишинг-Ниши
Б. Мишми (дигариш и Кеман )
К. Раванг

IV. Северо-Восточный

А. Цянджик
Б. Наси - Бай
К. Туцзя
Д. Тангут

V. Юго-Восточный

A. Бирманский – Лоло (включая Mru )
B. Карен

ван Дрим

Джордж ван Дрим отвергает первичный раскол китайского языка, делая тибето-бирманский синонимом нас с китайско-тибетским.

Матисофф (2015)

Внутренняя структура Тибето-Бирманской области условно классифицируется следующим образом: Матисофф (2015: xxxii, 1123-1127) в последней версии Китайско-тибетский этимологический словарь и тезаурус (STEDT).

Другие языки

Классификация Tujia затруднена из-за обширных заимствований. Другие несекретные тибето-бирманские языки включают басум и недавно описанный язык ламо. Новые тибето-бирманские языки продолжают получать признание, некоторые из которых не имеют тесного родства с другими языками. Недавно признанные отдельные языки включают Коки-Нага.

Рэнди ЛаПолла (2003) предложил ветвь Рунга тибето-бирманского языка, основываясь на морфологических данных, но это не нашло широкого признания.

Скотт ДеЛанси (2015) предложил Центральную ветвь Тибето-Бирманской области на основании морфологических данных.

Роджер Бленч и Марк Пост (2011) перечисляют ряд расходящихся языков Аруначал-Прадеша на северо-востоке Индии, которые могут иметь нетибето-бирманский субстрат или даже не являться Тибето-бирманский язык выделяет :

Бленч и Пост полагают, что остальные языки с этими субстратными характеристиками более явно являются китайско-тибетскими:

См. Также

Примечания

Ссылки

Примечания

Библиография

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 11:40:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте