Тибетский календарь (Тибетский : ལོ་ ཐོ, Wylie : lo-tho), или тибетский лунный календарь - это лунно-солнечный календарь, то есть тибетский год состоит из 12 или 13 лунные месяцы, каждый из которых начинается и заканчивается новолунием. Тринадцатый месяц добавляется каждые два или три года, так что средний тибетский год равен солнечному году.
Тибетское празднование Нового года равно Лосар (Тибетский : ལོ་ གསར་, Уайли : ло-гсар). Согласно альманахам год начинается с третьего месяца хора. В Тибете было много разных традиций, определяющих начало года. Даты монгольского календаря совпадают с датами тибетского календаря.
Каждый месяц определенные даты в тибетском календаре имеют особое значение для буддийских практик. Точно так же определенные месяцы также имеют значение.
Существовали разные традиции называния лет (тибетский : ལོ་, Wylie : lo) в Тибете. Начиная с XII века, мы наблюдаем использование двух шестидесятилетних циклов. 60-летний цикл известен как цикл и впервые был введен в Тибет индийским буддистом по имени Чандранатх и Цилу Пандит в 1025 году нашей эры. Первый цикл - это цикл рабджьюнг (тибетский : རབ་ བྱུང༌ །, Уайли : rab byung). Первый год первого цикла рабджьюнга начался в 1027 году. Этот цикл был заимствован из Индии. Второй цикл произошел из Китая и назывался Друкчу кор (тибетский : དྲུག་ཅུ་ སྐོར །, Уайли : наркотик ку скор, санскрит Враспати). Первый год первого цикла Друкчу кор начался в 1024 году. Циклы считались порядковыми числами, но годы внутри циклов никогда не считались, а назывались специальными именами. Структура друкчу кор была следующей: каждый год связан с животным и элементом , аналогично китайскому зодиаку. Порядок животных следующий:
Элементы имеют следующий порядок:
Огонь | Земля | Железо | Вода | Дерево |
Каждый элемент связан с двумя последовательных лет, сначала в мужском, затем в женском аспекте. Например, за земным мужчиной- Драконом годом следует женский Земля- Змея год, затем мужчина. Железный- Лошадь год. Пол можно не указывать, так как он определяется по животному.
Обозначения элемент-животное повторяются в циклах по 60 лет (шестидесятилетний цикл ), начиная с (самца) Деревянная-Крыса год. Эти большие циклы пронумерованы, первый цикл начинается в 1024. Таким образом, 2005 год примерно соответствует (женский) Лес-Петух год 17-го цикла. Первый год шестидесятилетнего цикла индийского происхождения (1027) называется rab-byung (то же название, что и обозначение цикла) и эквивалентен (женскому) огненному году кролика.
Год (по григорианскому календарю) | Год согласно rabjyung | Wylie | Element | Animal | Sex |
---|---|---|---|---|---|
2008 | rabjyung 17 lo 22 | sa mo glang | земля | крыса | мужчина |
2009 | rabjyung 17 lo 23 | sa pho khyi | Земля | Ox | женщина |
2010 | rabjyung 17 lo 24 | lcags pho stag | Iron | Tiger | мужчина |
2011 | rabjyung 17 lo 25 | lcags mo yos | Iron | Заяц | самка |
2012 | rabjyung 17 lo 26 | чу пхо 'бруг | Вода | Дракон | мужчина |
2013 | рабджьюнг 17 ло 27 | чу мо сбрул | Вода | Змея | самка |
2014 | rabjyung 17 lo 28 | shing pho rta | Wood | Horse | мужской |
2015 | rabjyung 17 lo 29 | shing mo lug | Wood | Sheep | женский |
Три относительно современных обозначения количественных чисел используются для тибетских лет.
На тибетских банкнотах первой половины 20-го века можно увидеть кардинальные числа с 1 годом 255 г. н.э., что является ссылкой на легендарного 28-го императора Тибета., Тотори Ньянцен.
Со второй половины 20-го века использовалось другое обозначение года, где, например, 2020 год нашей эры совпадает с тибетским 2147 годом. Это относительно современное обозначение года. упоминается как Bö Gyello (bod rgyal lo). В эту эпоху первым годом является 127 г. до н. Э., Он датируется легендарным прародителем династии Ярлунг, Ньятри Ценпо.
В тибетских календарях второй половины 20-го века. века и на тибетских монетах числа кардинальных лет встречаются с указанием рапло, где первый год совпадает с первым годом цикла рабджьюнга, то есть 1027. Рабло 928, например, является 1954 год по западному григорианскому календарю.
Год (григорианский) | Эпоха. 127 г. до н.э. | Эпоха. 255 | Эпоха. 1027 |
---|---|---|---|
примерно с февраля / марта 2009 г. | 2136 | 1755 | 983 |
примерно с февраля / марта 2010 г. | 2137 | 1756 | 984 |
примерно с февраля / марта 2011 г. | 2138 | 1757 | 985 |
примерно с февраля / марта 2012 | 2139 | 1758 | 986 |
Во времена Тибетской Империи (7-9 века) Тибетские месяцы (тибетский : ཟླ་བ་, Wylie : zla ba, T HL : dawa) были названы в соответствии с четырьмя временами года:
Начиная с XII века, каждый месяц именуется 12 животными китайского зодиака :
ye (Заяц ), 'Drug (Dragon ), drul (Snake ), ta (Horse ), lug (Овца ),
тшья (Птица ), kyi (Собака ), фаг (Кабан ), tshyiwa (Rat ) и lang (Ox ).
С введением календаря Калачакратантры во второй половине 11 века месяцы также назывались через лунные особняки, внутри которых, грубо говоря, каждый месяц происходило полнолуние:
|
Во второй половине 13-го века знаменитый правитель Дрогон Чогьял Пхагпа ввел систему исчисления месяца порядковыми числами, так называемый хорский "монгольский" месяц:
|
|
Все эти системы подсчета или наименования месяцев использовались до наших дней.
Есть три разных типа дней (жаг): хым жаг, цес жаг и ньин жаг.
Первые два дня - астрономические. Время, необходимое среднему солнцу, чтобы пройти через один из двенадцати традиционных знаков зодиака (двенадцать хим), называется хим зла (солнечный месяц). Одна тридцатая часть одного солнечного месяца (хим зла) - это один хим жаг, который можно назвать зодиакальным днем, потому что в западной терминологии нет эквивалентного названия.
Время, необходимое Луне, чтобы удлиниться на 12 градусов от Солнца и каждые 12 градусов после этого составляет один титхи (цес зхаг, «лунный день»). Продолжительность таких лунных дней значительно различается из-за изменений в движении Луны и Солнца.
Тридцать лунных дней образуют один лунный или синодический месяц (цес зла), период от новолуния до новолуния. Это равно времени, необходимому для того, чтобы луна удлинилась на 360 градусов от солнца (от солнца к солнцу). Естественный день (ньин жаг) определяется тибетцами как период от рассвета до рассвета. Строго говоря, месяцы, указанные в тибетском альманахе, называемом нами тибетскими календарными месяцами, не то же самое, что лунные или синодические месяцы (тшес зла), которые могут начинаться и заканчиваться в любое время суток. В тибетском языке нет специального термина для календарного месяца, содержащего целые дни. Эти календарные месяцы просто называются зла ба (месяц).
Месяц по тибетскому календарю обычно начинается с дня недели или естественного дня (гза 'или ньин жаг), которым заканчивается первый титхи (цес жаг). Месяц тибетского календаря обычно заканчивается днем недели или естественным днем (gza 'или nyin zhag), которым заканчивается 30-й титхи (tshes zhag). Следовательно, тибетский календарный месяц (зла ба) состоит из 29 или 30 естественных дней. В последовательности естественных дней или дней недели нет пропущенных дней или дней, которые встречаются дважды. Но поскольку эти дни также называются термином tshes вместе с количественным числом, бывает, что определенные числа или даты (соответствующие титхи) вообще не встречаются (chad) или появляются дважды (lhag). Титхи отсчитываются от 1 до 30, и может случиться так, что за понедельником с лунным днем номер 1 (tshes gcig) следует вторник с лунным днем номер 3 (tshes gsum). С другой стороны, за понедельником с лунным днем номер 1 (tshes gcig) может следовать вторник с лунным днем номер 1 (tshes gcig). Другими словами, довольно часто определенные даты не появляются в тибетском альманахе, а определенные даты встречаются дважды. Но нет естественных дней или дней недели, которые встречаются дважды или которые пропускаются.
Дни недели (тибетский : གཟའ, Wylie : gza ') названы в честь астрономических объектов.
День | Тибетский (Уайли ) | Фонетическая транскрипция | Объект |
---|---|---|---|
Воскресенье | གཟའ་ཉི་མ་ (gza 'nyi ma) | nyima | Вс |
Понедельник | གཟའ་ཟླ་བ་ (gza 'zla wa) | dawa | Луна |
Вторник | གཟའ་ མིག་ དམར ་ (gza 'mig dmar) | Микмар | Марс |
Среда | གཟའ་ལྷག་པ་ (gza' lhak pa) | Лхакпа | Меркурий |
Четверг | གཟའ་ ཕུར་ བུ ། (gza 'phur bu) | Purbu | Юпитер |
Пятница | གཟའ་ པ་ སངས་ (gza 'pa sangs) | Пасанг | Венера |
суббота | གཟའ་སྤེན་པ་ (gza' spen ba) | Пенба | Сатурн |
Ньима «Солнце», Дава «Луна» и Лхакпа «Меркурий» - общие личные имена людей, родившихся в воскресенье, понедельник или среду соответственно.
Во времена Династии Ярлунг, годы были названы в честь 12 животных, встречающихся в китайском зодиаке. Месяц были названы в соответствии с четыре сезона в году и год начинались летом.
Перевод Калачакратантры во второй половине 11 века н.э. положил начало полному изменению календаря в Тибете. Первая глава этой книги содержит, среди прочего, описание индийского астрономического календаря и описания вычислений для определения длины пяти планет, а также солнечного и лунного затмений.
Согласно буддийской традиции, первоначальные учения Калачакры были преподаны самим Буддой. Тем не менее, прошло более двухсот лет, прежде чем календарь Калачакры был официально введен в качестве официального тибетского календаря правителем Дрогоном Чогьялом Пхагпа во второй половине 13 века. Хотя этот календарь много раз менялся в течение последующих столетий, он сохранил свой первоначальный характер как лунно-солнечный календарь индийского происхождения.
Тибетский календарь - традиционный календарь, широко используемый в Тибете. Согласно традиции, уникальный календарь, который используется для расчета дня, месяца и года в соответствии с восходом и убыванием луны, был создан тибетцами более 3000 лет назад. В исторические времена те, кто верит в бонпо (небуддийская религия, коренная в Тибете), научились считать точный день зимнего солнцестояния и сделали его началом года. Это положило начало множеству фестивалей в Тибете. В VII веке принцесса Вэнь Чэн и принцесса Цзинь Ченг по очереди вступили в Лхасу Тибет для заключения брака и перенесли китайский традиционный календарь на эту древнюю землю. С тех пор в тибетском календаре использовались как китайский, так и индийский календарь. Во времена династии Юань он был усовершенствован, чтобы включить в него отличительные черты (Небесные стебли, Земные ветви и пять элементов). После столетий развития тибетский календарь стал зрелой системой.
Викискладе есть материалы, связанные с тибетскими календарями. |