Три красавицы современности | |
---|---|
Японский: 当時 三 美人. Тоджи Сан Бидзин | |
Первое издание, в коллекции Музея изящных искусств, Бостон. Слева: Такашима Хиса; в центре: Томимото Тоёхина; справа: Нанивая Кита | |
Художник | Китагава Утамаро |
Год | c.1793 (ок. 1793) |
Тип | Нишики-э цветная гравюра на дереве |
Размеры | 37,9 см × 24,9 см (14,9 дюйма × 9,8 дюйма) |
Три красавицы современности (当時 三 美人, Тоджи Сан Бидзин) - это нисики-э цветная ксилография ок. 1792–93, выполненная японским художником укиё-э Китагава Утамаро (c.1753–1806). Треугольная композиция изображает профили трех знаменитых красавиц того времени: гейши Томимото Тоёхины и чайханы официанток Нанивая Кита и Такашима Хиса. Гравюра также известна под названиями Три красавицы эпохи Кансей (寛 政 三 美人, Кансей Сан Бидзин) и Три знаменитых красавицы (高名 三 美人, Комей Сан Бидзин).
Утамаро был ведущим художником укиё-э в 1790-х годах в жанре бидзин-га, изображавшем женщин-красоток. Он был известен своими ōkubi-e, в которых основное внимание уделялось головам. Три модели в «Трех красавицах наших дней» были частыми объектами портретов Утамаро. Каждая фигура в работе украшена опознавательным знаком фамильного герба. Портреты идеализированы, и на первый взгляд их лица кажутся похожими, но могут быть обнаружены тонкие различия в их чертах и выражениях - уровень реализма в то время, необычный для укиё-э, и контраст со стереотипными красотами более ранних мастеров, таких как как Харунобу и Киёнага. Роскошная гравюра была опубликована Цутая Дзюдзабуро и сделана из нескольких деревянных чеканок - по одной для каждого цвета, а фон был посыпан мусковитом для создания эффекта мерцания. Считается, что это было довольно популярно, и треугольное расположение стало модным в 1790-х годах. Утамаро создал несколько других картин с той же аранжировкой тех же трех красоток, и все три появились во многих других портретах Утамаро и других художников.
Укиё-э искусство процветало в Японии в период Эдо с 17 по 19 века, и его основными субъектами были куртизанки, актеры кабуки и другие, связанные с образ жизни «плавающего мира» увеселительных заведений. Наряду с живописью, массовое производство гравюры на дереве было основной формой жанра. В середине 18 века широко распространились полноцветные принты нисики-э, напечатанные с использованием большого количества деревянных блоков, по одному для каждого цвета. Ближе к концу 18 века был пик как качества, так и количества работ. Известным жанром был бидзин-га («картины красавиц»), на котором чаще всего изображались куртизанки и гейши на досуге и пропагандировались развлечения, которые можно было найти в кварталах развлечений <. 208>Кацукава Сюнсё представил Окуби-э «изображение с большой головой» в 1760-х годах; он и другие члены школы Кацукавы, такие как Сюнко популяризировали форму актерских принтов якуша-э, а также пыль слюды на заднем плане, чтобы произвести эффект сверкающего. Киёнага был выдающимся портретистом красавиц в 1780-х годах, и высокие, изящные красавицы в его работах оказали большое влияние на Китагава Утамаро (c.1753–1806), который должен был стать преемником его славы. Утамаро учился у Торияма Сэкиена (1712–1788), который обучался в школе Кано живописи. Примерно в 1782 году Утамаро начал работать на издателя Цутая Дзюзабуро.
. В 1791 году Цутая издал три книги Санто Кёдена в жанре sharebon юмористических рассказов о приключениях в мире. помещения для удовольствия; сочтя их слишком легкомысленными, военное правительство наказало автора на пятьдесят дней наручниками и оштрафовало издателя на половину его имущества. Его удача изменилась вскоре после этого с новым успехом: Утамаро начал создавать первые портреты бидзин Окуби-э, адаптируя Окуби-э к жанру бидзин-га. Их популярность восстановила состояние Цутая и сделала Утамаро в 1790-х годах.
Три красавицы наших дней считаются одной из типичных ранних работ Утамаро. На нем изображены профили трех знаменитостей-красавиц 1790-х годов Эдо (современный Токио). Подданные Утамаро были не куртизанками, как ожидалось в укиё-э, а молодыми женщинами, известными в Эдо своей красотой. Эти трое были частыми объектами искусства Утамаро и часто появлялись вместе. Каждому из них соответствует связанный с ним фамильный герб .
. В центре изображена Томимото Тоёхина, знаменитая гейша из дома Тамамурая в районе развлечений Ёсивара. Ее прозвали «Томимото» за то, что она сыграла музыку Томимото-буси на сямисэн. Как и у двух других моделей, у нее волосы в модном стиле Симада, который был популярен в то время. В отличие от более простой одежды девушек из чайного домика двух других моделей, она одета в более эффектном стиле гейши. Дизайн герба Томимото японской примулы украшает рукав ее кимоно. Дата рождения Тойохины неизвестна.
Справа Нанивая Кита, также известная как «О-Кита», известная дочь владельца чайханы в Асакуса возле храма Сэнсо-дзи. Говорят, что на портрете ей было пятнадцать. На портрете она носит узорчатое черное кимоно и держит в руках учива веер, на котором изображен ее семейный герб - герб павловния
.Слева - Такасима Хиса, также называемый «О-Хиса», из [джа ] в Рёгоку. Она была старшей дочерью Такашимы Чобея, владельца придорожной чайханы в его доме под названием Сенбейя, в котором Хиса работал, привлекая клиентов. По традиции, на момент создания портрета ей было шестнадцать, и на лицах двух девочек из чайного домика есть едва различимая разница в зрелости. Хиса держит полотенце для рук на левом плече, а узнаваемый трехлистный дуб даймё украшает ее кимоно.
Трехлистный дуб Хисы герб
Герб японской примулы Тоёхины
Герб Кита из павловнии
Вместо того, чтобы пытаться передать реалистичное изображение троих, Утамаро идеализирует их изображения. Многим зрителям лица на этом и других портретах того времени кажутся мало индивидуализированными или, возможно, совсем не индивидуализированными. Другие подчеркивают тонкие различия, которые различают этих троих в форме рта, носа и глаз: у Кита пухлые щеки и невинное выражение лица; у нее миндалевидные глаза и высокая переносица; У Хисы более жесткое, гордое выражение, переносица Хисы ниже, а глаза круглее, чем у Кита; Черты лица Тоёхины находятся посередине, и она выглядит старше и интеллектуальнее.
Вертикальный шрифт ōban размером 37,9 × 24,9 см (14,9 × 9,8 дюйма). нисики-э - полноцветная печать укиё-э, сделанная из нескольких деревянных блоков, по одной для каждого цвета; набивные блоки прессуются на японской бумаге ручной работы. Для создания эффекта блеска фон присыпан мусковитом, разновидностью слюды. Изображение относится к жанрам bijin-ga («портреты красавиц») и ōkubi-e («картинки с большими головами»), последний из которых является жанром, который Утамаро первым начал и с которым прочно ассоциировался.
Композиция трех фигур имеет треугольную форму, традиционное расположение Тадаши Кобаяси сравнивает с Трех дегустаторов уксуса, в которых Конфуций, Гаутама Будда и Лао-цзы символизируют единство конфуцианства, буддизма и даосизма ; Точно так же, говорит Кобаяси, Утамаро демонстрирует единство трех конкурирующих красавиц-знаменитостей на гравюре.
Такашима Хиса, ок. 1792–93
Томимото Тоёхина, ок. 1792–1796
Нанивайя Кита, ок. 1793
Гравюра была разработана Утамаро и опубликована Цутая Дзюзабуро на четвертом или пятом году Кансей эпохи делений традиционной японской эпохи (c.1792–93). Печать издателя Цутая напечатана слева над головой Хиса, а круглая печать цензора расположена над ней. Подпись Утамаро напечатана в левом нижнем углу.
Фумито Кондо считался революционером печати; такие выразительные, индивидуализированные лица не встречаются в стереотипных фигурах в работах предшественников Утамаро, таких как Харунобу и Киёнага, и впервые в истории укиё-э красавицы были взяты из общей городской среды. население, а не кварталы развлечений.
Записи показывают, что Кита была высоко оценена в рейтингах чайных домов, и что любопытные фанаты наводнили чайный дом ее отца; Говорят, из-за этого она стала высокомерной и перестала подавать чай без особого требования. Хиса заняла более низкое место, хотя, похоже, все еще была довольно популярна - богатый торговец предложил за нее 1500 рю, но ее родители отказались, и она продолжила работать в чайхане. Утамаро воспользовался этим соперничеством в своем искусстве, зайдя так далеко, что изобразил двух красавиц из чайной в перетягивании каната и других соревнованиях с божествами, связанными с их районами, поддерживающими их: буддийское божество-хранитель Акала был был связан с Ягенбори и поддерживал Хису; Гуаньинь, Богиня Милосердия, была связана с храмом Сэнсо-дзи в Асакусе и поддерживала Кита.
Треугольное расположение трех фигур стало чем-то вроде моды в гравюрах середины прошлого века. -1790-е гг. «Три красавицы эпохи Кансей» обычно относятся к трем, изображенным на этой гравюре; иногда Утамаро заменял Тоёхину на Кикумото О-Хана. Три или четыре года спустя Утамаро поместил трех красавиц в одну композицию на гравюре под названием «Три красавицы», на которой Хиса держит блюдце в левой руке, а не носовой платок, а Кита держит веер обеими руками. По мнению Эйдзи Ёсиды, фигурам на этом гравюре не хватает очарования, присущего предыдущим. Йошида меньше думал о дальнейших недифференцированных персонажах более поздней гравюры с той же треугольной композицией, «Три красавицы с мешками с закусками», опубликованной Ямагутия. Как свидетельство их популярности, три модели часто появлялись в работах других художников, и Утамаро продолжал использовать их в других гравюрах, индивидуально или в парах.
Нет данных о продажах укиё-э. из эпохи, в которую был сделан гравюра. Для определения популярности печати требуются косвенные средства, одним из которых является сравнение различий в сохранившихся копиях. Например, чем больше копий напечатано, тем больше изнашивается ксилография, что приводит к потере четкости линий и деталей. Другой пример: издатели часто вносили изменения в блоки в более поздних тиражах. Исследователи используют подобные подсказки, чтобы определить, часто ли репринты переиздавались, что свидетельствует об их популярности. На оригинальном издании «Трех красавиц современности» в правом верхнем углу в виде закладки было написано название, а слева - имена трех красавиц. Считается, что только две копии этого штата сохранились; они находятся в коллекциях Музея изящных искусств в Бостоне и Художественного музея Койсикава Укиё-э в Токио. В более поздних изданиях отсутствует название, имена красавиц или и то, и другое, а положение печатей издателя и цензора несколько различается. Причины изменений являются предметом спекуляций, например, красавицы, возможно, переехали, или их слава упала. Основываясь на таких подсказках, как эти изменения, исследователи полагают, что этот эстамп стал популярным хитом для Утамаро и Цутая.
Вариации появились в более поздних изданиях - имена отсутствуют на этой копии гравюра из Художественного музея Толедо.
Три красавицы, ок. 1792–93
Три красавицы с мешками с закусками, ок. конец 1790-х гг.