Подавление мыслей

редактировать

Подавление мыслей - это тип мотивированного забывания, когда человек сознательно пытается перестать думать о особая мысль. Это часто связано с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР). ОКР - это когда человек неоднократно (обычно безуспешно) пытается предотвратить или «нейтрализовать» навязчивые тревожные мысли, сосредоточенные на одной или нескольких навязчивых идеях. Также считается, что это причина подавления памяти, как показали исследования с использованием парадигмы «думать / не думать». Подавление мыслей актуально как на ментальном, так и на поведенческом уровнях, что может привести к ироническим эффектам, противоречащим намерению. Теория иронических процессов - одна из когнитивных моделей, способных объяснить парадоксальный эффект.

Когда человек пытается подавить мысли в условиях высокой когнитивной нагрузки, частота этих мыслей увеличивается и становится более доступной, чем раньше. Факты показывают, что люди могут предотвратить перевод своих мыслей в поведение, когда самоконтроль высок; Однако это не относится к автоматическому поведению и может привести к скрытым бессознательным действиям. Это явление парадоксальным образом усугубляется увеличением количества отвлекающих факторов, которые человек отвлекает, хотя эксперименты в этой области можно критиковать за использование безличных одновременных задач, которые могут или не могут должным образом отражать естественные процессы или индивидуальные различия.

  • 1 Эмпирическая работа, 1980-е годы
  • 2 Улучшенная методология, 1990-е годы
  • 3 Поведенческая область
  • 4 Когнитивная динамика
  • 5 Другие методологии
    • 5.1 Парадигма мышления / не мысли
  • 6 Влияние мечты
    • 6.1 Ироническая теория контроля
    • 6.2 Отскок от мечты
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Эмпирические исследования, 1980-е годы

Для подавления мыслей и его эффективности Для изучения исследователи должны были найти методы записи процессов, происходящих в сознании. Один эксперимент, разработанный с этой целью, был проведен Wegner, Schneider, Carter White. Они попросили участников не думать о конкретной цели (например, о белом медведе) в течение пяти минут, но если они это сделали, им было предложено позвонить в колокольчик. После этого участникам сказали, что следующие пять минут они должны думать о цели. Были доказательства того, что нежелательные мысли возникали чаще у тех, кто использовал подавление мыслей, чем у тех, кто этого не делал. Кроме того, были также свидетельства того, что на втором этапе те, кто использовал подавление мыслей, имели более высокую частоту целевых мыслей, чем те, кто не использовал подавление мыслей; позже придумал эффект отскока. Этот эффект был воспроизведен и может быть достигнут даже с неправдоподобными целями, такими как мысль о «зеленом кролике». Исходя из этого, Вегнер в конечном итоге разработал «теорию иронического процесса ».

Усовершенствованная методология, 1990-е годы

Чтобы лучше прояснить результаты подавления мысли, в нескольких исследованиях было изменено целевое мышление. Ремер и Борковек обнаружили, что участники, которые подавляли тревожные или депрессивные мысли, демонстрировали значительный эффект восстановления. Кроме того, Венцлафф, Вегнер и Ропер продемонстрировали, что тревожные или депрессивные субъекты с меньшей вероятностью подавляли негативные, нежелательные мысли. Несмотря на то, что Рассин, Меркельбах и Мурис сообщают, что этот вывод является умеренно надежным в литературе, некоторые исследования не смогли воспроизвести результаты. Однако это можно объяснить рассмотрением индивидуальных различий.

Недавнее исследование показало, что у людей с низкой тревожностью и чертами высокой желательности (репрессоры) подавленные тревожные автобиографические события первоначально вторгались реже, чем в других группах (низкий, группы с высокой и высокой защитной тревогой), но через неделю вторгались чаще. Это различие в стиле совладания может объяснить различия в литературе. Тем не менее, проблема остается в том, что причина парадоксального эффекта может заключаться в используемых мерах по выявлению мыслей (например, в колокольном звонке). Данные Брауна (1990), которые показали, что участники были очень чувствительны к частотной информации, побудили Кларка, Болла и Пейпа получить апостерио-оценки участников количества навязчивых целевых мыслей и обнаружили ту же картину парадоксальных результатов. Однако, несмотря на то, что такой метод, кажется, решает проблему, он и все другие методологии используют самоотчет в качестве основной формы сбора данных. Это может быть проблематично из-за искажения ответа или неточности в самооценке.

Поведенческая область

Подавление мыслей также может изменить поведение человека. Макрэ, Боденхаузен, Милн и Джеттен обнаружили, что, когда людей просили не думать о стереотипах определенной группы (например, «скинхед»), их письменные описания типичного дня члена группы содержали меньше стереотипных мыслей. Однако, когда им сказали, что они собираются встретиться с человеком, о котором они только что написали, члены группы подавления сели значительно дальше от «скинхеда» (просто в силу наличия его одежды). Эти результаты показывают, что даже несмотря на то, что вначале стереотип могло усилиться, участники смогли предотвратить это в своих письмах; Однако это не относилось к их поведению.

Дальнейшие эксперименты подтвердили аналогичные результаты. В одном исследовании 1993 года, когда участникам давали когнитивно сложные параллельные задачи, результаты показали парадоксально более высокую частоту целевых мыслей, чем контрольные. Однако другие контролируемые исследования не показали таких эффектов. Например, Венцлафф и Бейтс обнаружили, что субъекты, концентрирующиеся на позитивной задаче, не испытывали ни парадоксальных эффектов, ни эффектов отскока, даже когда им предъявляли когнитивную нагрузку. Венцлафф и Бейтс также отмечают, что эффективность концентрации у участников их исследования была оптимизирована, когда испытуемые использовали положительные мысли.

Некоторые исследования показали, что когда испытуемые находятся под тем, что Вегнер называет «когнитивной нагрузкой» ( например, при использовании множества внешних отвлекающих факторов для подавления целевой мысли эффективность подавления мыслей, по-видимому, снижается. Однако в других исследованиях, в которых используется сфокусированное отвлечение, долгосрочная эффективность может улучшиться. То есть для успешного подавления может потребоваться меньше отвлекающих факторов. Например, в 1987 году Wegner, Schneider, Carter White обнаружили, что одного заранее определенного отвлекающего фактора (например, красного Volkswagen) было достаточно, чтобы устранить парадоксальный эффект после тестирования. Данные Бауэрса и Вуди в 1996 году подтверждают вывод о том, что загипнотизированные люди не вызывают парадоксальных эффектов. Это основано на предположении, что намеренная «отвлекающая активность» игнорируется в такой деятельности.

Когнитивная динамика

Когда когнитивная нагрузка увеличивается, подавление мыслей обычно становится менее эффективным. Например, в эксперименте с белым медведем многие отвлекающие факторы в окружающей среде (например, лампа, электрическая лампочка, стол и т. Д.) Могут позже служить напоминанием о подавляемом объекте (это также называется «свободное отвлечение» "). Некоторые исследования, однако, не могут обнаружить этот эффект для эмоциональных мыслей у загипнотизированных людей, когда предоставляется одно целенаправленное отвлечение. Пытаясь объяснить эти результаты, ряд теоретиков создали когнитивные модели подавления мысли. Вегнер предложил в 1989 году, чтобы люди отвлекались, используя предметы окружающей среды. Позже эти предметы становятся поисковыми сигналами для мыслей, которые пытаются подавить (т. Е. «Теорией внешних сигналов»). Этот повторяющийся процесс оставляет человека окруженным сигналами поиска, что в конечном итоге вызывает эффект отскока. Вегнер предположил, что множественные поисковые подсказки, которые не подделываются, частично объясняют эффективность сфокусированного отвлечения (то есть снижение умственной нагрузки). Это потому, что между двумя процессами может быть идеальный баланс; если когнитивный спрос не слишком велик, то процессы мониторинга не заменят его.

Индивидуальные различия также могут иметь значение в отношении иронического мыслительного процесса.

Подавление мыслей рассматривается как форма «эмпирического избегания ». Эмпирическое избегание - это когда человек пытается подавить, изменить или контролировать нежелательные внутренние переживания (мысли, чувства, телесные ощущения, воспоминания и т. Д.). Этот образ мышления поддерживает теорию реляционных фреймов.

Другие методологии

Было показано, что подавление мыслей является причиной торможения несколькими способами. Два широко используемых метода изучения этой взаимосвязи - это метод списка и метод элемента. В этом методе списков участники изучают два списка слов один за другим. После изучения первого списка некоторым участникам предлагается забыть все, что они только что выучили, в то время как другим не дают этой инструкции. После изучения обоих списков участникам предлагается вспомнить слова из обоих списков. Эти эксперименты обычно обнаруживают, что участники, которым было сказано забыть первый список, не запоминают столько слов из этого списка, предполагая, что они были заблокированы из-за инструкции забыть. В методе задания участники изучают отдельные слова, а не списки. После показа каждого слова участникам предлагается запомнить или забыть это слово. Как и в экспериментах с использованием метода списка, слова, за которыми следует инструкция забыть, запоминаются хуже. Некоторые исследователи считают, что эти два метода приводят к разным типам забывания. По мнению этих исследователей, метод списков приводит к подавлению забытых слов, но метод пунктов приводит к тому, что одни слова запоминаются лучше, чем другие, без особого отношения к забыванию.

Парадигма мышления / не мысли

Парадигма 2009 года для изучения того, как подавление соотносится с запретом, - это парадигма «думать / не думать». В этих экспериментах участники изучают пары слов. Пример возможной пары слов - таракан-суровое испытание. После того, как все пары слов выучены, участники видят первое слово пары, и им предлагается либо подумать о втором слове (фаза обдумывания), либо не думать о втором слове (без фазы обдумывания). Фаза отсутствия мыслей - это когда происходит подавление. Некоторые пары никогда не были представлены после начальной части исследования, и эти испытания служат контрольной группой. В конце эксперимента участники пытаются запомнить все пары слов на основе первого слова. В исследованиях можно также использовать метод «независимого исследования», который дает категорию и первую букву второго слова пары. Как правило, независимо от используемого метода, результаты показывают, что испытания «не думать» приводят к худшей памяти, чем испытания «думать», что подтверждает идею о том, что подавление ведет к торможению памяти. Хотя эта методология была впервые применена с использованием пар слов, были проведены эксперименты с использованием изображений и автобиографических воспоминаний в качестве стимулов с теми же результатами.

Исследования также показали, что выполнение сложных задач по счету одновременно с задачей «думать / не думать» приводит к меньшему забвению в состоянии «не думать», что предполагает, что подавление требует активной умственной энергии для достижения успеха. Кроме того, наибольшее забвение во время фазы отсутствия мыслей происходит, когда при изучении слов происходит средняя активация мозга. Слова никогда не заучиваются, если активация слишком мала, а связь между двумя словами слишком сильна, чтобы ее можно было подавить во время фазы отсутствия мыслей, если активация слишком велика. Однако при средней активации пары слов усваиваются, но могут подавляться во время фазы бездумия. Исследования

фМРТ показали два различных паттерна мозговой активности во время задач подавления. Во-первых, меньше активности в гиппокампе, области мозга, ответственной за формирование воспоминаний. Второй - повышение активности мозга в дорсолатеральной префронтальной коре, особенно в тех случаях, когда подавление тяжелее. Исследователи считают, что эта область предотвращает формирование памяти, не позволяя гиппокампу работать.

Эту методологию также можно использовать для изучения подмены мыслей, добавляя инструкции во время фазы отсутствия мысли, чтобы участники думали о другом слове. а не подавляемое слово. Это исследование показывает, что подмена мыслей может привести к более высокому уровню забывания по сравнению с подавлением без инструкции замещения мыслей. Это исследование также предполагает, что подмена мыслей, хотя и используется в качестве стратегии подавления во время фазы отсутствия мыслей, может работать иначе, чем подавление. Некоторые исследователи утверждают, что размышление о чем-то другом во время фазы отсутствия мыслей формирует новую ассоциацию с первым словом, чем исходная пара слов, что приводит к помехам при использовании этой стратегии, что отличается от торможения, возникающего в результате того, что просто не думает о чем-то..

Влияние сновидений

Сны происходят в основном во время быстрого сна (REM) сна и состоят из образов, идей, эмоции и ощущения. Хотя по этой теме необходимо провести дополнительные исследования, сны, как говорят, связаны с бессознательным. Подавление мыслей оказывает влияние на предмет бессознательного, и, пытаясь сдержать определенные мысли, высока вероятность их появления во сне.

Ироническая теория управления

Ироническая теория управления, также известная как «теория иронического процесса », утверждает, что подавление мыслей «приводит к увеличению количества подавляемого содержания при бодрствовании. состояния". Ирония заключается в том, что, хотя люди стараются не думать о конкретном предмете, существует высокая вероятность того, что он все равно появится во сне. Есть разница для людей, которые имеют более высокую тенденцию к подавлению; они более склонны к психопатологическим реакциям, таким как «навязчивые мысли, включая депрессию, тревогу и навязчивое мышление». Из-за того, что эти люди имеют более высокие случаи подавления мысли, они чаще испытывают отскок сновидений.

Когнитивная нагрузка также играет роль в иронической теории контроля. Исследования показали, что большая когнитивная нагрузка увеличивает вероятность повторения сновидений. Другими словами, когда кто-то пытается сохранить большой объем информации перед сном, высока вероятность того, что эта информация проявится во сне. У людей с более высокой когнитивной нагрузкой наблюдается большая степень восстановления сновидений, чем у тех, чья нагрузка отсутствовала. Теория иронического контроля утверждает, что с усилением высокой когнитивной нагрузки вероятнее всего произойдет подавление мыслей, что приведет к отскоку сновидений.

Отскок сновидения

Отскок сновидения - это когда подавленные мысли проявляются во сне. Самоконтроль - это форма подавления мыслей, и во сне этот подавленный элемент имеет более высокий шанс появиться во сне. Например, когда человек пытается бросить курить, ему может присниться, что он курит сигарету. Также было обнаружено, что подавление эмоций вызывает отскок сновидений. Повторение эмоциональных переживаний действует как внушение перед сном, что в конечном итоге приводит к тому, что подавленные мысли проявляются во сне. Одним из факторов, влияющих на восстановление сновидений, являются изменения в префронтальных долях во время сна с быстрым движением глаз. Подавленные мысли более доступны во время быстрого сна, поскольку рабочие процессы имеют меньшую эффективность. Это приводит к тому, что мысли перед сном становятся более доступными, «с усилением активности поиска этих подавленных мыслей (мыслей)». Есть и другие гипотезы относительно быстрого сна и восстановления сновидений. Например, слабые семантические ассоциации, после быстрого сна, более доступны, чем в любое другое время, из-за того, что слабые иронические процессы мониторинга становятся сильнее. Необходимы дополнительные исследования, чтобы понять, что именно вызывает отскок сновидений.

См. Также

Ссылки

  1. ^Anderson, Michael C.; Хаддлстон, Иэн (2012). Верные и ложные восстановленные воспоминания. Симпозиум Небраски по мотивации. Симпозиум Небраски по мотивации. Симпозиум Небраски по мотивации. 58 . Спрингер, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. С. 53–120. CiteSeerX 10.1.1.467.2903. DOI : 10.1007 / 978-1-4614-1195-6_3. ISBN 9781461411949. PMID 22303764.
  2. ^Вегнер, Дэниел М. (1989). Белые медведи и другие нежелательные мысли: подавление, навязчивая идея и психология умственного контроля. Лондон: The Guilford Press.
  3. ^Purdon, C. (2004). Эмпирические исследования подавления мысли при ОКР. Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии, 35 (2), 121-136. Получено 8 апреля 2014 г. из базы данных PsycINFO.
  4. ^ Kuhl, Brice A.; Вагнер, Энтони Д. (2009). Справочник неврологии для поведенческих наук. John Wiley Sons, Inc. doi : 10.1002 / 9780470478509.neubb001031. ISBN 9780470478509.
  5. ^ Вегнер, Д.М. (1994). Иронические процессы ментального контроля. Психологическое обозрение, 101, 34–52.
  6. ^ Вегнер, Д.М., Эрбер, Р., Занакос, С. (1993) Иронические процессы в умственном контроле настроения и мышления, связанного с настроением. Журнал личности и социальной психологии, 65, 1093-1104.
  7. ^ Венцлафф, Р.М., Бейтс, Д.Э. (Октябрь 2000 г.). Относительная эффективность стратегий концентрации и подавления психического контроля. Бюллетень личности и социальной психологии, 26; 1200-1212.
  8. ^ Macrae, C.N., Bodenhausen, G.V., Milne, A.B., Jetten, J. (1994). Вне головы, но снова в поле зрения: стереотипы восстанавливаются. Журнал личности и социальной психологии, 67, 808–817.
  9. ^ Вегнер, Д.М., Шнайдер, Д.Дж., Картер, С.Р., и Уайт, Т.Л. (1987). Парадоксальные эффекты подавления мыслей. Журнал личности и социальной психологии, 53, 5–13.
  10. ^ Ремер, Э., и Борковец, Т.Д. (1994). Эффекты подавления мыслей об эмоциональном материале. Журнал ненормальной психологии, 103, 467–474.
  11. ^ Кларк, Д. М., Болл, С., и Пейп, Д. (1991). Экспериментальное исследование подавления мысли. Поведенческие исследования и терапия, 29, 253–257
  12. ^Венцлафф, Р.М., Вегнер, Д.М., и Ропер, Д. (1988). Депрессия и умственный контроль: возрождение нежелательных негативных мыслей. Журнал личности и социальной психологии, 55, 882–892.
  13. ^Рассин Э., Меркельбах Х. и Мурис П. (2000). Парадоксальные и менее парадоксальные эффекты подавления мысли: критический обзор. Обзор клинической психологии, 20 (8), 973–995
  14. ^Smári, J., Sigurjónsdóttir, H., Sæmundsdóttir, I. (1994). Подавление мыслей и навязчивая идея. Психологические отчеты, 75, 227–235.
  15. ^Келли, A.E., Kahn, J.H. (1994). Эффекты подавления личных навязчивых мыслей. Журнал личности и социальной психологии, 66, 998–1006.
  16. ^Вегнер, Д.М., Куиллиан, Ф., и Хьюстон, К. (1996). Воспоминания не в порядке: подавление мыслей и разборка запомненного опыта. Журнал личности и социальной психологии, 71, 680–691.
  17. ^ Гераертс, Э., Меркельбах, Х., Еличич, М., Смитс, Э. (2006). Долгосрочные последствия подавления навязчивых тревожных мыслей и репрессивного совладания. Поведенческие исследования и терапия 44, 1451-1460.
  18. ^Cioffi, D., Holloway, J. (1993). Отсроченные затраты на подавление боли. Журнал личности и социальной психологии, 64, 274–282.
  19. ^Вегнер, Д.М., Эрбер, Р. (1992). Повышенная доступность подавленных мыслей. Журнал личности и социальной психологии, 63, 903–912.
  20. ^Бауэрс, К.С., и Вуди, Э.З. (1996). Гипнотическая амнезия и парадокс намеренного забывания. Журнал ненормальной психологии, 105, 381–390.
  21. ^Hayes, S.C., Wilson, K.G., e.a. (1996). Эмпирическое избегание и поведенческие расстройства: функционально-размерный подход к диагностике и лечению. Журнал консалтинговой и клинической психологии, 64, 1152-1168.
  22. ^Кашдан, Т. Б., Барриос, В., Форсайт, Дж. П., и Стегер, М. Ф. (2006). Эмпирическое избегание как обобщенная психологическая уязвимость: сравнение со стратегиями совладания и регулирования эмоций. Поведенческие исследования и терапия, 44, 1301-1320.
  23. ^ Basden, Barbara H.; Basden, David R.; Гаргано, Гэри Дж. (1993). «Направленное забывание в неявных и явных тестах памяти: сравнение методов». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание. 19 (3): 603–616. doi : 10.1037 / 0278-7393.19.3.603.
  24. ^Гейзельман, Ральф Э.; Бьорк, Роберт А.; Фишман, Дебора Л. (1983). «Нарушенное извлечение при направленном забывании: связь с постгипнотической амнезией». Журнал экспериментальной психологии: Общие. 112 (1): 58–72. CiteSeerX 10.1.1.694.6685. doi : 10.1037 / 0096-3445.112.1.58.
  25. ^Kuhl, Brice A.; Вагнер, Энтони Д. (2009). Справочник неврологии для поведенческих наук. John Wiley Sons, Inc. doi : 10.1002 / 9780470478509.neubb001031. ISBN 9780470478509.
  26. ^ Anderson, Michael C.; Грин, Коллин (2001). «Подавление нежелательных воспоминаний исполнительным контролем». Природа. 410 (6826): 366–369. DOI : 10.1038 / 35066572. ISSN 1476-4687. PMID 11268212.
  27. ^ Л., Шварц, Беннетт (2018). Память: основы и приложения (Третье изд.). Лос-Анджелес: Сейдж. ISBN 9781506326535. OCLC 962303793.
  28. ^Küpper, Charlotte S.; Бенуа, Роланд Дж.; Далглиш, Тим; Андерсон, Майкл С. (2014). «Прямое подавление как механизм контроля неприятных воспоминаний в повседневной жизни». Журнал экспериментальной психологии: Общие. 143 (4): 1443–1449. DOI : 10.1037 / a0036518. PMC 4113301. PMID 24749897.
  29. ^Норин, Сайма; Маклауд, Малкольм Д. (2013). «Все дело в деталях: преднамеренное забывание автобиографических воспоминаний с использованием автобиографической задачи думать / не думать». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание. 39 (2): 375–393. DOI : 10.1037 / a0028888. PMID 22686849.
  30. ^Норин, Сайма; Фокерт, Ян В. де (2017-02-20). «Роль когнитивной нагрузки в намеренном забывании с помощью задачи« думать / не думать »». Экспериментальная психология. 64 (1): 14–26. DOI : 10.1027 / 1618-3169 / a000347. HDL : 2086/14136. PMID 28219259.
  31. ^Детре, Грег Дж.; Натараджан, Аннамалай; Гершман, Сэмюэл Дж.; Норман, Кеннет А. (2013). «Умеренный уровень активации приводит к забыванию в парадигме« думать / не думать »». Нейропсихология. 51 (12): 2371–2388. doi : 10.1016 / j.neuropsychologia.2013.02.017. PMC 3702674. PMID 23499722.
  32. ^Андерсон, Майкл С.; Ochsner, Kevin N.; Kuhl, Brice; Купер, Джеффри; Робертсон, Элейн; Габриэли, Сьюзен В.; Гловер, Гэри H.; Габриэли, Джон Д. Э. (2004-01-09). «Нейронные системы, лежащие в основе подавления нежелательных воспоминаний». Наука. 303 (5655): 232–235. doi : 10.1126 / science.1089504. ISSN 0036-8075. PMID 14716015.
  33. ^Hertel, Paula T.; Калькатерра, Джина (01.06.2005). «Намеренное забывание приносит пользу от подмены мыслей». Психономический бюллетень и обзор. 12 (3): 484–489. DOI : 10.3758 / bf03193792. ISSN 1069-9384. PMID 16235633.
  34. ^Рачмань, Михай; Conway, Martin A.; Керестес, Аттила; Крайчи, Аттила (01.02.2012). «Торможение и вмешательство в задачу« думать / не думать »». Память и познание. 40 (2): 168–176. DOI : 10,3758 / s13421-011-0144-6. ISSN 0090-502X. PMID 21987123.
  35. ^Кронер-Боровик, Т., Гош, С., Хансен, К., Боровик, Б., Шредл, М., и Стейл, Р. (2013). Влияние подавления навязчивых мыслей на содержание сновидений, расстройство сна и психологические параметры. Журнал исследований сна, 22 (5), 600-604. Получено 7 апреля 2014 г. из базы данных PsycINFO.
  36. ^ Тейлор Ф. и Брайант Р. А. (2007). Склонность к подавлению, подавлению мыслей и отскоку сновидений. Поведенческие исследования и терапия, 45 (1), 163-168. Получено 7 апреля 2014 г. из базы данных PsycINFO.
  37. ^Брайант, Р., Вайзенбек, М., и Вайнштейн, Дж. (2009). Отскок во сне подавленных эмоциональных мыслей; Влияние познавательной нагрузки. Сознание и познание, 20, 515-522. Получено 7 апреля 2014 г. из базы данных PsycINFO.
  38. ^ Вегнер, Д., Венцлафф, Р., и Козак, М. (2004). Отскок мечты: возвращение подавленной мысли и мечты. Психологическая наука, 15 (4), 232-236. Получено 7 апреля 2014 г. из базы данных PsycINFO.

Внешние ссылки

СМИ, связанные с подавлением мыслей на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-06-11 10:45:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте