Фома Кантимпре (латинское : Thomās Cantimpratensis или ThomāsCantipratensis ) (Синт-Питерс-Леув, 1201 - Левен, 15 мая 1272 года) был фламандским римско-католическим средневековым писателем, проповедником, богослов и - самое главное - монах доминиканского ордена. Он наиболее известен энциклопедией природы De natura rerum, моральным текстом Bonum universalale de Apibus и своими житиями.
Томас Кантимпре родился в дворянской семье в 1201 году в Синт-Питерс-Леу (небольшой городок около Брюсселя ), в герцогстве Брабант.
. В 1206 году его отец (вернулся из Палестины, где он сражался рядом с Ричард I из Англии ) отправляет его в Льеж : здесь Томас начинает осваивать трудности тривиума и квадривиума, обучаясь с 5 до 11 лет. ; в Льеже у него также есть шанс встретить Жака де Витри, который проповедовал в тех местах.
В 1217 году, в возрасте 16 лет, он записывается в Регулярные каноники святого Августина в аббатстве Кантимпре (около Камбре ), где затем получает священство. Томас проводит пятнадцать лет в Кантимпре, будучи постоянным источником назидания для своих братьев.
Позже, в 1232 году, Томас Кантимпреский вступает в Доминиканский орден в Левене (снова в Брабанте ), а в 1233 году он был послан орденом в Кельн, чтобы он мог продолжить высшее богословское образование: здесь Томас имеет возможность учиться и совершенствоваться под эгидой Альберта Магнуса.
После 4 лет, проведенных в Кельне, Томас отправляется в Париж. в Доминиканской студии Святого Иакова для дальнейших научных исследований и подготовки к своей проповеднической миссии.
В 1240 году Фома Кантимпре наконец вернулся в Левен, где - благодаря своим исследованиям - был назначен магистром философии и теологии, и эту роль он выполнял с большим отличием. Затем, в 1246 году, Томас становится иприором и лектором в Левене.
Под влиянием недоверия доминиканцев к общим занятиям или, возможно, из-за своего рода «обращения», Томас посвящает последнюю часть своей жизни проповедованию. Таким образом, он предпринимает миссии, варьирующиеся между Брабантом, Германией, Бельгией и Францией: за свой большой успех в этой области Томас также удостоен звания «Генеральный проповедник».
Фома Кантимпре умер в Левене предположительно 15 мая 1272 года.
Томас Кантимпре - автор нескольких сочинений разного типа, все написанных на латыни ; среди его произведений легко выделить морально-энциклопедическую нить и житийную.
К морально-энциклопедическому направлению относится энциклопедическая книга De natura rerum, моральный текст Bonum universalale de apibus, подробно обсуждаемый здесь.
С другой стороны, в агиографической цепочке у нас есть Vita Joannis abbatis primi monasterii Cantimpratensis, Supplementum ad vitam Mariae Oigniacensis, а также три жизни, посвященные святым женщинам, принадлежащим к епархиям Льежа, которыми являются Vita S. Christinae virginis Mirabilis dictae, Vita preclare virginis Margarete de Ypris и Vita Piae Lutgardiae.
Этот раздел не включает незначительное произведение Фомы - даже из-за его длины (всего 105 строк) - гимн Беато Джордано, написанный в честь блаженного Иордана Саксонского (умер в 1237 г.), один из ключевых деятелей доминиканского ордена.
Текст De natura rerum (или Liber de natura rerum) может быть самой значительной работой Томаса., так как это и тот, которому он посвятил больше времени (почти двадцать лет работы, между 1225 и 1244 годами), и тот, у которого было самое большое посмертное состояние, о чем свидетельствует большое количество кодов, содержащих эту работу, а также многие авторы черпали из этого вдохновение.
De natura rerum - это энциклопедический труд, принадлежащий, таким образом, к энциклопедическому жанру, широко распространенному в латинском позднем средневековье, который представляет собой полный и исчерпывающий сборник предыдущей научной истории, особенно для духовенства.
Первая «стабильная» редакция работы датируется 1237–1240 гг. (Так сказать, в период, когда Томас находился в студии Доминики в Париже ) и состоит из девятнадцати книги. Впрочем, позже сам автор глубоко переработал текст, добавив к нему множество вставок: эта вторая редакция De natura rerum, датированная 1244 годом, состоит из двадцати книг по разным темам:
Томас Канский De natura rerum Тимпре основывается на нескольких источниках, среди которых, в первую очередь, есть великий философ Аристотель (основной авторитет в Средние века, особенно начиная с XIII века) и двух латинских авторов, Плиний Старший и Гай Юлий Солин, соответственно I и III века. К этим трем должны быть добавлены другие имена, например, St. Амвросий и - хронологически ближе к Томасу - также и Жака де Витри. Кроме того, двадцатая книга (добавленная во второй момент, как уже говорилось ранее) в основном взята из книги Вильгельма Кончеса «Философия мира». В этой работе сам Томас также указывает на анонимного «экспериментатора». Помимо нескольких легко идентифицируемых имен, несомненно, что Томас Кантимпре использовал большое количество различных источников, которые не всегда легко распознать.
Как упоминалось ранее, De natura rerum имела значительное состояние, особенно в эпоху Возрождения, когда текст часто подвергался плагиату, в основном для каталогов животных, но также и для каталогов камней и монстров. Было выполнено несколько вернакуляризаций, а также голландский перевод (Der Naturen Bloeme Якоба ван Майерланта ). Кроме того, «Buch der Natur» (1475) Конрада из Мегенберга также был вдохновлен «De natura rerum» Томаса.
Что касается текстовой традиции, De natura rerum имела широкое распространение, что подтверждается постоянным количеством кодов, содержащих текст. Однако, если быть более конкретным, из сотни рукописей произведения только несколько (фактически, всего две рукописи) содержат все произведение в его целостности, в то время как большая часть из них имеет сокращенный вариант: таким образом, чем короче версия De natura rerum, более широкое распространение она имела.
Томас Кантимпре также является автором Bonum universalale de apibus, труда нравственного и духовного назидания - составленный между 1256/57 и 1263 годами, но, вероятно, в 1259 году, - который основан на аллегории жизни в сообществе пчел, решающих вопросы, связанные с моральным поведением и обязанностями начальников и подчиненных.
Bonum universalale de apibus состоит из двух книг: первая (De prelatis) посвящена «прелатам» (епископам, аббатам и лордам), а вторая (De subditis) - подчиненным ( как монахи, так и миряне). Каждая глава представляет вначале описание свойства пчел, за которым следует аллегорическая интерпретация того же свойства - в основном морального характера - а затем серия примеров. В то время как отрывки о пчелах и аллегорические интерпретации взяты (как говорит сам автор) из «других книг», Томас рассматривает каждый образец «из своего собственного опыта или из современных устных, религиозных или светских источники ». Таким образом, в целом текст представляет собой «трактат о практическом богословии и морали».
Как и De natura rerum, Bonum universalale имеет большое состояние: традиция рукописей действительно очень широка, считая даже в этом случае более ста рукописей. Также было сделано несколько гравюр: гравюра в Девентере до 1478 года, затем одна в Париже и еще три (1597, 1605, 1627) в Дуэ. Текст также вдохновлял многих писателей на протяжении веков, в том числе Йоханнеса Нидера, который черпал вдохновение из Bonum universalale при создании структуры его Formicarius (1436–1438).
На сегодняшний день современная критическая редакция произведения все еще отсутствует.
Bonum universalale de apibus впоследствии получил широкий резонанс еще и потому, что он содержит (в абзаце Cur Iudaei Christianum sanguinem effundant quotannis) первое органическое теоретизирование антисемитского вопроса, известное как «Кровное обвинение » : евреев обвиняли в ритуальных убийствах христиан. Пытаясь понять причину этих предполагаемых ритуалов, Фома заявляет, что со времени убийства Христа евреи страдали от кровотечения, согласно заявлению Пилата: «Да будет кровь его на нас и на детях наших» (Мф 27:25), таким образом евреи якобы убивали христиан, а затем использовали их кровь в ритуалах, потому что, как и Фома, они верили, что таким образом они могут исцелить себя. Фактически, они якобы (ошибочно) истолковали в точности указание одного из своих пророков о том, что «только христианская кровь может облегчить эту печаль», тогда как в действительности пророчество образно относилось к крови Христа ( только сангвиник Христиано), символически выпитый во время Евхаристии : поэтому единственное благо для евреев было бы обращением в истинную веру. Томас говорит, что узнал об этом от неуказанного «обращенного еврея», вероятно, имея в виду Николаса Донина.
. В Bonum universalale Томас также упоминает кощунственную теорию трех самозванцев, согласно которой основатели трех великих религий - Моисей, Мухаммад и Иисус - «покорили бы мир своими сектами и своими учениями: [...] Моисей обманул евреев, Иисус - христиан и Мухаммед язычники ". Фома Кантимпре приписывает эту идею богослову Симону де Турне (или Симону де Торнако, как его называет Томас), магистру богословия в Парижском университете, который, по его словам, заслужил (за то, что сказал это) эпилептический кризис, из-за которого он онемел.
Фома Кантимпре также является автором различных агиографических текстов, для которых он считается одним из первых великих авторов мистической агиографии.
За исключением of Vita Joannis abbatis primi monasterii Cantimpratensis - составленная между 1224 и 1228 годами и относящаяся к основателю и первому настоятелю аббатства Кантимпре - Томас пишет мистические биографии святых женщин, связанных с бельгийской территорией.
Его мистические агиографии, таким образом, представляют собой свод текстов, составленных примерно между 1231 и 1248 годами, которые предстают как «флорилегиум жизней святых женщин, живущих в складках Льежа »: через этот набор агиографических работ Томаса ди Кантимпре предлагает «зеркало сложности и изменчивости форм религиозной жизни епархии Льежа ». Также можно детально проанализировать отдельные произведения, составляющие этот агиографический файл.
Первое агиографическое произведение Томаса фактически является дополнением, дополнением к Жизнь Марии де Уаньи, написанная в 1215 году Жаком де Витри на фигуре Мари де Уаньи.
Томас пишет Supplementum ad vitam Mariae Oigniacensis около 1230 года по особому запросу общины of Oignies (или, скорее, «навязанный настоятелем Oignies»), который хотел продвигать - благодаря авторству Томаса - свой имидж.
Помимо того, что это первая работа Томаса о святой женщине, Дополнение также является одним из первых письменных свидетельств о жизни в сообществе бегин. Мария де Уаньи на самом деле одна из самых известных бегинок: она принадлежала к тем "небольшим республикам полурелигиозных женщин [...], которые охранялись, но вместе контролировались церковными властями [...] для творчества их религиозных и религиозных деятелей". религиозные практики ».
Более того, в рассказе, который он рассказывает о жизни Мари, Томас показывает, что он был глубоко впечатлен ею, настолько, что он считал ее учителем. В своей первой агиографической работе Фома из Кантимпре также хочет предложить идеал христианства: фактически, под знаком Марии Уаньи автор хочет указать, что «зло не распознается только в неверных и еретиках, но прижимается к ним. в сердцах и в самой груди Christianitas ».
Томас Кантимпре пишет свою первую« автономную »агиографию, даже если это уже его второй женский портрет (после работы Марии Орни), о жизни Кристины Сент-Трондской, бельгийской мистика (умерла в 1224 г.), известной как Кристина Удивительная : Томас пишет работу около 1232 г., исходя из прямых свидетельств тех кто знал это. В образе Кристины он снова хочет изобразить идеал, в данном случае «крайнюю и разреженную модель совершенства, [которая] воспроизводит после тысячелетней паузы мистические горизонты святого безумия».
«Историческая» ценность этой Жизни глубоко сомнительна (это также можно увидеть из сравнения с информацией, которую Жак де Витри дает о Кристине в Прологе вышеупомянутой Vita B. Mariae Oigniensis), но на литературном уровне для этого типа текстов учитывает не столько «историческую» правду, сколько модель святости, проистекающую из произведения.
The Vita preclare virginis Margarete de Ypris (или Vita Beatae Margaritae Iprensis) - вторая «автономная» мистическая агиография Фомы, посвященная жизни Маргариты Ипрской, бельгийской Блаженной, умершей в 1237 году.
Vita Margaritae была составлен - по заказу доминиканского проповедника Сигьери да Лилла - обязательно до re 1244, но, вероятно, намного раньше этого года: на самом деле тон рассказа дает «ощущение близости и непосредственности».
Из изображения, которое дано в произведении, ясно, что через фигура Маргариты Томас хочет предложить идеал женской преданности согласно доминиканскому видению; в посвященной ей агиографии Маргарита фактически представляет собой свидетельство того, что «женское совершенство выражается в молчании, в молитве и в подчинении». Мы не хотим заявлять о необходимости изоляции: блаженный действительно - опять же в согласии с доминиканскими идеалами - глубоко «привязан к новой реальности гражданского присутствия проповедников».
Здесь Фома Кантимпре явно выражает доминиканскую концепцию центральной роли женского присутствия, которая «имеет незаменимую ценность для успеха миссии», как было заявлено в те же годы «генеральным магистром Ордена Иорданом Саксонским ".
Житийным шедевром Томаса, как произведением «гораздо более сложным и законченным, чем предыдущие тексты», безусловно, является Vita Piae Lutgardiae (или Vita Lutgardis). Это жизнь Лутгардис Тонгресский, который умер в 1246 году и позже стал святым покровителем Фландрии. Томас написал произведение в 1248 году, но позже переработал его в 1254–1255 годах.
В отличие от двух предыдущих Vitae, связанных с фигурами светских кающихся, в Vita Lutgardis Tommaso предлагает портрет Ciste рисианская монахиня из Эвьера : следовательно, это «замкнутый портрет», который автор использует для объяснения «мистического значения ограды, [...] атопического пространства, в котором можно пережить встречу с Богом в радикальных терминах ».
Для De natura rerum: Boese HELMUT (ed.), Liber de natura rerum, Berlin-New York, Walter de Gruyter, 1973.
Для Bonum Universale de apibus: George COLVENEER (ed.), Bonum Universale de apibus, Bellerus, 1597. Доступно в Интернете (https://archive.org / details / bub_gb_HS5SAAAAcAAJ / page / n3 ).
Для Hymnus de beato Jordano: AA.SS., Hymnus de beato Jordano, Februarii tomus II, februarii XIII, Parigi-Roma, 1867, стр. 739–740.
Для Vita Joannis abbatis primi monasterii Cantimpratensis: Robert GODDING (ed.), Une œuvre inédite de Thomas de Cantimpré: la «Vita Ioannis Cantipratensis» в «Revue d'histoire pp. 1981, LXXVI. 241–316.
Для Supplementum ad vitam Mariae Oigniacensis: Роберт Б.С. ГЮЙГЕНС (ред.), Якоб де Витриако, Вита Мари де Уаньи. Thomas Cantipratensis, Дополнение, Turnhout, Brepols, 2012 (Corpus christianorum. Continuatio mediaevalis, 252).
Для Vita S. Christinae virginis Mirabilis dictae: AA.SS., Vita sanctae Christinae mirabilis, Iulii tomus V, iulii XXIV, Parigi-Roma, 1867, стр. 650–660.
Для Vita preclare virginis Margarete de Ypris: Giles MEERSSEMAN (ed.), Les frères Prêcheurs et le mouvement dévot en Flandre au XIII siècle, в «Archivium Fratrum Praedicatorum», XVIII, 1948, стр. 69– 130. С. 106–130.
Для Vita Piae Lutgardiae: AA.SS., Vita piae Lutgardis, Iunii tomus IV, Iunii XVI, Paris-Roma, 1867, стр. 187–210.
Мы указываем здесь некоторые переводы на современные языки: