Томас де Кейзер (c. 1596–1667) был голландцем портретистом, торговцем бельгийским голубым камнем и каменщиком. Он был самым востребованным художником-портретистом в Нидерландах до 1630-х годов, когда Рембрандт затмил его по популярности. Рембрандт находился под влиянием его работ, и многие картины де Кейзера позже были ошибочно приписаны Рембрандту.
Томас де Кейзер был сыном архитектора и скульптора Хендрик де Кейзер и брат Питера и Виллема де Кейзера. Они выросли в Groenburgwal. В 1616 году он и Питер стали учениками своего отца; в 1619 году он представил свою первую картину «Урок анатомии», но эта атрибуция была отклонена; в настоящее время Пикеной упоминается как создатель. Возможно, на Томаса повлиял Корнелис Кетель, долгие годы друживший с его отцом. В 1622 году Томас и Питер стали членами гильдии св. Луки. Согласно Нидерландскому институту истории искусств, он был учеником Корнелиса ван дер Вурта, главы гильдии, который умер в 1624 году. Ван дер Вурт жил на территории, которая сейчас является Рембрандтуи. Художники Николас Элиасоон Пикеной, который жил по соседству, и Вернер ван ден Валкерт были аккредитованы разными авторитетами за развитие его таланта, и иногда его работы путали с этими художниками., писавший портреты в похожих стилях. Работы Питера Ластмана и Иоахима фон Сандрарта он знал очень хорошо.
В 1622 году Томас и его брат Питер стали членами Гильдии. В 1626 году художник жил в Jodenbreestraat, когда женился на Махтельт Андриес, дочери ювелира на Warmoesstraat. Как наследник своего дяди Аэрта, эта собственность была продана общине Сефард и превращена в домашнюю синагогу. Томас де Кейзер столкнулся с серьезной конкуренцией со стороны Рембрандта как художник-портретист и получил очень мало заказов. В 1640 году он снова женился и жил в Линденграхте в Йордане. У пары было пятеро детей, которых крестили ремонстрантами. С 1624 по 1654 год ему принадлежал бизнес Petit Granit, который он продал Питеру. Виллем, его младший брат, сотрудничал с архитектором Якобом ван Кампеном над эскизами для ратуши, но по обвинению в мошенничестве уехал в Англию и разорился. Время от времени Томас возвращался к живописи: в 1652 году Навсикая встреча Одиссея на пляже, предназначенная для «Пустынной Бёделькамеры» в ратуше. Пейзажист Якоб Исааксоон ван Рейсдал написал пейзаж в качестве фона для одного из своих групповых портретов, мэр Корнелис де Грефф и Андриес де Грефф перед своими имение возле Soestdijk. С 1662 года, в возрасте 65 лет, и до своей смерти он сменил Даниэля Стальпарта в качестве главного надзирателя строительства, ныне Палеис-оп-де-Дам. Он был похоронен в Зюйдеркерк, как и его отец.
Его портретная живопись полна характеров и виртуозна в обращении, и часто отличается богатым золотым отблеском цвета и рембрандтским светотенью. Некоторые из его портретов выполнены в натуральную величину, но художник обычно предпочитал использовать их в значительно меньшем масштабе, как, например, знаменитые четыре амстердамских бургомистра, собравшиеся для встречи Марии Медичи в 1638 году, которые сейчас выставлены в Маурицхейс музей в Гааге.
В Рейксмузеум в Амстердаме находится самая большая коллекция картин де Кейзера. Его работы также можно увидеть в Лувре в Париже, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Национальная галерея в Лондоне и др.
Современным тезкой художника был Т (ч) Томас де Кейзер, Герритц. (Утрехт, 1597–1651), его двоюродный брат и каменщик, член палаты риторики и актер.
Портрет ювелира
Рота ополчения капитана Алларта Клока и лейтенанта Лукаса Якобса. Ротганс (1632)
Женский портрет
Музыкант и его дочь, 1629 год, Музей Метрополитен.
На Викискладе есть материалы, связанные с Томасом де Кейзером. |
.