Томас Мортон | |
---|---|
Родился | (1781-10-08) 8 октября 1781 |
Умер | 24 декабря 1832 (1832-12- 24) (51 год) |
Гражданство | Британец |
Род занятий | Корабль |
Известен | Патентный лист |
Томас Мортон ( 8 октября 1781 - 24 декабря 1832) был шотландцем кораблестроителем и изобретателем. Его наиболее широко известным изобретением является патентная квитанция.
Мортон родился в Лейте в октябре 1781 года и вырос, чтобы стать корабельным плотником, как и его отец Хью. Поработав некоторое время на своего отца, Мортон создал в этом районе свою собственную судостроительную компанию, которая позже стала S. H. Morton Co.
Не в состоянии позволить себе установку сухого док на своих верфях в Лейте, Мортон «прибег к процессу подъема [кораблей] по смазанным путям». Поскольку этот метод был опасным и требовал много времени, в 1818 году он изобрел и установил первый бланк патента ; стапель с люлькой для вытаскивания судов из воды. В следующем году он получил патент на изобретение. В 1824 году Мортон подал в суд на Джона Барклая в Эдинбурге за нарушение патентных прав после того, как три года назад он установил аналогичную конструкцию во дворах своей компании. Версия Барклая была описана товарищем по кораблю Уильямом Денни как плохая копия, и суд вынес решение в пользу Мортона.
Несмотря на популярность изобретения, Мортон не получил от него никакой выгоды. первые шесть лет патента. Всего было изготовлено 45 бланков (в Шотландии, Англии, Ирландии, России и США), что принесло корабельнику общую прибыль в размере 5737 фунтов стерлингов, прежде чем он подал заявку на продление срока действия патента в 1832 году. В продлении было отказано и вместо этого Палата общин специальный комитет присудил Мортону сумму в 2500 фунтов стерлингов.
В более поздние годы он числится в доме 1 Пилриг Плейс, георгианском доме на Лейт Уок.
Мортон умер в декабре 1832 года и похоронен в церкви Саут-Лейт. Его компания S. H. Morton Co. продолжала работать.
Томас Мортон-Холл, концертный зал, вмещающий до 400 человек и разделяющий Ратушу Лейта с Театром Лейта, назван в его честь. Он был построен в 1925 году.