Томас Мортон (ок. 1579–1647) был одним из первых колонистов Северной Америки из Девона, Англия. Юрист, писатель и социальный реформатор, он прославился тем, что основал британскую колонию Мерримаунт, расположенную в нынешнем Куинси, штат Массачусетс,, и своей работой по изучению культуры коренных американцев.
Томас Мортон родился в Девоне в 1579 г., в консервативную англиканскую семью дворян. Девон в то время считался "темным уголком страны" протестантскими реформаторами из-за его традиционалистской непримиримости, которая включала не только Высшую Церковь англиканство, которое во многом разделяло черты католицизма., но патерналистский популизм в сочетании с деревенской народной традицией, которая пуританам казалась близкой язычеству. Однако для местных жителей это была просто «Старая Англия» - культура, прочно укоренившаяся в них.
В конце 1590-х годов Мортон изучал право в лондонской Clifford's Inn, где он установил влиятельные контакты и прочная дружба. Он также познакомился с популярным ренессансом классицизмом и «распутной культурой» придворных гостиниц, в которую входили непристойные пирушки Геста Грейорум спектакли, связанные с Фрэнсисом Бэконом и Шекспиром. Вероятно, он там встретил Бена Джонсона, который останется другом на протяжении всей его жизни. Будучи ярым роялистом, Мортон стал сторонником общего права против возникающих прямых юридических полномочий Короны и Звездной палаты.
. В первые годы XVII века Мортон путешествовал между Лондоном и сельской местностью Девоншира в качестве законного защитника перемещенных соотечественников, «чьи экономические трудности заполнили новые палаточные городки, оборудовали тюрьмы и виселицы и подтолкнули девонцев к бристольским морским торговцам». В конце концов он устроился на службу к Фердинандо Горджу, губернатору английского порта Плимут и крупному колониальному предпринимателю. Горджес, партнер сэра Уолтера Рэли, который был участником Роберта Деверо Заговора Эссекса, был активно вовлечен в «разрешительную» экономику морей., и имея много интересов в Новой Англии, стал основателем колонии в штате Мэн. Первоначально Мортон служил ему в качестве дееспособного в Англии, но после неудачных планов женитьбы в 1618 году (из-за влияния пасынка-пуританина) он решил стать одним из «землевладельцев» Горжа, чтобы следить за его интересами в колониях. Никакой опыт не привел бы его в восторг от пуритан.
Мортон предпринял трехмесячную исследовательскую поездку в Америку в 1622 году, но вернулся в Англию в начале 1623 года с жалобами на нетерпимость в некоторых элементах пуританского сообщества. Он вернулся в 1624 году в качестве старшего партнера в торговом предприятии, спонсируемом Короной, на борту корабля «Единство» со своим партнером капитаном Волластоном и 30 арендованными молодыми людьми. Они поселились и начали торговать мехами на клочке земли, подаренной коренными алгонкинскими племенами, культура которых, как говорят, Мортон считал более "цивилизованной и гуманной", чем его " нетерпимые европейские соседи ». «Он возродил запретные обычаи старого мира, столкнулся с пуританской милицией, решившей подавить его языческие праздники, и оказался в изгнании».
Сепаратисты-пилигримы Новой Англии Плимутская колония возражал против продажи ружей и спиртных напитков туземцам в обмен на меха и провизию, что в то время было технически незаконным, хотя почти все это делали. Оружие, несомненно, приобретенное алгонкинами, использовалось для защиты от набегов северных индейских племен, а не от устрашающих колонистов. Торговый пост, созданный двумя мужчинами, вскоре превратился в аграрную колонию, которая стала известна как Маунт-Волластон - теперь Куинси, Массачусетс.
Мортон поссорился с Волластоном после того, как узнал, что он продавал взятых по контракту слуг в рабство на Виргинских табачных плантациях. Будучи бессильным помешать ему, он призвал оставшихся слуг восстать против его сурового правления и объединиться в свободное сообщество. Волластон бежал со своими сторонниками в Вирджинию в 1626 году, оставив Мортон единолично командовать колонией, или ее «хозяином», как он предпочитал называться, который был переименован в Гору Ма-ре (пьеса о «веселом» и «море») или просто Мерримаунт. Под «хозяином» Мортона был начат почти утопический проект, в котором колонисты были объявлены свободными людьми или «консоциатами», и была предпринята попытка интеграции в местную алгонкинскую культуру. Однако долгосрочным планом Мортона было «дальнейшее развитие цивилизации» местного населения путем обращения их в его либеральную форму христианства и предоставления им бесплатной соли для сохранения пищи, что позволило им отказаться от охоты и поселиться навсегда. Он также считал себя «верным подданным» британской монархии на протяжении всего периода; его повестка дня оставалась колониальной. Он сослался на Книгу 3 своих мемуаров New English Canaan как на руководство о том, «как не колонизировать» - имея в виду пуританские обычаи.
Религиозные убеждения Мортона были осуждены пуританами из соседней колонии Плимут как не более чем слегка замаскированная форма язычества ; они подозревали его в том, что он «стал туземцем». Распространились скандальные слухи о разврате в Мерримаунте, которые, по их утверждениям, включали аморальные сексуальные связи с местными женщинами, что приравнивалось к пьяным оргиям в честь Вакха и Афродиты, или пуританина Губернатор Уильям Брэдфорд писал в своей истории Плимутской плантации : «Они... установили Майский столб, пили и танцевали вокруг него много дней вместе, приглашая индейцев. женщин для своих супругов, танцы и совместные прогулки (как многие феи или, скорее, фурии) и похуже. Как будто они заново возродили и отпраздновали праздники римской богини Флоры или чудовищные практики вы, безумные вакханалии. " Мортон перенял в своей колонии традиционные западные первомайские обычаи и соединил их с модными классическими мифами, приспособленными к его собственным распутным вкусам и подпитываемым энтузиазмом. его недавно освобожденных товарищей-колонистов. На практическом уровне ежегодный Первомайский фестиваль был не только наградой для его трудолюбивых колонистов, но и совместным праздником с коренными племенами, которые также отмечали этот день, и возможностью для колонистов-мужчин, в основном, мужчин, найти невест среди туземцев. Гнев пуритан, без сомнения, подпитывался еще и тем фактом, что Мерримаунт был самой быстрорастущей колонией в Новой Англии, быстро становясь самой процветающей в качестве производителя сельскохозяйственной продукции и торговли мехом, где Плимутская колония пыталась построить монополию. В пуританском отчете об этом колония рассматривалась как упадочное гнездо бездельников, которое ежегодно привлекало в этот район «всю нечисть страны», или, как выразился Питер Лэмборн Уилсон, «a Комус - команда недовольных торговцев мехом, антиномистов, распутных женщин, индейцев и бонвивантов ».
Второй 1628 г. Mayday, «Веселье Нового Ханаана», вдохновленное «матерью Купидона» - с его «языческими одами» Нептуну и Тритону (а также Венере и ее похотливые дети, Амур, Девственная плева и Приап ), его застольная песня и его возведение огромного 80-футового (24 м) Майское дерево, увенчанное оленьими рогами - это оказалось слишком много для «принцев Лимбо», как Мортон называл своих пуританских соседей. Ополчение Плимута под командованием Майлса Стэндиша взяли город в следующем июне с небольшим сопротивлением, срубили Майское дерево и арестовали Мортона за «поставку оружия индейцам». Он был помещен в стоянки в Плимуте, подвергся испытанию и, наконец, оставлен на безлюдных островах Шолс у побережья Нью-Гэмпшира, пока «английский корабль не отвезет его домой», так как он считался слишком хорошо связанным, чтобы быть заключенным в тюрьму или казненным (как позже стало наказанием за богохульство в колонии). По сути, его оставили голодать на острове, но его кормили дружественные туземцы с материка, которые, как говорят, были ошеломлены событиями, и в конце концов он набрался сил, чтобы бежать в Англию по собственной воле. Сообщество Мерримаунт просуществовало без Мортона еще год, но было переименовано пуританами в гору Дагон, в честь семитского морского бога, и они поклялись превратить его в место горя. Во время жестокого зимнего голода 1629 года жители Нового Салема под командованием Джона Эндекотта совершили набег на обильные запасы кукурузы на горе Дагон и разрушили то, что осталось от Майского столба, осудив его как языческого идола и назвав "Теленок" Хорива ". Вскоре Мортон вернулся в колонию и, обнаружив, что большинство жителей были разбросаны, был повторно арестован, снова предан суду и изгнан из колоний. В следующем году колония на горе Дагон была сожжена дотла, и Мортон был отправлен обратно в Англию.
Едва пережив суровое обращение во время своего путешествия в изгнание, он восстановил свои силы в 1631 году и после короткого периода в тюрьме Эссекса был освобожден и начал подавать в суд на Компания Массачусетского залива, политическая сила, стоящая за пуританами. К удивлению протестантских английских сторонников «плимутских сепаратистов», Мортон получил сильную поддержку своего дела, и к нему относились как к борцу за свободу. С помощью своего первоначального покровителя, Фердинандо Горджес, он стал поверенным против Massachusetts Bay Company. Однако реальной политической силой, стоящей за ним, была враждебность Карла I пуританским колонистам. В 1635 году усилия Мортона увенчались успехом, и устав компании был отменен. После этого в Новой Англии произошли серьезные политические перестановки, хотя они были в основном из-за неприятия решения суда колонией, последующей изоляции, отсутствия запасов и перенаселения, а также усиления конфликта между иностранными колонистами и туземцами. Тем не менее, Плимут стал местом горя, и многие покинули Массачусетс ради относительной безопасности Коннектикута.
В 1637 году Мортон стал политической знаменитостью с публикация его трехтомного Нового английского Ханаана, основанного на записях его юридической кампании. Мортон представил в этих трех книгах вдохновенное осуждение пуританского правительства в колониях и их политики огораживания земель и почти геноцида коренного населения, которое было описано как гораздо более благородная культура и определена как Ханаан под властью нападение из «Нового Израиля» пуритан. Его «Новый английский Ханаан» вызвал резкую и еретическую критику пуританских обычаев и структур власти, которая выходила далеко за рамки того, что могло принять большинство новоанглийских поселенцев. Поэтому они запретили ее, что сделало ее первой книгой, явно запрещенной на территории нынешних Соединенных Штатов. " Он подвел итог своему великому произведению, призвав «демартиализировать» колонии и создать мультикультурный Новый Ханаан по образцу Мерримаунта, а также дразняще описав коммерческую ценность Северной Америки. В конечном итоге, однако, совсем другие вещи возникли с реорганизацией Новой Англии и началом Треугольной торговли, уходящей корнями в рабство.
. В это время Горжес был объявлен новым губернатором колоний Король Карл I, хотя он никогда не ступил бы в Америку. И все же победа Мортона была прервана началом гражданской войны в Англии, которая была вызвана реакцией на абсолютизм Чарльза и агитацией пуритан. В 1642 году Мортон планировал бежать в Новую Англию с Ущелье, но когда его престарелый наставник не смог совершить поездку, он вернулся один в качестве агента Ущелья в Мэн.
После непродуманное триумфальное возвращение в Плимутскую колонию, он был арестован и обвинен в том, что он роялистский "агитатор", и предан суду за его роль в отмене устава колонии и т. д. обвинения. К сентябрю он был заключен в Бостон. Суд над ним был отложен на зиму, «чтобы можно было найти доказательства», но так и не прибыло. Когда его здоровье начало ухудшаться, его прошение о помиловании было удовлетворено. Изолированный от своих английских сторонников гражданской войной в Англии, он закончил свои дни среди плантаторов Западной страны в штате Мэн, защищенных там сторонниками Ущелья. Он умер в 1647 году в возрасте 71 года.
В «О дивный новый мир: американская литература с 1600 по 1840 год», оригинал в мягкой обложке «Критическая антология Американская литература »под редакцией Лесли А. Фидлера и Артура Зейгера, редакторы включают отрывки о Мортоне из отчетов Мортона и Брэдфорда в раздел« Наследие меланхолии ». Во введении к разделу редакторы пишут: «Наряду с [пуританством] был экспортирован [в Америку] стиль жизни кавалеров, смесь английского деревенского язычества и джентльменского христианства, которому удалось какое-то время выжить на Юге.... но был почти сразу изгнан в более холодный климат самодельного Севера... Иногда задаешься вопросом, что бы случилось, если бы он выжил, эта колония битников в лесах Новой Англии семнадцатого века под председательством университетская богема - полная классических цитат, рома и дьявольщины... Но архетипический конфликт Кавалера и Пуританина, несомненно, тоже имеет место; и именно этот архетипический аспект истории убедил некоторых критиков рассматривать его как полномасштабный миф - один сильный и достаточно привлекательный в любом случае, чтобы вызвать бесчисленные пересказы ».
описывает Мортона как «первого негодяя Америки». «Новый английский Ханаан» Мортона был описан как «важный труд ранних американских писателей об окружающей среде».
рассказ Натаниэля Хоторна «Май-Полюс Веселой горы "в его Дважды рассказанных сказках (1837) и J. Веселая гора Л. Мотли (1849) основана на колониальной карьере Мортона.
Веселая гора - опера 1933 года с либретто, написанным Ричардом Стоуксом, и музыкой Говарда Хэнсона. По рассказу Хоторна, премьера состоялась в Анн-Арборе, штат Мичиган, в 1933 году, а в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в 1934 году. Она редко исполнялась, но была возрождена в 2014 году. Сюита, составленная из оперы Хэнсона, доступна в нескольких записях.
Мортон появляется как член «жюри проклятых», вызванных дьяволом в рассказе Стивена Винсента Бенета, Дьявол и Дэниел Вебстер ( 1936 г.).
Филип Рот ссылается на Мортона и колонию Мерримаунт в своем романе Умирающее животное.
Мортон - центральный персонаж пьесы Роберта Лоуэлла «Эндекотт и Красный Крест», Впервые опубликовано в трилогии одноактных пьес Старая слава (1965). Лоуэлл цитирует книгу Мортона «Новый Ханаан» и рассказ Боярышника «Майский столб веселой горы» в качестве двух источников для пьесы.
«Возмутитель спокойствия» Л. С. Дэвидсона-младшего, опубликованный компанией Macmillan в 1964 году, представляет собой вымышленный рассказ о Томасе Мортоне.
Wikisource содержит текст статьи Британской энциклопедии 1911 года о Томасе Мортоне из Мерримаунта. |