Томас Лукманн | |
---|---|
Родился | Томаж Лукманн. 14 октября 1927 года. Есенице, Королевство Югославия (ныне Словения ) |
Умер | 10 мая 2016. Австрия |
Супруг (ы) | Бенита Петкевич |
Академическое образование | |
Alma mater | Новая школа социальных исследований |
Влияния | Альфред Шютц, [de ] |
Академическая работа | |
Дисциплина | Социология, Философия |
Субдисциплина | Феноменология, социология знания, социология религии |
Учреждения | Университет Констанца, Новая школа социальных исследований |
Известные работы | Социальное конструирование реальности, Невидимая религия и структуры жизненного мира |
Томас Лакманн (; 14 октября 1927 - 10 мая 2016) был американо-австрийским социологом немецкого и словенского происхождения, который преподавал в основном на немецком языке. y. Его вклад был центральным в исследованиях по социологии коммуникации, социологии знания, социологии религии и философии науки.
Он родился в Jesenice, затем часть Королевства Югославия. Его отец был австрийским промышленником, а мать была из словенской семьи из Любляны. Со стороны матери он приходился двоюродным братом словенскому поэту Божо Водушеку. Он вырос в двуязычной среде. В семье они говорили на словенском и немецком, и он учился в словенских школах в Есенице до 1941 года, пока не пошел в среднюю школу в Австрии после оккупации Словении во время мировой войны. II.
После убийства его отца и нескольких смертей его родственников во время Второй мировой войны в 1943 году он и его мать переехали в Вену. Проживание в Австрии в этот период автоматически предоставило ему немецкое гражданство, и в 1944 году он был призван в армию, присоединившись к Люфтваффе, где служил Люфтваффенхельфером. В 1945 г. он стал военнопленным и через три месяца сбежал. Затем он поселился в Вене.
Лукманн изучал философию и лингвистику в Венском университете и Инсбруке. В 1950 году он женился на Бените Петкевич, с которой переехал в Соединенные Штаты, где учился в Новой школе в Нью-Йорке. У пары было три дочери.
Это было его время в Новом колледже, Лакманн начал различать свою карьеру социолога. Он познакомился с социологической дисциплиной, был ознакомлен с работами Альфреда Ш ü ца по социологической феноменологии и познакомился с Питером Бергером, где позже стал соавтором Социального конструирования реальности. Вместе он и его коллеги создали одни из самых влиятельных социологических работ 20 века.
Лакманн никогда не намеревался стать социологом. Его первоначальные академические интересы лежали в области лингвистики, истории и философии. В Новой школе Лакманн в первую очередь изучал философию и выбрал социологию в качестве второго предмета, восхищаясь тем, как его учителя специализируются на этих двойных предметах. Например, Лукманн познакомился с социологией религии, когда его тогдашний учитель Карл Мейер попросил его провести полевую работу о церквях в Германии после Второй мировой войны. Очарованный своим опытом в Германии, Лакманн использовал свои полевые исследования, чтобы получить докторскую степень по социологии.
Он получил свою первую академическую должность в Хобарт-колледже в Женеве, Нью-Йорк, прежде чем вернуться, чтобы преподавать в Новой школе. после смерти Альфреда Ш ü ц. В конце концов Лукманн получил должность профессора Франкфуртского университета в 1965 году. После публикации двух книг в 1963 и 1966 годах и нескольких успешных эссе, Лукманн работал профессором социологии в Университете Констанца. в Германии с 1970 года до выхода на пенсию, а позже заслуженный профессор. Отмечается, что его пребывание в Констанце было отмечено как интенсивный период междисциплинарной работы, в ходе которой он написал несколько эссе, касающихся коммуникации, лингвистики, литературы и истории.
Он умер в возрасте 88 лет 10 мая 2016 года в своем доме в Австрии.
Лакманн был последователем феноменологически ориентированная школа социологии, созданная австрийско-американским ученым Альфредом Шютцем. Он внес вклад в создание феноменологической социологии, социологии религии в современных обществах и социологии знания и коммуникации. Междисциплинарный характер его работ остается актуальным в социологии и других дисциплинах сегодня.
В нескольких своих работах он разработал теорию социального конструкционизма, в которой утверждается, что все знания, в том числе самые базовые знания повседневной реальности, основанные на здравом смысле, основаны на социальных взаимодействиях и поддерживаются ими. Вместе с Питером Л. Бергером он написал книгу Социальное конструирование реальности в 1966 году. Книга была важной частью движения в социологии, и особенно в социологии религии. вдали от взгляда на религию и религиозные ценности как на центральные для социального порядка, утверждая, что социальный порядок социально конструируется отдельными людьми и / или группами людей. С момента публикации книга была переведена на тринадцать различных языков и служит краеугольным камнем социологической литературы.
После полевых исследований в Германии и завершения диссертации Лукманна попросили написать несколько обзоров на окружающую среду. социологическая литература по религии. Разочарованный позитивистскими, недостоверными взглядами поддерживаемой церковью социологии религии, Лукманн был вынужден написать в 1963 году «Невидимую религию». Затем в 1967 году книгу перевели на английский язык. Опираясь на Дюркгейма, Лукманн разработал функциональную перспективу в своей теоретической работе. цели. Вместо того, чтобы возвращаться к популярным объяснениям секуляризации, Лукманн объяснил появление нового типа религии в 20-м веке: частная религия. Он объясняет, что распространение взглядов на мир и институциональная деспециализация религии привели к приватизации, а не к отступлению. от религии. Хотя Лукманн изначально подвергался резкой критике, «Невидимая религия» стала поворотным моментом в социологии религии в 20-м веке, особенно в связи с: Социальное конструирование реальности.
Вклад Лукманна в социологию знания и коммуникации - это основанный на его тщательном анализе связи между социокультурными языковыми практиками и построением социальной реальности. Основываясь на своем эмпирическом исследовании разговорного анализа, Лакманн объясняет свою теорию «коммуникативных жанров», в которой языковые типы, такие как сплетни, пословицы или шутки, служат формами социального знания и действуют как инструменты для формирования социального знания. состав. Его этнография речи моделировала код социального взаимодействия, который давал иной подход к источникам социальных ограничений.
Лукманн продолжил этот анализ социального действия, а в 1982 году он продолжил работу Альфреда Шютца, опираясь на записи Шюца. и незаконченные рукописи для завершения Структур жизненного мира, опубликованные (посмертно для Шютца) в 1982 году. Затем Лукманн, опираясь на анализ Шютца, опубликовал «Теорию социального действия» в 1992 году.
Вместе с Ричардом Гратоффом и Вальтер М. Спрондел, Лакманн основал Архив социальных наук Констанц (также известный как Мемориальный архив Альфреда Шютца). То, что стало официальным архивом Немецкой социологической ассоциации, Лукманн и его коллеги собрали отчеты об исследованиях немецких социальных наук.
В 1998 году он был удостоен звания почетного доктора Норвежского университета. наук и технологий (NTNU).
В 2004 году Лукманн стал почетным членом Словенской социологической ассоциации. Немецкая социологическая ассоциация наградила его премией за выдающийся вклад в социологию на своем Конгрессе 2002 года, а Лукманн стал почетным членом в 2016 году.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Thomas Luckmann |