Томас Лав Пикок

редактировать

Томас Лав Пикок
Томас Лав Павлин, Генри Уоллис.jpg
Родился(1785-10-18) 18 октября 1785 года. Уэймут, Дорсет, Англия
Умер23 января 1866 (1866-01-23) (80 лет). Нижний Халлифорд, Шеппертон, Суррей, Англия
НациональностьБританец
Известные произведенияКошмарное аббатство (1818). Замок Кротчет (1831)

Томас Лав Пикок (18 октября 1785 - 23 января 1866) был английским романистом, поэтом и официальным Ост-Индской компании. Он был близким другом Перси Биши Шелли, и они влияли на работу друг друга. Пикок писал сатирические романы, в каждом из которых была одна и та же основная установка: персонажи за столом обсуждали и критиковали философские мнения того времени.

Содержание

  • 1 Предпосылки и образование
  • 2 Ранние занятия и путешествия
  • 3 Дружба с Шелли
  • 4 Ост-Индская компания
  • 5 Позже
  • 6 Семья
  • 7 Работы
    • 7.1 Романы
    • 7.2 Стих
    • 7.3 Очерки
    • 7.4 Пьесы
    • 7.5 Незаконченные сказки и романы
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Библиография
    • 10.1 Издания
      • 10.1.1 Переписка
    • 10.2 Критические работы
  • 11 Внешние ссылки

История и образование

Молодой TL Павлин

Пикок родился в Веймуте, Дорсет, в семье Сэмюэля Пикока и его жены Сары Лав., дочь Томаса Лава, бывшего капитана военного корабля в Королевском флоте. Его отец был торговцем стеклом в Лондоне, партнером мистера Пеллатта, предположительно Апсли Пеллатта (1763–1826). Пикок уехал со своей матерью, чтобы жить с ее семьей в Чертси в 1791 году, а в 1792 году пошел в школу, которой руководил Джозеф Харрис Уикс, в Энглфилд Грин, где он оставался в течение шести с половиной лет..

Отец Павлина умер в 1794 году при «плохих обстоятельствах», оставив небольшую ренту. Первое известное стихотворение Павлина было эпитафией для школьника, написанной в возрасте десяти лет, а другое стихотворение было написано в его летние каникулы, когда ему было тринадцать. Примерно в то же время, в 1798 году, его внезапно забрали из школы, и с тех пор он стал полностью самоучкой.

Раннее занятие и путешествия

В феврале 1800 года Пикок стал клерком в Ludlow Fraser Company, которые были купцами в лондонском Сити. Он жил со своей матерью в помещении фирмы по адресу: 4 Angel Court Throgmorton Street. Он выиграл одиннадцатый приз от Monthly Preceptor за стихотворный ответ на вопрос «История или биография - более полезное исследование?». Он также участвовал в выпуске журнала для молодежи «The Juvenile Library», соревнования которого вызвали подражание нескольким другим мальчикам, включая Ли Ханта, де Куинси и W. Дж. Фокс. Он начал посещать читальный зал Британского музея и продолжал посещать его многие годы, прилежно изучая лучшую литературу на греческом, латинском, французском и итальянском языках. В 1804 и 1806 годах он опубликовал два сборника стихов «Монахи св. Марка и Пальмиры». Некоторые юношеские сочинения Пикока были напечатаны в частном порядке сэром Генри Коулом.

Примерно в 1806 году Пикок оставил свою работу в городе и в течение года совершил одиночную пешеходную экскурсию по Шотландии. Рента, оставленная его отцом, истекла в октябре 1806 года. В 1807 году он вернулся, чтобы жить в доме своей матери на Чертси. На короткое время он был помолвлен с Фанни Фолкнер, но она была прервана из-за вмешательства ее родственников. Его друзья, как он намекает, считали неправильным, что такой умный человек зарабатывает так мало денег. Осенью 1808 года он стал личным секретарем сэру Хоуму Пофему, командуя флотом до Флашинга. К концу года он служил капитану Эндрю Кингу на борту HMS Venerable в Даунс. Его предвзятая привязанность к морю не примиряла его с морскими реалиями. «Писать стихи, - говорит он, - или делать что-нибудь рациональное в этом парящем аде - это почти моральная невозможность. Я бы отдал мир, чтобы он был дома, а зиму посвятил сочинение комедии ". Он написал прологи и адреса для драматических выступлений на борту HMS Venerable. Его драматический вкус тогда и в течение следующих девяти лет привел к попыткам комедий и более легких пьес, в которых не хватало легкости диалога и страдали от чрезмерно проработанных эпизодов и юмора. Он покинул HMS Venerable в марте 1809 года в Диле и прогулялся по Рамсгейту в Кенте, прежде чем вернуться домой в Чертси. Он послал своему издателю Эдварду Хукхэму небольшое стихотворение о Темзе, которое он в течение года расширил до «Гения Темзы». 29 мая он отправился в двухнедельную экспедицию, чтобы проследить течение Темзы от ее истока до Чертси, и провел два или три дня в Оксфорде.

Пикок отправился на Север. Уэльс в январе 1810 г., где он посетил Тремадог и поселился в Маентурог в Мерионетшире. В Маентуроге его привлекла дочь пастора Джейн Гриффид, которую он называл «нимфой из Карнавоншира». В начале июня 1810 года Томас и Эдвард Хукхэм опубликовали «Гений Темзы». В начале 1811 года он покинул Маентурог и отправился домой пешком через Южный Уэльс. Он поднялся на Кадаир Идрис и посетил Эдварда Скотта в Бодталоге около Тайвина. Его путешествие включало Аберистуит и Мост Дьявола, Кередигион. Позже, в 1811 году, срок годности его матери истек, и ей пришлось покинуть Чертси и переехать в Морвен Коттедж Рэйсбери рядом с Стейнсом с помощью некоторых друзей. В 1812 году они были вынуждены покинуть Морвен Коттедж из-за проблем с оплатой счетов торговцам.

Дружба с Шелли

Перси Биши Шелли

В 1812 году Пикок опубликовал еще одно тщательно продуманное стихотворение, Философия меланхолии., и в том же году познакомился с Шелли. В своих мемуарах о Шелли он писал, что «впервые увидел Шелли незадолго до того, как он отправился в Таниралл», куда Шелли отправился из Лондона в ноябре 1812 года (Жизнь Шелли Хогга, том 2, pp. 174, 175.) Томас Хукхэм, издатель всех ранних произведений Пикока, возможно, отвечал за введение. Это была текущая библиотека Хукхэма, которой Шелли пользовался много лет, и Хукхэм послал Шелли «Гений Темзы», а в «Мемориалах Шелли», стр. 38–40, есть письмо поэта, датированное 18 годом. Август 1812 года, превозносящий поэтические достоинства спектакля и с таким же преувеличением осуждающий, по его мнению, ошибочный патриотизм автора. Пикок и Шелли стали друзьями, и Пикок повлиял на судьбу Шелли как до, так и после его смерти.

Зимой 1813 года Пикок сопровождал Шелли и его первую жену Харриет в Эдинбург. Пикок любил Харриет и в преклонном возрасте защищал ее репутацию от клеветы, распространяемой Джейн, леди Шелли, невесткой второй жены Шелли, Мэри.

В 1814 году Пикок опубликовал сатирическую балладу, сэр Proteus, появившийся под псевдонимом «PM O'Donovan, Esq.» Шелли обратилась к нему во время душевного волнения, которое предшествовало его разлуке с Харриет. После того, как Шелли покинул Харриет, Пикок стал почти ежедневным гостем зимой 1814–1815 годов Шелли и Мэри Годвин (позже Мэри Шелли) в их лондонских квартирах. В 1815 году Пикок отправился в путешествие к истоку Темзы. «Он кажется, - пишет Чарльз Клермонт, сводный брат Мэри Годвин и член партии, - человеком праздным; на самом деле, летом он так и заявляет; он признает, что не может заниматься учебой и считает это более полезным. для него, как для человека, целиком посвятить себя красотам сезона, пока они длятся; он был счастлив только когда отсутствовал с утра до ночи ». К сентябрю 1815 года, когда Шелли поселился в Бишопсгейте, недалеко от Виндзора, Пикок поселился в Грейт-Марлоу. Пикок написал Headlong Hall в 1815 году и был опубликован в следующем году. В этой работе Павлин нашел истинное поле для своего литературного дара в сатирическом романе с вкраплениями восхитительных текстов, любовных, повествовательных или веселых.

Зимой 1815–1816 гг. Павлин регулярно приходил навестить Шелли. в Бишопгейт. Там он встретил Томаса Джефферсона Хогга, и «зима была всего лишь аттицизмом. Наши занятия были исключительно греческими». В 1816 году Шелли уехал за границу, и Пикоку, похоже, было поручено найти для Шелли новую резиденцию. Он установил их возле своего дома в Грейт-Марлоу. Пикок какое-то время получал пенсию от Шелли и был объявлен реквизицией, чтобы не допускать несанкционированных вторжений в гостеприимный дом Шелли. Пикок консультировался об изменениях в Лаоне и Цитне Шелли, и энтузиазм Павлина по поводу греческой поэзии, вероятно, оказал некоторое влияние на творчество Шелли. Влияние Шелли на Павлина можно проследить в его стихотворении «Рододафна» или «Фессалийское заклинание», опубликованном в 1818 году, и Шелли написал на него хвалебный отзыв. Пикок также написал в это время сатирические романы Мелинкур, опубликованные в 1817 году и Кошмарное аббатство, опубликованные в 1818 году. Шелли совершил свой последний отъезд в Италию, и соглашение друзей о взаимной переписке произвело великолепное впечатление. описательные письма из Италии, которые иначе, возможно, никогда не были бы написаны.

Пикок сказал Шелли, что «он не нашел это блестящее лето» 1818 года «очень благоприятным для интеллектуальных усилий»; но прежде, чем все закончилось, «реки, замки, леса, аббатства, монахи, горничные, короли и бандиты танцевали передо мной, как бал-маскарад». В это время он писал свой роман о Деве Мариан, который он завершил, за исключением последних трех глав.

Ост-Индская компания

Ост-Индский дом в Лиденхолл-стрит, Лондон, 1817.

В начале 1819 года Пикок неожиданно был вызван в Лондон на испытательный срок в Ост-Индской компании, которой требовалось пополнить свой штат талантливыми людьми.. Они вызвали к себе на службу в офис экзаменатора Джеймса Милля и еще троих. Пикок был включен по рекомендации Питера Обера, историка компании, которого он знал в школе, хотя, вероятно, не как школьный товарищ. Контрольные работы Пикока были отмечены высокой оценкой: «Ничего лишнего и ничего лишнего». 13 января 1819 года он написал с 5-й Йорк-стрит, Ковент-Гарден : «Теперь я каждое утро прохожу в Индийском доме с половины десятого до половины четвертого, изучая дела Индии. Моя цель - еще не достигнуто, хотя я мало сомневаюсь, что это произойдет. Это было не в первый раз, когда я сам искал, но было предложено мне. Это приведет к тому, что через два или три года мне будет очень достаточно. не является обычным делом в офисе, а представляет собой занятие очень интересного и интеллектуального характера, связанное с финансами и законодательством, в котором можно оказать большую услугу не только Компании, но миллионам, находящимся под их властью. "

1 июля 1819 года Пикок впервые ночевал в доме на Стэмфорд-стрит, 18, Блэкфрайерс, который, «как и следовало ожидать от республиканца, он обставил очень красиво». Его мать продолжала жить с ним на Стэмфорд-стрит.

В 1820 году Пикок внес вклад в «Литературный карманный справочник» Оллье и написал «Четыре возраста поэзии», в последнем из которых утверждалось, что актуальность поэзии сводится к нулю наука, и это заявление вызвало у Шелли защиту поэзии. Официальные обязанности Индийского дома отложили завершение и публикацию Maid Marian, начатую в 1818 году, до 1822 года, и в результате задержки его приняли за подражание Айвенго хотя его композиция фактически предшествовала роману Скотта. Вскоре Планше с большим успехом инсценировал его и перевели на французский и немецкий языки. Зарплата Пикока теперь составляла 1000 фунтов стерлингов в год, и в 1823 году он приобрел загородную резиденцию в Лоуэр-Халлифорд, недалеко от Шеппертона, Мидлсекс, построенную из двух старых коттеджей, где он мог удовлетворить любовь Темзы, которая был столь же силен, как и его увлечение классической литературой. Зимой 1825–1826 гг. Он написал стихи о бумажных деньгах и другие стихи, «во время эпидемии гриппа, которой периодически подвергается красивая ткань бумажных кредитов». В начале своей работы в офисе в Индии он мало писал, за исключением оперных критических замечаний, которые он регулярно вносил в The Examiner, и периодических статей в Westminster Review или Bentley's Miscellany..

Павлин проявил большие способности в бизнесе и составлении официальных документов. В 1829 году он начал уделять внимание пароходству и составил меморандум для экспедиции генерала Чеснея на Евфрат, который получил высокую оценку как Чесни, так и лорда Элленборо. Он выступал против использования пароходов на Красном море, вероятно, из уважения к предполагаемым интересам компании. В 1829 году он опубликовал Несчастья Эльфина, основанный на валлийских традициях, а в 1831 году роман Кротчетский замок, наиболее зрелый и основательно характерный из всех его произведений. На него сильно повлияла смерть матери в 1833 году, и он сам сказал, что после этого никогда не писал ничего с интересом.

Павлин часто выступал перед парламентскими комитетами как защитник компании. В этой роли в 1834 году он сопротивлялся требованию Джеймса Силка Бэкингема о компенсации за его изгнание из Ост-Индии, а в 1836 году он нанес поражение нападению ливерпульских купцов и чеширских производителей на индийскую соляную монополию. В 1836 году его официальная карьера увенчалась назначением Главного экзаменатора индийской корреспонденции после Джеймса Милля. Эта должность могла быть заполнена только человеком, обладающим хорошими деловыми способностями и исключительными способностями в составлении официальных документов: и считается, что выполнение Пикок своих обязанностей не пострадало ни по сравнению с его выдающимся предшественником, ни с его еще более знаменитым преемником. Стюарт Милль. В 1837 году появились его стихи о бумажных деньгах и другие стихотворения, из которых было напечатано всего сто экземпляров. Также в 1837 году Headlong Hall, Nightmare Abbey, Maid Marian и Crotchet Castle появились вместе как vol. 57 стандартных романов Бентли. В течение 1839 и 1840 годов Павлин руководил строительством железных пароходов, окружавших мыс, и участвовал в китайской войне.

Павлин занимался в основном финансами, торговлей и общественными работами.

Он написал стихотворение на тему «День в офисе в Индии»:

С десяти до одиннадцати завтракайте в семь;. С одиннадцати до полудня, думаю, вы пришли слишком рано;. От двенадцати до одного, подумайте, что делать;. От одного до двух, не находите себе дела;. От двух до трех, думаю, будет. Очень скучно оставаться до четырех.

Примерно в 1852 году, к концу службы Пикока в офисе в Индии, его рвение или досуг к авторству вернулось, и он начал вносить свой вклад в журнал Fraser's Magazine, в котором появился его занимательный и научный Horæ Dramaticæ, восстановление Querolus, римской комедии, вероятно, времен Диоклетиана, и его воспоминаний о Шелли.

Более поздняя жизнь

Вид на Темзу в Нижнем Халлифорде T. Л. Пикок в преклонном возрасте

Пикок удалился из Индийского дома 29 марта 1856 г. с достаточной пенсией. Выйдя на пенсию, он редко покидал Халлифорд и проводил свою жизнь среди своих книг, в саду, которым он очень любил, и на Темзе. В 1860 году он все еще проявлял свою силу, опубликовав в журнале Fraser's Magazine Gryll Grange, его последний роман. В том же году он добавил приложение к письмам Шелли. Его последними сочинениями были два перевода: комедия Gl 'Ingannati (Обманутые), поставленная в Сиене в 1861 году, и lia Lælia Crispis, выпущенная ограниченным тиражом в 1862 году.

Павлин умер в Нижнем Халлифорде., 23 января 1866 г., от ран, полученных в результате пожара, в котором он пытался спасти свою библиотеку, и похоронен на новом кладбище в Шеппертоне.

Его внучка запомнила его такими словами:

В обществе мой дед всегда был желанным гостем, его приветливые манеры, сердечная оценка остроумия и юмора в других, а также забавная манера, в которой он рассказывал истории, сделали его очень приятным знакомством; он всегда был таким приятным и остроумным, что самые близкие друзья называли его «Смеющимся философом», и мне кажется, что термин «эпикурейский философ», который я часто слышал применительно к нему, точно описывает его и кратко. В общественном бизнесе мой дедушка был честным и благородным человеком; но с годами его отвращение ко всему неприятному заставляло его просто избегать того, что его беспокоило, отшучиваясь над всевозможными обычными звонками в свободное время.

Сэр Эдвард Стрейчи писал о нем:

Добрый- Сердечный, добродушный, дружелюбный человек, который любил делиться своими удовольствиями от жизни со всеми окружающими, и потакал своим желаниям, но не эгоистично.

Ричард Гарнет в Национальном биографическом словаре описал Павлина как:

редкий случай человека, улучшившегося благодаря процветанию; элемент педантизма и нелиберальности в его ранних произведениях постепенно исчезает в доброжелательном солнечном свете, хотя с возрастом на смену приходят упрямые предрассудки, добродушные, но неумолимые. Сила его ума в изобилии доказана его успешной сделкой в ​​несоответствующем коммерческом и финансовом бизнесе Ост-Индской компании; а его романы, не считая их причудливых предрассудков, почти так же замечательны своим здравым смыслом, как и своим остроумием. Если бы не эта проницательная проницательность, постоянно задействованная в жизненных делах, они казались бы всего лишь юмористическими феериями, скорее фарсовыми, чем комическими, и почти полностью лишенными сюжета и характера. Они переполнены весельем от начала до конца, хотя юмор часто слишком непонятен, чтобы его можно было оценить по достоинству, а их стиль идеален. Во многом они обязаны своим очарованием простым и мелодичным текстам, с которыми они перемежаются, что разительно контрастирует с холодной искусственностью более амбициозных поэтических попыток Павлина. Как критик, он был рассудительным и здравомыслящим, но не обладал и не ценил способности своих современников, Шелли и Китса, реанимировать классические мифы путем вливания современного духа.

Семья

Пикок женился на Джейн Гриффит. или Гриффид в 1820 году. В своем «Письме к Марии Гисборн» Шелли назвал Джейн «белоснежной антилопой Сноудонии». У Пикока было четверо детей, сын Эдвард, который был чемпионом по гребле, и три дочери. Одна из них, Мэри Эллен, вышла замуж за романиста в качестве своего второго мужа в августе 1849 года. Только сын пережил его, и он прожил меньше года, но у него осталось несколько внуков. Джейн Пикок умерла в 1865 году. Канада может похвастаться большинством родственников Павлина, включая Томми Пикока.

Произведения

Павлин занимает в литературе в первую очередь место сатирика. Тем не менее, он был фаворитом лишь немногих, отчасти благодаря высокоинтеллектуальному качеству его работ, но главным образом из-за отсутствия у него обычных квалификаций писателя, все претензии на которые он полностью отвергает. У него нет сюжета, мало человеческого интереса и нет последовательного очерчивания характера. Его персонажи - просто марионетки или, в лучшем случае, воплощения абстрактных качеств, таких как изящество или красота, но красиво изображенных.

Его комедия сочетает фальшивую готику с аристофанической. Он страдает от недостатков этого драматурга и, хотя и не так смел в изобретении и не так свободно в использовании сексуального юмора, разделяет многие из его сильных сторон. Его величайшая интеллектуальная любовь - к Древней Греции, включая поздние и второстепенные работы, такие как Дионисийский из Нонн ; многим из его персонажей даны каламбурные имена, взятые из греческого языка, чтобы указать на их личность или философию.

Он имел склонность драматизировать то, что рассказывали традиционные романисты; его больше интересует взаимодействие идей и мнений, чем чувств и эмоций; его драматические персонажи, скорее всего, будут состоять из более или менее равных персонажей, чем из одного выдающегося героя или героини и множества второстепенных помощников; его романы имеют тенденцию приближаться к классическим единствам, с небольшими изменениями сцены и небольшими, если вообще, подсюжетами; его романы - это романы-разговоры, а не романы-действия; на самом деле Павлина гораздо больше интересует то, что его персонажи говорят друг другу, чем то, что они делают друг с другом, что он часто излагает целые главы своих романов в форме диалога. Платон Симпозиум является литературным предшественником этих произведений посредством дейпнософистов из Афиней, в которых разговор касается менее на возвышенные философские темы, чем на хороший рыбный обед.

Романы

Стих

  • Монахи Святого Марка (1804)
  • Пальмира и другие стихотворения (1805)
  • Гений Темзы: лирическая поэма (1810)
  • Гений Темзы Пальмира и другие стихи (1812)
  • Философия меланхолии (1812)
  • Сэр Хорнбук, или Экспедиция Чайльда Ланселота (1813)
  • Сэр Протей: Сатирическая баллада (1814)
  • Круглый стол, или Пир короля Артура (1817)
  • Рододафна: или фессалийский Spirit (1818)
  • Paper Money Lyrics (1837)
  • «Военная песня Динаса Воура» (в «Несчастьях Эльфина», 1829 г.)

Очерки

  • Четыре века поэзии (1820)
  • Re Сборники детства: Дом аббатства (1837)
  • Воспоминания Шелли (1858–62)
  • Последний день Виндзорского леса (1887) [составлено 1862]
  • Проспект : Классическое образование

Пьесы

  • Три доктора
  • Дилетанты
  • Гл'Инганнати, или Обманутые (перевод с итальянского, 1862 г.)

Неоконченные сказки и романы

  • Сатиран (ок. 1816)
  • Калидор (ок. 1816)
  • Паломник из Прованса (ок. 1826)
  • Властелин холмов (ок. 1835)
  • Джулия Прокула (ок. 1850 г.)
  • История открытия в Чертси (ок. 1850 г.)
  • История особняка среди холмов Чилтерн (ок. 1859 г.)
  • Аббатство Бозабаут (ок. 1859 г.)
  • Котсвальд Чейс (ок. 1860 г.)

Ссылки

  • Часть текста этой статьи была взята из Введения, написанного Ричардом Гарнеттом для издания книги Томаса Лава Пикока. романы, опубликованные JM Dent Co. в 1891 году.
  • Списки работ Павлина от Общества Томаса Лава Павлина.

Источники

Библиография

Издания

Современные издания произведений Пикока в мягкой обложке практически отсутствуют. Стандартным изданием стихов и прозы Павлина является издание Halliford, отредактированное HFB Brett-Smith и CE Jones и опубликованное в десяти томах в период с 1924 по 1934 годы.

  • Brett-Smith, HFB (ed.) The Four Ages of Poetry и т. Д. (Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1953) [без ISBN]. Содержит Четыре возраста поэзии, а также ответ П. Б. Шелли Защита поэзии и эссе Роберта Браунинга о Шелли. 3-й том из серии «Репринты Перси». Текст, вероятно, принадлежит изданию Halliford. Распечатано.
  • Павлин, Томас Лав Headlong Hall / Кошмарное аббатство / Несчастья Эльфина / Замок Кротчет (Pan Books: Pan Classics, 1967) ISBN 0330300318. Введение Дж. Б. Пристли, примечания Барбары Ллойд Эванс.
  • Пикок, Аббатство Кошмаров Томаса Лав / Замок Кротчет (Хармондсворт: Английская библиотека Пингвинов, 1969) ISBN 0140430458. Отредактировано с введением и примечаниями Раймонда Райта. Перепечатано как «Penguin Classic» в 1982 году.
  • Павлин, Томас Лав, Headlong Hall и Nightmare Abbey (Ware:, 1995) ISBN 1853262781. Дешевое переиздание, с кратким введением и биографией (обе без подписи).
  • Peacock, Thomas Love Nightmare Abbey (Питерборо, Канада: Broadview Press, 2007) ISBN 9781551114163 Под редакцией Лизы Варго.

Переписка

  • Жуковски, Н.А. (ред.) Письма Томаса Лава Павлина (Oxford: Oxford University Press, 2001) [ISBN 0198126581 (том 1), 0198186339 (том 2)]. Первый том содержит переписку Пикока с 1792–1827 гг., А второй - его переписку с 1828–1866 гг.

Критические произведения

  • Бернс, Б. Романы Томаса Лава Пикока (Мэриленд: Rowman Littlefield, 1985) ISBN 038920532X.
  • Priestley, JB Thomas Love Peacock (London: Macmillan, 1927) [без ISBN].

Внешние ссылки

Wikisource имеют в тексте Британской энциклопедии 1911 года статьи Павлин, Томас Лав.
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Томас Лав Павлин
  1. ^Павлин, Томас Лав (1969). Райт, Раймонд (ред.). Кошмарное аббатство / Кротчетский замок. Хармондсворт: Английская библиотека пингвинов. п. 35. ISBN 0140430458.
Последняя правка сделана 2021-06-11 10:03:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте