Томас Гордон (офицер Королевского флота Шотландии)

редактировать

Томас Гордон
Томас Гордон admiral.jpg
Родился1658. Абердин, Шотландия
Умер18 марта 1741 г. (83 года). Кронштадт, Российская Империя
ВерностьКоролевство Шотландия. Королевство Великобритания. Российская Империя
Служба / филиалКоролевский шотландский флот. Королевский флот. Императорский флот России
Годы службы1703 - 1714. 1717 - 1741
РангАдмирал
Битвы / войныВойна за испанское наследство.

Война за польское наследство.

Адмирал Томас Гордон (ок. 1658–1741) был коммодором Королевского шотландского флота и адмиралом Императорского русского флота..

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Ранняя карьера
  • 3 Шотландский Королевский флот
  • 4 Союз с Англией
  • 5 Более поздняя карьера - Российский флот
  • 6 Семья
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История вопроса

Считается, что Гордон был Сын доктора Томаса Гордона и Джин Хэй из Абердина, но его происхождение неизвестно. Его дата рождения могла быть 1658 г., и считается, что он владел собственностью в Абердине, в котором 30 июня 1736 г. он был удостоен звания почетного горожанина.

Официальное объявление было записано. следующим образом:

«Учитывая, что самый выдающийся джентльмен, Томас Гордон, рыцарь, адмирал флота Светлейшей Императрицы России, является человеком благородного происхождения в нашем королевстве Шотландия, благородным потомком древних расы Гордонов, нынешним вождем которой является самый могущественный герцог Гордон; что он с ранних лет был самым достойным гражданином этого города Абердина; что этот же храбрый человек, когда служил в британском флоте, усиленно защищал торговлю и корабли этот город от пиратов и врагов всех мастей; и что он, за свою великую доблесть, заслуженно возведенный в высшие почести русской императрицей, все еще поддерживает этот город; мы, в знак нашей признательности и уважения, одобряем и подтвердите вышеупомянутый самый illustrio мы, джентльмен, Томас Гордон, как горожанин этого города, со всеми правами и привилегиями брата по гильдии. Выдано за частной печатью нашего города и подписано от нашего имени и по нашему назначению Уолтером Кокраном. "

Начало карьеры

Он был капитаном торгового судна Margaret of Абердина в 1693 году, когда он получил необходимое свидетельство безопасности для поездки за границу в Берберийские Штаты из Алжира, Туниса и Триполи. В бухгалтерских книгах Общества судовладельцев Абердина указано, что он работал из этого порта в период с 1688 по 1693 год, когда он совершил плавание на Шетландские острова, Швецию, Норвегию. и Голландия.

Королевский флот Шотландии

17 июля 1703 года Гордон получил очередную комиссию капитана корабля Королевского флота Шотландии. Royal Mary была оборудована в Лейт для защиты восточного побережья Шотландии от каперов или военных кораблей противника. В мае следующего года Royal Mary захватила французского капера "Фокс" из Дюнкерка, и отвез ее в Лейт, где находилась ее команда. заключен в будки Лейта и Канонгейта. Заключенные получали пособие на пропитание.

В августе 1704 года он захватил каперский корабль «Мармедон» из Дюнкерка, а также доставил его в Лейт, где с экипажем обращались так же, как и с экипажем предыдущего французского корабля. Позже в том же году он поймал двух или трех каперов и, как полагали, на время решил эту проблему.

28 января 1705 года Гордон захватил голландский корабль «Екатерина». Этот арест вызвал большой ужас в Голландии, и королеве Анне было написано обращение, в котором указывалось, что владельцы судна невиновны, так как у них есть паспорта для выгрузки своего груза вина с Канарских островов в Роттердаме. Торговля с Испанией и Канарскими островами была разрешена соглашением между двумя странами. Дело длилось годами, но судно было продано в Лейте за две недели. По-видимому, у нее также был незаконный французский паспорт, и судовой повар отомстил капитану, который избил его накануне, рассказав об этом Гордону. Он также захватил небольшой капер с четырьмя орудиями, Сент-Эсприт, из Остенде. После получения разрешения от Адмиралтейства на покупку судна он переименовал его в Маленького Гордона и отправил на торговлю.

12 марта 1705 года лейтенант Джордж Рэмси с двумя сержантами, тремя капралами и тридцатью тремя солдатами находился на борту «Ройял Мэри» около двух месяцев, пока она путешествовала у восточного побережья Шотландии. 6 июня круиз был продлен еще на два месяца в компании ее сестринского корабля Royal William. Запись о предназначении солдат на борту неизвестна, но, возможно, они должны были высадиться в местах, где работали якобиты. Из-за казни за пиратство капитана Томаса Грина с судна Вустера английской Ост-Индской компании и двух его офицеров в Лейте в 1707 году отношения между правительствами Шотландии и Англии были плохими. Попытка Шотландии основать колонию в Дариене потерпела неудачу, и когда экспедиция вернулась, одна из них, «Быстрое возвращение», оказалась пропавшей без вести. Шотландская мафия обвинила капитана Грина в убийстве команды и потоплении корабля. Он и его люди были осуждены Высоким адмиралтейским судом Шотландии, признаны виновными и казнены на Лейт Сэндс, несмотря на полное отсутствие веских доказательств против них.

Неприязнь между двумя странами побудила якобитов из двора Людовика XIV Франции спросить, может ли Старый Претендент претендовать на свою монархию хотя бы в Шотландии., ирландец и французский шпион, был высадлен в Замке Слейнс около Петерхеда, где он мог быть уверен в добром приеме в доме графа Эррола. Затем его перевели в Замок Делгати, недалеко от Туррифа, где он мог встретиться с лидерами якобитов. Шотландские дворяне обещали двадцать пять тысяч горцев и пять тысяч лошадей.

Получив повышение до коммодора 7 марта 1706 года, Гордон присоединился к «Ройял Уильям», который отплыл из Лейта в сопровождении «Роял Мэри» (капитан Гамильтон). Их задача заключалась в охране и сопровождении судов на восточном побережье Шотландии. Однако верный капитан Гордон занимался захватом французских и остененских каперов, из которых он мог заработать солидные награды в виде призовых денег, он был не прочь позволить французскому кораблю высадить политических агентов джабобитов в Замке Слейнс для посещения Графиня Эррол. Гордоны и Эрролы, которые были тесно связаны, сыграли свою роль в истории Шотландии, хотя и не всегда на стороне монарха. Коммодор Гордон и капитан французского фрегата Audacious согласовали четырнадцать сигналов, которые доставили Гука, по которым они могли узнать друг друга.

Союз с Англией

В это время шли переговоры между Шотландией и Англией о союзе. Коммодор Гордон намекнул французам, что вскоре он будет вынужден оставить службу, поскольку, когда дело дошло до Союза, он не мог видеть себя принимающим присягу отречения, чтобы отвергнуть покойного короля Джеймса Стюарта как законного претендента на трон. Если королю Франции потребуются его услуги, он явится во Францию ​​со своим тридцатидвухопушечным фрегатом.

. В 1706 году коммодор Гордон пожаловался на это, войдя в порт, после того как получил некоторое повреждение мачты в Во время шторма капитан Джонс с корабля «Данвич» Королевского флота выстрелил в него. Отправив своего лейтенанта на «Данвич», чтобы узнать, почему был произведен выстрел, он узнал, что судам ВМС Шотландии запрещено летать на широкой подвеске в английских водах. Гордон указал, что английские и голландские суда часто носили широкий кулон в шотландских водах. Джонс также жаловался, когда Гордон стрелял из утреннего и вечернего ружья. Гордон и Джонс написали своему лорду-адмиралам инструкции по этому поводу, но Закон Союза, который требовал, чтобы оба судна управляли Union Jack, автоматически исправил это.

Когда старый шотландский флот объединился с королевским флотом, возник спор по поводу старшинства шотландских капитанов. В конце концов было решено, что их время будет отсчитываться с того момента, когда они получат свои должности капитанов от королевы Анны. Это означало, что четыре года в море не в счет, и спор продолжался некоторое время. Шотландские суда были переименованы в Эдинбург и Глазго, так как у Королевского флота уже были суда с названиями Royal William и Royal Mary. Корабли под этими названиями и сегодня работают в Королевском флоте. Третьему кораблю Королевского военно-морского флота Шотландии было разрешено сохранить название замка Думбартон. Их поглощение английским флотом было непопулярно среди многих шотландских моряков. Сотня людей Гордона подняла мятеж в Лейте, вбив себе в голову, что их отправят в Вест-Индию или в другое место за пределами родных вод. Они привыкли служить в шотландских и континентальных водах и просто не любили службу за границей.

3 февраля 1708 года капитан Гордон был отправлен на «Леопард» (50 орудий) и отличился Монтроуз, когда он участвовал в непрерывном сражении между британскими кораблями под командованием адмирала сэра Джорджа Бинг и французские корабли под командованием адмирала Форбена. Капитан Гордон, когда у залива Ферт-оф-Форт схватил французского военного корабля «Солсбери», это был единственный трофей боя. Остальные французские корабли были рассеяны и прибыли в Дюнкерк только через три недели. Адмирал Бинг был повышен до адмирала Синих и контролировал флот Северного моря, чтобы противостоять любому французскому кораблю, который пытался высадить «Претендент» в Бернтисленде и считалось, пять тысяч французских войск. Адмирал Бинг имел свои критики, и был поднят вопрос, сделал ли Бинг все, что мог, и какое-то время над ним нависла угроза расследования. К счастью, недовольство утихло, и Бинг получил свободу действий в Эдинбурге, а парламент выразил благодарность принцу Джорджу за его оперативность. Без ведома англичан ревность и споры между французскими офицерами растратили много драгоценного времени. Накануне своего путешествия королевский гость заболел корью, заразившейся от его сестры, поэтому попытка высадки его была отменена еще до отплытия. Несомненно, они все еще планировали высадку войск.

10 августа 1709 года «Эдинбургский бывший Royal William» был намеренно затоплен, чтобы стать волнорезом в Харвиче. Он описывался как судно водоизмещением 364,5 тонны с двумя палубами и 32 орудиями, на борту которого находилось 145 человек. Длина орудийной палубы составляла 99 футов (30 м), ширина - 28 футов 8 дюймов (8,74 м) и глубина - 11 футов 2 дюйма (3,40 м). 5 ноября 1709 года Гордон был отправлен на мавр. Он присоединился к ней в сопровождении своего сына Уильяма. 6 мая он принял командование Советом. Он отказался принести присягу королю Георгу I, когда он взошел на престол в 1714 году и подал в отставку.

Дальнейшая карьера - Российский флот

После ухода из Королевского флота перед Гордоном открылись новые возможности, и он сначала отправился во Францию, чтобы навестить королеву Марию. Там он встретил капитана Огливи и сказал ему, что он действительно был «знаменитым капитаном Гордоном». Он пересек Ла-Манш в Кале вместе с Элизабет Огливи (двоюродная сестра или, возможно, жена Огливи), которая была посланником между якобитами в Англии и Франции. Она была известна как «Курьер Юпитера» и написала из Кале следующее письмо Огилви:

«Со мной один наш соотечественник, которого наши друзья в Лондоне прижали ко мне. Мне приказали поставить его. в ваши руки, и я очень хочу получить возможность избавиться от него. Я не знаю, был ли он создан для моего проводника, но я нахожусь в необходимости быть его, чтобы вывести его из его деревянного мира, он знает о путешествиях не больше, чем шестилетний ребенок. Он ужасно торопится быть в Дюнкерке до субботы. Я желаю Богу, чтобы он, возможно, скоро захотел. Он так спешит, что я был вынужден пойти с ним пополам в нанять пакетбот по ставке 5 фунтов стерлингов нарочно, чтобы его «почти затопили», или что было очень экстравагантным поводом, чтобы развеселить моего попутчика, потому что мы попали в такую ​​ужасную бурю, что только наши легкие головы

Он вступил в российский флот Петра Великого 1 июня 1717 г. и оставался русским офицером. до своей смерти 18 марта 1741 года. Гордон, который теперь считался беженцем, был нанят царем в Голландии вместе с капитаном Сондерсом, который описывается как англичанин, капитан Хей и капитан-лейтенанты Уркхарт и Сероколед; вместе с двумя сухопутными офицерами, все британцы. После прибытия Гордона в Россию якобиты увидели возможность заинтересовать царя своими делами. С этой целью царю было отправлено несколько писем: девять от принца Джеймса (1721–1730), два от графа Мар (1716–1717), пять от капитана Хэя и другие.

Вскоре должно было произойти повышение, так как старые русские адмиралы уходили на пенсию. Были также недавно построенные корабли, которые нужно было укомплектовать. В новогодний день князь Александр Данилович Меньшиков получил звание контр-адмирала Белого, капитан-коммодор Сиверс - контр-адмиралом Синего и капитан-командор Гордон контр-адмирал Красного. Русский флот был разделен на три части по системе, используемой британцами и голландцами.

К сожалению, между контр-адмиралом Сейверсом и Гордоном возникла зависть. Зейверс родился в Копенгагене и около 1708 года служил королю Дании на его флоте. Будучи нанятым Петром Великим капитаном, он иногда работал на борту, иногда во дворе, как мастер подводной экипировки. О нем говорили как о человеке с прекрасным чутьем, общими знаниями и очень точным и методичным в своем поведении. Он также мог говорить и писать на большинстве европейских языков и свободно говорил по-русски. Но он просто не выдержал Томаса Гордона. Зейверс отказался допустить, чтобы контр-адмирал Гордон присутствовал при обсуждении выполнения каких-либо приказов, даже когда этого требует царь. Он чувствовал, что Петр Великий уважал Гордона до него, и действительно, царь назначил Гордона руководить флотом над его головой на основании того, что он был британским офицером и обучался на флоте лучше, чем у Сиверса. В отличие от Сейверса, Гордон не говорил по-русски, но бегло говорил по-голландски.

Раскол между Гордоном и Сиверсом достиг апогея 14 июля 1721 года, когда на банкете, посвященном битве при «Ханко-Хед», между двумя мужчинами в присутствии царя вспыхнула жестокая ссора. Гордон пожаловался на поведение датчанина по отношению к нему и указал, что, поскольку Сейверс отвечал за назначения лейтенантов и всех подчиненных, он назначал лучших офицеров и солдат датским и голландским командирам. Генерал-адмирал граф Апраксин изо всех сил пытался оправдать действия контр-адмирала Сиверса и утверждал, что Гордон ложно обвинил его в пристрастности при разделении офицеров и рядовых. Во время разговора он назвал Гордона «вашим адмиралом» Петра Великого, что не было хорошо встречено. Так как Сиверс собирался оставить царскую службу в конце кампании, так и осталось. На следующий день Питер созвал двух адмиралов и заставил их вместе выпить бокал вина, надеясь, что это положит конец их спорам.

В 1726 году адмирал Гордон вывел флот, чтобы встретить мощный британский флот под командованием адмирала сэра К. Вагнера, который был отправлен в Балтийское море, чтобы предвидеть или предотвращать любые действия России в качестве участник Венского договора. Однако, поскольку Гордон сказал Екатерине I, что действия безнадежны, вместо пушечных ядер обменялись любезностями. 6 мая 1727 года он был произведен в адмиралы, а в ноябре он стал главным командующим Кронштадтского порта и занимал эту должность до своей смерти там в 1741 году.

Гордон командовал русским флотом, что привело к капитуляция Данцига в 1734 г. (Осада Данцига ). В то время российский флот стал увереннее и утверждал мощь русских кораблей на Балтике. Претендент на польский престол Станислав Лещинский, которого поддерживал король Франции Людовик XV, скрывался в Данциге. Восемнадцать сотен французских солдат высадились, а неподалеку стоял на якоре флот. Российская императрица Анна распорядилась, чтобы Август III стал новым королем Польши. 15 мая возникла необходимость пополнить флот, занятый в Данциге. Адмирал Томас Гордон плыл туда с эскадрой из четырнадцати линкоров, пяти фрегатов и нескольких судов меньшего размера. Гордон нес свой флаг на 100-пушечном корабле «Петр I и II» и прибыл в Данциг 1 июня. Французы окончательно не смогли дать отпор русской армии и флоту и сдались 13 июня. Спор по поводу польского престола закончился в пользу Августа III, и Лещинский быстро покинул Данциг, который был оккупирован русской армией. Это должно было стать последним сражением Гордона, и он наконец занял пост губернатора Кронстада (1). Он хорошо знал порт Данцига, так как, помимо того, что он был торговым моряком, он также сопровождал конвои шотландских кораблей обратно в Шотландию, когда командовал Royal Mary. Франция послала шестнадцать военных кораблей и три полка на помощь Лещинскому, поэтому России было необходимо увеличить свою наступательную силу, что она и сделала, отправив корабли Гордона. Он нес свой флаг на линкорах «Петр 1» и «Петр 11» и командовал флотом из четырнадцати линкоров, пяти фрегатов и нескольких небольших судов. Он выстрелил в 60-тысячную русскую и саксонскую армию в Пиллау, а затем обстрелял форт и лагерь французов за его пределами. Он захватил французский фрегат и небольшое судно и отбил три русских судна. Его соотечественник фельдмаршал Кейт, писавший от Джаварофа, чтобы поздравить Гордона с экспедицией в Данциг, сказал:

«Все поляки, которых я видел, уверяют меня, что столь внезапная сдача города была полностью связана с появлением флот, который лишил всяких надежд на помощь, и поэтому они смотрят на вас как на главное орудие потери их свободы, поскольку это их обычный термин для нас, работающих по эту сторону Польши ».

Семья

Фамилия жены адмирала оспаривается: один источник называет ее дочерью сэра Томаса Эльфинстоуна из Колдервуда, в то время как другой называет ее дочерью сэра Джеймса Эльфинстона из Логи, Абердиншир. ; однако в 1710 году его женой определенно была Маргарет Росс, вдова мистера Уильяма Монипенни из семьи Питмилли. Маргарет считается дочерью Джорджа Росса, 11-го лорда Росс. Она умерла до 1721–1717 гг. И была похоронена рядом с могилой сестры царя.

У Гордона был сын, о котором ранее упоминалось, что он был с ним на Мавре, и другим, возможно, был Томас Гордон, купец, который умер в Санкт-Петербурге в 1806 году. Было три дочери, Анна, Мэри и Жан; первая вышла замуж за сэра Генри Стирлинга из Ардока. В 1726 году Мария вышла замуж за Уильяма Эльмсала также в Санкт-Петербурге. Джин вышла замуж за Джона Янга, дочь которого Энн Янг вышла замуж за лейтенанта Томаса Маккензи в 1738 году, через два года после того, как последний вступил в российский флот в 1736 году. У них родился сын 1740 года, которого также звали Томас Маккензи, который дослужился до этого звания. контр-адмирала ВМФ России и был основателем города Севастополь в 1783 году. 9 июля 1771 года молодой Томас Маккензи был награжден кавалером ордена Святого Георгия IV Класс за успешное управление одним из двух огневых кораблей, которые способствовали уничтожению турецкого флота во время русско-турецкой войны в битве при Чесме в июле 1770 года.

Ссылки

  • Старый шотландский флот: Дж. Грант, (Лондон, 1904)
  • Русский флот во времена Петра Великого сэра Киприана Бриджа, Navy Records Society. Том xv.
  • Дом Гордона. Том. 3 Гордона под ружьем: Джон Малкольм Буллох и Констанс Оливер Скелтон, New Spalding Club 1912
  • Шотландия: История нации: Магнус Магнуссон
  • Шотландия: История нации: Дэвид Росс
  • История российского флота, Малькольм Буллох и Констанс Оливер Скелтон
  • Записи Высокого адмиралтейского суда Шотландии, Национальный архив Шотландии, Эдинбург
  • Национальный фонд Шотландии Портрет адмирала Томаса Гордон с нагрудным знаком и поясом ордена Святого Александра Невского

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 09:50:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте