Томас Чиппендейл (1718–1779) родился в Отли в Вест-Райдинге в Йоркшире, Англия, в июне 1718 года. Он стал краснодеревщиком в Лондоне., создавая мебель в среднегрузинском, английском рококо и неоклассическом стилях. В 1754 году он опубликовал книгу своих проектов под названием «Джентльмен и директор кабинета министров», благодаря которой он стал известен своим успехом. Дизайн считается представителем современной британской моды на мебель того периода и теперь воспроизводится во всем мире. Он был похоронен 16 ноября 1779 года, согласно записям Сен-Мартен-ин-Зе-Филдс, на кладбище, застроенном Национальной галереей. Мебель из чиппендейла очень ценится; шкаф padouk, выставленный на аукцион в 2008 году, был продан за 2 729 250 фунтов стерлингов.
Чиппендейл родился единственным ребенком в семье столяра Джона Чиппендейла (1690–1768) и его первой жены Мэри (урожденной Дрейк) (1693–1729). Он получил начальное образование в гимназии принца Генри. Семья Чиппендейла долгое время занималась деревообработкой, и поэтому он, вероятно, получил базовое обучение у своего отца, хотя считается, что он также обучался у Ричарда Вуда в Йорке, прежде чем он переехал в Лондон.. Позже Вуд заказал восемь экземпляров Director. 19 мая 1748 года он женился на Кэтрин Редшоу в часовне Святого Георгия, Мэйфэр, и у них родилось пять сыновей и четыре дочери.
В 1749 году Чиппендейл арендовал скромный дом в Кондуит-Корт, недалеко от Ковент-Гарден. В 1752 году он переехал в Сомерсет-Корт, недалеко от Strand. В 1754 году Чиппендейл переехал на 60–62 St Martin's Lane в Лондоне, где в течение следующих 60 лет работал семейный бизнес, до 1813 года, когда его сын Томас Чиппендейл (младший) был выселен за банкротство. В 1754 году он также начал сотрудничество с Джеймсом Ранни, богатым шотландским купцом, который вложил деньги в бизнес одновременно с тем, как Чиппендейл выпустил первое издание «Директора». Ранни и его бухгалтер Томас Хейг, вероятно, заботились о финансах бизнеса. Его жена, Кэтрин, умерла в 1772 году. После смерти Джеймса Ранни в 1766 году Томас Хейг, похоже, занял 2000 фунтов стерлингов у вдовы Ранни, которую он использовал, чтобы стать партнером Чиппендейла. Один из исполнителей Ранни, Генри Фергюсон, стал третьим партнером, и бизнес превратился в Чиппендейл, Хейг и Ко. Томас Чиппендейл (младший) взял на себя управление бизнесом в 1776 году, позволив своему отцу уйти на пенсию. Он переехал в то, что тогда называлось Лобс-Филдс (теперь известное как Дерри-стрит) в Кенсингтоне. Чиппендейл женился на Элизабет Дэвис в приходской церкви Фулхэма 5 августа 1777 года. У него родилось еще трое детей. В 1779 году Чиппендейл переехал в Хокстон, где он умер от туберкулеза и был похоронен на Сент-Мартин-ин-зе-Филдс 16 ноября 1779 года.
Есть статуя и мемориальная доска, посвященные Чиппендейлу, возле галереи Старой гимназии на Мэнор-сквер, в его родном городе Отли, недалеко от Лидса, Йоркшира. На фасаде Музея Виктории и Альберта в Лондоне находится скульптурная фигура Томаса Чиппендейла в натуральную величину.
После работы подмастерьем краснодеревщик в Лондоне, в 1754 году, он стал первым краснодеревщиком, опубликовавшим книгу своих проектов под названием «Джентльмен и директор краснодеревщика». Было опубликовано три издания: первое в 1754 году, за ним последовало виртуальное переиздание в 1755 году и, наконец, переработанное и расширенное издание в 1762 году, когда иллюстрированные проекты Чиппендейла начали проявлять признаки неоклассицизма. У Чиппендейла была значительная конкуренция в течение его активных лет, в первую очередь со стороны Инса и Мэйхью.
Чиппендейл был гораздо больше, чем просто краснодеревщик, он был дизайнером интерьеров, который консультировал по другим аспектам декор, такой как мягкая мебель и даже цвет комнаты. В период наибольшего успеха компания могла действовать как современный дизайнер интерьеров, работая с другими специалистами, и заключать договор на поставку полностью отделанных и меблированных комнат или целых домов после завершения основного строительства. Чиппендейл часто получал крупные комиссионные от аристократических клиентов. Выявлено 26 из этих комиссий. Здесь все еще можно увидеть мебель Чиппендейла. К ним относятся:
A китайский Чиппендейл столЧиппендейл сотрудничал в отделке интерьеров, разработанных Робертом Адамом и в Брокет-холле, Хартфордшир, и Мельбурн-хаус, Лондон, для лорда Мельбурна, с сэром Уильямом Чемберсом. (ок. 1772–75).
Комод Дианы и Минервы, 1773 год, красное дерево и экзотические породы дерева, Государственная спальня - Хэрвуд Хаус
Туалетный комод с тремя грациями, конец 1700-х, маркетри по атласному дереву со вставками из розового дерева - желтый Гостиная - Заячий дом
Государственная кровать, 1773 г., резное и позолоченное дерево, шелковый штоф, Государственная спальня - Заячий дом
Зеркало (одно из пары), гр. 1778, позолота - Галерея - Хэрвудский дом
Секретарь, 1770-е годы, парадная спальня - Хэрвудский дом
Кресло, 1773, позолоченное дерево, парадная спальня - Хэрвудский дом
Пресс для одежды, 1700-е годы - Восточная спальня - Хэрвудский дом
Стул (один из набора) с гербом Ласселл, 1700-е годы - Вестибюль - Harewood House
Комод, 1700-е - Восточная спальня - Harewood House
Пьедестал и урна (одна из пары), середина 1700-х, для использования в качестве подогреватель тарелок - Государственная Столовая - Хэрвуд Хаус
Стол-пристань, происхождение неизвестно, с погребом. Автор Томас Чиппендейл, ок. 1771 г., палисандр и ормолу - Государственная столовая - Хэрвудский дом
Стол для пирса (один из пары) c. 1779, позолоченное дерево с мрамором и верхом из скальолы - Галерея - Заячий дом
Зеркало (одно из пары), 1773, позолота, Государственная спальня - Заячий дом
Кресло, (одно из набора), c. 1771, дерево, желтая кожа Марокко - Harewood House
Кабинет, 1700-е, красное дерево - Гостиная лорда Хэрвуда - Harewood House
Японский шкаф, (один из пары) - Коричная гостиная - Harewood House
Дэвид Гаррик Кровать, около 1775 г. Кровать была уменьшена с двойной до односпальной в 1860-х годах, сейчас находится в Музее Виктории и Альберта.
Директор Чиппендейла использовался многими другими краснодеревщиками. Следовательно, мебель «Чиппендейл» производилась в Дублине, Филадельфии, Лиссабоне, Копенгагене и Гамбурге. Екатерина Великая и Людовик XVI обладали копиями Директора во французском издании. Режиссер показывает четыре основных стиля: английский с глубокой резьбой, изысканное французское рококо в стиле мебели Людовика XV, китайский стиль с решеткой и лаком и готика с остроконечными арками, четырехлистником и резными ножками. Его любимым деревом было красное дерево ; в мебели для сидений он всегда использовал массив дерева, а не шпон.
Мастерскую продолжил его сын Томас Чиппендейл младший (1749–1822), который работал в более позднем неоклассическом стиле и в стиле Регентства, «довольно изящная деликатность заключительной фазы Адама », как оценил это Кристофер Гилберт. Банкротство и продажа оставшихся запасов в помещениях Сент-Мартинс-лейн в 1804 году не завершили последний этап развития компании, поскольку младший Чиппендейл поставлял мебель сэру Ричарду Кольту в Stourhead до тех пор, пока 1820 г. (Эдвардс и Журден 1955: 88).
Викискладе есть материалы, связанные с Томасом Чиппендейлом. |