Томас Билни | |
---|---|
Иллюстрация из Книги мучеников Фокса | |
Родился | около 1495. Норфолк, Англия |
Умер | 19 августа 1531 г. (в возрасте г.36). Лоллардс Пит, Норвич |
Причина смерти | Мученичество |
Альма-матер | Тринити-холл, Кембридж |
Род занятий | Священнослужитель |
Томас Билни (c.1495-19 августа 1531) был английским христианином мучеником.
Томас Билни родился около 1495 года в Норфолке, скорее всего, в Норвиче. О его родителях ничего не известно, кроме того, что они его пережили. Он поступил в Тринити-холл, Кембридж в молодом возрасте, примерно в 1510 году. При жизни его прозвали Маленьким Билни из-за его низкого роста.
В Кембридж, он изучал право, получив степень бакалавра права. и приняв священный сан в 1519 году. Не найдя удовлетворения в механической системе школьников, он обратил свое внимание на греческое издание Нового Завета, изданное Эразм в 1516 году.
Во время чтения Посланий он был поражен словами 1 Тимофею 1:15, которые по-английски гласят: «Это верное высказывание, достойное всякого принятия, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых Я главный ». «Немедленно, - пишет он, - я почувствовал чудесное утешение и тишину, так что мои ушибленные кости тряслись от радости, Псалтирь 51: 8. После этого Писание стало мне приятнее, чем мед или соты; где я узнал, что все мои труды, мой пост и бодрствование, все искупление масс и прощение совершаются без истины во Христе, Который единственный спасает Свой народ от их грехов; этим я говорю, я научился быть ничем другим, кроме как как говорит св. Августин, поспешное и быстрое сбегание с правильного пути ».
Священное Писание стало его основным предметом изучения, и его влияние побудило других молодых людей из Кембриджа думать в том же духе. Среди его друзей были Мэтью Паркер, будущий архиепископ Кентерберийский, и Хью Латимер. Латимер, ранее бывший энергичным консерватором, был полностью покорен, и между ним и Билни возникла теплая дружба. «По его признанию, - сказал Латимер, - я узнал больше, чем за двадцать лет до этого».
В 1525 году Билни получил лицензию на проповедь в епархии Эли. Он осудил почитание святых и реликвий вместе с паломничеством в Уолсингем и Кентербери и отказался принять посредничество святых. Епархиальные власти не возражали, считая, что его разные взгляды не имеют большого отношения к основам христианской веры.
Кардинал Вулси придерживался другой точки зрения. В 1526 году он, кажется, вызвал к себе Билни. Приняв присягу, которую он не держал и не будет распространять доктрины Мартина Лютера, Билни был уволен. Но в следующем году были высказаны серьезные возражения против серии проповедей, которые он читал в Лондоне и его окрестностях, и его вытащили с кафедры во время проповеди в часовне Святого Георгия Ипсвич, арестовали и заключен в Башню. Вызванный перед Вулси, Уильямом Вархэмом, архиепископом Кентерберийским, и несколькими епископами в капитуле в Вестминстерском аббатстве, он был осужден за ересь, приговор был отложен в то время как были предприняты попытки склонить его к отречению, что в конечном итоге он и сделал.
Пробыв более года в Тауэре, он был освобожден в 1529 году и вернулся в Кембридж. Здесь его охватило раскаяние за свое отступничество, и через два года он был полон решимости снова проповедовать то, что он считал истиной. Церкви, больше не открытые для него, он открыто проповедовал на полях, наконец прибыв в Норвич, где епископ Ричард Никс приказал арестовать его. Против него были составлены статьи созыва, его судили, унижали и передали гражданским властям для сожжения. Приговор был приведен в исполнение в Лоллардс-Пит, Норвич 19 августа 1531 года. Став свидетелем смерти Билни, епископ Никс, как сообщается, сказал: «Боюсь, я сжег Авеля и отпустил Каина».
Парламентское расследование подвергался угрозе в этом деле не потому, что Парламент одобрил доктрину Билни, а потому, что утверждалось, что казнь Билни была осуществлена духовными лицами без надлежащего разрешения государства. В 1534 году епископ Никс был осужден по этому обвинению с конфискацией его имущества.