"Тринадцать способов взглянуть на дрозда "- это стихотворение из первого сборника стихов Уоллеса Стивенса, Гармониум. Стихотворение состоит из тринадцати коротких отдельных разделов, в каждом из которых так или иначе упоминается дроздов. Хотя он вдохновлен хайку, ни один из разделов не соответствует традиционному определению хайку. Впервые он был опубликован в октябре 1917 года Альфредом Креймборгом в книге «Другие: антология нового стиха», а двумя месяцами позже - в декабрьском выпуске журнала Другие: журнал нового стиха V. erse.
Литературовед Беверли Медер, писавший для Cambridge Companion to Wallace Stevens, говорит о важности, которую автор придавал лингвистической структуре многих своих стихотворений. В этом случае Стивенс экспериментирует с применением глагола «быть» во многих его формах и спряжениях в 13 песнях стихотворения. Как заявляет Мейдер, в поэме «используется или даже акцент делается на слове« быть »в семи из своих тринадцати вариаций на тему черного дрозда. Черный дрозд изображен в другой ситуации и сформулирован в другом грамматическом контексте в каждом фрагменте. Вариации дают нам представление зимних пейзажей (песни I, VI и XIII), но также и геометрического мира, ставшего метафизическим, когда черный дрозд «отмечает край / одного из многих кругов», или поездка на поезде превратилась в сказку, в которой «стеклянная карета» становится экипажем », помимо прочего».
Строгость стихотворения, напоминающая хайку, поражает. Сходство с имагизмом и кубизмом очевидно. Буттель предлагает, чтобы название «юмористически намекало на практику кубистов объединения в единство и застоя ряд возможных взглядов на объект, наблюдаемых в течение определенного периода времени»
Зрение - это то, доминирующая модальность восприятия. Восприятие переходит от общего пейзажа к конкретному изображению черного дрозда, смещая как поэтический, так и перцепционный фокус, так что фон и пейзаж становятся передним планом. Конкретный объект имеет приоритет как визуальный, так и метафизический. Некоторые читатели видят причину отнести его к числу метафизических стихотворений в Harmonium. Но Стивенс отвергает метафизику в своем эссе 1948 года «Воображение как ценность», когда он одобрительно цитирует утверждение профессора Джоада о том, что «все разговоры о Боге, за или против, - пустая болтовня», а затем Стивенс добавляет: «Что верно в отношении одного метафизического термина. верно в отношении всех "Есть более веские основания для того, чтобы причислить его к сенсуалистическим стихотворениям книги. «Эта группа стихов предназначена не для того, чтобы быть сборником эпиграмм или идей», - замечает Стивенс в одном из своих писем, - «а для ощущений».
Стивенс в своем эссе «Три академических пьесы» ( 1947), начинается словами:
Термин« сходство »Стивенса относится к отношениям сходства и контраста, как он продолжает демонстрировать в этом эссе. Более техническое слово для того, что он имеет в виду, - «органическая форма ». Стивенс осторожно относился к слову «форма», используемому для обозначения сборной конструкции: «Итак доходит до этого, я полагаю, что я верю в свободу независимо от формы ».
Мемориальная доска в Нью-Йорке, с пятым разделом« Тринадцать способов взглянуть на дрозда ».Поэма вдохновила ряд музыкантов, в том числе американский ансамбль современной музыки восьмой черный дрозд, получивший свое название от восьмой строфы стихотворения, в которой упоминаются «благородные акценты / И ясные, неизбежные ритмы», и вдохновляющие а также несколько специфических композиций:
Кроме того, название «Тринадцать способов познания» Взгляд на... »бесконечно перефразировался в статьях (например,« Тринадцать способов взглянуть на затемнение », названиях музыкальных альбомов (например,« Тринадцать способов взглянуть на Гольдберга ») и в других местах, где, как кажется, затрагивается конкретная тема.
Стихотворение оказало влияние на художественные произведения, включая роман Кена Чоудера «Дни Черного дрозда» 1980 года и новеллу 2015 года Колума МакКанна под названием «Тринадцать способов взгляда».
Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Тринадцать способов взглянуть на дрозда |