Третье путешествие Джеймса Кука

редактировать
Маршрут третьего путешествия Кука показан красным, синий показывает маршрут после его смерти.

Джеймс Кук <28 Третий и последний рейс (12 июля 1776 г. - 4 октября 1780 г.) проходил по маршруту Плимут через Кейптаун и Тенерифе в Новую Зеландию. и Гавайские острова, а также вдоль побережья Северной Америки до Берингова пролива.

Его якобы целью было возвращение Омая, молодого человека из Раиатеа на свою родину, но Адмиралтейство использовало это как прикрытие для своего плана отправить Кука в путешествие, чтобы обнаружить Северо-Западный проход. HMS Resolution под командованием Кука и HMS Discovery под командованием Чарльз Клерк были подготовлены к рейсу, начавшемуся из Плимута в 1776 году.

Омай был возвращен на родину, и корабли плыли дальше, встретив Гавайский архипелаг, прежде чем достичь тихоокеанского побережья Северной Америки. Эти двое нанесли на карту западное побережье континента и прошли через Берингов пролив, когда они были остановлены льдом при движении на восток или запад. Суда вернулись в Тихий океан и ненадолго зашли на Алеутские острова, прежде чем отправиться на зиму в сторону Гавайев.

В бухте Кеалакекуа между европейцами и гавайцами вспыхнул ряд ссор, завершившихся смертью Кука в насильственном обмене 14 февраля 1779 года. экспедицию взял на себя Чарльз Клерк, тщетно пытавшийся найти проход перед собственной смертью. Под командованием Джона Гора экипажи вернулись в Лондон в октябре 1780 года.

Содержание
  • 1 Концепция
  • 2 Подготовка и персонал
    • 2.1 Суда и провизия
    • 2.2 Судовые компании
  • 3 Путешествие
    • 3.1 Смерть
  • 4 Обратное путешествие
  • 5 Возвращение домой
  • 6 Публикация журналов
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Библиография
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Зачатие

В основном целью путешествия была попытка обнаружить знаменитый Северо-Западный проход между Атлантическим и Тихим океанами в верхней части Северной Америки.. Приказы Кука из Адмиралтейства были обусловлены Законом 1745 , который, когда он был продлен в 1775 году, обещал приз в 20 000 фунтов стерлингов тому, кто обнаружит проход. Первоначально Адмиралтейство хотело, чтобы Чарльз Клерк возглавил экспедицию, а Кук, который находился в отставке после своих подвигов в Тихом океане, выступал в качестве консультанта. Однако Кук исследовал экспедиции Беринга, и Адмиралтейство в конечном итоге поверило, что ветеран-исследователь возглавит его, а Клерк будет его сопровождать. Договоренность заключалась в проведении двусторонней атаки: Кук двигался из Берингова пролива в северной части Тихого океана, а Ричард Пикерсгилл на фрегате Lyon подходил к Атлантике. Они планировали встретиться летом 1778 года.

В августе 1773 года Омай, молодой раиатец, высадился из Хуахине, Путешествие в Европу в рамках приключений под командованием Тобиаса Фурно, которое коснулось Таити в рамках второго путешествия Джеймса Кука по открытию Тихого океана. Он прибыл в Лондон в октябре 1774 г. и был представлен в обществе натуралистом сэром Джозефом Бэнксом и стал любимым диковинным предметом в Лондоне. Якобы, третий рейс планировался для возвращения Омая на Таити; это то, во что верила широкая публика.

Подготовка и персонал

Суда и припасы

Решение и обнаружение

В своем последнем рейсе Кук снова командовал HMS Resolution. Резолюшн начала свою карьеру в качестве 462-тонного North Sea угольщика Marquis of Granby, спущенного на воду в Whitby в 1770 году и купленного Королевским флотом в 1771 году за 4 151 фунтов стерлингов. и преобразован по цене 6 565 фунтов стерлингов. Она была 111 футов (34 м) в длину и 35 футов (11 м) на траверсе. Первоначально она была зарегистрирована как HMS Drake. После того, как она вернулась в Великобританию в 1775 году, она была выплачена, но в феврале 1776 года ее снова приняли в эксплуатацию для третьего путешествия Кука. На борту судна находилось некоторое количество скота, присланного Георгом III в качестве подарка островитянам Южного моря. К ним относятся овцы, крупный рогатый скот, козы и свиньи, а также обычная домашняя птица. Кук также запросил: «100 курток из керси, 60 жилетов из керса, 40 пар бриджей из керси, 120 жилетов из ткани лиса, 140 ящиков из ткани слинси, 440 рубашек в клетку, 100 пар рубашек в клетку, 400 платьев, 700 пар брюк, 500 пар чулок, 80 камвольные кепки, 340 голландских кепок и 800 пар обуви ".

Капитан Чарльз Клерк командовал HMS Discovery, угольщиком постройки Whitby массой 299 тонн, первоначально названный Diligence, когда он был построен в 1774 году Дж. и Н. Лэнгборном для мистера Уильяма Герберта, у которого она была куплена Адмиралтейством. Ее длина на траверсе составила 27 футов (8,2 м), а глубина трюма - 11 футов (3,4 м). Она стоила 2415 фунтов стерлингов, включая переделки. Первоначально бриг, Кук изменил ее на полностью оборудованный корабль.

Роты

В качестве своего первого лейтенанта Кук имел Джон Гор, который побывал с ним во всем мире в Endeavour и с Сэмюэлем Уоллисом в HMS Dolphin. Джеймс Кинг был его вторым офицером, а Джон Уильямсон - третьим. Мастером был Уильям Блай, который позже будет командовать HMS Bounty. Уильям Андерсон был хирургом, а также ботаником, а художник Джон Уэббер был официальным художником. В состав экипажа входили шесть гардемаринов, повар и помощник повара, шесть квартирмейстеров, двадцать морских пехотинцев, включая лейтенанта, и сорок пять способных моряков.

Discovery командовал Чарльз Клерк, который имел ранее участвовал в первых двух экспедициях Кука и ранее плавал с Байроном. Его первым лейтенантом был Джеймс Берни, вторым - Джон Рикман, а среди гардемаринов был Джордж Ванкувер. У нее был экипаж из 70 человек: 3 офицера, 55 членов экипажа, 11 морских пехотинцев и один гражданский.

Среди других членов экипажа были:

Путешествие

Капитан Джеймс Кук отплыл из Плимута 12 июля 1776 года. Клерк на «Дискавери» задержался в Лондоне и прибыл туда только 1 августа. По дороге в Кейптаун «Резолюшн» остановился на Тенерифе, чтобы пополнить запасы. Корабль прибыл в Кейптаун 17 октября, и Кук немедленно заткнул его герметиком, потому что он сильно протекал, особенно через главную палубу. Когда «Дискавери» прибыл 10 ноября, она также оказалась нуждающейся в повторном конопатии.

Карта Гавайских островов, сделанная одним из офицеров Кука, вероятно, Уильямом Блая. Раскрашенная вручную литография, изображающая деревню, которую посетил капитан Джеймс Кук недалеко от Ваймеа, Кауаи, на его третий рейс. Основанный на офорте Джона Уэббера 1778 года, который был опубликован Уильямом Ходжесом, это один из немногих видов Гавайев, сделанных во время третьего путешествия Кука (1776–1779). Залив Килакекуа хейау иллюстрация Уильяма Эллис.

Два корабля отправились в плавание в компании 1 декабря, а 13 декабря обнаружили и назвали Острова Принца Эдуарда. Двенадцать дней спустя он нашел острова Кергелен, которые ему не удалось найти во время своего второго путешествия. Ведомые сильными западными ветрами, 26 января 1777 года они достигли Земли Ван Димена, где набрали воду и дрова и быстро познакомились с живущими там аборигенами. Корабли продолжили путь и 12 февраля прибыли в пролив Королевы Шарлотты в Новой Зеландии. Здесь маори были напуганы, потому что они считали, что Кук отомстит за гибель в декабре 1773 года десяти человек из «Приключений», которыми командовал Фурно, во время его второго путешествия. Через две недели корабли отправились на Таити, но встречный ветер унес их на запад в Мангаиа, где 29 марта впервые была обнаружена земля. В целях пополнения запасов корабли с западным ветром направились к Дружественным островам (ныне известные как Тонга ), остановившись на пути у острова Палмерстон. Они оставались на Дружественных островах с 28 апреля до середины июля, а затем отправились на Таити и прибыли 12 августа.

Вернувшись в Омай, Кук отложил свое дальнейшее путешествие до 7 декабря, когда он отправился на север и 18 января 1778 года стал первым европейцем, посетившим Гавайские острова. Попутно и после первого выхода на берег в гавани Ваймеа, Кауаи, Кук назвал архипелаг «Сандвичевыми островами» в честь четвертого графа Сэндвича - исполняющий обязанности Первый лорд Адмиралтейства. Они заметили, что жители говорили на версии полинезийского языка, знакомого им по их предыдущим путешествиям в южной части Тихого океана.

Из Гавайев он отправился на северо-восток 2 февраля, чтобы исследовать западное побережье Северной Америки к северу от испанских поселений в Альта Калифорнии. Он вышел на берег 6 марта примерно на 44 ° 30 ′ северной широты, около мыса Foulweather на побережье Орегона, которое он назвал. Плохая погода вынудила его корабли к югу примерно до 43 ° северной широты, прежде чем они смогли начать исследование побережья на север. Он бессознательно проплыл мимо пролива Хуана де Фука и вскоре вошел в Нутка-Саунд на острове Ванкувер. Он встал на якорь возле деревни первых наций в Юквоте. Два корабля Кука провели около месяца в Нутка-Саунд, с 29 марта по 26 апреля 1778 года, в том, что Кук называл Шип-Коув, ныне Резолюшн-Коув, на южной оконечности острова Блай, примерно в 5 милях (8 км) к востоку через Нутка-Саунд от Юкуот, деревня Нуу-ча-нулт (чей главный повар не назвал, но, возможно, это был Макинна ). Отношения между командой Кука и людьми Юквота были сердечными, хотя иногда и натянутыми. В торговле люди Yuquot требовали гораздо более ценных вещей, чем обычные безделушки, которые работали для команды Кука на Гавайях. Металлические предметы пользовались большим спросом, но поначалу торговля свинцом, оловом и оловом вскоре приобрела дурную славу. Самыми ценными предметами, полученными англичанами в торговле, были шкуры калана. В течение месяца "хозяева" Юкуота фактически контролировали торговлю с британскими судами, а не наоборот. Обычно аборигены посещали британские суда в бухте Резолюшн вместо того, чтобы британцы посещали деревню Юкуот в Френдли-Коув.

После выхода из пролива Нутка Кук исследовал и нанес на карту побережье вплоть до Берингова пролива., по пути выяснения того, что стало известно как залив Кука на Аляске. Было сказано, что за один визит Кук впервые нанес на карту большую часть северо-западного побережья Северной Америки на картах мира, определил протяженность Аляски и закрыл пробелы в русском (с запада)) и испанскими (с юга) исследовательскими зондами северной границы Тихого океана.

Берингов пролив оказался непроходимым, хотя он предпринял несколько попыток пройти через него. Он все больше разочаровывался в этом путешествии и, возможно, начал страдать от желудочного недуга; Было высказано предположение, что это привело к иррациональному поведению по отношению к его команде, например, заставив их есть моржовое мясо, которое они сочли несъедобным. От Берингова пролива экипажи двинулись на юг к Уналаске на Алеутских островах, куда Кук прибыл 2 октября, чтобы снова заделать протекающие бревна корабля. Во время трехнедельного пребывания они познакомились с русскими торговцами и познакомились с коренным населением. Суда отправились к Сандвичевым островам 24 октября, увидев Мауи 26 ноября 1778 года.

В этом месте у Уэйнрайта Кук решил, что его путь на север полностью заблокирован льдом, и снова повернул на юг

Два судна плыли вокруг Гавайского архипелага около восьми недель в поисках подходящей якорной стоянки, пока не вышли на берег в заливе Кеалакекуа на «острове Гавайи», самый большой остров в группе, 17 января 1779 года. Во время плавания вокруг островов корабли сопровождали большое количество каноэ с подарками, пассажиры которых бесстрашно заходили на борт судов. Палеа, вождь, и Коа'а, священник, поднялись на борт и торжественно сопроводили Кука на берег, где он прошел долгую и необычную церемонию, прежде чем его отпустили обратно на корабль. Без ведома Кука, его прибытие совпало с Макахики, гавайским праздником урожая поклонения полинезийскому богу Лоно. По совпадению, форма корабля Кука, HMS Resolution, или, в частности, формация мачты, паруса и такелаж, напоминала некоторые важные артефакты, которые составляли часть сезона поклонения. Точно так же маршрут Кука по часовой стрелке вокруг острова Гавайи до выхода на сушу напоминал процессии, которые проходили по часовой стрелке вокруг острова во время фестивалей Лоно. Утверждалось, что такие совпадения были причинами первоначального обожествления Кука Кука (и, в некоторой степени, его команды) некоторыми гавайцами, которые относились к Куку как к воплощению Лоно. Хотя эта точка зрения была впервые высказана участниками экспедиции Кука, идея о том, что гавайцы понимали Кука как Лоно, и доказательства, представленные в ее поддержку, были оспорены.

Смерть

Смерть капитана Кука нарисовано Джоном Уэббером

После месячного пребывания Кук попал под паруса, чтобы возобновить свои исследования северной части Тихого океана. Однако вскоре после ухода с острова Гавайи фок-мачта «Резолюции» сломалась, и корабли вернулись в залив Кеалакекуа для ремонта. Была выдвинута гипотеза, что возвращение экспедиции Кука на острова было не только неожиданным для гавайцев, но и нежелательным, потому что сезон Лоно недавно закончился (предполагая, что они связывали Кука с Лоно и Макахики). В любом случае напряженность нарастала, и между европейцами и гавайцами разгорелся ряд ссор. 14 февраля в заливе Кеалакекуа гавайцы захватили одну из небольших лодок Кука. Обычно, поскольку кражи были довольно обычным явлением на Таити и других островах, Кук брал заложников до тех пор, пока украденные предметы не были возвращены.

Действительно, он попытался взять в заложники короля Гавайев, Каланиэпу. Гавайцы предотвратили это, когда заметили Кука, заманивающего на свой корабль короля Каланиэпуу на свой корабль под ложным предлогом, и забили тревогу. Сам Калани`пуу в конце концов осознал настоящие намерения Кука и внезапно остановился и сел на место. Прежде чем Кук смог заставить короля отступить, появились сотни коренных гавайцев, некоторые из которых были вооружены оружием, и начали яростное преследование, и людям Кука пришлось отступить на пляж. Когда Кук повернулся спиной, чтобы помочь спустить лодку, жители деревни ударили его по голове, а затем закололи ножом, когда он упал лицом в прибой. Гавайская традиция гласит, что он был убит вождем по имени Каланиманокахоуаха. Гавайцы утащили его тело. Четыре морских пехотинца, капрал Джеймс Томас, рядовой Теофилус Хинкс, рядовой Томас Фатчетт и рядовой Джон Аллен, также были убиты, а двое других были ранены в ходе столкновения.

Тем не менее, уважение, которым он пользовался у гавайцев, привело к его тело сохраняется их вождями и старейшинами. Следуя практике того времени, тело Кука подвергалось погребальным ритуалам, аналогичным тем, которые предназначались для вождей и высших старейшин общества. Тело было выпотрошено, обожжено, чтобы облегчить удаление плоти, а кости были тщательно очищены для сохранения в качестве религиозных икон способом, несколько напоминающим обращение с европейскими святыми в средние века. Некоторые останки Кука, содержащие некоторые подтверждающие доказательства на этот счет, в конечном итоге были возвращены британцам для официального захоронения в море по апелляции команды.

Путешествие домой

Клерк, умирающий от туберкулёза, взял на себя экспедицию и, отплыв на север, высадился на Камчатке полуострове, где русские помогли ему с припасами и ремонтом кораблей. Он предпринял последнюю попытку пересечь Берингов пролив и скончался по возвращении в Петропавловск 22 августа 1779 года. Отсюда по суше отправлялись донесения судов, которые через пять месяцев достигли Лондона. После смерти Клерка «Резолюшн энд Дискавери» направились домой под командованием Джона Гора, ветеран первого плавания Кука (и теперь он командует экспедицией), и Джеймса Кинга. Пройдя вдоль побережья Японии, они достигли Макао в Китае в первую неделю декабря и оттуда проследовали по Восточно-Индийскому торговому маршруту через Зондский пролив в Кейптаун.

Возвращение домой

Атлантический шторм унес экспедицию так далеко на север, что они впервые вышли на берег в Стромнесс на Оркнейских островах. «Резолюция и открытие» прибыла в Ширнесс 4 октября 1780 года. Весть о смерти Кука и Клерка уже достигла Лондона, поэтому их возвращение на родину было сдержанным приемом.

Публикация журналов
Джон Ледьярд, автор журнала «Последнее путешествие капитана Кука», 1783 год.

Отчет Кука о своем третьем и последнем путешествии был завершен по их возвращении Джеймсом Кингом. Собственный журнал Кука внезапно закончился 17 января 1779 года, но журналы его команды были переданы в Адмиралтейство для редактирования перед публикацией. В ожидании публикации своего журнала Кук потратил много времени на его переписывание на корабле.

Адмиралтейство поручило редактирование отчета о путешествии доктору Джону Дугласу, канонику Святого Павла, к ноябрю 1780 года в его распоряжении были журналы. Он добавил дневник хирурга Уильяма Андерсона к журналам Кука и Джеймса Кинга. Последняя публикация в июне 1784 г. составила три тома, 1617 страниц, с 87 листами. Общественный интерес к счету привел к тому, что он был распродан в течение трех дней, несмотря на высокую цену в 4 фунта 14 шиллингов 6 пенсов.

Как и в предыдущих рейсах, были представлены неофициальные отчеты, написанные членами экипажа. Первым, кто появился в 1781 году, был рассказ, основанный на дневнике Джона Рикмана под названием «Журнал последнего путешествия капитана Кука». В том же году появился немецкий перевод «Tagebuch einer Entdekkungs Reise nach der Südsee in den Jahren 1776–1780 unter Anführung der Capitains Cook, Clerke, Gore und King» Иоганна Рейнхольда Форстера. Генрих Циммерманн опубликовал в 1781 году свой дневник Reise um die Welt mit Capitain Cook. Затем в 1782 г. был опубликован отчет Уильяма Эллиса, помощника хирурга на открытии, а в 1783 г. - «Журнал последнего путешествия капитана Кука» Джона Ледьярда, опубликованный в Коннектикуте.

Ссылки

Библиография

  • Beaglehole, John Cawte (1974). Жизнь капитана Джеймса Кука. AC Black. ISBN 0-7136-1382-3. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Коллингридж, Ванесса (февраль 2003 г.). Капитан Повар: жизнь, смерть и наследие величайшего исследователя истории. Ebury Press. ISBN 0-09-188898-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Hayes, Derek (1999). Исторический атлас северо-запада Тихого океана: карты исследований и открытий. Sasquatch Books. ISBN 1-57061-215-3. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Хаф, Ричард (1994). Капитан Джеймс Кук. Ходдер и Стаутон. ISBN 0 -340-82556-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • McLynn, Frank (2011). Captain Cook: Master of the Seas. Yale University Press. ISBN 978-0-300-11421-8. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Obeyesekere, Gananath (1992). Apotheosis of Captain Cook: European Mythmaking in the Pacific. Princeton University Press. ISBN 0-691-05752-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Обейесекере, Джорджия нанат (1997). Апофеоз капитана Кука: европейское мифотворчество в Тихом океане. Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-05752-1. С новым предисловием и послесловием в ответ на критику Сахлинса.CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Ригби, Найджел; ван дер Мерве, Питер (2002). Капитан Кук в Тихий океан. Национальный морской музей, Лондон, Великобритания. ISBN 0-948065-43-5. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Robson, Джон (2004). Энциклопедия капитана Кука. Random House Australia. ISBN 0-7593-1011-4. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Сахлинс, Маршалл Дэвид (1985). Острова истории. University of Chicago Press. ISBN 978-0-226-73358-6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Сахлинс, Маршалл Дэвид (1995). Как думают «туземцы»: о капитане Куке, например. University of Chicago Press. ISBN 978-0-226-73368-5.
  • Вильерс, Алан (1967). Капитан Кук. Моряк. Лондон: Penguin Books. ISBN 0- 14-139062-X. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Williams, Glyndwr (1997). Путешествие капитана Кука: 1768–1779. Lo ndon: The Folio Society. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Williams, Glyndwr (2004). Капитан Кук: Исследования и переоценки. Вудбридж, Саффолк: Бойделл Пресс. ISBN 1-84383-100-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Уильямс, Глиндвр (2008). Смерть капитана Кука. Герой сотворенный и несделанный. Лондон: Профильные книги. ISBN 978-1-86197-842-4. CS1 maint: ref = harv (link )
Дополнительная литература
  • Эдвардс, Филип, изд. (2003). Джеймс Кук: Журналы. Лондон: Penguin Books. ISBN 0-14-043647- 2. Подготовлено на основе оригинальных рукописей Дж. К. Биглхола, 1955–67CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Ричардсон, Брайан (2005). Долгота и империя: Как путешествия капитана Кука изменили мир. University of British Columbia Press. ISBN 0-7748-1190-0.
  • Томас, Николас (2003). Необычные путешествия капитана Джеймса Кук. Нью-Йорк: Уокер и Ко ISBN 0-8027-1412-9.
  • Вильерс, Алан (лето 1956–57). "Джеймс Кук, моряк ". Квадрант. 1(1): 7–16.
  • Вильерс, Алан Джон (1983) [1903]. Капитан Джеймс Кук. Ньюпорт-Бич, Калифорния: Книги на кране д.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, относящиеся к Джеймсу Куку.
Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Автор: Джеймс Кук
Последняя правка сделана 2021-06-11 09:05:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте