В философии, триада тезис, антитезис, синтез (нем. : Эти, Antithese, Synthese; первоначально: Thesis, Antithesis, Synthesis) - это последовательность трех идей или предложений. Первая идея, тезис - это формальное утверждение, иллюстрирующее точку зрения; за ним следует вторая идея, противоположность, что противоречит или отрицает первую; и, наконец, третья идея, синтез, разрешает конфликт между тезисом и антитезисом. Его часто используют для объяснения диалектического метода немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, но сам Гегель никогда не использовал эти термины; вместо этого его триада была конкретным, абстрактным, абсолютным. Триада тезис, антитезис, синтез фактически возникла у Иоганна Фихте.
Томас МакФарланд (2002) в своих Пролегоменах к Opus Maximum Колриджа определяет Критику Иммануила Канта чистого разума (1781) как генезис диады тезис / антитезис. Кант конкретизирует свои идеи следующим образом:
Поскольку подобные предположения можно назвать разрешимыми, Grundlage der gesamten Wissenschaftslehre (Основы науки познания, 1794) Фихте разрешил диаду Канта путем синтеза, поставив вопрос таким образом:
Фихте использовал триадную идею «тезис – антитезис – синтез» как формулу для объяснения изменений. Фихте был первым, кто использовал трилогию слов вместе, в его Grundriss des Eigentümlichen der Wissenschaftslehre, в Rücksicht auf das Theoretische Vermögen (1795, Очерк отличительного характера Wissenschaftslehre по отношению к теоретическому факультету): " ist thetisch, antithetisch und synthetisch zugleich. " [«Действие, описанное здесь, одновременно является тетическим, противоположным и синтетическим».]
Согласно Макфарланду, Шеллинг затем в его «Vom Ich als Prinzip der Philosophie» (1795), аранжировал термины схематично в пирамидальной форме.
Согласно Вальтеру Кауфманну (1966), хотя часто считается, что триада является частью анализа исторического и философского прогресса, называемого гегелевской диалектикой, предположение ошибочно:
Кто ищет стереотип якобы гегелевской диалектики в «Феноменологии Гегеля», не найдет его. Что действительно обнаруживается при просмотре содержания, так это однозначное предпочтение триадных аранжировок.... Но эти многие триады не представляются и не выводятся Гегелем как множество тезисов, антитезисов и синтезов. Не посредством какой-либо диалектики такого рода его мысль поднимается по лестнице к абсолютному знанию.
Густав Э. Мюллер (1958) соглашается с тем, что Гегель не был сторонником тезиса, антитезиса и синтез и проясняет, что понятие диалектики могло означать в мысли Гегеля.
«Диалектика» для Гегеля не означает «тезис, антитезис и синтез». Диалектика означает, что любой «изм», имеющий полярную противоположность или представляющий собой особую точку зрения, оставляющую «остальное» самому себе, должен подвергаться критике со стороны логики философской мысли, проблема которой - реальность как таковая, «сам мир»..
по словам Мюллера, приписывание этой трехчастной диалектики Гегеля является результат «неумелого чтения» и упрощенных переводов, которые не принимают во внимание генезиса терминов Гегеля:
величие Гегеля бесспорное как его неизвестность. Дело в его своеобразной терминологии и стиле; они, несомненно, запутаны и сложны и кажутся чрезмерно абстрактными. Эти языковые проблемы, в свою очередь, породили легенды, похожие на извращенные и волшебные очки - как только вы их наденете, текст просто исчезает. Монументальная и стандартная работа Теодора Херинга впервые прояснила лингвистическую проблему. Тщательно проанализировав каждое предложение из своих ранних произведений, которые были опубликованы только в этом столетии, он показал, как развивалась терминология Гегеля - хотя она была полной, когда он начал публиковать. Современники Гегеля были немедленно сбиты с толку, потому что то, что ему было ясно, было непонятно его читателям, которые не были приобщены к генезису его терминов.
Вот пример того, как легенда может вырасти из-за неумелого чтения: переведите «Begriff» на «концепцию», «Vernunft» на «разум» и «Wissenschaft» на «науку» - и все они хороши. словарные переводы - и вы превратили великого критика рационализма и иррационализма в нелепого защитника абсурдного пан-логистического рационализма и сциентизма.
Самая досадная и разрушительная легенда Гегеля состоит в том, что все мыслится в «тезисе, антитезе и синтезе».
Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) принял и расширил эту триаду, особенно в работе Маркса Нищета философии (1847). Здесь, в главе 2, Маркс одержим словом «тезис»; он составляет важную часть основы марксистской теории истории.
В наше время диалектика тезиса, антитезиса и синтеза была реализована во всем мире как стратегия для организации экспозиционного письма. Например, эта техника преподается как основной организационный принцип во французских школах:
Французы учатся ценить и практиковать красноречие с юных лет. Практически с первого дня учеников учат составлять планы своих сочинений и ставят им оценки. Структуры меняются с модой. Когда-то молодежь учили выражать прогрессивные идеи. Теперь они следуют диалектической модели тезиса-антитезиса-синтеза. Если вы внимательно послушаете, как французы спорят по какой-либо теме, они все внимательно следуют этой модели: они представляют идею, объясняют возможные возражения против нее, а затем резюмируют свои выводы.... Этот аналитический способ рассуждения интегрирован во весь корпус школы.
Тезис, антитезис и синтез также использовались в качестве базовой схемы для организации письма на английском языке. Например, веб-сайт WikiPreMed.com рекомендует использовать эту схему при написании эссе с заданным временем для стандартизированного теста MCAT:
Для целей написания эссе MCAT диалектика описывает развитие идей в процессе критического мышления, который является сила, движущая ваш аргумент. Хорошая диалектическая прогрессия продвигает ваши аргументы так, чтобы они удовлетворяли читателя.
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Тезис, антитезис, синтез |
Найдите тезис, антитезис, или синтез в Викисловаре, бесплатном словаре. |