"Тезисы по философии истории »или« О концепции истории »(немецкий : Über den Begriff der Geschichte) - это эссе, написанное в начале 1940 года немецким философом и критиком Вальтером Бенджамином. Это одно из самых известных и противоречивых произведений Бенджамина.
Состоит из двадцати пронумерованных произведений. параграфов, Бенджамин написал краткое эссе незадолго до попытки сбежать из Виши, Франция, где французские правительственные чиновники-коллаборационисты передавали над еврейскими беженцами, такими как Вениамин, нацистскому гестапо. Тезисы - последняя крупная работа, которую Бенджамин завершил перед бегством в Испанию, где, опасаясь пленения нацистами, он покончил жизнь самоубийством в сентябре 1940 года.
В эссе Бенджамин использует поэтические и научные аналогии, чтобы представить критику историзма.
. Одна из интерпретаций Бенджамина в тезисе I заключается в том, что Бенджамин является предполагая, что, несмотря на претензии Карла Маркса на научную объективность, исторический материализм на самом деле является квазирелигиозным обманом. В качестве аналогии с историческим материализмом Беньямин использует Турка, известное шахматное устройство XVIII века. Представленный как автомат, способный побеждать опытных шахматистов, Турок фактически спрятал человека (предположительно гном ), который управлял машиной. Он писал:
Писатель-марксист Майкл Леви указывает, что Беньямин помещает в кавычки «исторический материализм» в этом абзаце:
. Одним из ключей к критике историзма Беньямином является его отрицание прошлое как континуум прогресса. Это наиболее очевидно в тезисе XI. Его альтернативное видение прошлого и «прогресса» лучше всего представлено в тезисе IX, в котором в качестве «ангела истории» используется картина Пауля Клее Ангелус Новус (1920). он повернулся спиной к будущему: «Там, где мы видим появление цепи событий, он видит одну-единственную катастрофу, которая непрерывно кладет щебень на щебень и швыряет его ему под ноги [...] То, что мы называем прогрессом, это шторм ". Таким образом, Беньямин переворачивает марксистский исторический материализм, который был озабочен предсказанием революционного будущего, чтобы утверждать, что истинная задача исторического материализма, по словам политолога Рональда Байнера, должна состоять в «спасении прошлого».
Ангелус Новус Клее.Согласно Беньямину, «Историзм изображает« вечную »картину прошлого; исторический материалист, опыт с ним, который стоит особняком» (Тезис XVI). Бенджамин выступает против идеи «вечной картины» истории и предпочитает идею истории как самостоятельного опыта. Таким образом, Бенджамин заявляет: «Артикулировать прошлое исторически не означает признать его« таким, каким оно было на самом деле ». Это означает схватить воспоминание, вспыхивающее в момент опасности »(Тезис VI).
В Тезисе XVIII он подчеркивает научную перспективу времени, но сопровождает его некоторыми провокационными метафорами:
коллега Бенджамина Гершом Шолем, которого цитируют в Тезисах, считал, что критика Бенджамином исторического материализма была настолько окончательной. что, как написал бы Марк Лилла, "ничего не осталось от исторического материализма [...], но сам термин.
Шолем, которого цитируют в Тезисах, предположил, что в загадочном эссе якобы окончательный отказ от марксистского исторического материализма в пользу возвращение к теологии и метафизике ранних работ Бенджамина произошло после того, как Бенджамин оправился от глубокого шока, который он испытал после заключения Пакта Молотова – Риббентропа 1939 года, когда Советский Союз и нацистская Германия, ранее непримиримые соперники, объявили о пакте о ненападении.
Бенджамин отправил копию эссе философу Ханне Арендт, который передал его Теодору Адорно. Бенджамин попросил не публиковать эссе, но сначала оно было напечатано в мимеографированном буклете под названием Walter Benjamin zum Gedächtnis (В память о Вальтере Бенджамине). В 1947 году французский перевод ("Sur le concept d'histoire") Пьера Миссака появился в журнале Les Temps Modernes no. 25. Английский перевод Гарри Зона включен в сборник эссе Бенджамина Illuminations, отредактированный Арендт (1968).