Теория поколений (или социология поколений ) - это теория, сформулированная Карлом Мангеймом в его эссе 1928 года «Das Problem der Generationen, »и переведена на английский язык в 1952 году как« Проблема поколений ». Это эссе было описано как «наиболее систематизированное и полностью разработанное» и даже «основополагающее теоретическое рассмотрение поколений как социологического феномена». Согласно Мангейму, на людей существенное влияние оказывает социально-историческая среда (в частности, известные события, которые активно вовлекают их) своей молодости; рождение на основе общего опыта социальных когорт, которые, в свою очередь, влияют на события, формирующие будущие поколения. Из-за исторического контекста, в котором писал Мангейм, некоторые критики утверждают, что теория поколений строится вокруг западных идей и не имеет более широкого культурного понимания. Другие утверждают, что теория поколений должна носить глобальный характер из-за все более глобализации современного общества.
Мангейм определил поколение (обратите внимание, что некоторые полагают, что термин когорта более правильный, чтобы отличать социальные поколения от родства (семья, кровь- родственных поколений) как группа людей одного возраста, члены которой пережили примечательное историческое событие в течение определенного периода времени.
Согласно Мангейму, общественное сознание и перспектива достижения зрелости молодежи в определенное время и в определенном месте (то, что он назвал «местом поколений») находится под значительным влиянием основных исторических событий той эпохи (таким образом, становясь «поколением в действительности»). Ключевым моментом, однако, является то, что это важное историческое событие должно произойти и должно произойти. вовлекать людей в их юный возраст (таким образом, формируя их жизнь, как позже опыт будет иметь тенденцию получать смысл из этих ранних опытов); простой хронологической современности недостаточно, чтобы создать общее сознание поколений. Фактически Мангейм подчеркивал, что не каждое поколение разовьет оригинальное и самобытное сознание. Успех поколения в развитии самобытного сознания в значительной степени зависит от темпа социальных изменений («темп изменений»).
Мангейм также отмечает, что социальные изменения могут происходить постепенно, без необходимы важные исторические события, но эти события с большей вероятностью произойдут во времена ускоренных социальных и культурных изменений. Мангейм также отметил, что члены поколения внутренне стратифицированы (по своему местоположению, культуре, классу и т. Д.), Поэтому они могут рассматривать разные события с разных сторон и, следовательно, не являются полностью однородными. Даже с «поколением в действительности» могут быть разные формы реакции на конкретную историческую ситуацию, таким образом расслаиваясь по ряду «поколений» (или «социальных поколений»).
Теория поколений Мангейма была применена для объяснения того, как важные исторические, культурные и политические события конца 1950-х и начала 1960-х годов воспитали у молодежи неравенство в американском обществе, например, их участие вместе с другие поколения участников движения за гражданские права и породили веру в то, что это неравенство необходимо изменить индивидуальными и коллективными действиями. Это подтолкнуло влиятельное меньшинство молодых людей в Соединенных Штатах к деятельности общественного движения. С другой стороны, поколение, достигшее совершеннолетия в конце 1960-х и 1970-х годов, было гораздо меньше вовлечено в деятельность социальных движений, потому что - согласно теории поколений - события той эпохи больше способствовали политической ориентации. подчеркивание индивидуальной самореализации вместо участия в таких социальных движениях, ставящее под сомнение статус-кво.
Другие известные применения теории Мангейма, которые иллюстрируют динамику смены поколений, включают:
Исследования социального поколения в основном сосредоточены об опыте молодежи с точки зрения западного общества. «В теории социальных поколений недостаточно учитывается молодежь за пределами Запада. Повышенное эмпирическое внимание к незападным случаям корректирует тенденцию молодежных исследований к« другой »незападной молодежи и обеспечивает более глубокое понимание динамики рефлексивной жизни управление ". Ограничения и возможности, влияющие на жизненный опыт молодежи в определенных социально-политических контекстах, требуют проведения исследований в широком диапазоне пространств, чтобы лучше отразить теорию и ее значение для опыта молодежи.