Теории о Стоунхендже

редактировать
Теории о происхождении и назначении Стоунхенджа

Стоунхендж в 2007 году

Стоунхендж был предметом изучения множество теорий о его происхождении, от академических миров археологии до объяснений из мифологии и паранормальных явлений.

Содержание

  • 1 Ранние теории
  • 2 Друиды и научные данные
    • 2.1 Радиоуглеродное датирование
  • 3 Ранние упоминания Стоунхенджа
  • 4 Голубые камни
    • 4.1 Исцеление
    • 4.2 Акустические свойства
    • 4.3 Мнемонический центр
  • 5 Стоунхендж как часть ритуала пейзаж
  • 6 Техника строительства и дизайн
  • 7 Лей-линии
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки

Ранние теории

Гигант помогает Мерлин построить Стоунхендж. Из рукописи 14-го века Brut автора Wace из Британской библиотеки (Эгертон 3028). Это старейшее из известных изображений Стоунхенджа.

Многие ранние историки находились под влиянием сверхъестественного народных сказок в своих объяснениях. Некоторые легенды утверждали, что Мерлин приказал гиганту построить для него сооружение или что он волшебным образом перенес его с горы Киллараус в Ирландии, в то время как другие считали виновным дьявола.

Генрих Хантингдонский был первым, кто написал о памятнике около 1130 г. н.э., вскоре за ним последовал Джеффри Монмутский, который первым зафиксировал причудливые ассоциации с Мерлином, которые привели к памятник будет включен в более широкий цикл европейского средневекового романса. Согласно Historia Regum Britanniae Джеффри, когда его спросили, какое место может служить подходящим местом захоронения для мертвых британских принцев, Мерлин посоветовал королю Аврелию Амвросию собрать армию и собрать несколько магических камней с горы. Килларус в Ирландии. Находясь на горе Килларус, Мерлин смеялся над неудачными попытками солдат убрать камни с помощью лестниц, веревок и другой техники. Вскоре после этого Мерлин наблюдал за удалением камней с помощью своего собственного оборудования и приказал погрузить их на корабли солдат и отплыть обратно в Англию, где они были преобразованы в Стоунхендж. Вопреки широко распространенному мнению Джеффри не утверждал, что Мерлин приказал гиганту построить для него Стоунхендж, похоже, эта деталь была приукрашена Робертом Уэйсом, который позже перевел оригинальный текст Джеффри на французский.

В 1655 году архитектор Джон Уэбб, написав от имени своего бывшего начальника Иниго Джонса, утверждал, что Стоунхендж был римским храмом, посвященный Целусу (латинское имя греческого бога неба Уран ) и построенный в соответствии с тосканским порядком. Позднее комментаторы утверждали, что его возвели датчане. Действительно, до конца девятнадцатого века это место обычно приписывалось саксам или другим относительно недавним обществам.

Друиды и научные доказательства

«Друиды приносят жертвы Солнцу в своем храме под названием Стоунхендж», гравюра 1722 года на месте, представленная Уильямом Стьукли

Первая научная попытка исследовать и понять, что памятник был построен около 1640 года Джоном Обри. Он объявил Стоунхендж работой друидов. Этот взгляд был широко популяризирован Уильямом Стьюкли. Обри также предоставил первые обмерные чертежи этого места, что позволило лучше проанализировать его форму и значение. Из этой работы он смог продемонстрировать астрономическую или календарную роль в размещении камней. Архитектор Джон Вуд должен был провести первое по-настоящему точное обследование Стоунхенджа в 1740 году. Однако интерпретация Вуда памятника как места языческого ритуала подверглась яростным нападкам со стороны Стьюкли, который рассматривал друидов не как язычников, а как библейские патриархи.

На рубеже девятнадцатого века Джон Лаббок смог отнести это место к бронзовому веку на основании бронзовых предметов, найденных поблизости курганы.

Стоунхендж

Радиоуглеродная датировка

Радиоуглеродная датировка места показывает, что строительство памятника на этом месте началось примерно в 3100 году до нашей эры и закончилось примерно в 1600 году до нашей эры. Это позволяет опровергнуть несколько представленных теорий. Теория о том, что друиды несут ответственность за это, может быть самой популярной; однако кельтское общество, породившее друидов священство, возникло только после 300 года до нашей эры. Вдобавок друиды вряд ли использовали это место для жертвоприношений, поскольку они проводили большинство своих ритуалов в лесу или в горах, местах, более подходящих для «земных ритуалов», чем открытое поле. Тот факт, что римляне впервые пришли на Британские острова, когда Юлий Цезарь возглавил экспедицию в 55 г. до н.э., опровергает теории Иниго Джонса и других о том, что Стоунхендж был построен как римский храм.

Ранние упоминания Стоунхенджа

северо-западная сторона Стоунхенджа в апреле 2009 г.

Классический греческий писатель Диодор Сицилийский (1 век до н.э.) может относиться к Стоунхенджу в отрывке из его Bibliotheca Historica. Ссылаясь на историка 4 века до н.э. Гекатея из Абдеры и «некоторых других», Диодор говорит, что в «стране за пределами кельтов» (т.е. Галлия ) есть «остров не меньше чем Сицилия »в северном море, называемом Гипербореей, названным так потому, что оно находится за пределами источника северного ветра или Борей. Жители этого места в основном поклоняются Аполлону, и есть «и великолепная священная территория Аполлона, и примечательный храм, который украшен множеством жертвоприношений и имеет сферическую форму». Некоторые авторы предположили, что «Гиперборея» Диодора может указывать на Великобританию и что сферический храм может быть ранним отсылкой к Стоунхенджу.

Кристофер Чиппиндейл прокомментировал, что «Это может быть Стоунхендж, но описание короткое и расплывчатое, и есть расхождения = климат гиперборейцев настолько мягкий, что они выращивают два урожая в год ». Обри Берл отметил, что другие части описания Диодора не подходят для Стоунхенджа и его окрестностей. Диодор также говорит, что в этой области Аполлон (то есть Солнце или Луна) «скользил по земле на очень малой высоте». Однако и Луна, и Солнце всегда видны далеко над горизонтом на широте Стоунхенджа; только на 500 миль дальше на север, они остаются у горизонта.

Голубые камни

J. Ф. С. Стоун считал, что памятник из голубого камня ранее стоял рядом с Стоунхенджем Курсус и оттуда был перенесен на их нынешнее место. Если теория Мерсера верна, то синие камни могли быть пересажены, чтобы укрепить альянс или продемонстрировать превосходство над побежденным противником, хотя это может быть только предположением. Окружение голубых камней овальной формы, подобное тем, что было в Стоунхендже 3iv, встречается в Бедд Артур на Холмах Пресели, но это не подразумевает прямой культурной связи. Некоторые археологи предположили, что магматические голубые камни и осадочные сарсены имели некую символику союза двух культур из разных ландшафтов и, следовательно, из разного происхождения.

Недавний анализ современных захоронений, найденных поблизости, известных как Боскомбские лучники, показал, что по крайней мере некоторые из людей, связанных со Стоунхенджем 3, прибыли либо из Уэльса, либо из какой-либо другой европейской области древнего мира. горные породы. Петрологический анализ самих камней подтвердил, что некоторые из них пришли с холмов Пресели, а другие - с северного побережья Пембрукшира и, возможно, Бреконских маяков..

Главный источник Голубые камни теперь отождествляются с обнажениями долеритов вокруг Карн-Гедога, хотя работа, проведенная под руководством Олвена Уильямса-Торпа из Открытого университета, показала, что другие голубые камни пришли из обнажений на расстоянии до 10 км. Долерит состоит из интрузивной вулканической породы из полевого шпата плагиоклаза, которая тверже, чем гранит.

Обри Берл, и ряд геологов и геоморфологов утверждают, что голубые камни не были доставлены человеком вообще, а вместо этого были принесены ледниками, по крайней мере, на части пути из Уэльса в течение плейстоцена. Имеются убедительные геологические и гляциологические доказательства того, что ледниковый лед действительно прошел через Пресели и достиг побережья Сомерсета. Сомнительно, чтобы он достиг равнины Солсбери, хотя пятнистый валун долерита был найден в длинном кургане в Хейтсбери, который был построен задолго до того, как были установлены каменные опоры в Стоунхендже. Одна из современных точек зрения состоит в том, что ледниковый лед перенес камни до Сомерсета, и что они были доставлены оттуда строителями Стоунхенджа. Однако в 2015 году исследователи сообщили, что они подтвердили, что камни Пресели пятнистого долерита в Стоунхендже были добыты из двух карьеров эпохи неолита в Крейг Рос-и-фелин в Холмах Пресели. Используя радиоуглеродное датирование, исследователи датировали деятельность карьера примерно 3400 г. до н.э. для Крейга Рос-и-фелина и 3200 г. до н.э. для Карна Гедога. Директор проекта Майк Паркер Пирсон из Института археологии Калифорнийского университета отметил, что открытие было «интригующим, потому что голубые камни не устанавливались в Стоунхендже примерно до 2900 г. до н.э.… Этим неолитическим каменотесам потребовалось около 500». лет, чтобы доставить их в Стоунхендж, но, на мой взгляд, это довольно маловероятно. Более вероятно, что камни сначала использовались в местном памятнике где-то рядом с карьерами, который затем разобрали и увезли в Уилтшир ". В 2018 году в двух карьерах - Карн Гедог и Крейг Рос-и-фелин - были проведены дополнительные раскопки, чтобы выявить свидетельства добычи мегалита около 3000 г. до н.э. Если это правда, это сокращает период между раскопками и транспортировкой к месту Стоунхенджа.

Исцеление

Британец Джеффри Уэйнрайт, президент Лондонского Общества антикваров, а Тимоти Дарвилл 22 сентября 2008 г. предположил, что это могло быть древнее место исцеления и паломничества, поскольку в захоронениях вокруг Стоунхенджа были обнаружены следы травм и деформации: «Именно магические качества этих камней... преобразовали памятник и сделал его местом паломничества больных и раненых неолитического мира ». Радиоуглеродное датирование указывает на то, что круг из голубых камней был построен между 2400–2200 гг. До н.э., но они обнаружили древесный уголь, датируемый 7000 г. до н.э., что свидетельствует о деятельности человека на этом месте. Это могло быть первобытным эквивалентом Лурда, поскольку этот район посещали уже за 4000 лет до самого старого каменного круга и привлекали посетителей на протяжении столетий после того, как его покинули. Некоторая предварительная поддержка этой точки зрения исходит от греческого историка I века до н.э. Диодора Сицилийского, который цитирует утерянную запись, изложенную тремя веками ранее, в которой описывается «великолепный участок, священный для Аполлона, и знаменитый сферический храм. "на большом острове на крайнем севере, напротив того места, где сейчас находится Франция. Среди других атрибутов Аполлон был признан богом медицины и исцеления. Эта теория горячо оспаривается на том основании, что она недостаточно подкреплена доказательствами на местах, ни в районе Холмов Пресели, ни в Стоунхендже.

Акустические свойства

Исследование, проведенное учеными из Королевский колледж искусств в Лондоне предположил, что голубые камни могли быть привлекательны своими акустическими свойствами.

Мнемонический центр

Линн Келли в своей работе «Знание и сила в доисторических обществах: оральность», Память и передача культуры (2015) исследует связь между властью и контролем знаний в устных культурах, а также различные мнемонические техники и приемы, используемые этими культурами. Согласно теории Келли, Стоунхендж служил мнемоническим центром для записи и извлечения знаний британцами эпохи неолита, у которых не было письменности. Эти знания могли включать прагматическую информацию о классификации и поведении животных, географии и навигации, землеустройстве и циклах урожая, а также культурные знания по истории, политике, генеалогии и религии. (см. Здесь)

Стоунхендж как часть ритуального пейзажа

Закат в Стоунхендже

Многие археологи полагают, что Стоунхендж был попыткой изобразить в постоянном камне наиболее распространенные деревянные постройки, которые в то время были разбросаны по равнине Солсбери, например, те, что стояли у Стен Даррингтона. Современные антропологические свидетельства использовались Майком Паркер Пирсоном и малагасийским археологом Рамилисониной, чтобы предположить, что древесина была связана с живым и каменным с предками умерших среди доисторических народов. Они утверждали, что Стоунхендж был конечной точкой длинной ритуальной погребальной процессии для лечения умерших, которая началась на востоке, во время восхода солнца в Вудхендже и у стен Даррингтона, двигалась вниз по Эйвону, а затем по проспекту до Стоунхендж на западе на закате. Они считают, что путь от дерева к камню через воду был символическим путешествием от жизни к смерти. Нет никаких удовлетворительных доказательств того, что астрономические выравнивания Стоунхенджа были чем-то большим, чем символические, и современные интерпретации отдают предпочтение ритуальной роли памятника, который учитывает его многочисленные захоронения и его присутствие в более широком ландшафте священных мест. Многие также считают, что это место могло иметь астрологическое / духовное значение.

Эту точку зрения поддерживает также историк религий Мирча Элиаде, который сравнивает это место с другими мегалитическими сооружениями по всему миру, посвященными культу мертвых. (предки).

Как и другие подобные английские памятники [Например, Элиаде определяет, Вудхендж, Эйвбери, Армингхолл и Арбор Лоу ] Стоунхендж кромлех находился посреди погребального поля. Этот знаменитый церемониальный центр представлял, по крайней мере в своей примитивной форме, святилище, построенное для поддержания отношений с предками. С точки зрения структуры Стоунхендж можно сравнить с определенными мегалитическими комплексами, возникшими в других культурах из священной области: храмов или городов. Мы одинаково ценим священное пространство как «центр мира», привилегированное место, обеспечивающее общение с небом и подземным миром, то есть с богами, хтонскими богинями и духами мертвых.

Помимо английских памятников, Элиаде выделяет, среди прочего, мегалитическую архитектуру Мальты, которая представляет собой «впечатляющее выражение» культа мертвых и поклонения Великой Богине.

Радарное картирование также показывает, что три меловых хребта в районе Стоунхенджа выровнены в результате геологической аварии на оси восхода середины лета / середины зимы. Это естественное выравнивание солнцестояния должно было символизировать космическое единство для древних, место, где Небо и Земля были объединены какой-то сверхъестественной силой. Похоже, это заложило основу для выравнивания солнцестояния в Стоунхендже, а также деревянных кругов у стен Даррингтона и Вудхенджа.

Майк Паркер Пирсон также считает, что Стоунхендж был памятником объединения, объединяющим разные группы с разными предки. Он предполагает, что пять трилитонов в центре Стоунхенджа могли символизировать пять племенных родословных, указывающих на их происхождение от пяти первоначальных предков. Холмы Пресели могли иметь какое-то наследственное значение и для строителей Стоунхенджа (возможно, это было их местом происхождения), возможно, это и было мотивом перетаскивания голубых камней с холмов Пресели в Уилтшир. Трилитоны, возможно, также представляли собой D-образный дом для собраний, аналогичные постройки которого были найдены в других неолитических памятниках Британии. Возможно, это было место встречи предков строителей Стоунхенджа. Другие предположили, что трилитоны представляют собой двери в другой мир.

Техника строительства и дизайн

Крупный план Стоунхенджа

Недавно опубликованный анализ привлекает внимание к тому факту, что камни обладают зеркальной симметрией и что единственный Бесспорное выравнивания можно найти в том, что из солнцестояний, которые можно рассматривать в качестве оси этой симметрии. Согласно этой интерпретации, памятник был спроектирован за пределами площадки, в основном собран из сборных конструкций и установлен в соответствии с маркерами, установленными на точном геометрическом плане.

Идея «точности» (ниже) требует, чтобы использовались точные точки отсчета, как между структурными элементами, так и по отношению к оси (то есть, точки солнцестояний). Теория Джонсона утверждает, что доисторические геодезические маркеры не могли быть размещены в пределах отпечатка камней, но должны были (как и в любой другой конструкции) находиться вне камней. То, что почти все камни имеют одну «лучшую», то есть более плоскую грань, и эта грань почти всегда обращена внутрь, предполагает, что конструкция была устроена таким образом, чтобы доисторические строители могли использовать центральную точку внутренних граней в качестве ориентира. Это очень важно в отношении Великого трилитона; уцелевшая вертикаль имеет более плоское лицо наружу (см. изображение справа), в сторону заката в середине зимы, и была поднята изнутри. Остальная часть массива трилитонов (и почти все камни Сарсеновского круга) имела строительные пандусы с уклоном внутрь и поэтому устанавливались снаружи. Размещение центральной поверхности камней (независимо от их толщины) напротив маркеров означало бы, что «зазоры» между камнями были просто следствием. Изучение геометрической схемы памятника показывает, что такие методы использовались и что есть явный аргумент в пользу того, чтобы рассматривать другие отдаленные элементы как часть геометрической схемы (например, «Камни станции» и каменные ямы 92 и 94, которые отмечают два противоположных объекта. грани восьмиугольника). Геометрический дизайн масштабируется от концепции к конструкции, что устраняет большую часть необходимости в проведении измерений.

Много спекуляций окружали инженерные достижения, необходимые для строительства Стоунхенджа. Предполагая, что голубые камни были привезены из Уэльса вручную, а не по ледникам, как утверждал Обри Берл, были предложены различные методы их перемещения, полагаясь только на дерево и веревку. В 2001 году в ходе экспериментов по экспериментальной археологии была предпринята попытка перевезти большой камень по суше и морю из Уэльса в Стоунхендж. Добровольцы протащили его несколько миль (с большим трудом) на деревянных санях по суше, используя современные дороги и сетки с низким коэффициентом трения, чтобы облегчить скольжение, но стало ясно, что даже самым организованным племенным группам будет невероятно трудно двигаться. вытащили большое количество камней по густо заросшей, неровной и заболоченной местности Западного Уэльса.

В 2010 году Нова "Секреты Стоунхенджа" транслировала эффективную технику перемещения камней на короткие расстояния с использованием шариковых подшипников по деревянной дорожке, как первоначально предполагалось. Эндрю Янг, аспирант Брюса Брэдли - директора экспериментальной археологии в Университете Эксетера.

Эксперты пришли к новой идее после изучения таинственных каменных шаров, найденных возле памятников, похожих на Стоунхендж, в Абердиншире, Шотландия. По размеру они примерно с мяч для крикета, они точно выполнены в миллиметре того же размера. Это говорит о том, что они должны были использоваться как-то вместе, а не по отдельности.

В 1997 году Джулиан Ричардс объединился с Марком Уитби и Роджером Хопкинсом, чтобы провести несколько экспериментов по воспроизведению конструкции в Стоунхендже для мини-фильма Новы «Секреты затерянных империй» серии. Они организовали банду из 130 человек, которая попыталась отбуксировать 40-тонную бетонную копию на санях, поставленных на деревянные гусеницы. Они использовали смазку, чтобы облегчить буксировку на небольшом уклоне, но все равно не смогли сдвинуть его с места. Они собрали дополнительных людей и попросили некоторых из них использовать рычаги, чтобы попытаться поднять мегалит, в то время как другие буксировали его одновременно. Когда они все работали вместе одновременно, они смогли продвинуться вперед. Они не были уверены, смогут ли они таким образом транспортировать самые большие камни на 25 миль. Для этого потребуется огромное количество треков и большая координация большого количества людей. В некоторых случаях для этого потребуется буксировка камней по пересеченной местности. Они также провели эксперимент по возведению 2 сорок тонных копий и установке на них 9-тонной перемычки. После долгих экспериментов они смогли построить 2 мегалита, используя большое количество людей, буксирующих и используя рычаги. Также им удалось буксировать перемычку вверх по стальному пандусу. Они не смогли определить, что это был окончательный ответ, но продемонстрировали, что это возможный метод. Иногда они были вынуждены использовать современные технологии из соображений безопасности.

Джош Бернштейн и Джулиан Ричардс организовали эксперимент по перетягиванию двухтонного камня по деревянным гусеницам с группой из примерно 16 человек. Они положили камень на деревянные сани, а затем поставили сани на деревянную дорожку. Они проделали это с двумя бандами по восемь человек. Чтобы переместить камни на столько миль через Южную Англию, создателям Стоунхенджа пришлось бы построить много путей или перемещать и перестраивать дорожки по частям, поскольку камни доставлялись в конечный пункт назначения.

A В недавней статье утверждалось, что массивные камни можно перемещать, погружая их в воду и буксируя их под древнее судно или группу судов. Этот метод имел бы два существенных преимущества. Это уменьшит нагрузку на судно, в то время как часть веса камня смещается водой. Во-вторых, расположение груза под судном было бы намного более стабильным и уменьшило бы риск катастрофического отказа. Естественно, это касается только перевозки по воде. Техника была опробована во время проекта «Камень тысячелетия» 2000 года, когда под двумя большими каррагами был брошен единственный голубой камень. Праща разлетелась, и камень упал на ложе Милфорд-Хейвена.

Было высказано предположение, что деревянные А-образные рамы были возведены, чтобы поднять камни, и что группы людей затем поднимали их вертикально с помощью веревок. Самые верхние камни могли постепенно подниматься на деревянных платформах и сдвигаться на место или подниматься по пандусам. Соединения столярного типа, использованные на камнях, предполагают людей, хорошо умеющих работать с деревом, и они легко могли бы иметь знания, чтобы установить памятник такими методами. В 2003 году вышедший на пенсию строительный рабочий Уолли Уоллингтон продемонстрировал гениальную технику, основанную на фундаментальных принципах рычагов, точек опоры и противовесов, чтобы показать, что один человек может вращать, ходить, поднимать и опрокидывать десятитонный монолит из литого бетона. вертикальное положение. Он продвигает свой план по строительству имитационного Стоунхенджа с восемью стойками и двумя перемычками.

Александр Том придерживался мнения, что это место было спланировано с необходимой точностью с использованием его мегалитического двора.

Гравированное оружие на сарсенах является уникальным в мегалитическом искусстве на Британских островах, где больше неизменно предпочтение отдавалось абстрактным рисункам. Точно так же подковообразное расположение камней необычно для культуры, которая иначе располагала камни кругами. Тем не менее, мотив топора является общим для народов Бретани в то время, и предполагается, что по крайней мере два этапа Стоунхенджа были построены под влиянием континентов. Это в какой-то мере объясняет нетипичный дизайн памятника, но в целом Стоунхендж по-прежнему необъяснимо необычен в контексте любой доисторической европейской культуры.

По оценкам, количество людей, необходимых для строительства Стоунхенджа, оценивается в миллионы часов работы. Стоунхенджу 1, вероятно, потребовалось около 11000 человеко-часов (или 460 человеко-дней ) работы, Стоунхенджу 2 - около 360 000 (15000 человеко-дней или 41 год). Различные части Стоунхенджа 3 могли потребовать до 1,75 миллиона часов (73 000 дней или 200 лет) работы. По оценкам, обработка камней потребовала около 20 миллионов часов (830 000 дней или 2300 лет) работы с использованием примитивных инструментов, доступных в то время. Конечно, желание создать такой сайт должно было быть сильным, и для его создания и обслуживания потребовалась бы развитая общественная организация. Однако работа Уолли Уоллингтона предполагает, что строительство Стоунхенджа могло потребовать меньше человеко-часов, чем предполагалось ранее.

лей-линии

Британский автор Джон Мичелл писал, что лей-линии Альфреда Уоткинса,, похоже, совпадают с различные традиционные священные места по всей стране. Мичелл писал, что «существует любопытная симметрия в расположении трех вечных хоров в Великобритании. Стоунхендж и Ллантвит-Мейджор находятся на одинаковом расстоянии от Гластонбери, примерно в 38,9 милях, и две прямые линии, проведенные на карте от Гластонбери с двумя другими хорами образуют угол 144 градуса... Ось аббатства Гластонбери указывает на Стоунхендж, и есть некоторые свидетельства того, что оно было построено на участке древней дороги, которая когда-то проходила между двумя Хоры ». Мичелл создал диаграммы, иллюстрирующие взаимосвязь между дизайном Стоунхенджа и астрономическими пропорциями и соотношениями. Однако валлийские триады относятся не к Стоунхенджу, а к деревне Эймсбери, которая находится в двух милях от Стоунхенджа.

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Чиппиндейл, Кристофер, Stonehenge Complete (Thames and Hudson, Лондон, 2004) ISBN 0-500-28467-9.
  • Джонсон, Энтони, Решение Стоунхенджа: новый ключ к древней загадке (Thames Hudson, Лондон, 2008) ISBN 978-0- 500-05155-9
  • Келли, Линн Знание и сила в доисторических обществах: оральность, память и передача культуры (2015) Cambridge University Press ISBN 978 -1107059375 OCLC 910935575
  • , «Сакральный символизм Стоунхенгена» 2011 @ (www.bookpod.com.au) ISBN 9780957828254 pbk, ISBN 9780987213532 ebook.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 08:17:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте