Феофил Антиохийский

редактировать
Также есть Феофил Александрийский (ок. 412 г. н.э.).
Святой Феофил из Антиохия
TheophilusofAntioch.png Феофил Антиохийский из Нюрнбергских хроник
Апологет и Патриарх Антиохии
Умер183-5
Почитаются вкатолике Церковь. Восточная Православная Церковь. Восточное Православие
Канонизированная Дконгрегационная
Праздник 13 октября

Феофил, Патриарх Антиохийский (Греческий : Θεόφιλος ὁ Ἀντιοχεύς) сменил Эроса ок. 169, и ему наследовал Максим I в. 183, согласно Генри Файнсу Клинтону, но эти даты являются лишь приблизительными. Его смерть, вероятно, произошла между 183 и 185 годами.

Из его писаний (единственное оставшееся из них - извинение перед Автоликом) мы видим, что он родился язычником, недалеко от Тигра и Евфрат, и принял христианство, изучая Священное Писание, особенно книги пророков. Он не упоминает о своей должности в своих существующих писаниях, равно как и не записаны какие-либо другие факты из его жизни. Евсевий, однако, говорит о рвении, которое он и другие главные пастыри проявили в изгнании еретиков, нападавших на стадо Христово, с особым упоминанием своей работы против Маркиона. Он внес вклад в кафедры христианской литературы, полемики, экзегетики и апологетики. Уильям Сэндей описывает его как «одного из предшественников той группы писателей, которые от Иринея до Киприана не только разрушили безвестность, которая покоилась на самых ранних история Церкви, но одинаково на Востоке и на Западе выводит ее на передний план в литературном превосходстве и отдаляет всех своих языческих современников ».

Содержание

  • 1 Произведения
  • 2 Апология Автолику
    • 2.1 Троица
    • 2.2 Условное бессмертие и воскресение
    • 2.3 Ссылки на Ветхий и Новый Заветы
    • 2.4 Значение термина христианин
    • 2.5 Хронология
    • 2.6 Священнические цитаты
    • 2.7 Издания
  • 3 Примечания
  • 4 Внешние ссылки

Сочинения

Евсевий и Иероним упоминают многочисленные произведения Феофила, существовавшие в то время. Это:

  1. существующая Апология, адресованная Автолику;
  2. работа против ереси Гермогена ;
  3. против ереси Маркиона ;
  4. некоторых катехизических писаний;
  5. Иеронима также упоминает, что читал некоторые комментарии к Евангелию и Притчам, которые носили имя Феофила, но которые он считал несовместимыми с элегантностью и стилем других своих работ.

Апология Автолику

Одно несомненно сохранившееся произведение Феофила, 7-го епископа Антиохии (ок. 169–183), - это его «Апология перед Автоликом» (Apologia ad Autolycum), серия книг, защищающих христианство, написанных другу-язычнику.

Якобы цель Ad Autolycum состоит в том, чтобы убедить друга-язычника, Автолика, человека большой учености и ревностного искателя истины, в божественном авторитете христианской религии, в то же время демонстрируя ложь и нелепость язычества. Его аргументы, почти полностью заимствованные из Ветхого Завета, с очень скудными ссылками на Новый Завет, в основном хронологические. Он ставит истину христианства в зависимость от своей демонстрации того, что книги Ветхого Завета были задолго до писаний греков и были вдохновлены Богом. Какую бы истину ни содержали языческие авторы, он считает заимствованным у Моисея и пророков, которые одни возвещают человеку Божье откровение. Он противопоставляет совершенную последовательность божественных оракулов, которую он рассматривает как убедительное доказательство их вдохновения, с несостоятельностью языческих философов. Он противопоставляет рассказ о сотворении вселенной и человека, который, вместе с историей, содержащейся в предыдущих главах Бытие, он подробно комментирует, но с необычно малым разумом, с утверждениями Платон, «считавшийся мудрейшим из всех греков», Арат, который имел проницательность утверждать, что Земля была сферической, и другие греческие писатели, которых он презирал как простое невежественные продавцы краденого. Он приводит ряд дат, начиная с Адама и заканчивая Марком Аврелием, который умер незадолго до того, как написал, таким образом датируя это произведение годами правления Коммод, 180-92.

Феофил рассматривает сивиллинские книги, которые все еще находились в Риме, как подлинные и вдохновенные произведения, цитируя сивиллинские оракулы (ученые спорят, что это одно и то же) в основном как декларирующие те же истины с пророками. Упущение греками всякого упоминания Ветхого Завета, из которого они черпают всю свою мудрость, приписывается слепоте, выбранной ими самими, в отказе признать единого Бога и в преследовании последователей единственного источника истины. Он не может распознать в них ни стремления к божественной жизни, ни серьезных поисков истины, ни проблесков все проясняющего света. Языческая религия была простым поклонением идолам, носящим имена умерших. Почти единственный пункт, в котором он позволяет языческим писателям быть в согласии с открытой истиной, - это доктрина возмездия и наказания после смерти за грехи, совершенные при жизни. Критические способности Феофила были не выше его возраста. Он заимствует у Геродота вывод θεός (theòs) от τίθημι (tithemi), поскольку Бог установил все в порядке, сравнивая с ним порядок Платона из θεεῖν (theein), потому что Божество всегда в движении.. Он утверждает, что сатана назван драконом (греч. Дракон) из-за того, что он восстал против дракена аи от Бога, и связывает вакханский крик «Эвоэ» с именем Ева как первая грешница. Он обнаруживает причину свертывания крови на поверхности земли в божественном слове Каину, земля поражена ужасом, отказываясь пить ее. Кроме того, Феофил несколько раз неверно цитирует Платона, оценивая Зопир среди греков, и говоря о Павсании как о риске умереть от голода, вместо того, чтобы на самом деле умереть от голода в храме Минервы.

Но если вы скажете: " Покажи мне своего Бога », - отвечал я:« Покажи мне себя, и я покажу тебе моего Бога ». Итак, покажите, что глаза вашей души способны видеть, а уши вашего сердца - слышать; ибо как те, кто смотрит телесными глазами, воспринимают земные объекты и то, что касается этой жизни, и в то же время различают разные вещи, будь то свет или тьма, белый или черный, деформированный или красивый, пропорциональный и симметричный или непропорционально и неуклюже, чудовищно или изуродовано; и точно так же с помощью слуха мы различаем резкие, глубокие или сладкие звуки; то же самое относится к очам души и ушам сердца, что через них мы можем узреть Бога. Ибо Бог видят те, кто способен видеть Его, когда у них открыты глаза своей души: ибо у всех есть глаза; но в некоторых они слишком обширны и не видят солнечного света. Однако из этого не следует, что слепые не видят, что свет солнца не светит; но пусть слепые винят себя и свои глаза. Так и у тебя, о человек, глаза твоей души покрыты твоими грехами и злыми делами. Тогда вы скажете мне: «Ты, видящий Бога, объясни мне явление Бога». Слушай, о человек. Явление Бога невыразимо и неописуемо, и его нельзя увидеть глазами плоти. Ибо в славе Он непостижим, величие непостижимо, высота непостижима, сила несравнима, мудрость непревзойденна, доброта неповторима, доброта неизречена. Феофил Автолику (Книга I)

Троица

Извинения Феофила наиболее примечательны тем, что это самая ранняя сохранившаяся христианская работа, в которой используется слово «Троица » (греч. Τριάς trias), хотя в нем не используется общая формула «Отец, Сын и Святой Дух » для описания Троицы. Скорее, сам Феофил называет это «Бог, его Слово (Логос) и его Премудрость (София)», возможно, следуя раннехристианской практике отождествления Святого Духа с Премудростью Божьей, как он, кажется, демонстрирует в своем толковании Псалма. 33: 6, и это также выражено в трудах его современника, Иринея Лионского, который, комментируя этот же стих, пишет:

«Словом Господа утверждены небеса, и его дух всю свою силу ». С тех пор Слово утверждает, то есть дает тело и дает реальность бытия, а Дух дает порядок и форму разнообразию сил; справедливо и уместно Слово, называемое Сыном и Дух - Премудрость Божья.

Эта практика служила способом выражения христианской доктрины способом, который больше соответствует современным взглядам - идеям греческой философии или эллинистической Иудаизм, в котором такие понятия как Nous (Разум), Logos (Слово, Разум) и София (Премудрость) были обычными. Однако по мере возникновения ересей патрипассионистов формула «Отец, Сын, Святой Дух» стала более заметной, поскольку такие верования отрицали лиц Экономики (ранее разработанный термин за Троицу). Поскольку Теофил, похоже, не вводит слово Троица в новой манере, вероятно, это слово использовалось и до этого времени. Контекст для использования им слова Троица - это комментарий к последовательной работе недель творения (главы 1-3 книги Бытия), где Феофил выражает Троицу следующим образом:

Подобным же образом и три дня, предшествовавшие светилам, суть прообразы Троицы, Бога, Его Слова и Его мудрости. И четвертый тип человека, которому нужен свет, чтобы существовать Бог, Слово, мудрость, человек.

— Теофил

Представление о промежуточных божественных существах было общим для платонизма и некоторых еврейских сект. В Притчах 8 Премудрость (как супруга женского пола) описывается как Советница и Работница Бога, которая жила рядом с Ним до сотворения мира.

Условное бессмертие и воскресение

Ad Autolycum 1:13, 2:27 иллюстрируют веру Феофила в условное бессмертие и суд при будущем воскресении.

Ссылки на Ветхий и Новый Заветы

Богословие Феофила уходило корнями в еврейские идеи и еврейские писания. Цитата Феофила из Священного Писания Ветхого Завета обширна и в значительной степени заимствована из Пятикнижия и в меньшей степени из других исторических книг. Его ссылки на Псалмы, Притчи, Исаия и Иеремия также многочисленны, и он цитирует Иезекииля, Осия и другие второстепенные пророки. Его прямое свидетельство соблюдения канона Нового Завета не выходит далеко за рамки нескольких заповедей из Нагорной проповеди, возможной цитаты из Луки 18:27 и цитат из Римлянам, 1 Коринфянам. и 1 Тимофею. Более важна отдельная цитата из начала Евангелия от Иоанна (1: 1-3), где евангелист упоминается по имени, как один из вдохновенных людей, написавших Священное Писание. использование метафоры в 2 Петра 1:19 относится к дате этого послания. Согласно Евсевию, Феофил процитировал Книгу Откровения в своей работе против Гермогена ; очень сомнительный намек был замечен в II. 28, ср. Откровение 12: 3, 7 и т. Д. Полный указатель этих и других возможных ссылок на Ветхий и Новый Заветы дан Отто.

Хотя Теофил цитирует начало Евангелия от Иоанна (1: 1), он не продолжает говорить о воплощении Слова и его (Иисуса) искупительной жертвенной смерти. Хотя Феофил не упоминает имя Иисус, не использует слово Христос или фразу Сын Божий, он идентифицирует Логос как Сына Божьего в его второе письмо, когда он пишет:

Ибо само божественное письмо учит нас, что Адам сказал, что он слышал голос. Но что еще это за голос, как не Слово Бога, который также является Его Сыном? Не так, как поэты и писатели мифов говорят о сыновьях богов, рожденных от полового акта [с женщинами], но как истина разъясняет Слово, которое всегда существует, пребывая в сердце Бога. Ибо прежде, чем что-либо возникло, Он имел Его как советника, будучи Его собственным разумом и мыслью. Но когда Бог пожелал исполнить все, что Он определил, Он породил это Слово, изреченное, первенец всего творения, не Сам, лишенный Слова [Разума], но породивший Разум и всегда беседующий со Своим Разумом. И поэтому священные писания учат нас и всех духовных [вдохновленных] людей, один из которых, Иоанн, говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога», показывая, что сначала Бог был один, и Слово в Нем. Затем он говорит: «Слово было Бог; все возникло через Него; и без Него не возникло ничего». Таким образом, Слово, будучи Богом и естественно порожденным Богом, когда бы ни пожелал Отец вселенной, Он посылает Его в любое место; и Он, грядущий, и слышится, и видит, будучи посланным Им, и находится в каком-то месте.

Значение термина христианин

Теофил объясняет значение термина христианин следующим образом:

А насчет того, что вы смеетесь надо мной и называете меня христианином, вы не знаете, что говорите. Во-первых, потому что помазанное сладко, полезно и далеко не презренно. Ибо какой корабль может быть исправным и мореходным, если он не помазан первым? Или какой замок или дом красив и пригоден к эксплуатации, если не помазан? А какой человек, войдя в эту жизнь или в гимназию, не помазан маслом? А какое произведение имеет украшение или красоту, если оно не помазано и не отполировано? Тогда воздух и все, что под небом, в определенной степени помазаны светом и духом; и не желаете ли вы помазаться елеем Божьим? Поэтому мы и называемся христианами по этой причине, потому что мы помазаны елеем Божьим.

— Теофил

Хронология

В своей третьей книге Феофил представляет подробную хронологию «от основания мира». до императора Марка Аврелия. Это начинается с библейского первого человека Адама до императора Марка Аврелия. Феофил жил во время правления этого императора. Хронология говорит о сотворении мира примерно 5529 г. до н.э.: «Всего от сотворения мира было 5 698 лет». Он использует эту хронологию, чтобы доказать, что Моисей и другие еврейские пророки предшествовали философам. Ведущие хронологические эпохи соответствуют ветхозаветным пророкам.

Святоотеческие цитаты

Замечательно молчание относительно его Апологии на Востоке; мы не можем найти работу, упомянутую или цитируемую греческими писателями до времен Евсевия. Несколько отрывков в произведениях Ириней демонстрирует несомненное отношение к прошлому мудрецов в одном небольшом разделе Апологии, но Гарнак считает вероятным, что цитаты, ограниченные двумя главами, взяты не из Апологии, а из работы Феофила против Маркиона На Западе есть несколько упоминаний Автолика. Лактанций цитирует его под заголовком Liber de Temporibus ad Autolycum. Есть отрывок, впервые процитированный Мараном в новатианском, который показывает большое сходство с языком Феофила. В следующем веке книга упоминается Геннадием как «tres libelli de fide». Он обнаружил, что их приписывают Феофилу Александрийскому, но несоответствие стиля заставило его усомниться в авторстве.

Издания

Patrologia Graeca Жака Пола Миня и небольшое издание (Кембридж, 1852 г.) автора. издание в Corpus apologetarum christianorum saeculi secundi vol. II. (Jena, 1861), безусловно, является наиболее полным и полезным. Английский перевод сделан (Оксфорд 1722), (Лондон, 1860), Маркусом Додсом (Анте-Никейская библиотека Кларка ) и Робертом М. Грантом (Clarendon Press, 1970).

В этой статье используется текст из Словаря христианской биографии и литературы до конца шестого века нашей эры, с описанием основных сект и ересей от Генри Уэйса.

Примечания

Внешние ссылки

Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные или о:. Феофил Антиохийский
Греческий Викиисточник имеет оригинальный текст, относящийся к этой статье: Θεόφιλος ὁ Ἀντιοχεύς
Названия Великой христианской церкви
. Эрос Патриарх Антиохии. 169–182Преемник.
Последняя правка сделана 2021-06-11 08:16:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте