Богословие религий

редактировать

Богословие религий - это ветвь теологии (в основном представленная христианская, индуистская, исламская и еврейская теология) и религиоведение, которое пытается теологически оценить феномены религий. Три важные школы в христианской части этой области - это плюрализм, инклюзивизм и эксклюзивизм, которые описывают отношение других религиозных традиций к христианству и пытаются ответить на вопросы о природе Бога и спасении.

Содержание

  • 1 Цель теологии религий
  • 2 Базовая трехточечная модель
    • 2.1 Плюрализм
    • 2.2 Инклюзивизм
    • 2.3 Эксклюзивизм
  • 3 Четырехточечная модель Вязальца
    • 3.1 Модель замещения
    • 3.2 Модель выполнения
    • 3.3 Модель взаимности
    • 3.4 Модель принятия
  • 4 Ссылки
  • 5 Библиография

Цель теологии религий

Американский теолог Лэнгдон Браун Гилки утверждал, что политическая ситуация на Западе после Второй мировой войны вызвала у христианских мыслителей необходимость пересмотреть место других религий именно из-за меняющихся политических изменений. мир:

Колонии исчезли, Европа исчезла как крупная держава, появились другие незападные центры силы, представляющие другой образ жизни и другие религии. Запад больше не правил миром... Западная религия стала одной из мировых религий.

Базовая трехточечная модель

Была рассмотрена наиболее распространенная модель взглядов, которые разделяют другие религии. в простой трехточечной модели, впервые сформулированной Аланом Рэйсом.

Плюрализм

Плюрализм - это, по сути, вера в то, что мировые религии истинны и одинаково действенны в их передаче истины о Боге, мир и спасение. Главным сторонником этой точки зрения является Джон Хик из аспирантуры Клермонта в Калифорнии, который первым высказал ее в своей книге «Бог и вселенная верований» (1973). Он подвергся особой критике в заявлении Dominus Iesus кардинала Джозефа Ратцингера.

. Это популярное мнение, что все религии ведут к одному и тому же Богу и все пути ведут к небу. По словам Хика, христианство - не единственный путь спасения, а один из нескольких. Для плюралистов, таких как Хик, христианство не является абсолютным, единственным и окончательным путем к Богу. Хотя плюралисты утверждают истинность всех религий, они также отрицают окончательность всех религий. Согласно Хику, в эволюционной схеме вещей, в которой в отдельные эпохи и в отдельных местах на смену ранним религиям приходят более высокие религии, то же самое послание Бога явно приходит к определенной группе, но в иной форме, чем другие. Хик бросает вызов старому мнению о том, что Христос или христианство следует рассматривать в центре религий. Скорее, говорит он, Бога нужно рассматривать в центре религий. Этот взгляд также называется теоцентризмом. Плюралистическое утверждение состоит в том, что, хотя религии имеют разные внешние формы, все они имеют один и тот же источник.

Для евангельского христианина такой плюрализм означает только отмену керигматической миссии (то есть миссии евангелизации мира с помощью спасительного Евангелие Иисуса Христа). Плюрализм подвергается критике за маскировку под христианство, хотя на самом деле это агрессивная сила, исходящая извне христианства и империалистически требующая отказа от христианской самобытности. Плюралисты отвечают, что христианский плюрализм вообще не является инвазивной силой, а на самом деле возникает из-за противоречий внутри христианской традиции в процессе самодеконструкции. Некоторые указали на сходство между теоцентризмом Хика и индуистским плюрализмом, изложенным в Бхагавад Гите:

Каким бы образом люди ни поклонялись Мне, я все равно принимаю их; ибо во всех смыслах, о Партха, люди идут Моим путем »(IV.11)

Еще одна распространенная евангельская критика плюрализма заключается в том, что мировые религии фундаментально и непримиримо различны. Чтобы их одинаково ценить, требуется девальвация пропозициональная истина. Именно по этой причине плюрализм часто рассматривается как форма саморазрушающего релятивизма, хотя плюралисты обычно не принимают этот ярлык. Согласно Джону Хику, «религиозный плюрализм категорически не является формой релятивизма». Хик считает себя критическим реалистом.

инклюзивизм

инклюзивизм - это вера в то, что Бог присутствует в нехристианских религиях, чтобы спасти приверженцев через Христа. Инклюзивистская точка зрения породила концепцию анонимного христианина. под этим понимается приверженец определенной религии, которого Бог спасает через Христа, но который лично не знает Христа из Библии и не обратился в библейское христианство. Эта позиция была популяризирована римскими катонами. ликий теолог, Карл Ранер (р. 1904-d.1984).

Один важный вопрос, который поднимает Ранер, касается спасения тех, у кого никогда не было возможности услышать Евангелие Иисуса Христа. Таким образом, для Ранера, люди могут быть спасены без верности христианской церкви. Именно Бог во Христе обращается к человеку в его личной религиозной истории, чтобы спасти его. Ранер использовал термин «анонимный» для обозначения людей, которые переживают благодать Божью во Христе, независимо от того, к какой религии они принадлежат. Инклюзивизм основан на двух аксиомах: первая заключается в том, что спасение происходит только через Христа, вторая заключается в том, что Бог желает, чтобы весь мир был спасен. Следовательно, Бог спасает людей только через Христа; однако он делает это возможным способами, которые распространяются на все человечество.

Для Раннера нехристианская религия является законной религией, поскольку до тех пор, пока ее последователи не получат христианское свидетельство, это средство, с помощью которого нехристиане устанавливают правильные отношения с Богом. Кроме того, религия включена в Божий план спасения, который Бог назначил для передачи Его благодати.

Инклюзивизм очень нравится людям из-за своего сочувственного подхода к религии.

Эксклюзивизм

Эксклюзивизм - это богословская позиция, которая придерживается окончательности христианской веры во Христа. Окончательность Христа означает, что нет спасения в нехристианских религиях. Среди эксклюзивистов двадцатого века выделяются Сэмюэл Цвемер, Хендрик Кремер и Лессли Ньюбигин.

. Основанные на аристотелевской концепции истины как единое целое, эксклюзивисты рассматривать все другие религиозные утверждения как ложные и недействительные, поскольку христианское откровение принимается как истинное. Эксклюзивисты считают, что спасение возможно только через Христа. Именно через личный опыт преданности Христу человек получает уверенность в спасении. Неверующие не могут получить такую ​​уверенность, поскольку они не осознают уникальность Христа и не признают Его господство. Эксклюзивист начинает с Библии как источника всех знаний о духовности и спасении. Библия - критерий всей религиозной истины. Библия рассказывает об истории искупления, дает основу личной веры, является путеводителем для христианского сообщества и говорит о будущем мира, связывая всю историю, жизнь и служение со смыслом и целью. Эксклюзивизм, таким образом, устанавливает уникальность и идентичность христианства среди мировых религий. Такой эксклюзивизм может иметь как экстремистскую, так и умеренную точку зрения. Экстремистская точка зрения считает все нехристианские религии демоническими и врагами христианской истины. С другой стороны, умеренные взгляды рассматривают некоторые нехристианские религии как содержащие элементы, с помощью которых можно начать диалог с ними. Тем не менее, все сторонники исключительности в целом согласны с тем, что спасение происходит исключительно через Христа и достигается личным посвящением Господу.

Исключительность неизбежна в любом диалоге истины. Фактически, ни плюралист, ни инклюзивист не могли избежать исключительности в какой-то момент. Истина по своей природе исключительна, и любое притязание на истину исключительно. Единственный способ отрицать исключительность Христа - это отрицать достоверность Библии. Эксклюзивистская точка зрения видит исключительность Библии в ее провозглашении Христа как единственного пути к спасению, хотя Библия также говорит о Боге, причастном к истории народов. Таким образом, хотя он очень громко нападает на индуизм, он может сказать: «Каким бы ошибочным ни было учение таких книг, как Бхагвадгита, Бхагвата и т. Д., Они все же учат кое-что об ананьябхакти (безраздельной преданности Богу), о вайрагье. (отказ от мира), намрата (смирение), кшама (терпение) и т. д., которые позволяют ценить предписания христианства ».

Эксклюзивизм Хендрика Кремера основан на скептицизме по отношению к утверждениям сходство между религиями: «Каждая религия индивидуальна и не подлежит разделению». Религия «не является набором догматов, институтов, практик, которые можно рассматривать один за другим как независимые элементы религиозной жизни».

Четырехточечная модель Вязальца

Значительное расширение трех Точечная модель была предложена Полом Ф. Книттер в его книге 2002 г. Введение в богословие религий. Он выделил четыре возможных взгляда или модели, которые можно было бы принять.

Модель замещения

Это соответствует третьей из трех точечных моделей, то есть исключительности, но разделен на два подраздела: Полная замена и частичная замена. Модель полного замещения чаще всего встречается в фундаменталистских / евангелических церквях и в значительной степени представляет собой работу Карла Барта. Это предполагает, что причина, по которой христианская религия считается истинной, заключается в том, что она осознает, что вся религия ложна (включая ее саму), и признает, что единственная истинная вера может быть найдена в Иисусе. Это не обязательно говорит о том, что в других религиях нет ничего ценного, но просто бесполезно изучать другие религии, поскольку все ценное можно найти во Христе. Модель частичного замещения может сказать то же самое о других религиях, но не заходит так далеко, чтобы сказать, что в других религиях нет ничего ценного. Это предполагает, что другие религии могут иметь доступ к Божьему откровению, но не к Божьему спасению. Это важное различие, поскольку оно подразумевает, что некоторая истина может быть найдена в других религиях, но не вся истина в целом, и этого недостаточно для получения спасения. Эта точка зрения во многом основана на взглядах, выраженных Всемирным советом церквей в ходе обсуждения религиозного диалога и теологии.

Модель исполнения

Основной вклад Вязальца, основанный на его христианской вере и идее о том, что христианство является воплощением иудаизма, подразумевает, что, хотя предыдущая религия не была неправильной, она была неполной и в ожидании исполнения. Такого же взгляда придерживаются некоторые формы ислама в отношении христианства и иудаизма до них, а также мормонизм и все другие религии, которые считают, что получили более позднее разъяснение от Бога.

Однако религия не обязательно должна основываться после других, чтобы рассматривать свою религию как осуществление. Например, некоторые христианские богословы утверждают, что если их вера * приходит * позже, чем местная религия, даже если в истории христианство было первым, такие местные системы были «заполнителем Бога», часто с общими истинами, извлеченными из природы, смешанными с ошибочными истинами откровения. это может быть выполнено и исправлено с помощью открытой истины Христианских Писаний.

Сторонники этой точки зрения включают Ранер, чье понимание фразы «все благодать благодати Христа» привел его к спорной теории «анонимному христиан» - тех, кто уже спасены свет они имеют, но еще не услышали Евангелие.

Модель взаимности

Эта модель допускает, что смесь истины, заблуждения и неполноты откровения существует во всех религиях, и мы нужны друг другу, чтобы понять и найти истину. Хотя это разновидность плюрализма, он не доходит до признания правоты всех или отсутствия объективной истины - он лишь признает, что мы должны учиться друг у друга, чтобы найти ее. Может случиться так, что та или иная вера ошибочна даже в отношении основных доктрин, но она также верна и имеет некоторую ценность в плане вклада в целое.

Модель принятия

Это аналог чистого плюрализма Вязальщицы. Все пути могут вести к Богу, и никто не может с уверенностью сказать, что их путь правильный. Мы все должны учиться друг у друга и отказаться от каких-либо абсолютных заявлений о духовных вопросах. Как тип утилитаризма, он использует субъективный подход, который допускает, что различные точки зрения могут работать или не работать для человека, и это является мерой истины, а любые утверждения, выходящие за рамки этого, являются предположениями.

Ссылки

Библиография

  • . Психология религиозного опыта, Нью-Йорк: Houghton Mifflin Company, 1910.
  • Бэйли, Джон. Наше знание о Боге, Лондон: Oxford University Press, 1952.
  • Бамбро, Ренфорд. Причина, правда и Бог, Лондон: Methuen Co. Ltd., 1969.
  • Бойд, Робин. Индийское христианское богословие, Дели: ISPCK, 1975, ред. edn.
  • Гнанакан, Кен. Плюралистическое затруднение, Бангалор: TBT, 1992.
  • Кант, Иммануил. Религия только в пределах разума, тр. Теодор М. Грин и Нью-Йорк: Basic Books, Inc. Publishers, 1963.
  • Отто, Рудольф. Мистицизм Востока и Запада, тр. Берта Л. Берси и Ричена К. Пейн, Нью-Йорк: Компания Макмиллан, 1960.
  • Сингх, Нарендра. Христианское богословие религий, Бангалор: SAIACS Press, 2005.
  • Sumithra, Sunand. Христианские богословия с индийской точки зрения, Бангалор: Theological Book Trust, 1990.
  • Тан, Ло-Джу. «Католическое богословие религий: обзор предватиканского II и соборного отношения к другим религиям». Шотландский богословский журнал 67, вып. 03 (2014): 285-303.
Последняя правка сделана 2021-06-11 08:14:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте