Феодор Амасейский

редактировать
Для другого святого Феодора см.: Феодор Стратилат или Святой Феодор (значения).
Святой Феодор Амасейский
Теодор Тайро.jpg
мученик
Родилсянеизвестен. Евхайта (?) Или Турция [1 ]
Умер(306-02 -17) 17 февраля 306 г.. Амасея, Турция
Праздник Римско-католическая церковь : 9 ноября. Православная церковь : 17 февраля и первая суббота Великого поста ;. Корчула : 27 июля
Атрибуты Одет как солдат, иногда в придворную одежду, с такими эмблемами, как копье, храм, факел, дракон, костер, венок мученика
Покровительство Бриндизи, восстановление утерянных вещей [2], против штормов, солдат [3]
Гробница в Сан-Сальвадоре, Венеция Теодор Амасейский

Святой Феодор из Амасея (Греческий : (Ἅγιος) Θεόδωρος Ἀμασείας) - один из двух признанных святых по имени Феодор, Почитаются как святые-воины и великомученики в Православной и Римско-католической церквях. Он также известен как Теодор Тайрон (или Тиро или Тирон или Тиро или Терон ; Греческий : ὁ Τήρων). Другой святой с тем же именем - Феодор Стратилат, также известный как Феодор из Гераклеи, но этот второй святой Феодор, возможно, никогда не существовал отдельно. Когда эпитет опущен, обычно подразумевается святой Феодор Амасийский.

«Тиро» - это слово из классической латыни, означающее «недавно завербованный солдат или новобранец». Латинское слово было транслитерировано на греческий язык в различных вариантах написания (Τύρων, Τίρων, Τήρων или Τείρων).

Содержание

  • 1 Жизнь и мученичество
  • 2 Святой Феодор как истребитель драконов
  • 3 Почитание
  • 4 Галерея
  • 5 Иконография и праздники
  • 6 Два св. Феодора
  • 7 Св. Феодор и Венеция
  • 8 Св. Феодор Суббота
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Жизнь и мученичество

О преподобном Феодоре ничего достоверного не известно, кроме того, что он был замучен в начале IV века (306 - дата, указанная для Феодора Амасейского, а 319 - для Теодор Стратилат ). Истории, рассказанные о его жизни и мученической смерти, являются мифами и легендами.

В легендах о Теодоре из Амасеи рассказывается, что он был новобранцем, служившим в римской армии в Амасее, которая является современной Амасией. в Северной Турции, примерно в 30 милях (48 км) к югу от побережья Черного моря в Синопе и Самсуне. (Другая версия гласит, что он не был новобранцем, но его звали "Тиро", потому что он служил в Cohors Tyronum. Когда он отказался присоединиться к своим сослуживцам в языческих обрядах поклонения, он был арестован, но затем ( возможно, из-за своей молодости) освобожден после предупреждения. Однако он снова выступил против язычества, поджег храм Кибелы (местной богини-матери) в Амасее. Затем он был приговорен к смерти и после пыток был казнен, брошен в печь.

Его останки, как сообщается, были получены женщиной из Евсевии и погребены в Эвчайта, где он родился. Это был византийский город, которого больше не существует, но считается, что он соответствует современному Авхату, который находится примерно в 30 милях от Амасеи. Здесь был воздвигнут храм, который стал важным местом паломничества.

Григорий из Нисского проповедовал в честь святого Феодора в его святилище в конце 4 века, и это самый ранний источник какой-либо информации о нем. Он ничего не сказал о жизни святого Феодора, кроме основной легенды, приведенной выше, но он рассказал, как он может повлиять на жизнь своих слушателей, и особо упомянул, что может вмешиваться в сражения. Это стало особенно важным атрибутом святого Феодора. Он был принят крестоносцами в качестве своего покровителя.

Святилище святого было основано в Евхайте, возможно, на месте его рождения, и агиографы на протяжении многих лет развивали легенды о его жизни и мученичестве. Более поздние дополнения к истории, между 8 и 10 веками, рассказывают о драконе, терроризировавшем район вокруг Амасеи, которого он смог победить с помощью креста. К тому времени Амасея находилась в районе, подверженном нападениям мародерствующих варваров, против которых, как утверждается, заступился святой. Его святилище продолжали посещать примерно до 1100 года, хотя к тому времени этот район был оккупирован арабами.

В западном христианстве его обычно называют «Теодор Амасейский» из древнего города в Понте где он принял мученическую смерть. Иногда его называют «Теодор Эухайта» из того места, где он, возможно, родился и куда его тело перенесли, и где его святыня была возведена позже. В восточном христианстве он чаще известен как Теодор Терон, «Феодор Рекрут».

Между ним и св. Феодором Стратилатом из Гераклеи, которого также иногда называют имели святыню в Евхайте, но на самом деле святыня последней находилась в Евханее. Его "жизни" перечислены в Bibliotecha Hagiographica Graeca 1760-1773 гг.

Святой Теодор как истребитель драконов

Фреска Йыланлы Килисе, изображающая святых Феодора и Георгия, убивающих дракона Святые Теодор и Георгий показаны сбоку бок о бок как конные герои. Теодор убивает дракона, а Джордж - врага-человека. Монастырь Святой Екатерины, Синай, IX или X век

Иконография всадника с копьем, побеждающего зло, была широко распространена на протяжении всего христианского периода. Иконографические изображения святого Феодора как истребителя драконов датируются уже VII веком, определенно началом X века (самое древнее достоверное изображение Феодора, убивающего дракона, находится в Ахтамаре, датируется примерно 920 годом).. Сообщается, что Теодор уничтожил дракона около Эухайты в легенде не моложе конца IX века. Самое раннее изображение святого Феодора в виде всадника (названное по-латыни) датируется Виникой, Северная Македония, и, если оно подлинное, датируется VI или VII веком. Здесь Теодор не убивает дракона, а держит знамя дракона.

«Христианизацию» фракийского всадника можно проследить до каппадокийских пещерных церквей Гереме, где на фресках 10 века изображены воинские святые верхом на конях, противостоящие змеям с одной, двумя или тремя головами. Один из самых ранних примеров - церковь, известная как Маврукан 3 ([tr ]), обычно датируемая 10 веком, которая изображает двух «священных всадников», противостоящих двум змеям, обвившимся вокруг дерева, в поразительная параллель со стелой Диоскуры, за исключением того, что всадники теперь атакуют змею на «дереве жизни» вместо кабана. По крайней мере, в этом примере, кажется, есть две змеи с отдельными головами, но в других примерах Каппадокии 10-го века есть многоцефальные змеи. Плохо сохранившаяся настенная живопись в Йыланлы Килисе [tr ] («Змеиная церковь»), на которой изображены двое святых Теодор и Георгий, атакующие дракона, ориентировочно датируется 10 веком или, альтернативно, даже серединой. 9-е. Аналогичный пример, но с изображением трех святых-всадников, Деметрия, Феодора и Георгия, взят из часовни "Зоодохос Пиги" в центральной Македонии в Греции, в префектуре Килкис, недалеко от современной деревни Колхида, датируется до IX или X веков.

Изображение Феодора в виде конного истребителя драконов в XII веке встречается на четырех панелях мукарна в нефе Палатинской капеллы в Палермо.

Мотив дракона был перенесен в легенду о Георге из его товарища воина-святого, святого Феодора Тиро. Передача иконографии дракона от Теодора, или Теодора и Георгия как «Диоскуроя» к Джорджу, впервые стала ощутимой в начале 11 века. Самые древние изображения святого Георгия, сражающегося со змеем, до сих пор находятся в Каппадокии, в частности, изображение в церкви Святой Варвары, Соганх (датировано 1006 или 1021 годом). 103>

Почитание

Святой Феодор стал особенно важным в Восточной Православной Церкви, где его культ широко распространился. Первая посвященная ему церковь в Константинополе была построена в 452 году, и в итоге у него было 15 церквей в этом городе. Он был известен в Сирии, Палестине и Малой Азии. Ему посвящены многие церкви Восточной Православной церкви. В древнейших грузинских надписях Бир-эль-Кутта он упоминается дважды.

В Италии он был изображен мозаикой в ​​апсиде церкви СС. Косма и Дамиан в Риме (датировано около 530 г.), а к следующему столетию у него была собственная церковь у подножия Палатина, круглая по форме. Люди приносили своих больных детей в его храм, как в асклепион, или храм исцеления. Эта церковь Сан-Теодоро была сделана Папой Феликсом IV как коллегиальная, а Папой Иоанном Павлом II в 2000 году была передана в распоряжение православной церкви в Риме. Он был открыт в 2004 году.

Он стал первым покровителем Венеции. Часовня дожа была посвящена ему до тех пор, пока в 9 веке Венеция не пожелала освободиться от влияния Византии, и ему наследовал святой Марк (см. Следующий раздел: Святые Феодор и Венеция).

Он не был популярен в Северной Европе за пределами Италии. Однако Шартрский собор во Франции имеет витраж с серией из 38 панелей, посвященных святому Феодору, которые датируются 13 веком.

Галерея

Иконография и праздники

В мозаиках и на иконах он чаще всего изображается в военной форме VI века, но иногда и в гражданской или придворной одежде. На коне он всегда в военной форме, возможно, копьем дракона, и часто в сопровождении Святого Георгия. И он, и Святой Теодор Стрателат изображен с густыми черными волосами и острой бородой (обычно одно очко для Теодора Тирона. и два очка для стратилатов).

В Восточной церкви святой Феодор Амасейский празднуется 8 февраля или 17 февраля или в первую субботу Великого поста. В западной церкви его дата была 9 ноября, но после Второго Ватиканского Собора и с 1969 года его литургии больше не чествуют, за исключением некоторых местных календарей.

Мощи святого были широко распространенный. Говорят, что в XII веке его тело было перенесено в Бриндизи, и там он почитается как покровитель; его голова, как говорят, хранится в Гаэте.

Его встреча с драконом была передана более почитаемому Святому Георгию.

Двум Святым Феодорам

Возникло множество противоречивых легенд о жизни и мученической смерти святого Феодора, так что, чтобы придать некоторую последовательность в рассказы, кажется, что предполагалось, что должны были быть два разных святых, святой Феодор Тирон Амасейский и св. Феодор Стратилат из Гераклеи.

Между этими двумя святыми существует большая путаница, и иногда говорят, что у каждого из них был святилище в Евхайте на Понте. Фактически святыня существовала до того, как между этими двумя святыми было проведено какое-либо различие. Отдельная святыня Стрателата находилась в Евханее, в другом месте. Их отличили как минимум к 9 веку. Однако сейчас общепринято, по крайней мере на западе, что на самом деле был только один святой Теодор. Ипполит Делехай писал в 1909 году, что существование второго Теодора не было исторически установлено, а Уолтер в В 2003 году писали, что «Стратилат, несомненно, выдумка».

Было несколько церквей, посвященных обоим святым, Теодору Тирону и Теодору Стратилату. Например, в Добарско и в Серре, в монастыре Куприану в Константинополе и в Пергаме.

Святого Феодора и Венеции

Святой Феодор был покровитель Венеции до того, как мощи святого Марка были (по традиции) привезены в город в 828 году. Первоначальная часовня дожа была посвящена святому Феодору, однако после перевод мощей Святого Марка, он был заменен церковью Святого Марка.

Есть некоторые сомнения, был ли этот первый покровитель Венеции святым Феодором Амасейским или святым Феодором Стратилатом, но Отто Демус в 1960 году в своей авторитетной книге «Церковь Сан-Марко в Венеции» положительно заявил, что он был святым святым. Теодор Стратилат из Гераклеи, за ним следует Фенлон. Однако в своей более поздней книге о мозаиках Сан-Марко (1984) Отто Демус указывает, что ни одна из мозаик XII века, на которых изображен святой Теодор, не упоминает больше, чем его имя, и предполагается, что он, возможно, стал покровителем город раньше двух святых отличились. На самом деле венецианцы, похоже, никогда не делали различий между разными святыми Феодором. Ни одна из мозаик Базилики Святого Марка (в Венеции) не изображает его в военной форме.

В Константинополе было 15 церквей, посвященных святому Феодору, греческому святому, особо почитаемому Восточной церковью. Первоначально Венеция была подчиненным городом Восточной Римской империи, и венецианцы видели в Святом Феодоре символ своего подчинения Константинополю. Принятие святого Марка их покровителем помогло установить их независимость.

Скульптура Святого Феодора в Венеции

Новая церковь Святого Марка была построена между старой часовней Святого Теодора и Дворцом дожей. Когда это было расширено и перестроено в конце 11 века, часовня Святого Теодора исчезла при перестройке. Сегодня за церковью Святого Марка находится небольшая часовня, посвященная святому Феодору, но она была построена только в 1486 году (позже она была занята инквизицией в Венеции).

Две византийские колонны на площади Пьяццетта в Венеции были установлены вскоре после 1172 года. На восточной колонне изображено странное животное, представляющее крылатого льва Святого Марка. Статуя святого Феодора была помещена на западную колонну в 1372 году, но это не та статуя, которую сейчас можно увидеть там, она представляет собой композицию из нескольких фрагментов, в том числе античных, в том числе крокодила, изображающего дракона., и был помещен здесь во второй половине 15 века.

Известные реликвии святого Феодора были взяты из Месембрии венецианским адмиралом в 1257 году и после того, как были впервые помещены в венецианскую церковь в Константинополе, были привезены в Венецию в 1267 году. Они были помещены в церкви Сан-Сальваторе.

Святой Феодор Суббота

Блюдо колыва, типа освященного в Святой Феодор Суббота.

Православная церковь и те восточно-католические церкви, которые следуют византийскому обряду, отмечают чудо, приписываемое св. Теодор Тайро в первую субботу Великого поста. По окончании Литургии Преждеосвященных в пятницу вечером (поскольку литургически день начинается на закате) особый канон преподобному Феодору, составленный преподобным Иоанном Поется Дамаск. Затем священник благословляет колыву (вареную пшеницу с медом и изюмом), которую раздают верующим в память о следующем чуде, сотворенном преподобным Феодором в первую субботу Великого поста:

Через пятьдесят лет после смерти святого Феодора император Юлиан Отступник (361-363) приказал правителю Константинополя в течение первой недели Великого поста разбрызгать всю провизию в рынок с кровью, предложенной языческим идолам, зная, что люди будут голодны после строгого поста первой недели. Таким образом, он заставлял христиан по незнанию есть пищу, «загрязненную» (с христианской точки зрения) кровью идолопоклонства. Святой Феодор явился во сне архиепископу Константинопольскому Евдоксию, повелев ему сообщить всем христианам, что никто не должен ничего покупать на рынке, а лучше сварить пшеницу, которая у них дома, и съесть ее. подслащенный медом.

После службы колыву раздают всем присутствующим и после причастия и антидорон это первая еда, которую съедают после строгого голодание первой недели.

См. Также

Ссылки

Упомянутые книги

  • Книга Святых (словарь служителей Бога, канонизированная католической церковью), составленная бенедиктинскими монахами аббатства Святого Августина, Рамсгейт (6-е издание, revised rest, 1989).
  • Батлер Жития святых (первоначально составлен Ревдом Албаном Батлером 1756/59), Том II (февраль) и XI (ноябрь), исправленное издание 1926/38, новое издание 1995 г. полное издание.
  • Delaney, John J: Dictionary of Saints (1982).
  • Hippolyte Delehaye : Les Legendes Grecques des Saints Militaires (Paris 1909).
  • Demus, Otto : Церковь Сан-Марко в Венеции (Вашингтон, 1960).
  • Демус, Отто: Мозаики Сан-Марко в Венеции (4 тома) 1 Одиннадцатый и двенадцатый века - Текст (1984).
  • Фермер, Дэвид: Оксфор d Словарь святых (4-е издание, 1997 г.).
  • Гротовский, Петр Л.: Оружие и доспехи святых-воинов: традиции и нововведения в византийской иконографии (843–1261) (Лейден: Brill, 2010).
  • Оксфордский спутник года (Бонни Блэкберн и Леофранк Холфорд-Стивенс) (Оксфорд, 1999).
  • Уолтер, Кристофер: Святые-воины в византийском искусстве и традициях (2003)

Статьи

  • Б. Fourlas, "Eine frühbyzantinische Silberschale mit der Darstellung des heiligen Theodor", Jahrbuch des Römisch-Germanischen Zentralmuseums Mainz 55, 2008 [2011], стр. 483–528 (по иконографии до иконоборчества).

Примечания

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Феодором Амасейским.
Последняя правка сделана 2021-06-11 08:10:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте