Косара или Коссара была болгарской дворянкой, родственницей царя Самуила Болгарского, которая была замужем за князем Йованом Владимиром из Дукля.
Византийский историк XI века Иоанн Скилиц называет ее дочерью царя Самуила Болгарского, но аннотации к Скилицу Михаила Дуклийского исправляют это, добавляя, что ее отца звали Феодоретос. Б. Прокич, первый редактор рукописи (Codex Vindobonensis hist. Gr. 74), содержащей аннотации, неправильно перевел примечание и исправил имя отца на Теодора, тем самым дав Косаре имя Теодора Косара, по которому она часто известна в современной научной литературе. Современные исследования предполагают, что Феодорет, в остальном не подтвержденный свидетельствами, мог быть сыном Иоанна Хризелиоса, магната Диррахия и тестя Самуила.
Косара был женат ок. 1000 г. с Йованом Владимиром, князем Дукля, который был разбит и взят в плен царем Самуилом. Устная традиция, записанная в XII веке в Хрониках священника Дукля, превращает брак в романтическую сказку о том, как Косара посетил Владимира в его тюремной камере, в конце концов влюбился и попросил жениться на нем..
История Владимира и Косары - сюжет одной из самых романтических сказок ранней черногорской литературы; Вот описание встречи Владимира и Косары в Хрониках:
Было так, что дочь Самуила, Коссара, была вдохновлена и вдохновлена блаженной душой. Она подошла к отцу и попросила разрешения спуститься со своими служанками и вымыть головы и ноги пленным в цепях. Ее отец исполнил ее желание, поэтому она спустилась и выполнила свою хорошую работу. Заметив среди пленных Владимира, она была поражена его красивой внешностью, его смирением, мягкостью и скромностью, а также тем, что он был исполнен мудрости и познания Господа. Она остановилась, чтобы поговорить с ним, и его речь показалась ей слаще меда и сот.
Итак, Косара влюбилась в красивого пленника и умоляла отца о его руке. Самуил, завоевавший земли, хотел привязать к себе новых подданных более сердечным образом, а не только силой. Он разрешил брак, вернул Дукля своему новому зятю и, кроме того, отдал ему всю территорию Диррахиума, чтобы управлять ими с этого момента, поскольку его вассал.
У Косары и Йована Владимира была дочь, который женился на Стефане Воиславе, принце Зеты.
Царь Самуил умер в 1014 году, и ему наследовал его сын Гаврил Радомир, но его правление было коротким: его двоюродный брат Иван Владислав убил его в 1015 году и правил вместо него. Владислав считал, что укрепит свои позиции, если уничтожит всю семью Самуила, по этой причине он замышлял убийство Йована Владимира. Таким образом, новый царь послал к нему гонцов, чтобы потребовать его присутствия в Преспе, но Владимир не хотел покидать свою землю; даже после многих последующих обещаний Владислава и клятв о том, что он не причинит ему вреда. Наконец, Владислав прислал ему золотой крест со своим залогом, на что Владимир ответил:
Мы верим, что Господь наш Иисус Христос, умерший за нас, был подвешен не на золотом кресте, а на деревянном. Поэтому, если и ваша вера, и ваши слова верны, пошли мне деревянный крест в руки религиозных людей, тогда, в соответствии с верой и убеждением Господа Иисуса Христа, я буду иметь веру в крест животворный и святой. дерево. Я приду.
Два епископа и отшельник пришли к Владимиру, подарили ему деревянный крест и подтвердили, что царь дал на него залог. Владимир поцеловал крест, собрал несколько последователей и отправился в Преспу. Прибыв туда, он пошел в церковь помолиться. Когда он вышел из церкви, его сразили солдаты Владислава и обезглавили, все время держа в руках крест; это было 22 мая 1016 года.
Йован Владимир был похоронен в Преспе, в той же церкви, перед которой он был замучен. Вскоре после смерти он был признан мучеником и святым.
Через два или три года после похорон Йована Владимира Косара перевез его останки в Дукля. Она похоронила его возле двора в Краине, в церкви монастыря Пресвятой Богородицы Богородицы. Косара больше не выходила замуж; по ее воле она была похоронена в этой же церкви, у ног мужа.
| title =
()