Феодора (6 век)

редактировать

Августа
Феодора
Августа
Феодора мозаика - Базилика Сан-Витале (Равенна) v2.jpg Изображение Феодоры с современной портретной мозаики в базилике Сан-Витале, Равенна
Императрица из Византийской Империи
Правление4 апреля 527 г. - 28 июня 548 г.
Коронация 4 апреля 527 г.
ПредшественникЮфимия
ПреемницаСофия
Родиласьок. 500
Умер28 июня 548 г. (48 лет). Константинополь
ПогребениеЦерковь Святых Апостолов
СупругаЮстиниан I
Династия Юстиниан
РелигияМиафизитизм

Феодора (; греч. : Θεοδώρα; ок. 500-28 июня 548) Восточно-римская императрица в браке с императором Юстинианом. Она стала императрицей после восшествия на престол Юстиниана в 527 году и была одним из его главных советников, хотя и имела скромное происхождение. Вместе со своим супругом Феодора является святой в Восточной Православной Церкви и в Восточной Православной Церкви, память которых отмечается 14 ноября и 28 июня соответственно.

Содержание

  • 1 Историография
  • 2 Ранние годы
  • 3 Правление императрицей
    • 3.1 Беспорядки в Нике
    • 3.2 Дальнейшая жизнь
  • 4 Религиозная политика
  • 5 Смерть
  • 6 Длительное влияние
  • 7 Медийные образы
    • 7.1 Искусство
    • 7.2 Книги
    • 7.3 Кино
    • 7.4 Театр
    • 7.5 Видеоигры
    • 7.6 Музыка
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Историография

Основными историческими источниками ее жизни являются труды ее современника Прокопия. Историк предложил три противоречивых образа императрицы. Войны Юстиниана, завершившиеся в основном в 545 году, изображают мужественную и влиятельную императрицу, спасшую трон Юстиниану.

Позже он написал Тайную историю, которая сохранилась только в одной рукописи, предполагая, что она не была широко прочитана в византийскую эпоху. Работа иногда интерпретировалась как выражающая глубокое разочарование в императоре Юстиниане, императрице и даже в его покровителе Велизарии. Юстиниан изображен жестоким, продажным, расточительным и некомпетентным; что касается Феодоры, то читателю дается подробное изображение пошлости и секса с несовершеннолетними в сочетании с проницательной и расчетливой подлостью; Прокопий даже утверждает, что оба являются демонами, чьи головы покидают свои тела и бродят по дворцу ночью. С другой стороны, ученые, сведущие в политической риторике той эпохи, рассматривали эти утверждения из Тайной истории как шаблонные выражения в рамках традиции инвектив.

«Здания Юстиниана» Прокопия, написанные примерно в то же время, что и «Тайная история», - это панегирик, который изображает Юстиниана и Феодору как благочестивую пару и представляет особенно лестную изображения их. Помимо благочестия, ее красота восхваляется традиционным языком риторической формы текста. Хотя Феодора была мертва, когда эта работа была опубликована, Юстиниан был жив и, возможно, заказал эту работу.

Ее современник Иоанн Эфесский пишет о Феодоре в своей книге «Жития восточных святых» и упоминает о ней. внебрачная дочь.

Другие историки представили дополнительную информацию о ее жизни. Феофан Исповедник упоминает о некоторых семейных отношениях Феодоры с фигурами, не упомянутыми Прокопием. Виктор Тонненненсис отмечает ее родственные связи со следующей императрицей, Софией.

Михаилом Сирийским, Хроники 1234 и Бар-Гебрей Место ее происхождения в городе Даман, недалеко от Каллиникос, Сирия. Они противоречат Прокопию, делая Феодору дочерью священника, с самого рождения обучавшегося благочестивым практикам миафизитства. Это поздние миафизитские источники, в которых упоминается ее изображение среди членов их веры. Миафизиты склонны рассматривать Феодору как одну из своих, и эта традиция, возможно, была изобретена как способ улучшить ее репутацию, а также противоречит тому, что говорит современный историк миафизитов Иоанн Эфесский. Таким образом, эти рассказы обычно игнорируются в пользу Прокопия.

Ранние годы

Феодора, по словам Майкла Гранта, была кипрско-греческого происхождения. Есть несколько указаний на ее возможное место рождения. Согласно Михаилу Сиринскому, ее место рождения было в Маббуге, Сирии ; Никифор Каллист Ксантопулос называет Феодору уроженкой Кипра., в то время как Patria, приписываемый Георгию Кодину, утверждает, что Феодора происходила из Пафлагонии. Она родилась c. 500 г. н.э. Ее отец, Акакий, был дрессировщиком медведей ипподрома Зеленой фракции в Константинополе. Ее мать, имя которой не записывается, была танцовщицей и актрисой. У ее родителей было еще две дочери, старшая по имени Комито и младшая Анастасия. После смерти отца, когда Феодоре было четыре года, ее мать привела своих детей в гирляндах на ипподром и представила их просителями Синей фракции. С тех пор Феодора будет их сторонницей.

Согласно Прокопию (в его «Тайной истории») Феодора последовала примеру своей сестры Комито с раннего возраста и работала в константинопольском борделе, обслуживая клиентов с низким статусом; позже она выступала на сцене. Феодора, по словам Прокопия, сделала себе имя своим непристойным изображением Леды и Лебедя. Работа актрисы в то время включала как «неприличные выставки на сцене», так и предоставление сексуальных услуг за кулисами. За это время она встретила будущую жену Велизария, Антонину, которая стала частью женского двора во главе с Феодорой.

В возрасте 16 лет Феодора отправилась в Северную Африку в качестве наложницы сирийского чиновника по имени Гецебол, когда он отправился в ливийский Пентаполис в качестве губернатора. Она пробыла с ним почти четыре года, прежде чем вернуться в Константинополь. Брошенная и подвергшаяся жестокому обращению Гецеболом, на обратном пути в столицу Византийской империи, она на время поселилась в Александрии, Египте. Некоторые предполагают, что она встретила Патриарха Тимофея III в Александрии, который был миафизитом, и, возможно, в то время она обратилась в миафизитское христианство. Из Александрии она отправилась в Антиохию, где встретила танцовщицу синей фракции, Македонию, которая, возможно, была осведомителем Юстиниана.

. Когда Юстиниан хотел жениться на Феодоре, он не мог: a Римское право с времен Константина запрещало кому-либо сенаторскому рангу жениться на актрисах. В 524 году Юстин принял новый закон, согласно которому реформированные актрисы могли после этого вступать в законный брак вне своего ранга, если это будет одобрено императором. В том же законе говорилось, что дочери этих актрис также могут свободно выходить замуж за мужчину любого ранга, что позволило бы ее внебрачной дочери (имя которой было утеряно) выйти замуж за одного из предыдущих императоров Анастасий ' родные. В ближайшем будущем Юстиниан женился на Феодоре.

Править как императрица

Изображение Юстиниана с современной портретной мозаики в Базилике Сан-Витале, Равенна

Когда Юстиниан вступил на престол в 527 году, через два года после свадьбы Феодора была коронована Августой и стала императрицей Восточной Римской империи. Она разделяла его планы и политические стратегии, участвовала в государственных советах, и Юстиниан называл ее своим «партнером в моих обсуждениях». У нее был свой двор, своя официальная свита и своя императорская печать.

Она часто присутствовала при дворе Императора и даже независимо при дворе, когда Император был нездоров. Ей было поручено хранить его имперскую печать, подразумевая, что ее прочтение и согласие были необходимы, прежде чем любой документ или приказ получил юридическую силу. Император узнал ее мнение по большинству вопросов, прежде чем отдавать приказы. Среди других восточных римских императриц, которые внушали такую ​​преданность своему мужу, была племянница Феодоры София.

Беспорядки в Нике

Теодора показала себя достойным и способным лидером во время бунтов в Нике. В Империи были две соперничающие политические фракции, синие и зеленые, которые подняли бунт в январе 532 года во время гонки колесниц на ипподроме. Беспорядки были вызваны множеством недовольств, некоторые из которых были вызваны действиями Юстиниана и Феодоры.

Мятежники подожгли многие общественные здания и провозгласили нового императора, Ипатия, племянником бывшего императора Анастасия I. Не в силах контролировать толпу, Юстиниан и его чиновники приготовились бежать. На заседании правительственного совета Феодора высказалась против покидания дворца и подчеркнула значение того, кто умер как правитель, вместо того, чтобы жить в изгнании или скрываться, якобы сказав: «Королевский пурпур - самый благородный саван».

Поскольку император и его советники все еще готовили свой проект, Теодора прервала их и заявила:

«Милорды, настоящий случай слишком серьезен, чтобы позволить мне следовать условию, согласно которому женщина не должна говорить в совет человека. Те, чьим интересам угрожает чрезвычайная опасность, должны думать только о самом разумном образе действий, а не о условностях. На мой взгляд, бегство - это неправильный курс, даже если он должен привести нас к безопасности. Это невозможно для человека, рожденного в этом мире, не для того, чтобы умереть; но для того, кто правил, невыносимо быть беглецом. Пусть я никогда не буду лишен этой пурпурной одежды и пусть я никогда не увижу того дня, когда те, кто меня встречает, Не называй меня императрицей. Если хочешь спасти тебя Сам, милорд, нет никаких трудностей. Мы богаты; там море, а там корабли. Но подумайте на мгновение, не променяете ли вы однажды убежище в безопасное место с радостью на смерть. Что касается меня, то я согласен с пословицей, что королевский пурпур - это благороднейший саван ».

Ее решительная речь убедила всех, включая самого Юстиниана, который готовился к бегству. В результате Юстиниан приказал своим верным войскам, во главе с офицерами Велизарием и Мундусом, чтобы напасть на демонстрантов на ипподроме, убив (по данным Прокопия) более 30 000 мятежников. Несмотря на его заявления о том, что он неохотно был назван императором Толпа, Гипатий также был казнен, по-видимому, по настоянию Феодоры.

Интерпретации, согласно которым Юстиниан никогда не забывал, что именно Феодора спасла его трон, зависят от того, рассматривая рассказ Прокопия как прямой отчет, а не как опровержение. Юстиниана, подразумевая, что он был более труслив, чем его жена. Формулировка ее знаменитой речи была придумана Прокопием, изменив термин «тирания» с древней поговорки на «королевский пурпур», что, вероятно, отражает желание Прокопия связать Юстиниана с древние тираны.

Более поздняя жизнь

После восстания в Нике Юстиниан и Феодора перестроили и реформировали Константинополь и сделали его самым великолепным городом, который мир видел за столетия, построив или восстановив акведуки, мосты и более двадцати пяти церкви. Самым большим из них является Собор Святой Софии, который считается воплощением византийской архитектуры и одним из архитектурных чудес света.

Теодора была щепетильна в отношении церемонии суда. Согласно Прокопию, императорская чета заставляла всех сенаторов, включая патрициев, падать ниц перед ними всякий раз, когда они входили в их присутствие, и давала понять, что их отношения с гражданским ополчением были отношениями господ и рабов.

Даже правительственные чиновники не могли подойти к императрице, не затратив много времени и усилий. С ними обращались как со слугами, и их заставляли ждать в маленькой душной комнате бесконечно долго. По прошествии многих дней некоторые из них, наконец, могли быть вызваны, но, войдя в ее присутствие в большом страхе, они очень быстро удалились. Они просто выказывали свое уважение, лежа лицом вниз и касаясь губами подъема каждой из ее ног; не было возможности выступить или обратиться с какой-либо просьбой, если она не попросила их об этом. Правительственные чиновники впали в рабское состояние, и она была их рабом-наставницей.

Они также тщательно контролировали магистратов, гораздо больше, чем предыдущие императоры, возможно, чтобы уменьшить бюрократическую коррупцию.

Теодора также создала свои собственные центры силы. евнух Нарсес, который в старости превратился в блестящего полководца, был ее близким союзником, как и префект преторианца Питер Барсимес. Иоанн Каппадокиец, главный сборщик налогов Юстиниана, был признан ее врагом из-за его независимого и большого влияния и был сбит заговором, разработанным Феодорой и Антониной. Она занималась сватовством, создавая сеть союзов между старыми державами, представленными семьей императора Анастасия и ранее существовавшей знатью, и новой, которая принадлежала Юстиниану и ее родственникам. Согласно Секретной Истории, она пыталась выдать своего внука Анастасия замуж за Иоаннину, дочь и наследницу Велизария и Антонины, против воли ее родителей, хотя пара в конечном итоге полюбила друг друга. Предполагается, что браки ее сестры Комито с генералом Ситтасом и ее племянницы Софии с племянником Юстиниана Юстином II, который унаследует трон, были спланированы пользователя Theodora.

Феодора участвовала в правовых и духовных реформах Юстиниана. В романе 8.1 (535 г. н.э.) она публично признана создателем антикоррупционного законодательства, и провинциальные чиновники должны были принести присягу ей, а также императору.

Ее участие в помощи обездоленным женщинам было значительным, поскольку она «была известна тем, что покупала девушек, которые были проданы в проституцию, освобождая их и обеспечивая их будущее». Она закрыла бордели и объявила сутенерство уголовным преступлением. Она создала монастырь на азиатской стороне Дарданелл, названный Метанойя (Покаяние), где бывшие проститутки могли содержать себя. «Тайная история» Прокопия поддерживала что вместо того, чтобы предотвратить принудительную проституцию (как в Buildings 1.9.3ff), Теодора, как говорят, «собрала» 500 проституток, заключив их в монастырь. Они пытались избежать «нежелательной трансформации», перепрыгивая через стены (Ш 17). С другой стороны, Джон Малалас, его коллега-хронист, писал, что она «освободила девушек от гнета их жалкого рабства». Спустя столетие Иоанн из Никиу заметил его положительное влияние, отметив, что Феодора «положила конец проституции женщин и отдала приказ изгнать их отовсюду».

Законодательство Юстиниана также расширило права женщин при разводе и владении имуществом, ввело смертную казнь за изнасилование, запретило разоблачение нежелательных младенцев, предоставило матерям некоторые права опеки над своими детьми и запретило убийство жены, совершившей прелюбодеяние. Хотя ее конкретное участие в этих правовых реформах не зафиксировано, Прокопий в книге «Войны» упомянул, что она была естественным образом склонна помогать женщинам в несчастьях, и, согласно «Тайной истории», она защищала интересы жен, когда их мужья обвиняли их в прелюбодеянии (Ш. 17).

Религиозная политика

Святая Феодора
Мозаика Феодоры - Базилика Сан-Витале (Равенна, Италия).jpg Императрица Феодора и служители (мозаика из Базилики Сан-Витале, 6 век)
Императрица
Почитается вВосточном Православная церковь. Восточный католицизм. Восточная православная церковь
Главный святыня Церковь Святых Апостолов, Константинополь современные дни Стамбул, Турция
Праздник 14 ноября в Восточной Православной Церкви, 28 июня в Сирийской Православной Церкви
Атрибуты Императорское облачение

Феодора работала против поддержки мужа Халкидонское христианство в непрекращающейся борьбе за преобладание каждой фракции. В результате ее обвинили в разжигании ереси и тем самым подорвали единство христианского мира.

. Несмотря на то, что Юстиниан был халкидонцем, Феодора основала миафизитку в Сикае и предоставил убежище во дворце лидерам миафизитов, столкнувшимся с противодействием большинства халкидонских христиан, таких как Северус и Антимус. Антимус был назначен Константинопольским Патриархом под ее влиянием, и после приказа об отлучении он был скрывался в покоях Феодоры в течение двенадцати лет, до ее смерти. Когда халкидонский патриарх Ефрем спровоцировал жестокое восстание в Антиохии, восемь миафизитских епископов были приглашены в Константинополь, и Феодора приветствовала их и разместила их в дворце Гормисдас, примыкающем к Большой дворец, который был собственным жилищем Юстиниана и Феодоры до того, как они стали императором и императрицей.

В Египте, когда Тимофей III умер, Феодора заручилась помощью Диоскора, префекта Августа, и Аристомаха, герцога Египта, чтобы облегчить интронизацию ученика Северуса, Феодосий, тем самым перехитрив своего мужа, который намеревался халкидонским преемником в качестве патриарха. Но Папа Феодосий I Александрийский, даже с помощью имперских войск, не смог удержаться в Александрии против халкидонских последователей Юстиниана. Когда он был сослан Юстинианом вместе с 300 миафизитами в крепость Делк во Фракии, Теодора спасла его и привела во дворец Ормисдас. Он жил под ее защитой, а после ее смерти в 548 году - под Юстинианом.

Когда Папа Сильверий отказался от требования Феодоры снять анафему Папы Агапета I с Патриарха Антимуса, она отправил Велизарию инструкции, чтобы найти предлог для устранения Сильвериуса. Когда это было выполнено, на его место был назначен Папа Вигилий .

В Нобате, к югу от Египта, жители были обращены в миафизитское христианство около 540 года. Юстиниан решил, что они должны быть обращены в халкидонскую веру, и Феодора в равной степени решила, что они должны быть миафизитами.. Юстиниан устроил так, чтобы халкидонские миссионеры из Фиваиды отправились с подарками Силко, королю нобатев. Но, услышав это, Феодора подготовила собственных миссионеров и написала герцогу Фиваидскому, что он должен задержать посольство ее мужа, чтобы миссионеры миафизитов прибыли первыми. Герцог оказался достаточно хитрым, чтобы помешать спокойному Юстиниану вместо неумолимой Феодоры. Он позаботился о том, чтобы халкидонские миссионеры задержались. Когда они в конце концов достигли Силко, их отправили прочь, потому что нобаты уже приняли миафизитское кредо Феодосия.

Смерть

Смерть Феодоры записана Виктором Тонненским, причина неизвестна, но используемые греческие термины часто переводятся как «рак. " Это было 28 июня 548 года в возрасте 48 лет. Более поздние сообщения часто связывают смерть с раком груди, хотя это не было идентифицировано как таковое в первоначальном отчете, где, вероятно, упоминалось использование термина «рак» до «нагноившейся язвы или злокачественной опухоли». Другие источники сообщают, что она умерла в 51 год. Ее тело было похоронено в церкви Святых Апостолов в Константинополе. Во время шествия в 559 году Юстиниан посетил ее гробницу и зажег свечи.

И Феодора, и Юстиниан представлены в мозаиках, которые существуют по сей день в базилике Сан-Витале из Равенна, Италия, которая была завершена за год до ее смерти.

Продолжительное влияние

Миафизиты считали ее влияние на Юстиниана настолько сильным, что после ее смерти, когда он работал над установлением гармонии между монофизитами и халкидонскими христианами в Империи, и сохранял свое Пообещав защитить свое маленькое сообщество беженцев-монофизитов во дворце Хормисдас, миафизиты подозревали, что память Феодоры является движущим фактором. Феодора оказала большую политическую поддержку служению Иакова Барадея, а также, очевидно, личную дружбу. Диль приписывает современное существование якобитского христианства в равной степени Барадею и Феодоре.

Ольвия в Киренаике переименовала себя в Теодориас в честь Феодоры. (Это было обычным явлением, когда древние города переименовывали себя в честь императора или императрицы.) Город, который теперь называется Каср Ливия, известен своими великолепными мозаиками VI века.

Медийные изображения

Сары Бернар в главной роли Теодоры Сарду в 1884 году

Искусство

  • В произведении Ужин декорации для Феодоры.

Книги

Фильм

Театр

Видеоигры

Music

  • Прогрессивная рок-группа Big Big Train поет о самой Феодоре и мозаиках Феодоры и Юстиниана в Равенне в песне "Theodora in Green and Gold" на их альбоме 2019 года Grand Tour

Notes

Ссылки

  • Hans- Георг Бек: Kaiserin Theodora und Prokop: der Historiker und sein Opfer. Мюнхен 1986, ISBN 3-492-05221-5.
  • Хеннинг Бёрм: Прокопий, его предшественники и происхождение анекдоты: антимонархический дискурс в позднеантичной историографии. В: Хеннинг Бёрм (ред.): Антимонархический дискурс в античности. Штутгарт 2015, стр. 305–346.
  • Джеймс А. С. Эванс: Императрица Феодора. Партнер Юстиниана. Остин 2002.
  • Джеймс А. С. Эванс: Игра за власть в Византии. Антонина и императрица Феодора. Лондон 2011.
  • Линда Гарланд: Византийские императрицы: женщины и власть в Византии, 527–1204 гг. Лондон, 1999.
  • Хартмут Леппин: Теодора и Юстиниан. В: Hildegard Temporini-Gräfin Vitzthum (ред.): Die Kaiserinnen Roms. Фон Ливия бис Теодора. Мюнхен, 2002, стр. 437–481.
  • Миша Мейер: Zur Funktion der Theodora-Rede im Geschichtswerk Prokops (BP 1,24,33-37). В: Rheinisches Museum für Philologie 147 (2004), стр. 88 и сл.
  • Дэвид Поттер: Теодора. Актриса, Императрица, Св. Oxford 2015, ISBN 978-0-19-974076-5.
  • Прокопий, Тайная история в Интернете, средневековый справочник
  • Прокопий, Тайная история в Лаке Курций

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с императрицей Феодорой (6 век).
Королевские титулы
Предшественник. Евфимия Византийская императрица. 527–548Преемник. София
Последняя правка сделана 2021-06-11 08:05:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте