Теодор ван Тулден (1606–1212 гг.) Июль 1669 г.) был живописцем, рисовальщиком и гравером из Хертогенбоса. Он в основном известен своими запрестольными образами, мифологическими сюжетами, аллегорическими произведениями и портретами. Он был активен в Антверпене, где он тренировался, а также в Париже и его родном Хертогенбосе.
Теодор ван Тюльден родился в Хертогенбосе, где он был крещен 9 августа 1606 года в Св. Иоанна как "Диррик". Ван Тулден был старшим из по крайней мере девяти детей, из которых один по имени Франсуа также стал художником. Его отец Якоб Геритс ван Тулден (1575-1630) был мастером по ювелирному делу, но зарабатывал себе на жизнь торговлей тканями. Его мать Хейлвич (Хейлке) ван Мерс была дочерью серебряного мастера Дирка Аэртса ван Моерса. Семья была зажиточной.
Аллегория восстановления мираОколо 1621 года ван Тулден покинул свой родной город и перебрался в Антверпен, где он стал учеником Абрахама ван Блиенберха. Ван Блиенберх был известным портретистом, который ранее работал в Лондоне художником короля Якова I и других придворных. После смерти ван Блиенберха в 1623 году ван Тульден остался в Антверпене. Некоторые искусствоведы предполагают, что в этот период он мог быть учеником или помощником Питера Пауля Рубенса. Другие ставят под сомнение такое ученичество у Рубенса, поскольку стиль ван Тулдена оставался обязанным маньеристским тенденциям до 1630-х годов и изначально не выказывал никакого влияния барочной идиомы Рубенса.
В 1626 году ван Тулден стал мастером в Гильдия Святого Луки Антверпена. Между 1631 и 1633 или 1634 годами он останавливался в Париже, где изучал работы мастеров-маньеристов из школы Фонтенбло. Это исследование укрепило его и без того сильные маньеристские тенденции. Это отражено в серии из 58 гравюр, изображающих путешествия Одиссея, которые он выгравировал примерно в это время. Эти гравюры были сделаны по мотивам картин Приматиччо и Никколо дель Аббате в дворце Фонтенбло в Париже.
Портрет Джозины Копес-Шаде ван Веструм и ее детиВ 1635 году ван Тюльден вернулся в Антверпен, где 24 июля 1635 года он женился на Марии ван Бален, дочери известного антверпенского художника Хендрика ван Балена Старшего (1575-1632) и сестры художники Хендрик Младший и Ян ван Бален. Крестным отцом при крещении его жены был не кто иной, как Питер Пауль Рубенс. У Теодора и Марии был один ребенок, дочь по имени Мария Анна, которая крестилась в Антверпене 7 мая 1636 года и умерла между 1652 и 1669 годами.
С этого времени сотрудничество ван Тульдена с Рубенсом подтверждено документальными свидетельствами.. Сначала он работал над украшениями для 1635 Радостного входа (так называемого «Pompa Introitus») в Антверпен нового губернатора Габсбургских Нидерландов кардинала-инфанта Фердинанда. Рубенс руководил этим проектом и заручился поддержкой своих коллег-художников для выполнения декоративного проекта для этого события. Рубенс придумал общую концепцию декоративных картин, но оставил их выполнение примерно двадцати художникам. Для этого мероприятия ван Тульдену было поручено нарисовать Дугу Меркурия на Синт-Янсбруге и Портик Австрии на Мейрбруге, за что он получил 3500 и 1500 гульденов соответственно. Кроме того, ван Тюльден получил от городского совета Антверпена заказ на создание репродукций произведений искусства и украшений, созданных для Joyous Entry. Они были опубликованы в Pompa Introitus honori serenissimi Principis Ferdinandi Austriaci. Публикация этой работы была отложена из-за того, что Гаспар Гевертс не предоставил подписи к отпечаткам. Работа была напечатана только в 1641 году, и городской совет возместил Ван Тулдену убытки, понесенные в результате задержки публикации.
Аполлон, преследующий нимфу ДафнуРубенс получил в 1636 году заказ от испанского короля Филипп IV Испанский для создания серии мифологических картин для украшения Торре-де-ла-Парада, охотничьего домика короля недалеко от Мадрида. Мифологические сцены, изображенные в сериале, во многом основаны на Метаморфозах из Овидия. Рубенс реализовал этот важный заказ с помощью большого числа художников Антверпена, таких как Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Ян Косьерс, Питер Снайерс, Томас Виллебойртс Босхарт, Ян Бекхорст, Джейкоб Питер Гоуи, Пеэтер Саймонс, Ян Баптист Боррекенс и другие, работавшие по эскизам Рубенса. Ван Тулден также участвовал в этом проекте в качестве соавтора. В Museo del Prado сохранились, по крайней мере, три работы, созданные ван Тулденом для этой серии, в том числе Аполлон, преследующий нимфу Дафну.
Ван Тулден купил в 1636 году свое гражданство города Антверпен, в 1637–1639 годах был начальником часовни Достопочтенной часовни в церкви Св. Иакова. В 1639 г. он был деканом палаты риторики Олийфтак. Он был деканом гильдии святого Луки Антверпенского в год гильдии 1639–1640. Он никогда не представлял счетов за период своего пребывания в должности декана, и его решение покинуть Антверпен в 1643 году могло иметь какое-то отношение к злоупотреблениям, связанным с фондами гильдии. Несмотря на успех, ван Тульден, кажется, регулярно попадал в ужасные бедствия.
Аллегория быстротечности счастья, сотрудничество с Адрианом ван УтрехтомВ 1640 году он получил заказ от своего родного города с-Хертогенбос. создавать политические аллегории для мэрии. В 1643 году Теодор покинул Антверпен и жил в Ойршоте, где он стал гражданином в октябре 1644 года. К 1646 или 1647 году ван Тулден переехал в Хертогенбос.
Ван Тулден продолжал рисовать алтарей и другие заказы для католических покровителей в Южных Нидерландах, а также политические аллегории, многие из которых связаны с Вестфальским миром 1648 года . В период 1648-1651 гг. Он также участвовал в украшении Ораньезала в Huis ten Bosch, Гаага, заказ для Амалии фон Зольмс на в котором работали голландские и фламандские художники, такие как Жерар ван Хонтхорст и Якоб Йорданс. В 1656–1663 годах ван Тюльден разработал для художника по стеклу Жана де Лабарра выкройные доски для трех больших стеклянных окон для часовни Богоматери в соборе Святого Михаила и Святой Гудулы в Брюсселе. Ван Тулден был наставником художника Хендрика ван Балена Младшего.
Теодор ван Тулден умер в Хертогенбосе 12 июля 1669 года.
Ван Тулден писал алтари, мифологические сюжеты, аллегорические произведения и портреты. Первоначально его стиль находился под влиянием маньеризма школы Фонтенбло, но позже он испытал влияние Питера Пауля Рубенса, с которым он часто сотрудничал. Он сыграл важную посредническую роль, привнеся аспекты живописи фламандского барокко в Голландскую республику. Постепенно работы ван Тулдена стали более элегантными, и он эволюционировал в сторону определенного классицизма.
Ван Тулден исследовал портретный жанр и делал групповые портреты важных семей, а также индивидуальные портреты видных людей из местных политических и религиозных кругов. В некоторых из этих работ ван Тулден создал портретный стиль, который включал аллегорические аллюзии и пытался вернуть элегантность и изысканность портретов ван Дейка.
Ван Тулден также специализировался на больших аллегориях с политический посыл. Его мастерство в этой области демонстрируется украшениями, которые он сделал для мэрии Хертогенбоса. Известно, что он написал Справедливость и согласие (1646), Право четырех четвертей округа Мейерий на апелляцию в суд с-Хертогенбос (1647) и Просьба о приеме в Союз (1650 г.). Эти работы до сих пор висят в ратуше. Масляный набросок с аллегорическим изображением включения Хертогенбоса в Союз (Akademie der Bildenden Künste, Вена), вероятно, был более ранним дизайном для аллегорического проекта, который, по-видимому, был отвергнут городскими магистратами.
Церкви в Южных Нидерландах также обращались к нему за алтарями.
Он был способным и продуктивным офортом, создавшим множество оригинальных работ и произведений после других художников.