Театр Польши

редактировать

Как и в других европейских странах, наиболее частая и самая популярная форма театр в Польше - это драматический театр, основанный на существовании относительно стабильных артистических коллективов. Это прежде всего театр режиссеров, которые определяют форму его постановок и внешний вид отдельных сцен. В Польше нет строгого разделения между театральными и кинорежиссерами и актерами, поэтому многие артисты театра известны театралам по фильмам Анджей Вайда, например: Войцех Пшоняк., Даниэль Ольбрыхски, Кристина Янда, Ежи Радзивилович и из фильмов Кшиштофа Кесьлёвского, такие актеры, как Ежи Штур, Януш Гайош и другие.

Наряду со многими видами драматического театра, основу которого составляет литература, в Польше существуют исторические формы театра, в которых устное слово не является самым важным средством выражения, например, визуальный театр, популярный против государственной цензуры, музыкального театра, театра движения и т. д. Не меньшую популярность приобретают театры с куклами, фигурами или тенями; есть даже театр рисования и театр огня.

Содержание
  • 1 Традиция
  • 2 Актеры и режиссеры
  • 3 Площадки
  • 4 Ежи Гротовский
  • 5 Фестивали
  • 6 Приз Виткация
  • 7 См. Также
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки
Традиция
Войцех Богуславский (1757-1829) считается «отцом польского театра»

Сила польского драматического театра заключается в профессионализме его актеров. Традиции великих музыкантов XIX века, во главе которых стояла Елена Моджеевска - «звезда двух континентов», были продолжены последовательными поколениями художников, получивших университетское образование. Это разнообразие и искренняя приверженность многих людей являются лучшим доказательством того, что театр был и остается вдохновляющим опытом в Польше. Дополнительное доказательство можно увидеть в степени интереса публики к новому экспериментальному театру, создающему вокруг них уникальную атмосферу. Это также можно увидеть в расширении фестивальной жизни и в уважаемых театральных журналах, например, в «Диалоге», который на протяжении десятилетий представляет последние достижения мировой драматургии. Наряду с устоявшимися заведениями с опытными профессионалами и многовековыми традициями есть еще любительские театры и передвижные группы.

Среди профессиональных компаний наиболее представительной является Национальный театр в Варшаве. Ядро его репертуара составляют самые любимые польские и зарубежные драмы, с которыми режиссеры ведут индивидуальные диалоги, задавая этим классическим произведениям вопросы, мучающие современных поляков. В рамках этого исследования Национальный театр часто предпринимает очень смелые эксперименты, а это означает, что его сцена, хотя и является витриной, вовсе не академическая. Наиболее характерны постановки (Директор театра между 1997–2002 гг.), Который, используя сложное сценическое оборудование (метафорические сценографические элементы, такие как пантографы, огромные музыкальные инструменты или символический реквизит) и создавая свой собственный монтаж классических текстов, проверяя их ценность, поиск их актуальности для настоящего момента.

Несколько более консервативным является второй польский театр с национальным статусом - Национальный Старый Театр в Кракове, единственный в Польше, принадлежащий Союзу Европейских Театров. Этот театр, прославившийся в семидесятые годы благодаря хорошо зарекомендовавшим себя и всемирно известным постановкам Ежи Яроцкого и Анджея Вайды, пытается продолжить эти традиции, ища достойных преемников этим мастерам. Наиболее важным сотрудником Старого театра в настоящее время является Кристиан Лупа. В течение многих лет он последовательно продюсирует драмы и прозу немецкоязычных писателей (Т. Бернхардт, Р. М. Рильке, Р. Мусил), даже не колеблясь, перед тем как перенести на сцену роман Броха «Лунатики». В сферу его интересов входит и русская литература (постановки Достоевского «Братья Карамазовы», а недавно и М. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Люпа разрушает традиционное действие представлений, растягивая их темп и концентрируясь на поэтических ценностях конкретных ситуаций, а не на сюжете или конфликте. Это театр философских и экзистенциальных размышлений, в центре которого находится современный человек, пытающийся найти место во все более дегуманизированном мире. Вот уже несколько сезонов постановки Люпы регулярно демонстрируются в Париже, где они были встречены с большим восхищением критиками и публикой. Лупа также является одним из важнейших преподавателей режиссуры Академии драматического искусства Людвика Сольского в Кракове, где среди его учеников было последнее поколение польских режиссеров: Кшиштоф Варликовский, Гжегож Яржина, Майя Клечевска, Анна Августинович, Михал Задра и Ян Клата.

Актеры и режиссеры
Тадеуш Кантор (1915-1990) известен своими революционными театральными постановками в Польше и за рубежом.

В настоящее время польский театральный актер, возможно, наиболее известен за пределами страна Анджей Северин, который в 1984–1988 годах был членом международной группы, сформированной Питером Бруком для работы над постановкой Махабхараты, а с 1993 года связан с Comédie Française. Самым почитаемым актером второй половины двадцатого века в Польше принято считать Тадеуш Ломницкий, который умер в 1992 году от сердечного приступа на репетиции «Короля Лира».

Во второй половине 90-х годов в польском драматическом театре появилось новое поколение молодых режиссеров, которые пытались создавать постановки, соответствующие опыту и проблемам тридцатилетнего поколения, воспитанного в массовом обществе. культура, привыкшая к стремительному образу жизни, но в то же время все более затерянная в мире потребительского капитализма. Ведущим театром этого движения является варшавский TR, известный как «самый быстрый театр в городе». Среди его директоров-сотрудников выделяются Кшиштоф Варликовский и. Варликовский получил международное признание благодаря серии новаторских постановок Шекспира, поставленных как в польских театрах (Укрощение строптивой, Гамлет), так и за рубежом (Перикл в Piccolo Teatro в Милане, Двенадцатая ночь и Буря. в Штадт-театре в Штутгарте). В поисках способа представить сложную экзистенциальную ситуацию современного человечества, Яржина обращается и к современной драме («Тропическое безумие» Виткевича, «Принцесса Ивона» Гомбровича или «Неопознанные останки человека» Фрейзера....) и классические европейские романы («Идиот» Достоевского, «Доктор Фауст» Манна, постановка театра Хеббель в Берлине). Недавно оба режиссера проявили интерес к работе Сары Кейн, поставив потрясающие постановки: «Очищение» (Варликовски) и «4.48 Психоз» (Яржина).

Настоящее возрождение после распада советской империи пережил Театр Людовы в районе Новой Гута Кракова. актер, режиссер и политик Ежи Федорович (1989–2005). Под его руководством театр получил значительное признание и множество наград. Его дважды приглашали на Эдинбургский международный фестиваль : в 1996 году с «Макбетом» режиссера Ежи Штур, и в 1997 году с Антигоной режиссера Влодзимежа Нурковски. Текущий режиссер - Яцек Страма, отмеченный наградами продюсер театра и кино.

Площадки
Театр Юлиуша Словацкого в Кракове - одна из главных театральных площадок Польши.

Театральная карта Польши, на которой многие годы важнейшими точками были Варшава и Краков, за последнее десятилетие претерпела множество изменений. Самые известные режиссеры в Польше, такие как Кшиштоф Варликовский, Гжегож Яржина, Ян Клата, Михал Задара или Майя Клечевска, работают в Варшаве, но также ездят в другие города. Хотя можно утверждать, что положение столицы надежное, за второе место идет сильная конкуренция между Краковом и Вроцлавом. Признанные мастера (Ежи Яроцкий, Кристиан Лупа) и группа молодых режиссеров во главе и во главе сотрудничают с театрами Вроцлава. Познань, Гданьск и Лодзь имеют схожие амбиции. Одним из самых неожиданных сюрпризов последних сезонов стал расцвет театра в Легнице, городке, который до недавнего времени был главной советской военной базой в Польше, где художественный руководитель активно искал для новых способов добраться до жителей города. Поэтому он начал ставить спектакли, рассказывающие о событиях из жизни местных жителей, а также ставить классические драмы на удивительных аренах (например, Кориолан Шекспира в старых прусских бараках). С тех пор, как Павел Лысак стал художественным руководителем театра в Быдгоще, этот город в центральной Польше получил возможность пользоваться театром высшего уровня.

Несомненно, величайшие достижения польского театра ХХ века - это благодаря тем художникам, которые ищут новые формы и функции для театрального искусства. С самого начала великого европейского реформаторского движения польские театральные деятели предпринимали смелые эксперименты в этой области. Для польского реформаторского потока характерно соединение театра с метафизикой. Источником этого типа поиска были работы и мысли польских романтиков, во главе которых стоял Адам Мицкевич. В его «Кануне предков», самом важном произведении польской литературы, есть видение театра как явления на границе между представлением и церемонией, проводимой актером. В последующие годы наиболее важные художники польской сцены ссылались на это видение, а иногда и полемизировали с ним, развивая или изменяя его.

Большой театр в Варшаве - один из крупнейших театров Европы с вместимостью более 2000 зрителей.

Именно от этого корня Станислав Выспянский ' возникло искусство. Поэт, художник, провидец, работавший в начале двадцатого века, он повлиял на развитие театра в течение следующего столетия. Его произведения, рожденные романтическим и символическим вдохновением, соединяющие католические, языческие и классические традиции с экзистенциальными и политическими проблемами нового века, до сих пор не полностью обнаружены и поняты, образуя яркое и захватывающее наследие. Именно к этой традиции отнеслись основатели польского монументального театра Леон Шиллер (соратник Эдварда Гордона Крейга), Юлиуш Остерва и, соответственно. Тадеуш Кантор, художник-авангардист, который заинтересовался театром, пытаясь найти новые формы выражения, также ссылался на него в своих театральных поисках. После многих лет исследований (попыток адаптировать правила тахизма и перформанса к потребностям театра) Кантор создал свою собственную модель, названную Театром смерти. В своих самых известных постановках - «Мертвый класс», «Велополь», «Велополе» или «Я никогда не вернусь» - художник представил своего рода спиритический сеанс, называя картинки, слова и звуки, искаженные течением времени. Ссылаясь на свои воспоминания и переживания, он изобразил коллективную память о конце трагического двадцатого века - веке Холокоста.

Ежи Гротовского

Хотя возникшие из тех же корней, но совершенно разные попытку возродить театр предпринял Ежи Гротовский. Стремясь создать спектакль как самоотверженный акт самопожертвования, он провел вторую после Константина Станиславского великую реформу актерского искусства, и его книга «К бедному театру» до сих пор остается одним из важнейших учебников в драматических школах. во всем мире. Спектакли, поставленные Театральной лабораторией Гротовского, такие как Акрополь (драма Выспянского, перенесенная в концлагерь), Постоянный князь (по Кальдерону-Словацкому) или Апокалипсис с фигурами, входят в число важнейших достижений мирового театра двадцатого века. до сих пор ориентиры для многих художников. Среди прочих, Питер Брук, Эудженио Барба, Маркета Кимбрелл, Ричард Шехнер и Андре Грегори. из работы Гротовского. В течение последнего десятилетия своей жизни Гротовский исследовал возможность создания драматической структуры, эффект которой был бы подобен эффекту религиозной церемонии. После его смерти (1999 г.) работа была продолжена его учениками и руководителем Workcenter, основанного Гротовским в Понтедера в Италии.

Творчество Гротовского также оказало влияние на многих польских театральных деятелей. Влодзимеж Станевский, который после нескольких лет тесного сотрудничества с Гротовским окончательно взбунтовался, в 1977 году основал Центр театральной практики "Гардзенице" в небольшой деревне недалеко от Люблина. Сегодня, 25 лет спустя, этот центр всемирно известен, а актерский метод Станевского, известный как «театральная экология», считается одним из важнейших в двадцатом веке. Наиболее характерным аспектом "Гардзенице" является отношение к театру как к одному из множества различных культурных мероприятий, включая экспедиции в районы, населенные людьми, придерживающимися народных традиций (например, восточные части Польши, лемковские деревни или Украинский Гуцульский регион) и прочная связь между искусством и средой, из которой оно возникает. Сами постановки, необычайно насыщенные и наполненные музыкой, движением и драматическим пением, напоминают фундаментальные мифы Востока и Запада. В течение нескольких лет Станевский особенно интересовался Древней Грецией как источником европейской культуры и духовности. После «Метаморфоз» Апулея (исполненных в Германии, Соединенных Штатах, Соединенном Королевстве и Испании, среди других стран) он создал с «Гардзенице» постановку «Электры» Эврипида, проложив новые пути в его театральный поиск. Из рядов группы Влодзимежа Станевского вышли основатели многих активных и необычайно интересных центров, и не только связанных с театром.

В Сейны есть книга, созданная Кшиштофом Чижевским, бывшим сотрудником Гардзенице. Одной из форм работы «Пограничья» является театр (например, постановка оперы Шимона Ански «Дыббук»), и его цель - привлечь внимание жителей приграничных территорий к уникальному богатству их культурных традиций, веками связывающих польские, еврейское, белорусское, литовское, украинское и даже татарское влияния. Как и Чижевский, основатель фонда «Музыка восточных земель» Ян Бернад также приехал из Гардзенице и на протяжении многих лет посвятил себя сбору и воссозданию богатых многонациональных традиций древней музыки восточных границ.

В шестидесятые и семидесятые годы, одновременно с творчеством Гротовского, в Польше также развивалось движение социального и политически активного театра. Сначала это был, прежде всего, мятежный студенческий театр, позже, в период военного положения, движение принимало и профессионалов, которые организовывали спектакли для подпольного домашнего театра. Одна конкретная форма политического восстания через театр была продвинута вроцлавской Оранжевой альтернативой, неформальной группой, которая организовывала массовые мероприятия, высмеивая символы и официальные церемонии. После восстановления суверенитета в 1989 году это движение ослабло, но недавно возродилось как антикапиталистическое и антивоенное движение. Важнейшим центром этого вида деятельности является Познань, где, наряду с некогда знаменитым и все еще действующим Театром восьмого дня (антиглобалистская постановка «Саммит»), действует Театр туристического агентства. Одно из важнейших достижений - постановка под открытым небом «Кармен Фунебре», созданная под влиянием событий бывшей Югославии и показанная во всем мире.

Еще одно развивающееся направление театра в Польше - так называемый визуальный театр, использующий, прежде всего, изображения и почти полностью избегающий устного слова. Его создателем считается Юзеф Шайна (1922), художник, чье сотрудничество с театром началось с сценического дизайна, затем перешел в режиссуру, а с семидесятых годов создавал театральные постановки с использованием ярких картинок, посвященных экспрессионистская и сюрреалистическая эстетика. Уникальная форма театра Шайны возникла как из его творческого, так и личного опыта (во время Второй мировой войны он был узником концлагеря). Они были основаны на видении деформированного мира, в котором ведутся битвы за основные человеческие ценности, которые постоянно находятся под угрозой. Самыми известными постановками Шайны, также ставшими за рубежом, являются «Данте», «Сервантес» и «Реплика», которые напрямую связаны с его травматическими переживаниями во время войны.

В настоящее время ведущим представителем визуального театра является основатель Visual Stage в католическом университете Люблина. В течение многих лет он ставил спектакли, являющиеся своего рода театральными размышлениями, затрагивая экзистенциальные и религиозные темы.

Рядом с этим потоком находятся театральные постановки и театральные действия Варшавской Академии Движения. Говоря о границе между искусством и театром, стоит также вспомнить, что в Польше все еще есть действующие артисты-перформансы. Польский экспериментальный театр считается одним из самых интересных в Европе, о чем свидетельствуют регулярные престижные награды Fringe First Эдинбургского фестиваля. Так, например, в последние годы получили признание театры Travel Agency, Wierszalin, Kana, Song of the Goat и Provisorium.

В последние годы в Польше произошел бум музыкального театра. Наряду со всемирно известными композиторами и певцами все более высоко оцениваются польские оперные постановщики. Самым важным в этой группе на протяжении многих лет был Рышард Перит, сотрудничавший с Варшавской камерной оперой (среди прочего, организующей ежегодный фестиваль Моцарта) и Национальной оперой. Его специальность - постановка ораторий, среди которых выделяется театральная версия Реквиема Верди, исполненная на Красной площади в Москве. Последние сезоны стали периодом большого оперного успеха для режиссера Мариуша Трелинского, вызвавшего интерес Нью-Йоркской Метрополитен-оперы. Критики также получили признание оперных сцен Анджея Маевского. Растущей популярностью пользуется и танцевальный театр. Помимо классического балета, лучшие коллективы которого в течение многих лет связаны с оперными залами, с 60-х и 70-х годов появляются коллективы современного танца. Среди наиболее значимых - Польский театр танца в Познани, основанный Конрадом Джевецким и в настоящее время возглавляемый Эвой Вычичовской, и Вроцлавская «Пантомима», основанная Генриком Томашевским (1919–2001). С 90-х годов Бытом (Силезский театр танца) и Краков стали важными центрами, проводящими фестивали, которые привлекают танцоров со всего мира.

Фестивали

Международные фестивали - это особый элемент польской театральной жизни, возможность противопоставить художественные достижения Востока и Запада друг другу. С этой целью ежегодно проводятся фестивали «Контакт» в Торунь и «Диалог», которые проводятся раз в два года осенью во Вроцлаве, в свою очередь, вместе с краковскими «Посвящениями» (октябрь) и Варшавским фестивалем ». Встречи »(ноябрь). Помимо этого, наиболее интересными событиями являются «Театральные противостояния» в Люблине (октябрь), фестиваль «Мальта» под открытым небом в Познани (июнь), краковский «Весенний балет» и Биеннале кукольных театров. in Бельско-Бяла.

Один всемирно известный человек, связанный с польским театром 20 века, Папа Иоанн Павел II. Его увлечение театром началось еще в средней школе в Вадовице, где в школьном театре работал подросток Кароль Войтыла. Во время Второй мировой войны вместе со своим старым учителем Мечиславом Котларчиком он основал андерграундный Театр рапсодии, группу, культивировавшую романтическую традицию живой поэзии. После войны, как священник, он поддерживал группу, а также был ее критиком, публикуя обзоры ее выступлений. В рамках своего литературного творчества Иоанн Павел II также написал ряд драматических произведений, наиболее известными из которых являются «Брат« Наш Бог »и« Ювелирная лавка ».

Премия Виткация
Станислав Игнаций Виткевич (1885-1939)

Премия Станислава Игнация Виткевича (Виткаций) (Польский: Нагрода им. Станислава Игнацего Виткевича ) - ежегодная награда Польского центра Международного театрального института для иностранцев (присуждена Правлением Польского центра ITI) и польской (присуждается The Critics 'Circle) художников, ученых или критиков за выдающиеся достижения в продвижении польского театра во всем мире. Премия вручается с 1983 года по случаю Всемирного дня театра.

Кандидатов ежегодно выставляют выдающиеся деятели польской культуры, а лауреатов выбирает жюри в составе Министерства. представителя культуры и национального наследия, Збигнева Рашевского представителя театрального института, представителей Правления Польского центра и кружка критиков. Иностранный получатель получает оригинал произведения искусства польского художника и приглашение в Польшу, где пребывание финансируется Министерством. В рамках визита лауреат принимает участие в серии встреч с польским театральным сообществом, организованных Польским центром ITI. Обычно визит совмещают с международным театральным фестивалем в Польше.

Некоторые из иностранных получателей: Дэниел К. Героулд (1983), Роберто Баччи (1989), Бонни Марранка (1990), Мишель Кокосовски (1991), Ричард Демарко (1992), Хендрик Линдепу (1997), Жак Рознер (2002), Нина Кирали (2005), Аллен Кухарски (2006), Эллен Стюарт (2008), Моник Сталенс ( 2010), Манфред Байльхарц (2013), Филип Арно (2014), Дарья Доминкуш (2015), Ричард Гоф (2016).

Некоторые из польских получателей: Ежи Яроцкий (1984), Казимеж Деймек (1984), Ежи Штур (1988), Тадеуш Кантор (1989), Юзеф Шайна (1992), Эрвин Аксер (1993), Анджей Вайда (1995), Анджей Северин (1996), Кристина Мейснер (1997), Кристиан Лупа (2000), Ежи Радзивилович (2000), Тадеуш Брадецкий (2001), Януш Опрыньский (2002), Кшиштоф Варликовский (2003), Театр туристического агентства (2004), Гжегож Яржина (2005), Мариуш Трелинский (2006), Ева Вычичовская (2008), Песня Театр козла (2010), Стефан Сутковский (2013), Анджей Вирт (2014), Янина Шарек (2015), Анджей Щитко (2016).

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 07:49:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте