A театр в круглом, театр на арене или центральная сцена - это пространство для театра, в котором аудитория окружает сцену.
Круговой театр был обычным явлением в древнем театре, особенно в Греции и Риме, но широко не исследовался до второй половины 20 века.
Театр в пентхаусе Гленна Хьюза в Сиэтле, Вашингтон был первым театром-в-круге, построенным в Соединенных Штатах. Впервые он открылся 19 мая 1940 года постановкой комедии драматурга Филиппа Барри «Весенний танец». Театр на 160 мест расположен в кампусе Вашингтонского университета в Сиэтле и внесен в Национальный реестр исторических мест.
. В 1947 году Марго Джонс основала Первая в Америке профессиональная труппа театра на колесах, когда она открыла свой театр '47 в Далласе.
Дизайн сцены, разработанный Марго Джонс, в последующие годы использовался режиссерами для таких известных шоу, как отмеченный премией Тони мюзикл Fun Home, оригинальная постановка Человек из Ла-Манчи, а также все пьесы, поставленные в ANTA Washington Square Theater (снесен в конце 1960-х), включая автобиографический Артура Миллера После Падение. Такие театры раньше существовали в колледжах, но не в профессиональных пространствах почти два тысячелетия. Это также популярная установка, используемая на современных поп-концертах на аренах или стадионах.
Сцена всегда находится в центре с аудиторией, расположенной со всех сторон, и чаще всего бывает прямоугольной, круглой, ромбовидной или треугольной. Актеры могут входить и выходить через аудиторию с разных сторон или из-под сцены. Сцена обычно находится на одном уровне с аудиторией или ниже в «яме» или «арене».
Эта конфигурация подходит для высокоэнергетического производства и всего, что требует участия аудитории. Его отдают предпочтение продюсерам классического театра, и он продолжает оставаться творческой альтернативой более распространенному формату proscenium.
Фактически, «театр в кругу» удаляет четвертую стену и переносит актера в то же пространство, что и аудитория. Это часто проблематично для прошедших подготовку актеров авансцены или финальной стадии, которых учат, что они никогда не должны поворачиваться спиной к публике, что неизбежно в этом формате. Тем не менее, это позволяет активно и напрямую взаимодействовать с аудиторией.
Он также используется, когда театральные представления представлены в нетрадиционных местах, таких как рестораны, общественные места, такие как ярмарки или фестивали, или уличный театр. Дизайн декораций часто минимален, чтобы не мешать зрителям смотреть на спектакль.
Круговой театр был обычным явлением в античном театре, особенно в Греции и Риме, но широко не исследовался до второй половины 20 века.
В обзоре театра-в-раунд Марго Джонс первыми двумя источниками центральной постановки в США, которые она определила, были постановки Азубы Лэтэма и Милтона Смита из Колумбийского университета 1914 года, а также постановки Т. Эрла Пардо в Университете Бригама Янга в 1922 году.
В 1924 году основал Fair Oaks Playbox в Пасадене, Калифорния, и был одним из первых практиков центральной постановки. в дополнение к другим конфигурациям сцены, которые она впервые использовала в своем изобретении гибкой постановки . Как указывает Джонс, за централизованной постановкой ложи «Фэйр-Оукс» примерно через восемь лет последовала работа Гленна Хьюза в его пентхаусе в Сиэтле.
Стивен Джозеф был первым, кто популяризировал эту форму в Соединенном Королевстве из США в 1950-х годах и основал театры по очереди в Ньюкасл-андер-Лайме и Studio Театр в Скарборо. Нынешний театр, открытый в 1996 году, известен как Театр Стивена Джозефа. Считается, что Джозеф однажды риторически спросил: «Почему власти должны стоять спиной к стене?» Его ответ был: «Значит, никто не сможет нанести им удар сзади».
Сэм Уолтерс в начале 1970-х устроил импровизированное пространство для выступлений наверху паба Orange Tree в Ричмонде, Лондон, а затем переехал через дорогу к постоянному Orange Tree Театр.
В 1972 году Р. Г. Грегори основал театральную труппу «Слово и действие» в Дорсете, Англия, для работы исключительно в сфере «театр-в-круге». Грегори стремился создать грамматику, которая позволила бы актерам максимизировать потенциал формы для связи с аудиторией как индивидуально, так и коллективно. Все постановки Word и Action выполнялись при нормальном освещении, без костюмов и грима.
Нововведения Марго Джонс оказали очевидное влияние на Альберта Макклири, когда он создал свой театр Cameo для телевидения в 1950 году. Продолжалось до 1955 года. Макклири предлагал драмы на чисто черном фоне вместо стен декорации. Это позволяло камерам в темноте делать снимки из любого положения.
Президентская кампания Ричарда Никсона в США в 1968 году состояла из девяти прямых телевизионных сессий вопросов и ответов с использованием новаторского формата «театр-в-раунде», адаптированного для прямой телеаудитории. Впервые использование сценического устройства было увековечено в книге Продажа президента 1968 Джо МакГинниссом. Продюсером этих программ Никсона «Человек на арене» был Роджер Эйлс, который позже перешел на старт Fox News. Нововведение Эйлса в формате «театр в раунде» для форумов кандидатов стало образцом для современных «ратушных» форматов кандидатов и даже для дебатов с участием нескольких кандидатов.
Телепрограмма Элвиса Пресли '68 Comeback Special была исполнена с музыкантами, сидящими, используя приподнятый круговой формат.
Когда в середине 1970-х их тур-менеджером Джимом Хэлли была задумана арена для прогрессив-рок-группы Yes, это повлекло за собой изменение дизайна рок-концертов и рассадки мест.
Политика театра в раунде наиболее осознанно исследовалась Р. Г. Грегори. По его мнению, освещенное пространство арки авансцены аналогично резиденции власти; аудитория берет на себя роль пассивных приемников. В традиционном театральном дизайне максимальное внимание уделяется линиям обзора, чтобы актер мог вовлекать всех зрителей одновременно.
Однако, будучи снятыми с кадра арки, актеры вынуждены поворачиваться спиной к некоторым членам аудитории и, таким образом, неизбежно теряют исключительную власть над актерским пространством. Все зрители могут видеть актера, но актер больше не может видеть их всех. На этом этапе для того, чтобы спектакль заработал, нужно позволить самим зрителям стать ключевыми проводниками смысла представления.
Некоторые, например писатель Мик Филти, подчеркивали близкую аналогию между описанием Грегори рудиментарной динамики театра в раунде с сетевым эффектом Интернет-коммуникации по сравнению с традиционными вещательными и маркетинговыми каналами.
Университет Джорджа Мейсона в Фэрфакс, Вирджиния является домом для самого большого архива сцены арены и содержит материалы из 50-летней истории театра. В коллекцию включены фотографии, производственные тетради, альбомы для вырезок, афиши, устные рассказы и рукописная переписка. Согласно их веб-сайту, общий объем составляет 260 кубических футов (7,4 м) или 440 футов (130 м) линейных и находится в библиотеке Фенвика.