Ведьма Атласа - главный поэтик произведение английского поэта-романтика Перси Биши Шелли, написанное в 1820 году и опубликованное посмертно в 1824 году в сборнике «Посмертные стихотворения». Поэма была написана в 78 оттава рима строф в период, когда были написаны Прометей Освобожденный и Облако, и отражает схожие темы. Тема стихотворения - поиск идеального союза.
Британский композитор сэр Грэнвилл Банток написал тональную поэму для оркестра на основе стихотворения Шелли в 1902 году «Ведьма Атласа: тональная поэма для оркестра № 5 после Шелли», которая была впервые исполнена 10 сентября 1902 г.
Ведьма Атласа была написана за три дня в Термы Сан-Джулиано, недалеко от Пизы, Италия, с 14 по 16 августа 1820 года, после того, как Шелли поднялся на гору Монте-Сан-Пеллегрино пешком. Он был опубликован в «Посмертных стихах» в 1824 году под редакцией Мэри Шелли. Произведение, которое Шелли назвал «фантастическим стихотворением», было посвящено Мэри Шелли, а посвящение «Мэри» впервые появилось в издании Poetical Works 1839 года. Мэри Шелли написала, что «Ведьма Атласа» - это блестящее собрание идей, таких как когда его чувства собрались, и его причудливый цвет во время прогулок по солнечной стране, которую он так любил ». Однако она возражала, что Шелли «отбрасывает человеческий интерес и страсть» в пользу «фантастических идей», которые были «абстрактными», «безумно фантастическими» и «полными блестящих образов». Она утверждала, что Шелли должен был писать произведения, которые больше соответствовали бы популярным вкусам того времени: «Превосходное совершенство Ченчи заставило меня сильно пожелать, чтобы Шелли увеличил свою популярность, выбрав темы, которые больше соответствует популярному вкусу, чем стихотворение, задуманное в абстрактном и мечтательном духе Ведьмы Атласа ». В вступительных стихах Шелли ответила, что ее «укусили критики... некоторые рецензии», и защитила произведение как «провидческую рифму». «Ведьма Атласа» содержала утопические темы, которые впервые появились в «Королева Маб» (1813).
Черновик «Ведьмы Атласа», 1820. Бодлианская библиотека, Оксфорд.Сюжет «Ведьмы Атласа» вращается вокруг путешествий и приключений таинственной и мифической ведьмы, живущей в пещера на горе Атлас у секретного фонтана и который создает гермафродита "странным искусством", смешивая огонь и снег, существо, Гермафродит, "бесполое существо", с мужскими и женскими характеристиками, с крыльями или крыльями. «Прекрасная Форма из ее рук действительно вытекла», потому что «все вместе растет / Через которое может пройти гармония любви». В греческой мифологии Гермафродит был потомком Гермеса и Афродиты. Гермафродит андрогинен и синтезирует противоположные и противоречивые аспекты творческого разума. Гермафродит - и компаньон, и слуга Ведьмы. Путешествие состоит из плавания в воздухе на дирижабле и в воде на лодке или лодке. Они путешествуют от Атласских гор до озера Аустрал и до долины Нила. Исследуется природа, огонь и электрическая энергия. Ведьма начинает свое путешествие из древнего северного эфиопского города Аксуме. Посещается озеро Моэрис, древнее озеро к юго-западу от Каира, Египет, а также озера Мареотид к югу от Александрии. Призываются царь Египта Амасис, Мемфис, и бог-бык Апис. Разрешены силы созидания и разрушения. Цель - синтез или объединение противоречий.
Ведьма - дочь Атлантид, которых в греческой мифологии называют Плеядами, семью дочерьми Атласа и Плейоны. Ее дом, Атласские горы, простирается через северную Африку, от Марокко и Алжира до Туниса. Ее «любимым видом спорта» было «плавание вниз» по реке Нил в Египет и Эфиопию с «ручными водяными змеями» и «ужасными аллигаторами». Она наблюдала человечество во сне. Отмечались несправедливость и неравенство: «И бледные воображения видения неправильного; / И весь кодекс беззаконного закона Таможни / Написанный на лбу старых и молодых». Именно это угнетение и эксплуатация беспокоят человечество: «Это... борьба / Которая волнует жидкую поверхность человеческой жизни».
В «мечтательной рифме» рассказывается о розыгрышах, над которыми играет Ведьма. человечество. Как и сам Шелли, Ведьма была способна воспринимать страхи и желания человечества: «В моем собственном сердце я видела, как в стакане / Сердца других». Умеет видеть «обнаженную красоту» человеческой души. Ведьма дала «странную панацею в хрустальной чаше» самым красивым и даровала «странные сны» тем, кто был менее красив. Ведьма стремилась изменить представление человека о смерти. Смерти нельзя было бояться. Ведьма взяла гроб и «с презрением бросила его в канаву». Могила была «как зеленая и всеобъемлющая беседка / Освещенная драгоценными камнями многих звездных цветов». Она стремилась сделать мир более справедливым, делая «тщетнее» все те цели, которые были «грубыми и кривыми». «Скупой» положит «все свои злые дела» на «нищие колени». «Писец» раскроет свою ложь. Священники отвергли бы догмы и «старый ханжец». Царь посадил обезьяну на свой трон и одевал ее в облачения, в то время как «макетная птица» повторяла «болтовню обезьяны». Война больше не будет практиковаться, поскольку солдаты превращают свои мечи в орала на «красных наковальнях». Наконец, «робкие любовники» увидят «исполнение их сокровенной мысли». Это розыгрыши, которые Ведьма «разыграла среди городов смертных». Ведьма смогла предвидеть и предвидеть будущую Утопию для всего человечества.