Война миров (радиодрама 1938 года)

редактировать
Радиодрама 1938 года Орсона Уэллса

Война миров
Орсон Уэллс Война миров 1938.jpg Орсон Уэллс сообщает репортерам, что никто, Война с трансляцией, не подозревал, что это вызовет панику (31 октября 1938 г.).
ЖанрРадиодрама, научная фантастика
Продолжительность60 минут
Домашняя станцияCBS Radio
ОрганизаторThe Mercury Theater on the Air
В главной роли
ДикторДэн Сеймур
Автор
РежиссерОрсон Уэллс
Продюсер
Исполнительный продюсер (ы)Дэвидсон Тейлор (для CBS)
РассказываетОрсон Уэллс
Студия звукозаписиColumbia Broadcasting Building, 485 Мэдисон- авеню, Нью-Йорк
Исходный выпуск30 октября 1938 г. (1938-10-30),. 8–9 вечера по восточному времени
Вступительная темаКонцерт для фортепиано с оркестром № 1 от Петра Ильича Чайковского
Война миров Полный радиоспектакль

Проблемы с воспроизведением эт о го файла? См. .

"Война мировой - это эпизод из американской радиодраматической науки Театркурия в эфире, снятой и рассказ актером и будущим режиссером Орсоном Уэллсом в качестве адаптации из романа Герберта Уэллса Война миров (1898). Он был исполнен и транслировался в прямом эфире как эпизод Хэллоуина в 20:00 Воскресенье, 30 октября 1938 года, по радиосети Columbia Broadcasting System. Эпизод стал известен тем, что якобы вызывал панику среди слушателей, хотя масштабы этой паники оспариваются, поскольку у программы было относительно мало слушателей.

Часовая программа началась с музыкальной темы для театра «Меркьюри» В прямом эфире и объявлении о том, что вечернее шоу - адаптация «Войны миров», который был основан на начале романа Г.Г. Уэллса, немного измененный, чтобы перенести действие повествования на 1939 год. В течение двух минут трансляция представлялась как обычный вечерний радиопередач, прерываемый звуком. серия информационных бюллетеней. Первые несколько выпусков новостей происходят во время представления серию странных взрывов, которые следует, не имеющим отношения к делу сообщению о падении необычного объекта на ферму в Гроверс Милл, Нью-Джерси. Музыкальная программа ненадолго возвращается, а затем прерывается репортажем из Гроверс-Милл, где полицейские и толпа любопытных зевак окружили странный цилиндрический объект, упавший с неба. Ситуация обостряется, когда марсиане выходят из цилиндра и атакуют тепловым лучом, который запаниковавший репортер на месте происшествия вызывает до тех пор, пока его аудиопоток внезапно не прекращается. За этим следует стремительная серия все более тревожных обновлений новостей, которые показывают подробно рассказывается о разрушительномжжении инопланетян, происходящем по всей стране, и о тщетных усилиях вооруженных сил США, чтобы остановить его. Кульминацией первой части шоу является еще один репортаж с крыши Манхэттена, когда гигантские марсианские боевые машины выпускают облака ядовитого дыма над Нью-Йорком. Репортер мимоходом упоминает, что марсианские цилиндры приземлились по всему миру, когда он окружающих жителей-Йорка и «падающих, как мухи», дым неумолимо приближается к его местоположению. В конце концов он кашляет и замолкает, и слышно, как одинокий оператор радиолюбителя печально кричит: "Есть ли кто-нибудь в эфире? Разве нет... никого?" без ответа. Только программа тогда сделала первый перерыв.

Вторая половина шоу переходит в обычный формат радиопостановки и говорит о выжившем (играет Уэллс), который разбирается с последствиями вторжения и продолжающейся марсианской оккупацией Земли. Как и в оригинальном романе, история заканчивается открытием, что марсиане были побеждены микробами, а не людьми.

Радиопередача Уэллса «Война миров» прославилась тем, что якобы обманом заставила некоторых из своих слушателей поверить в то, что марсианское вторжение действительно имело место, из-за стиля повествования «последних новостей», использовавшегося в первой половине шоу. Иллюзия реализма усиливалась, потому что «Театр Меркьюри в эфире» представлял собой поддерживающую программу без коммерческих перерывов; Первый перерыв в драме произошел примерно через 35 минут после вступления, сразу после описания марсианских боевых машин, разрушающих Нью-Йорк. Популярная легенда гласит, что некоторые из слушателей, возможно, слушали The Chase and Sanborn Hour с Эдгаром Бергеном и настраивались на "Войну миров" во время музыкальной интерлюдии. таким образом, отсутствует четкое введение, указывающее на то, что шоу было драмой. Однако современные исследования показывают, что это происходило лишь в редких случаях.

В дни, прошедшие после адаптации, в СМИ было широко распространено возмущение. Формат информационного бюллетеня программы был охарактеризован некоторыми газетами и общественными деятелями как вводящий в заблуждение, что вызвало протест против вещателей и призывы к регулированию со стороны Федеральной комиссии по связи. Тем не менее, этот эпизод обеспечил Уэллсу известность как драматурга.

Содержание

  • 1 Производство
    • 1.1 Актерский состав
  • 2 Трансляция
    • 2.1 Краткое описание сюжета
    • 2.2 Объявления
    • 2.3 Конкуренция
  • 3 Общественная реакция
    • 3.1 Причины
    • 3.2 Объем
    • 3.3 Освещение в газетах и ​​отзывы
    • 3.4 Исследования
    • 3.5 Встреча Уэллса и Уэллса
  • 4 Авторство
  • 5 Наследие
    • 5.1 Награды
    • 5.2 Примечательные повторные показы и адаптации
      • 5.2.1 Пародии
      • 5.2.2 Альтернативные версии
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Ссылки

Производство

«Война миров» была 17-м выпуском радиосериала CBS The Mercury Theater в эфире, который транслировался в 20:00 по восточному времени в воскресенье, 30 октября 1938 года. Х. В оригинальном романе Дж. Уэллса рассказывается история марсианского вторжения на Землю. Роман был адаптирован для радио Говардом Кохом, который изменил исходную обстановку в Англии XIX в современных Штатах, с изменением точки посадки первого марсианского космического корабля на сельскую сельскую сельскую Grover's Mill, некорпоративная обстановка в Вест-Виндзор-Тауншип, Нью-Джерси.

Формат программы был смоделированным живым выпуском новостей о состоянии событиях. Первые две трети часового спектакля - это современный пересказ событий, представленный в виде информационных бюллетеней, прерывающих передачи ромальной музыки. «Я задумал сделать радиопередачу таким образом, что кажется, что действительно происходит кризис», - сказал Уэллс, - «она будет транслироваться в такой драматической форме, чтобы происходить происходящим реальным действием. в то время, а не просто радиоспектакль ". Этот подход был похож на радиообман Рональда Нокса Радиовещание Баррикад в Лондоне, транслировался BBC в 1926 году Драма 1927 года, транслированная станция 5CL в Аделаиде, изображающая вторжение в Австралию с помощью тех приемов и вдохновляющих факторов, как и в передаче Уэллса.

, Уэллс сказал, что подал ему идею «Войны мировоззрения». 265>Columbia Workshop "Падение города ", радиоспектакль 1937 года, в котором Уэллс играл роль всеведущего диктора, и "Воздушный налет", яркая драма "как это бывает" с Рэем Коллинзом, который транслировался 27 октября 1938 года. Уэллс ранее использовал формат выпуска новостей для "Юлия Цезаря" (11 сентября 1938 года) с Х. В. Кальтенборн дает исторический комментарий за весь период

В трансляции «Войны» использовались приемы, аналогичные мировые тем, что испол ьзо вались в Марше вр емени, CBS новостной документальный и драматический радиосериал. Уэллс был одним из постоянных актеров программы, впервые выступив в «Марше времени» в марте 1935 года. В эфире «Меркьюри» и «Марш времени» было много актеров, а также руководитель звуковых эффектов Ора Д. Николс. 242>

Уэллс обсудил свою фальшивую идею выпуска новостей с продюсером Джоном Хаусманом и ассоциированным продюсером Полом Стюартом ; вместе они решили адаптировать произведение научной фантастики. Они рассматривали возможность адаптации M. П. Шил Пурпурное Облако и Артур Конан Дойл Затерянный мир перед покупкой прав на радио на Войну миров. Позже Хаусман написал, что подозревал, что Уэллс никогда его не читал.

Ховард Кох написал первые наброски для передач «Ад на льду» (9 октября), «Семнадцать» (16 октября) и «Меркьюри Театр». Вокруг света за 80 дней »(23 октября). В понедельник, 24 октября, ему было поручено адаптировать «Войну миров» для трансляции в следующее воскресенье вечером.

Вечером во вторник, за 36 часов до начала репетиций, Кох позвонил Хаусману в том, что продюсер охарактеризовал как «глубокий». Кох сказал, что он не может сделать «Войну мировым» интересной или заслуживающей доверия радиопостановкой, и это убеждение было поддержано его секретарем Энн Фроелик, машинисткой и начинающим писателем, которую Хаусманял ему в помощь. только свой заброшенный сценарий для Лорны Дун, к которому можно было прибегнуть, Хаусман сказал, Коху продолжить адаптацию фантазии Уэллса, он присоединился к Коху и Фрелику, и они работали над сценарием всю ночь.

В четверг помощник продюсера Пол Стюарт провел чтение сценария, в котором Кох и Хаусман внесли необходимые изменения. В тот день Стюарт сделал ацетатную запись без музыки и звуковых эффектов. Уэллс, погруженный в репетицию постановки Меркьюри Danton's Death, открытие запланировано на следующую неделю, поставил пластинку на редакционном собрании тем же вечером в своем номере в St. Гостиница Регис. налет »в Columbia Workshop ранее в тот же вечер, Уэллс счел сценарий скучным. Он важен включения в сценарий новостей и рассказов очевидцев, чтобы создать ощущение срочности и волнения.

Хаусман, Кох и Стюарт переделали сценарий той ночью, увеличив количество выпусков новостей и используя по названию возможности реальных мест и людей. В пятницу днем ​​файл был отправлен Дэвидсону Тейлору, исполнительному продюсеру CBS, и в юридический отдел сети. Они ответили, что сценарий «слишком» правдоподобен, и его реализм нужно приглушить. Использование названий фактических учреждений может быть использование поводом для принятия мер, CBS настояла на 28 измененийх формуок.

«В знак протеста и с глубоким недовольством мы изменили Hotel Biltmore в несуществующий Park Plaza, Transamerica Radio News в Inter-Continental Radio News, от Columbia Broadcasting Building до Телерадиовещание, - написал Хаусман. «Бюро погоды США в Вашингтоне, округ Колумбия». «Правительственное бюро погоды», «Обсерватория Принстонского университета » на «Принстонскую обсерваторию», «Университет МакГилла » в Монреале на «Университет Макмиллана» в Торонто »Национальная гвардия Нью- Джерси "на" Государственную милицию "," Корпус связи США "на" Корпус связи "," Лэнгли Филд "на" Лэнгем Филд "и« Собор Святого Патрика »на« соборе ».

В субботу Стюарт репетировал шоу с командой звуковых эффектов, уделяя особое внимание массовым сценам, эхо артиллерийского огня, и звук лодочных гудков в гавани Нью-Йорка. 242>

Рано утром в воскресенье днем ​​Бернард Херрманн и его оркестр в студию, где Уэллс взял на себя производство вечерней программы. 242>

Чтобы создать роль репортера Карла Филлипса, актер Фрэнк Ридик пошел в фонотеку и сильная запись радиоотчета Герберта Моррисона о катастрофе в Гинденбурге. Работа с Бернардом Херрманном и оркестр ом, который до лжен был звуча ть как танцевальный ансамбль, выпала на долю Пола Стюарта, человека, которого Уэллс позже считал ответственным за трансляции «Войны миров».

Уэллс. хотелось, чтобы музыка играла невыносимо долгое время. Аварийная вставка в студии, соло фортепиано на Дебюсси и Шопен, звучала несколько раз. «По мере того, как он играл, - писал Хаусман, - его становился все более зловещим - тонкая полоса неизвестности тянулась почти невыносимо. Это пианино было лучшим трюком шоу ».

Была запланирована генеральная репетиция на 6 часов вечера.

«Фактическое время нашего вещания, с момента первого упоминания о метеоритах до падения Нью-Йорка, было меньше сорока минут», - написал Хаусман. «За это время люди путешествовали на большие расстояния, были мобилизованы большие отряды войск, проводились заседания кабинета министров, происходили жестокие бои на суше и в воздухе. И миллионы людей приняли это - эмоционально, если не логически ».

Актеры

Персонажи «Войны миров» появляются в том порядке, в котором они впервые были услышаны в трансляции.

  • Диктор… Дэн Сеймур
  • Диктор… Орсон Уэллс
  • Первый диктор студии… Пол Стюарт
  • Диктор Meridian Room… Уильям Алланд
  • Репортер Карл Филлипс … Фрэнк Ридик
  • Профессор Ричард Пирсон… Орсон Уэллс
  • Второй диктор студии… Карл Франк
  • Мистер Вильмут… Рэй Коллинз
  • Полицейский на ферме Вильмута… Кенни Делмар
  • Бригадный генерал Монтгомери Смит… Ричард Уилсон
  • Мистер Гарри Макдональд, вице-президент по работе с радио… Рэй Коллинз
  • Капитан Лансинг из корпуса связи… Кенни Делмар
  • Диктор третьей студии… Пол Стюарт
  • Министр внутренних дел… Кенни Делмар
  • 22-й офицер полевой артиллерии… Ричард Уилсон
  • Стрелок полевой артиллерии… Уильям Алланд
  • наблюдатель полевой артиллерии… Стефан Шнабель
  • лейтенант Фогт, бомбежка командир… Ховард Смит
  • Байоннский радист… Кенни Делмар
  • Радист Лэнгхэм-Филд… Ричард Уилсон
  • Ньюаркский радист… У иль ям Герц
  • Радист 2X2L… Фрэнк Ридик
  • Радист 8X3R… Уильям Херц
  • Диктор четвертой студии, с крыши здания здания радиовещания… Рэйлинз
  • Фашистский незнакомец … Карл Франк
  • Сам… Орсон Уэллс

Трансляция

Краткое содержание сюжета

«Война миров» начинается с перефразирования начала романа, обновленного до современности. время. Диктор представляет Орсона Уэллса:

Теперь мы знаем, что в первые 20-го века за этим миром внимательно наблюдали разумные годы существа, превосходящие человеческий, но столь же смертные, как и его собственные. Мы представляем, как люди исследуют известные известные объекты. С бесконечным самодовольством люди ходили по земле, занимаясь своими маленькими делами, безмятежными в этом маленьком вращающемся осколкомного солнечного плавника, который случайно или намеренно унасал человек от темной тайны Времени и Пространства. Тем не менее, по ту сторону огромной неземной пропасти, умы, как наши для зверей в джунглях, большим, холодным и несимпатичным интеллектом, смотрели на эти земли завистливыми глазами и медленно и верно строили свои планы против нас. В 39-м году 20 века наступило великое разочарование. Это было в конце октября. Дело было лучше. Военная паника закончилась. К работе вернулось еще больше мужчин. Продажи росли. В тот вечер, 30 октября, служба Crossley подсчитала, что 32 миллиона человек слушали радио…

Радиопрограмма начинается как имитация обычной вечерней радиопередачи с прогнозом погоды и музыкой. "Рамон Ракелло и его оркестр" вживую из танцевального зала местного отеля. Через несколько минут музыка начинает прерываться новости о странных взрывах газа на Марсе. Организовано интервью с репортером Карлом Филлипсом и Принстонским ором профессии астрономии Ричардом Пирсоном, который отвергает предположения о жизни на Марсе. Музыкальная программа временно возвращается, но снова прерывается новость о приземлении странного метеорита в Гроверс Милл, Нью-Джерси. Филипса и Пирсона отправляют на место, где собралась большая толпа. Он не знает, что это такое, но что он, кажется, сделан из внеземного металла. Цилиндр откручивается, и Филлипс представлен ужасного «монстра» с щупальцами, который появляется изнутри. Полицейские подходят к марсианину, размахивая флагом перемирия, но захватчики в ответ, который стреляют тепловым лучом, сжигает запускает и поджигает близлежащие леса и автомобили. как кричит толпа. Крики Филлипса о приближающемся пламени прерываются на середине предложения, и после ого эфира диктор объясняет, что удаленная трансляция была прервана из-за «некоторых трудностей с нашей полевой передачей».

После короткой "фортепианной паузы" обычное программирование прерывается, поскольку студия борется с обновлениями о несчастных случаях и пожаротушении. Потрясенный Пирсон размышляет о марсианских технологиях. Ополчение штата Нью-Джерси объявляет военное положение и атакует цилиндр; капитан из их полевого штаба читает лекции о превосходящих силах хорошо экипированной пехоты и беспомощности марсиан, пока тренога не поднимется из ямы. Тренога уничтожает ополченцев, и студия возвращается, теперь описывая марсиан как армию вторжения. Бюджет экстренного реагирования уступают место отчетам о повреждениях и эвакуации, поскольку тысячи забивают шоссе. Три марсианских треноги из цилиндра разрушают электростанции и срывают мосты и железные, усиленные третьими из второго второго цилиндра, которые приземлился в Великом Болоте около Морристауна, поскольку взрывы газа продолжаются. Министр внутренних дел обращается к нации.

Установлена ​​прямая связь с батареей полевой артиллерии в Горы Сторожанг. Его артиллерийский расчет повреждает машину, в результате чего выделяется ядовитый черный дым, прежде чем он затихает в звуке кашля. Головной самолет крыла бомбардировщиков с Лангхэм-Филд сообщает о своем приближении в воздухе, поскольку их двигатели сгорают тепловым лучом, и самолет захватчиков в последнем самоубийстве атака. Радисты активизируются и замолкают: хотя бомбардировщикам удается уничтожить одну машину, оставшиеся пять распространяют черный дым через Джерси-Болота в Ньюарк.

В конце концов, репортер новостей, вещающий из на вершине Радиовещание Здание, изображение марсианское вторжение в Нью-Йорк - «пять великих машин» пробираются по Гудзону, «как [люди] пробираются через ручей», черный дым поднимается над город, люди ныряют в Ист-Ривер «как крысы», другие в Таймс-сквер «падают как мухи». Он последний бюллетень, в котором говорится, что марсианские цилиндры упали по всей стране, а затем он проходит, оставляя на заднем плане только звуки города, подвергшегося атаке. Наконец, отчаявшийся оператор радиолюбителя слышит, как «2X2L звонит в CQ, Нью-Йорк. Нет ли в эфире кого-нибудь? Нет кого-нибудь в эфире? Разве нет... кто угодно? "

После периода тишины раздается голос диктора Дэна Сеймура:

Вы слушаете презентацию CBS Орсона Уэллса и театра Меркьюри в прямом эфире в оригинальной инсценировке« Войны мировоззрения ». Пользователя HG Wells

Последнее третья программа - это Профессор Пирсон, переживание на мельницу Гроувера, пытается установить контакт с другими людьми в Ньюарке, он встречает оппортунистического милиционера, который использует свои фашистские милиционеры, который использует свои частные заблуждения, когда он не хочет быть марси умерли - как и в романе., они стали жертвами земных патогенных микробов, к котор ым у них не было иммунитет.

После завершения пьесы Уэллс вернулся к своей роли ведущего Согласно популярной мифологии, заявление об отказе от ответственности был, «переодевания в простыню, выпрыгивания из Буш и сказал:« Бу! »». о добавлено к трансляции по настоянию руководителей CBS, когда они узнали о панике, вызванной программой; Фактически, в перерыве между станциями исполнительного директора сети Дэвидсон Тейлор попытался помешать Уэллсу, добавившую речь в последнюю минуту, прочитать ее в эфире из опасения подвергнуть сеть юридической ответственности, но Уэллс все равно передал ее. 242>

Объявления

В радиопрограммах воскресных газет значилась драма канала CBS «Война миров». «Нью-Йорк Таймс» от 30 октября 1938 г. также включила шоу в «Ведущие события недели» («Сегодня вечером - спектакль:« Война миров »Герберта Уэллса») и опубликовала Уэллса с некоторыми из них. Игроки Меркьюри с подписью: «Сегодняшнее шоу - это« Война миров »Герберта Уэллса».

Объявления о том, что «Война миров» - это инсценировка художественного произведения, были сделаны по всей сети CBS. в четырех точках во время трансляции 30 октября 1938 года: в начале, до середины паузы, после средней паузы и в конце. Средний перерывен на 10 минут, чтобы вместить драматический контент.

Еще одно объявление было повторено по всей сети CBS в тот же вечер в 22:30, 23:30 и в полночь: «Для тех слушателей, которые настроились на трансляцию« Театра Меркурия »Орсона Уэллса в прямом эфире с 20:00 до 21:00 по восточному стандартному времени сегодня вечером и не осознали, что программа была просто модернизированной адаптацией знаменитого романа Г.Г. Уэллса использовались «Война миров», мы повторяем факт, был использован факт тот, что, названия некоторых американских городов были, как и во всех романах и драматизация, история и все происшествия с ней были вымышленными ».

Конкуренция

В во-первых, большинство людей не слышали шоу. - Фрэнк Стэнтон, директор по исследованиям, CBS Radio Network и Radio Research Project

Реакция общественности

Заголовок New York Times от 31 октября 1938 г.

Продюсер Джон Хаусман заметил это примерно в 20:32 по восточному времени, CBS Супервайзеру Дэвидсону Тейлору позвонили из диспетчерской. Тейлор покинул студию и вернулся через четыре минуты «бледный как смерть», так как ему было приказано немедленно прервать трансляцию «Войны миров» и объявить о художественном содержании программы. Однако к тому времени, когда был отдан приказ, программа была уже менее чем в минуте от своего первого запланированного перерыва, и вымышленный репортер новостей, которого играл актер Рэй Коллинз, задыхался от ядовитого газа, когда марсиане захватили его. Нью-Йорк.

Актер Стефан Шнабель вспомнил, как сидел в прихожей после окончания своего выступления в эфире.

<

<

<Вскоре комната заполнилась полицейскими, затем несколько полицейских, и между полицией, пейджерами и руководителями CBS шла массовая борьба, которая пыталась помешать полицейским ворваться и остановиться. 409>Во время темы подписи телефон зазвонил. Хаусман поднял трубку, и разъяренный звонивший объявил, что он мэр городка на Среднем Западе, где на улицах гуляют толпы. Хаусман быстро повесил трубку: «Потому что мы отключились от эфира, и дверь студии распахнулась».

Следующие часы были кошмаром. Здание внезапно заполнилось людьми в темно-синей форме. Вылетев из студии, мы оказались запертыми в небольшом служебном офисе на другом этаже. Здесь мы сидели без связи с внешним миром, пока сотрудники сети делового собирали, уничтожили или блокировали все сценарии и записи трансляции. Наконец пресса напала на нас, жаждущая ужаса. О скольких смертях мы слышали? (Подразумевается, что они о тысячах.) Что мы знали о фатальной давке в зале Джерси? (Подразумевая, что это был один из многих.) Какие смертельные случаи в ДТП? (Канавы должны быть забиты трупами.) Самоубийства? (Разве вы не слышали о том, что на Риверсайд Драйв?) В моей памяти все это довольно расплывчато и довольно ужасно.

Пол Уайт, глава CBS News, был быстро вызван офис, «и там царил беспорядок», он писал:

Телефонный коммутатор, огромное море света, мог обрабатывать лишь часть входящего звонков. Изможденный Уэллс сидел в одиночестве и подавлен. «Я закончил, - сетовал он, - вымыло». Я не удосужился ответить на эту в высшей степени неточную самооценку. Я был слишком занят объяснением, давать эфир, убеждая аудиторию, что это безопасно. Я также ответил на свою долю непрекращенных телефонных звонков.

После трансляции «Войны миров» фотографы поджидали Уэллса на ночной репетиции смерти Дантона. в Театре Меркьюри (31 октября 1938 г.)

Из-за толпы газетных репортеров, фотографов и полиции актеры покинули здание CBS через задний вход. Зная о сенсации, которую произвела трансляция, но не о ее масштабах, Уэллс отправился в театр «Меркьюри», где шла ночная репетиция «Смерти Дантона». Вскоре после полуночи один из актеров, опоздавший, сказал Уэллсу, что новости о «Войне миров» мелькали на Таймс-сквер. Они немедленно вышли из театра и, стоя на вершине Бродвея и 42-й улицы, прочитали освещенный бюллетень, окруженный зданием New York Times: ОРСОН УЭЛЛС ВЫЗЫВАЕТ ПАНИКУ.

Некоторые слушатели слышали только часть трансляции. и, в напряжении и тревоге перед Второй мировой войной, принял это за настоящие новости. Тысячи этих людей поспешили поделиться ложными сообщениями с другими в CBS, газеты или полицию, чтобы узнать, была ли передача реальной. Многие газеты считают, что большое количество телефонных звонков и разрозненные сообщения о слушателях, которые спешат или даже покидают свои дома, доказывают существование массовых паники, но такое поведение никогда не было широко распространенным.

Будущее Сегодняшнее шоу ведущий Джек Паар в ту ночь объявлял обязанности для Кливленда филиала CBS WGAR. Когда запаникованные слушатели звонили в студию, Паар пытался успокоить их по телефону и в прямом эфире, говоря: «Мир не приходит к концу. Поверьте мне. Когда я когда-нибудь лгал вам? »Когда слушатели начали обвинять Паара в« сокрытии правды », он позвал на помощь начальника станции WGAR. Не обращая внимания на ситуацию, менеджер посоветовал Паару успокоиться и сказал, что это «все было буря в чайнике ".

. В интервью 1975 года радиоисторику Чаку Шадену, радиоактеру Алан Рид вспоминал, что он был одним из нескольких актеров, которых наняли для ответа на телефонные звонки в штаб-квартире CBS в Нью-Йорке.

В Бетон, Вашингтон, телефонные линии и электричество пострадали от короткого замыкания. подстанция Superior Portland Cement Company. Жители не могли позвонить соседям, семье или друзьям, чтобы успокоить свои страхи. Репортеры, узнавшие о случайном отключении электроэнергии, разослали эту историю по ленте новостей, и вскоре, Бетон был известен во всем мире.

Уэллс отвечает на вопросы репортеров на пресс-конференции на следующий день после трансляции, 31 октября 1938 г.

Уэллс продолжил репетицию «Смерти Дантона» (открытие запланировано на 2 ноября) и вскоре уехал. после рассвета 31 октября. Он работал на трехчасовом сне, когда телеканал CBS позвонил ему. о пресс-конференция. Он прочитал заявление, которое позже было напечатано в газетах по всей стране, и ответил на вопросы репортеров:

Вопрос: Знали ли вы, какой ужас может вызвать такая передача?. Уэллс: Определенно нет. Техника, которую я использовал, не была оригинальной для меня. Это было даже не ново. Я не ожидал ничего необычного.
Вопрос: Стоило ли вам смягчить язык драмы?. Уэллс: Нет, вы не играете убийство мягкими словами.
Вопрос: Почему была изменена история, чтобы включить имена американских городов и правительственных чиновников?. Уэллс: Герберт Уэллс использовал реальные города в Европе, чтобы сделать пьесу более приемлемой для американских слушателей, мы использовали реальные города в Америке. Конечно, мне сейчас очень жаль.

В своих выпусках от 31 октября 1938 года Tucson Citizen сообщал, что три аризонских филиала CBS (KOY в Phoenix, KTUC в Tucson и KSUN в Bisbee ) использовали запланировали отложенную трансляцию «Войны миров» на эту ночь; CBS перенесла эфир The Mercury Theatre в эфир с вечера понедельника на вечер воскресенья 11 сентября, но три филиала предпочли оставить сериал в своем первоначальном слоте в понедельник, чтобы он не мог конкурировать с наиболее рейтинговыми сериалами NBC Чейз и Санборн Час. Однако поздно вечером в воскресенье CBS связалась с владельцем KOY и KTUC Берриджем Батлером и проинструктировала его не транслировать программу следующей ночью.

В течение трех недель в газетах было опубликовано не менее 12 500 статей о трансляции и ее передаче. воздействие, но история исчезла с первых полос через несколько дней. Адольф Гитлер сослался на трансляцию в своей речи в Мюнхене 8 ноября 1938 года. Позже Уэллс заметил, что Гитлер процитировал влияние трансляции на Американская общественность как свидетельство «коррумпированного состояния и упадочного положения дел в демократии».

Боб Сандерс вспомнил, как выглянул из окна и увидел пробку на обычно тихом Grover's Mill, Нью-Джерси, перекресток Крэнбери и Кларксвилл-роуд.

Причины

Radio Digest перепечатали сценарий «Войны миров» «как комментарий к нервному состоянию нашей нации после Пакта of Munich "- предваряет редакционная карикатура Леса Каллана из Th e Toronto Star (февраль 1939 г.)

Более поздние исследования показывают, что многие люди пропустили повторяющиеся уведомления о том, что передача была вымышленной, отчасти потому, что в то же время транслировалась не спонсируемая CBS культурная программа CBS с относительно небольшой аудиторией The Mercury Theater on the Air. время как популярный Chase and Sanborn Hour на канале NBC Red Network с участием чревовещателя Эдгара Бергена. В то время многие американцы предполагали, что значительное количество слушателей Чейза и Сэнборна сменили станции, когда закончился первый комический скетч и начался музыкальный номер Нельсона Эдди, а затем настроились на «Войну миров» после вступительные объявления, но историк А. Брэд Шварц, изучив сотни писем людей, которые слушали «Войну миров», а также современные опросы аудитории, пришел к выводу, что очень немногие люди, напуганные передачей Уэллса, отключили программу Бергена. «Все неопровержимые доказательства предполагают, что« Час Чейза и Санборна »был лишь второстепенным фактором марсианской истерии», - написал он. «... по правде говоря, в ту ночь не было массового исхода от Чарли Маккарти к Орсону Уэллсу». Поскольку трансляция не спонсировалась, Уэллс и компания могли планировать перерывы по своему желанию, а не устраивать их вокруг рекламы. В результате единственные упоминания о том, что трансляция была вымышленной, приходили в начале трансляции и примерно через 40 и 55 минут.

Исследование, проведенное Радиопроектом, обнаружило, что менее трети напуганных слушателей считали захватчиков инопланетянами; большинство думали, что они слушали сообщения о немецком вторжении или о стихийной катастрофе. «Люди были на грани», - писал биограф Уэллса Фрэнк Брэди. «В течение всего месяца, предшествовавшего« Войне миров », радио держало американскую общественность в курсе зловещих событий по всему миру. Мюнхенский кризис был в разгаре.... Впервые время в истории, публика могла настраиваться на свои радио каждую ночь и слышать, шаг за шагом, обвинение за обвинением, угроза за угрозой, грохот, который, казалось, неизбежно ведет к мировой войне ».

Глава CBS News Пол Уайт написал, что он был убежден, что паника, вызванная трансляцией, была результатом ожидания общественности, возникшей перед Мюнхенским пактом. «Радиослушатели в течение нескольких дней играли на своих эмоциях... Таким образом, они поверили постановке Уэллса, хотя было прямо заявлено, что все это было выдумкой».

«Предполагаемая паника была настолько крошечной, что ее практически невозможно было измерить. в ночь трансляции... Радио выкачало рекламные доходы из печати во время Великой депрессии, сильно повредив газетной отрасли. Так что газеты воспользовались возможностью, предоставленной программой Уэллса, чтобы дискредитировать радио как источник новостей. Газета индустрия сделала панику сенсацией, чтобы доказать рекламодателям и регулирующим органам, что менеджмент радио является безответственным и не заслуживает доверия. «

Объем

Исторические исследования показывают, что паника была гораздо менее распространена, чем сообщалось в то время Паника и массовая истерия, так легко связанная с «Войной« Миров »не происходит ни в чем приближающемся к общенациональному измерению», - писал в 2003 году историк СМИ Американского университета У. Джозеф Кэмпбелл. Он цитирует Роберта Э. «Среди социологов растет консенсус в том, что масштабы», Бартоломью, специалиста по вспышкам массового паники.

Эта позиция подтверждена современными отчетами. «Во-первых, большинство людей не слышали [шоу]», - сказал Фрэнк Стэнтон, имеет президент CBS. Из почти 2000 писем, отправленных Уэллсу и Федеральной комиссии по связи после «Войны мирового», проводимой в настоящее время по данным Мичиганского университета и национального управления архивов документации и, примерно 27% пришли от напуганных слушате лей или людей, которые были свидетелями какой-либо паники. Проанализировав эти письма, А. Брэд Шварц пришел к выводу, что хотя трансляция ненадолго ввела в заблуждение значительную часть своей аудитории, очень немногие из этих слушателей покинули свои дома или запаниковали и образом. Общее количество писем протеста, отправленных Уэллсу и Федеральной комиссии связи, также невелико по сравнению с другими неоднозначными радиопередачами того периода, что также указывает на то, что аудитория была небольшим, а испуг сильно ограниченным.

Были телефонизированы пять тысяч домашних хозяйств, ночь в опросе, проведенном C. Компания E. Hooper, главная служба рейтингов на радио в то время. Только 2% респондентов заявили, что слушают радиопередачу, и никто не сказал, что слушает новостную передачу. Около 98% респондентов заявили, что слушали радиопрограммы («Час другие пейзажи» и «Час Санборна» были безусловно, самой популярной программой в этом временном интервале) или вообще не слушали радио. Еще больше сужая потенциальную аудиторию, некоторые филиалы сети CBS, в том числе некоторые крупные рынки, такие как Boston WEEI, превзошли The Mercury Theatre пользуется местным коммерческим программированием.

Бен Гросс, радиоредактор New York Daily News, написал в своих мемуарах 1954 года, что улицы были почти пустынными, когда он пробирался в студию на конец фильма. программа. Продюсер Джон Хаусман сообщил, что сотрудники Mercury Theater были удивлены, когда, наконец, их выпустили из студии CBS, и они представили, что на улицах Нью-Йорка жизнь продолжается, обычно как. Автор письма, которое The Washington Post опубликовала позже, также не вспоминает, что в то время на улицах в центре столицы не было паники. «Предполагаемая паника была настолько крошечной, что ее практически было измерить в ночь трансляции», - написали историки СМИ Джефферсон Пули и Майкл Соколов в Slate в день его 75-летия в 2013 году; «Практически никого не обманули».

Согласно Кэмпбеллу, наиболее распространенной реакцией, указывающей на панику, был звонок в местную газету или полицию, чтобы подтвердить историю или получить дополнительную информацию. Это, как он пишет, показатель того, что люди в целом не паниковали или не впадали в истерику. «Количество звонков, возможно, лучше всего понимать как рациональный ответ...» Некоторые СМИ и правоохранительные органы Нью-Джерси получили на 40% больше телефонных звонков, чем обычно, во время трансляции.

Освещение и ответ в газетах

Рекламное фото Уэллса, распространенное после радиоуправления (1938)

Что за ночь. После трансляции, когда я попытался вернуться в Сент-Реджис, где мы жили, меня остановила страстная толпа новостных агентов, ищущих крови, и разочарование, когда они открылись, что у меня нет кровотечения. Вскоре после первоначального потрясения все паника и возмущение общественности исчезли. Но газеты в течение нескольких дней продолжали симулировать ярость.

— Орсон Уэллс другу и наставнику Роджеру Хиллу, 22 февраля 1983 г.

Так как это было поздно вечером в воскресенье в Восточном часовом поясе, там, где происходила трансляция, в редакциях присутствовало несколько репортеров и других сотрудников. Таким образом, большая часть газетных публикаций принимала форму статей Associated Press, которые в основном представляют собой анекдотические агрегаты репортажей из различных бюро, создавая впечатление, что паника действительно была широко распространенной. На следующий день многие газеты опубликовали статью Associated Press.

Страж города-побратима из Уинстон-Салема, Северная Каролина указал, что могла быть ситуация даже хуже, если бы большинство людей не слушало шоу Эдгара Бергена: «Чарли Маккарти прошлой ночью спасения штата от внезапной панической смерти в результате истерии ».

2 ноября 1938 года австралийская газета Возраст охарактеризовал этот инцидент как «массовую истерию» и заявил, что «никогда в истории США не было такой волны террора и паники, захлестнувшей континент». Неназванные обозреватели, цитируемые The Age, отметили, что «паника могла произойти только в Америке».

Редакторы критиковали радиоиндустрию за то, что она допустила такое. Ответ, возможно, отражал опасения издателей газет, что радио, из-за которого они потеряли мало доходов от рекламы, которые были достаточно во время Великой депрессии, сделало их устаревшими. «Нация в целом продолжает сталкиваться с опасностью неполных, неправильно понятых новостей из-за средства массовой информации, которое еще не доказано, что оно компетентно выполняет новостную работу», - пишет Editor Publisher, отраслевой журнал газетной индустрии.

Газеты Уильяма Рэндольфа Херста Добавить вещателей к самопровозглашению, чтобы правительство не вмешалось, как Айова Сенатор Клайд Л. Херринг используется законопроект, который требует, чтобы все программы были проверены Федеральной комиссией по связи перед трансляцией (он никогда не вносил его). Другие обвиняли радиоаудиторию в ее доверчивости. Отметил, что любой умный слушатель понял бы, что передача была вымышленной, Chicago Tribune высказала мнение, что «было бы более тактично сказать, что некоторые члены радиоаудитории немного умственно отсталые, и что многие программы подготовлен к их употреблению». Другие газеты постарались отметить, что встревоженные слушатели звонили в их офисы, чтобы узнать, действительно ли марсиане атакуют.

Немногие современные версии существуют вне газетного освещения массовой паники и истерии, предположительно вызванные трансляцией Джастин Левин, продюсер в KFI в Лос-Анджелесе, написал в истории реакций FCC на ложные передачи за 2000 год, что «анекдотический характер таких сообщений затрудняет объективную оценку истинных масштабов и силы» Варфоломей видит в этом еще одно свидетельство того, что паника была порождением части газетной индустрии.

Исследование

В исследовании, опубликованном в виде книги под названием «Вторжение с М арса »(1940), Профессор Принстона Хэдли Кэнтрил подсчитал, что около шести миллионов человек слушали передачу« Войны миров ». По его оценкам, 1,7 миллиона слушателей считали, что передача была настоящим выпуском новостей, и из них 1,2 миллиона слушателей считали, что исследование Кэнтрила имеет серьезные недостатки. Его оценка аудитории программы более чем в два раза выше, чем у любого другого в то время. Сам Кэнтрил признал это, но возражает г, в отличие от Хупера, его оценка охватила значительную часть аудитории, у которой в то время не было домашних телефонов. Кэнтрил допустил, что на их воспоминании могло повлиять то, что они читали в газетах, используя эти средства респондентов связались только после ажиотажа в СМИ. Утверждает, что слушатели Чейза и Сэнборна, которые пропустили заявление об отказе от ответственности вначале, когда они обратились к CBS во время рекламной паузы или музыкального выступления в этом шоу и, таким образом, приняли "Войну миров" за реальную трансляцию, раздули аудиторию шоу и последовавшее за предполагаемую панику невозможно подтвердить.

Помимо своих явно несовершенных методов оценки аудитории и оценки достоверности их, как онинили Пули и Соколов, Кэнтрил допустил еще одну ошибку в определении реакции аудитории. Респонденты указали реакции на программу, в том числе «взволнованы», «встревожены» и «испуганы». Тем не менее, он включил их всех в «панику», не приняв во внимание возможность того, что, несмотря на их реакцию, они все еще знали, что трансляция была постановкой постановкой. «Те, кто слышал это, посчитали это шуткой и восприняли это таким образом», - вспоминает исследователь Фрэнк Стэнтон.

Бартоломью признает, что люди принимают основанные на их страхе «скудный» и «анекдотический» доказательства того, что люди принимают основанные на их страхе. Действительно, современные новостные статьи указывают на то, что полиция завалена сотнями звонков в самых разных местах, но в рассказах о людях, делавших что-то большее, чем звонки властям, в основном участвовали лишь небольшие группы. Такие истории часто рассказывали люди, которые сами себя паниковали.

Более поздние исследования показали, что многие из предполагаемых панических преувеличены или ошибочны. Исследователи Кэнтрила представили, что вопреки утверждениям, во время трансляции в больницу Ньюарка не поступало никаких госпитализаций по поводу шока; больницы Нью-Йорка также не сообщили о всплеске госпитализаций в ту ночь. Кажется, что несколько попыток самоубийства удалось предотвратить, когда вмешались друзья или семья, но попытки успешной попытки не сохранились. Сообщение Washington Post о том, что мужчина умер от сердечного приступа, вызванного прослушиванием программы, не может быть подтверждено. Одна женщина подала иск против CBS, но вскоре он был отклонен.

FCC также получила письма от общественности, в которых рекомендовалось не прибегать к репрессиям. Певец Эдди Кантор призвал комиссию не реагировать слишком остро, поскольку «цензура безмерно задержит радио». FCC не только предпочла не наказывать Уэллса или CBS, но и запретила подавать жалобы на «Войну миров» во время продления лицензии. «Джанет Джексон 2004 г. неисправность гардероба остается более значимой в истории регулирования вещания, чем уловка Орсона Уэллса », - писали историки СМИ Джефферсон Пули и Майкл Соколов.

Встреча Уэллса и Уэллса

Х. Дж. Уэллс и Орсон Уэллс встретились в первый и последний раз в конце октября 1940 года, незадолго до второй годовщины трансляции Mercury Theater, когда они оба читали лекции в Сан-Антонио, штат Техас.. 28 октября 1940 года двое мужчин посетили студию радио KTSA, чтобы дать интервью Чарльзу С. Шоу, который представил их, охарактеризовав панику, порожденную «Войной миров»: «Страна на свободе был напуган почти до безумия».

Герберт Уэллс выразил добродушный скептицизм по поводу праздников масштабов паники, вызванной «сенсационным эффектом», сказав: «Вы уверены, что в Америке была такая паника, или это была вашим хеллоуинским развлечением?» Орсон Уэллс оценил этот комментарий: «Я думаю, что это лучшее, что человек из Англии мог сказать о людях с Марса. Мистер Гитлер много развлекался, понимаете… Это должно показать коррумпированных людей. "прошла так же хорошо, как и произошло. Я думаю, что мистер Уэллс очень мило сказал, что не только я имел в виду это, но и американский народ не имел этого ввиду».

Когда Шоу вмешался, что было «какое-то волнение», которое он не хотел умалять, Уэллс спросил его: «Что за волнение?» Мистер Уэллс хочет знать, есть ли у возбуждения не было таким же возбуждением, которое мы извлекаем из розыгрыша, в кто-то накрывает себе голову простыней и говорит: «Уу!»

«Это прекрасное описание», - сказал, - сказал, что этот человек является призраком, но мы действительно кричим, кричим и несемся по коридору. Шоу..

«Ты еще не совсем серьезен в Америке», - сказал Уэллс. «Война у вас под подбородком, как следствие, вы все еще можете играть с идеями террора и конфликта… Это естественное дело, «Пока вы не столкнулись с ней прямо сейчас»

«Пока это не перестанет быть игрой», - сказал Уэллс. Это фразу Уэллс повторил в согласии.

Великобритания и Франция тогда были в состоянии войны с нацистской Германией более года.

Авторство

В 1938 году начался второй театральный сезон «Меркьюри», Орсон Уэллс и Джон Хаусман не смогли самостоятельно написать репортаж о «Меркьюри Театр в прямом эфире ».. Они наняли Говарда Коха, чей опыт постановки пьесы Проект Федерального театра в Чикаго заставил его оставить свою юридическую ую практику и переехать в Нью-Йорк, чтобы стать писателем. Коха заставили работать за 50 долларов в неделю, а после того, как он проявил себя, повысили до 60 долларов. Театр Меркьюри в прямом эфире был продолжительным шоу, поэтому вместо более значительной зарплаты Хаусман дал Коху права на любой сценарий, над которым он работал.

Сокращенная версия сценария «Войны народов». Worlds »появился в дебютном выпуске журнала Radio Digest (февраль 1939 г.), в статье о передаче, которая упоминает« Орсон Уэллс и его игроки в Mercury Theater ». Полный сценарий появился в книге «Вторжение с Марса: исследование психологии паники» (1940), книжной публикации исследования Принстонского университета, проведенного психологом Хэдли Кэнтрил. Уэллс решительно возражал против того, чтобы Кох был указан в качестве единственного внесли свой вклад в сценарий, но в книге автора была опубликована, он решил конец спору.

Уэллс действительно добивался правовой защиты после сериала CBS. Studio One представила свою лучшую трансляцию "Ночная Америка дрожала " 9 сентября 1957 года. Организованная Эдвард Р. Мерроу, живая презентация документальной пьесы Нельсона С. Бонда воссоздали постановку «Войны миров» 1938 года в студии CBS, используя основу для серии фактических повествований поперечного сечения радиослушателей. Ни один из участников Театра Меркьюри не назван. Суды вынесли решение против Уэллса, который, как было установлено, отказался от каких-либо прав на сценарий после того, как он был опубликован в книге Кэнтрила. Кох предоставил CBS право использовать сценарий в своей программе.

«По мере развития на протяжении многих лет Кох взял немного денег и немного кредита», - биограф Фрэнк Брэди. «Он написал историю о том, как он создавал адаптацию, с копией его сценария, превращенную книгу в мягкой обложке, которая тирается большими тиражами, и альбом трансляции, проданный тиражом более 500 000 копий, часть дохода также идет ему как владельцу авторских прав. "После его смерти в 1995 году семья Коха получила гонорар за адаптации или трансляции.

Книга« Паническая трансляция »была впервые опубликована в 1970 году. Война миров Орсона Уэллса »,« выпущенной по договоренности с Manheim Fox Enterprises, Inc. » Уэллс сказал Питеру Богдановичу, что это была некачественная запись, снятая с эфира во время трансляции - «пиратская запись, на которой люди заработали целые состояния и не имеют права проигрывать». 221>Наследие Мемориальная доска в память о радиопередаче в Городке Западного Виндзора File:Who's Out There (1973).ogvВоспроизвести медиа Уэллс часто упоминает «Войну миров» в качестве ведущего телеканала Who's Там? (1975), наградами НАСА документальный короткометражный фильм Роберта Дрю о вероятности существования жизни на других планетах

Первоначально извиняясь за предполагаемую панику его радиопередача вызвала (и в частном порядке, что газетные сообщения о судебных процессах) «Дома пустеют, церкви наполняются; с Нэшвилла до Миннеаполиса на улицах плачут и рвутся одежды », - сказал он Петру Богдановичу лет

CBS тоже сочла отчеты в конечном итоге полезными в продвижении силы своего влияния. Он представил беллетризованный отчет о панике в «Ночная Америка дрожала », эпизоде ​​1957 года телесериала Studio One, и включил его в заметное место в праздновании 75-летия CBS в 2003 году. как телеведущий. «Легенда о панике», согласно Джефферсону и Соколову, «росла в геометрическом прогрессии в последующие годы... [Она] сохраняется, потому что так точно отражает наше беспокойство по поводу власти СМИ над нашей жизнью».

В 1975 году телеканал ABC выпустил в эфир телефильм The Night That Panicked America, в котором описывалось влияние радиодрамы на публику с использованием вымышленных, но типичных американских семей того времени.

Нью-Джерси Городок Западного Виндзора, где расположен Grover's Mill, отметили 50-ю годовщину трансляции в 1988 году четырьмя днями празднеств, включая искусство и планетарий. шоу, панельная дискуссия, парад, захоронение капсулы времени, танец за ужином, кинофестивали, посвященные Герберту Уэллсу и Орсону Уэллсу, а также открытие бронзового памятника вымышленным марсианским высадкам. Ховард Кох, автор оригинального сценария радио, присутствовал на праздновании 49-й годовщины в качестве почетного гостя.

75-летие «Войны миров» было отмечено эпизодом PBS документальный сериал Американский опыт.

Кроме того, и, возможно, случайно, это также квалифицируется как ранний проект в альтернативной реальности, поскольку, помимо вступления, разыгрывался как реальное событие, с небольшим самосознанием и с вопросами к аудитории принять то, что он представлял, как форму реальности.

Награды

27 января 2003 года трансляция «Войны миров» в Mercury Theater была одной из первых 50 записей, внесенных в Национальный реестр звукозаписи из Библиотеки Конгресса.

Известные ретрансляции и адаптации

С момента первоначальной трансляции «Войны миров» в прямом эфире театра Меркурий было много повторных трансляций, римейков, - произошли разыгрывания, пародии и новые инсценировки. Многие американские радиостанции, особенно те, которые регулярно передают старые радиопрограммы, повторно транслируют оригинальную программу по традиции Хэллоуина. Некоторые примечательные примеры включают:

Пародии

  • В 1982 году «Деформация миров», созданная SHOCKWAVE, из KFAI в Миннеаполисе. Написано Кейт Уорли и Джерри Стернс. Выступает вживую на Minicon.
  • They Came for The Candy, Radio Pirates из Мэдисона, штат Висконсин. Полчаса, подготовленный Скоттом Диккерсом и написанный Джеем Ратом.
  • 2006 Симпсоны "Дом ужасов XVII на дереве " эпизод "День, когда Земля выглядела глупо ", выпущенный в 2006 году, основан на идее массовой паники, несмотря на то, что она фальшивка, но в конце концов, как только все поймут, что это была мистификация, и они больше не попадутся на нее, оказывается, что инопланетяне Канг и Кодос успешно вторглись на Землю. Эпизод заканчивается двумя инопланетянами, которые не понимают, почему они не были провозглашены освободителями Земли, после уничтожения Спрингфилда.

Альтернативные версии

См. Также

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

В Викицитаторе есть цитаты, относящиеся к: Война миров (радиодрама)
Викискладе есть материалы, связанные с Войной миров (радиодрама).
Последняя правка сделана 2021-06-11 06:25:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте