Вихрь

редактировать
Пьеса 1924 года по сценарию Ноэля Кауарда

Ноэля Кауарда с Лилиан Брейтуэйт, его партнершей по фильму Вихрь

Вихрь - пьеса в трех действиях английского писателя и актера Ноэля Кауарда. Спектакль изображает сексуальное тщеславие богатой стареющей красавицы, ее сложные отношения со взрослым сыном и злоупотребление наркотиками в кругах британского общества после Первой мировой войны. Многие критики считают, что пристрастие сына к кокаину является метафорой гомосексуализма, который тогда был табу в Британии. Несмотря на противоречивое для того времени содержание или благодаря ему, пьеса стала первым большим коммерческим успехом Кауарда.

Премьера пьесы состоялась в ноябре 1924 года в Лондоне и до июня 1925 года играла в трех театрах, после чего последовали британские гастроли и постановка в Нью-Йорке в 1925–26. Он получил несколько возрождений и экранизацию.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Оригинальное производство
  • 3 Краткое содержание
  • 4 Обновления и адаптации
  • 5 Критический прием
  • 6 Примечания, ссылки и источники
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Ссылки
    • 6.3 Источники
  • 7 Внешние ссылки

Предыстория

Кейт Катлер (ок. 1900)

В годы после Первой мировой войны в Англии образовались пары в Англии пожилых женщин из высшего класса и молодых мужчины были обычным явлением. Идея пьесы пришла в голову Коварду после инцидента в ночном клубе. Грейс Форстер, элегантная мать его друга Стюарта Форстера, разговаривала с молодым поклонником, когда молодая женщина сказала в пределах слышимости Кауарда и Форстера: «Вы посмотрите на ту старую каргу с молодым человеком на буксире; она же достаточно взрослый, чтобы быть его матерью ". Форстер не обратил на него внимания, и Кауард немедленно подошел к Грейс и обнял ее в молчаливом упреке молодой женщине, сделавшей это замечание. Этот эпизод заставил его задуматься о том, как «треугольник мать-молодой сын-молодой любовник» может быть основой пьесы.

Чтобы добавить драматичности своей пьесе, Кауард добавил еще один источник конфликта между мать Флоренс и сын Ники. Друг и биограф Кауарда Коул Лесли записывает, что «это легко пришло к нему из-за его маловероятной предрасположенности… к наркозависимости». К явной привычке Ники кокаину автор добавил то, что многие критики назвали гей-подтекстом. Биограф Кауарда Филип Хоар видит ключи к нетрадиционной сексуальности Ники в его интимной дружбе с Джоном Баготом (закулисный персонаж) и его невероятной помолвке с бойкой молодой женщиной Банти Мэйнваринг; Хоар описывает ее как «бороду, прикрытие гетеросексуальности». На вопрос, красивая ли она, Ники отвечает: «Не знаю - я особо не заметил». Любовник Флоренс Том находит Ники «женоподобной». Литературный критик Джон Лар пишет, что Кауард раздвинул преобладающие моральные границы того времени: «Его откровенный разговор о гомосексуализме - проблема, замаскированная под употребление наркотиков в« Вихре »и кодекс легкомыслия в его словах. великие комедии - он был настолько далеко, насколько мог ».

До 1968 английский театр подвергался официальной цензуре; пьесы должны были получить лицензию канцелярии лорда Чемберлена. «Вихрь» едва выдержал проверку цензора, но Кауард лично обратился к лорду Чемберлену, лорду Кромеру. Он убедил Кромера, что пьеса является «моральным трактатом», и, несмотря на оговорки, высказанные Чемберлену королем Георгом V и другими, Кромер выдал лицензию.

Ведущие лондонские менеджеры рассматривали возможность постановки спектакля. часть, но некоторые избегали противоречивого содержания, а другие не хотели, чтобы Трус играл главную роль. Поскольку одной из главных целей Кауарда при написании пьесы было «написать хорошую пьесу с потрясающе важной ролью для себя», он отказался от попыток убедить Вест-Энда менеджмент и организовал постановку пьесы. в Everyman Theater, Hampstead, периферийном месте на севере Лондона. Когда во время репетиций деньги на постановку угрожали иссякнуть, Кауард заручился необходимым финансированием у своего друга, автора Майкла Арлена.

. Помимо того, что он был одним из главных героев, Ковард поставил пьесу. Расстроенная пересмотром в последнюю минуту, который увеличил роль Коварда и, как она полагала, уменьшил ее важность, звезда, Кейт Катлер, выбыла менее чем за две недели до премьеры. Трус смогла нанять опытную актрису Лилиан Брейтуэйт, которая приняла роль за небольшую предложенную зарплату и узнала ее в очень короткие сроки.

Оригинальное производство

The Vortex открылся в Everyman 25 ноября 1924 года со следующим составом:

  • Престон - Клэр Кип
  • Хелен Сэвилл - Мэри Робсон
  • Пансфор Квентин - Ф. Кински Пайл
  • Клара Хибберт - Милли Сим
  • Флоренс Ланкастер - Лилиан Брейтуэйт
  • Том Верьян - Алан Холлис
  • Ники Ланкастер - Ноэль Кауард
  • Дэвид Ланкастер - Бромли Давенпорт
  • Банти Мэйнваринг - Молли Керр
  • Брюс Фэрлайт - Айвор Барнард

Спектакль был хорошо принят за страстную игру и стал сенсацией из-за скандального сюжета. Производство переехало в Вест-Энд в Royalty Theatre 16 декабря 1924 года, а в феврале 1925 года - в Comedy Theater и, наконец, в The Little Theatre, закрытие 16 июня 1925 г. В тех немногих случаях, когда Кауард не мог сыграть роль, его роль брал на себя его дублер, Джон Гилгуд. Декорации и костюмы были созданы подругой Кауарда Глэдис Калтроп. Спектакль также гастролировал по британским провинциям, и Катлер в роли Флоренс в конце концов присоединился к уже проверенному актерскому составу. Как заметил Кауард в своих мемуарах «Настоящее указание», «пресса заметила... в целом восторженные». Daily Mirror назвала пьесу «интересной и в некоторых отношениях замечательной комедией».. Manchester Guardian имел некоторые оговорки, но охарактеризовал пьесу как «действительно и глубоко интересную». The Observer тоже имел оговорки, но считал части пьесы «лучшими вещами, мистер Кауард». еще не написал пьес ". The Times высказал мнение:" Это исследование, в котором есть остроумие, наблюдательность и искренность, прыгающие между пустяками, что является его особенной заслугой ". Ханнен Сваффер, рецензент, который за долгие годы стал самым непримиримым критиком Кауарда, назвал его «самой декадентской пьесой нашего времени».

Продюсер Джозеф П. Бикертон-младший, The «Вортекс» открылся на Бродвее в Театре Генри Миллера 16 сентября 1925 года и закрылся в январе 1926 года после 157 представлений. Брейтуэйт и Кауард исполнили свои роли под управлением Коварда и Бэзила Дина. Затем последовал тур по Америке.

Краткое содержание

Акт I

Ники Ланкастер - талантливый и модный, но беспомощный молодой композитор и пианист из Англии после Первой мировой войны. Ники помолвлен с Банти Мэйнварингом, журналистом; его мать Флоренс, стареющая светская красавица, имеет внебрачные связи с более молодыми мужчинами, пытаясь вернуть себе молодость. Она их не скрывает, создавая общественные сплетни. Ее подруга Хелен советует ей более изящно относиться к старению. Новый молодой человек Флоренс, Том, оказывается бывшим женихом Банти, что вызывает у Ники ревность. Флоренс планирует провести уикенд в загородном доме.

Акт II

В воскресенье вечером домашняя вечеринка в самом разгаре, Ники играет на пианино. Флоренс чувствует себя неуверенно в отношении Тома, и они ссорятся с Ники. Хелен обнаруживает пристрастие Ники к наркотикам и умоляет его бросить это. Ники борется с кипящей обидой, которую он испытывает к своей тщеславной и распутной матери, своей собственной слабостью к кокаину и, по мнению некоторых комментаторов, своим подавленным гомосексуализмом. Банти разрывает помолвку с Ники и ищет утешения Тома. Флоренс ловит их поцелуями.

Акт III

На следующее утро Хелен просит Флоренс подумать о своем сыне, но Флоренс больше озабочена обвинением Тома и Банти. Приходит Ники, когда Хелен уходит, и они с Флоренс еще больше ссорятся. Он раскрывает ей свою пристрастие к наркотикам и умоляет отказаться от своих эгоистичных поступков и вести себя как мать. В конце концов, они оба соглашаются попытаться измениться, пока Флоренс гладит Ники по волосам.

Возрождения и адаптации

Возрождение 1952 года игралось в Королевском театре в Брайтоне и Lyric Theater, Hammersmith, с Дирком Богардом в роли Ники и Изабель Джинс в роли Флоренс. Также в актерском составе были Адрианна Аллен (Хелен), Роберт Эндрюс (Квентин), Сильвия Кольридж (Клара), Николас Ханнен ( Дэвид) и Питер Джонс (Брюс). Производство было перенесено в Театр Критерион, Лондон, на 44 спектакля, где Майкл Гоф занял роль Ники. Пьеса возобновилась в 1974 году в Гринвичском театре, Лондон, с участием Вивьен Мерчант и Тимоти Далтона ; в Нью-Йорке вне Бродвея в студии Дайан фон Фюрстенбург, Театр, 2001 г.; и в Donmar Warehouse в Лондоне в 2002 году. В 2008 году спектакль был показан в Apollo Theater, Лондон, с Фелисити Кендал в роли Флоренс и Дэн Стивенс в роли Ники. Спектакль был показан в Сингапуре British Theater Playhouse с 27 апреля по 15 мая 2016 года с Джейн Сеймур в роли Флоренс.

A Версия фильма 1928 года в главной роли Уиллетт Кершоу в роли Флоренс и Айвор Новелло в роли Ники. Радиоадаптации транслировались BBC, сначала в 1939 году с Афиной Сейлер в роли Флоренс и Джоном Честлом в роли Ники; в 1958 году с Фэй Комптон и Дэвидом Спенсером ; в 1967 году в главных ролях Джоан Гринвуд и Ричард Бриерс, а в 1975 году в главных ролях Элизабет Селларс и Мартин Джарвис. Спектакль неоднократно экранировался для телевидения. В 1960 году в версии BBC в главных ролях Энн Тодд и Дэвид МакКаллум в роли Флоренс и Ники. В адаптации ITV в 1964 году эти роли сыграли Маргарет Джонстон и Николас Пеннелл. В телевизионной версии BBC 1969 года снимались Маргарет Лейтон и Ричард Уорвик.

Критический прием

В 1961 году Кеннет Тайнан описал Вихрь как «jeremiad против наркотиков с диалогом, который сегодня звучит не столько высокопарно, сколько на высоком каблуке ". В 2002 году Бенедикт Найтингейл предположил, что, хотя комментарий Тайнана не лишен некоторой правды, «Вихрь» оказался устойчивым: «Игра, потрясшая истеблишмент в 1924 году, с большей вероятностью выживет, чем пьеса, которую Тайнан горячо поощряет., сделал то же самое в 1956 году: Оглянись в гневе. Во многом это потому, что многие из объектов гнева Джона Осборна... исчезли в истории. Вихрь датируется меньше, потому что он дает поворот к вневременному эпизоду в Гамлете ". В обзоре производства Питера Холла 2008 года Кристофер Харт написал в The Sunday Times, что кульминационная конфронтация между Ники и Флоренс «внезапно стала менее хрупкой, чем трус, чем воющий Стриндберг., всякое отвращение и удушающее отвращение к жизни в целом и «крайняя мерзость старения» в частности. Эти два поврежденных, но до сих пор кажущихся тривиальными характерами сейчас сильно привлекают наше сочувствие во всей их беспокойной раздражительности, тщеславии и жалости к себе.. "

Примечания, ссылки и источники

Примечания

Ссылки

Источники

  • Касл, Чарльз (1972). Ноэль. Лондон: W H Allen. ISBN 978-0-491-00534-0.
  • Трус, Ноэль; Шеридан Морли (1989) [1979]. Играет, один. Лондон: Метуэн. ISBN 978-1-4081-7731-0.
  • Трус, Ноэль (2004) [1932]. Настоящее Показательное - Автобиография до 1931 года. Лондон: Метуэн. ISBN 978-0-413-77413-2.
  • Хоар, Филип (1995). Ноэль Кауард, биография. Лондон: Синклер-Стивенсон. ISBN 978-1-85619-265-1.
  • Лар, Джон (1982). Трус драматург. Лондон: Метуэн. ISBN 978-0-413-48050-7.
  • Лесли, Коул (1976). Жизнь Ноэля Кауарда. Лондон: мыс. ISBN 978-0-224-01288-1.
  • Мандер, Раймонд; Джо Митченсон (1957). Театральный компаньон труса. Лондон: Роклифф. OCLC 470106222.
  • Морли, Шеридан (1974) [1969]. Талант развлекать. Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-003863-7.
  • Синфилд, Алан (2000). «Трус и изнеженность». В Каплане, Джоэл; Stowel, Шейла (ред.). Оглянись назад с удовольствием: Новый взгляд на Ноэля Кауарда. Лондон: Метуэн. ISBN 978-0-413-75500-1.
  • Тайнан, Кеннет (1964). Тайнан о Театре. Хармондсворт, Великобритания: Пингвин. OCLC 949598.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 06:20:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте