Алая императрица | |
---|---|
Французский постер фильма | |
Режиссер | Йозеф фон Штернберг |
Продюсировал | Эмануэль Коэн. Йозеф фон Штернберг |
Сценарий | Мануэль Комрофф (организатор дневника). |
На основе | дневник Екатерины Великой |
В главной роли | Марлен Дитрих. Джон Лодж. Сэм Джаффе. Луиза Дрессер. К. Обри Смит |
Музыка | У. Франке Харлинг. Джон Лейпольд |
Кинематография | Берт Гленнон |
Отредактировал | Йозеф фон Штернберг. |
Распространено | Paramount Pictures |
Дата выхода |
|
Продолжительность | 104 минуты |
Страна | США |
Язык | Английский |
Бюджет | 900 000 долларов |
Алая императрица - это американский исторический драматический фильм 1934 года, снятый Paramount Pictures о жизни Екатерины Великой. Режиссером и продюсером выступил Йозеф фон Штернберг по сценарию Элеоноры МакГири, основанному на дневнике Кэтрин, составленном Мануэлем Комроффом.
. Несмотря на значительные исторические вольности, фильм остается положительно оценивается современной критикой. «Алая императрица» особенно примечательна своим внимательным освещением и экспрессионистским художественным оформлением, которое фон Штернберг создает для русского дворца.
В фильме Марлен Дитрих в роли Кэтрин, при поддержке Джона Дэвиса Лоджа, Сэма Джаффе, Луизы Дрессер, и С. Обри Смит. Дочь Дитриха Мария Рива играет Кэтрин в детстве.
Принцесса София Фредерика (Марлен Дитрих ) - невинная дочь несовершеннолетнего восточно-прусского принца и амбициозная мать. Граф Алексей (Джон Дэвис Лодж ) привез ее в Россию по приказу Императрицы Елизаветы (Луизы Дрессер ), чтобы на ней жениться. племянник, великий герцог Питер (Сэм Джаффе ). Властная Елизавета переименовывает свою Екатерину и неоднократно требует, чтобы новая невеста произвела наследника престола мужского пола. Это невозможно, потому что Питер никогда не подходит к ней после брачной ночи. Он все время проводит со своей любовницей, или со своими игрушечными солдатиками, или со своими живыми солдатами. Алексей безжалостно преследует Екатерину, безуспешно, за исключением быстрого поцелуя в сарае через неделю после свадьбы. За ужином он пытается передать Екатерине записку, умоляя ее о нескольких драгоценных секундах, но Элизабет перехватывает его. Она предупреждает Екатерину, что Алексей - сердцеед-распутница.
Этой ночью Элизабет отправляет Кэтрин вниз по секретной лестнице, чтобы открыть дверь своему возлюбленному - не позволяя ему увидеть ее. Это Алексей. Потрясенная - и рассерженная, - Кэтрин швыряет в окно миниатюру, которую он подарил ей, затем выходит в сад, чтобы забрать ее. Красивый лейтенант, впервые дежуривший, отводит ее в сторону. «Если вы великая княгиня, я великий князь». " Я желаю, чтобы ты был!" она плачет. «Если бы я был... Я бы не позволил тебе бродить по ночи, как хорошенький котенок». Внезапно она обнимает его за шею. Они целуются, и она сдается. Спустя несколько месяцев вся Россия, за исключением Петра, празднует рождение у нее сына. Елизавета тут же берет на себя его заботу и отправляет измученной Кэтрин великолепное ожерелье. Екатерина отказывается разговаривать с Алексеем.
Текстовая панель гласит: «... Екатерина отбросила свои юношеские идеалы и обратилась к амбициозному стремлению к власти». Архимандрит обеспокоен. Элизабет умирает. Питер безумен и планирует отстранить Кэтрин от двора, возможно, убив ее. Это совсем другая женщина, уверенная в себе, чувственная и циничная. Теперь, когда она узнала, чего ожидает Россия, она планирует остаться. Он предлагает свою помощь, но она возражает, улыбаясь. «Я думаю, что у меня есть оружие, которое намного мощнее любой политической машины».
Кэтрин остается невозмутимой перед угрозами Питера. Она разыгрывает блеф слепого со своими фрейлинами, расточая поцелуи офицерам, пока не прозвучат колокола в честь кончины императрицы. Питер насмехается над трупом Элизабет, когда она лежит в состоянии: «Теперь моя очередь!» На экране: «И пока его Императорское Величество Петр III терроризировал Россию, Екатерина хладнокровно добавила армию в свой список завоеваний». Она осматривает офицеров полка любимцев Алексея, выделяя лейтенанта Дмитрия (человека из сада) и одалживая одну из наград Алексея, чтобы наградить Дмитрия «за храбрость в действии». Обращает на себя внимание и капитан Дмитрия. Она обещает в этот вечер все объяснить Алексею. В своей спальне она велит ему отослать всех и вернуться. Она играет с ним и, наконец, отправляет его вниз, чтобы он открыл дверь для ожидающего там человека. Это капитан. Алексей помнит и понимает.
За обедом архимандрит собирает милостыню для бедных. Кэтрин снимает с руки браслеты. Капитан добавляет горсть драгоценных камней, Алексей - кошелек, Канцлер - единственную монету, хозяйка Петра - кусок еды. Питер бьет его по лицу. Петр предлагает тост за самую очаровательную женщину России, его любовницу. Екатерина отказывается. Питер называет ее дурой, и она уходит с капитаном. Петр объявляет, что Екатерина умирает.
Среди ночи офицер будит Кэтрин. В форме она бежит из дворца со своими верными войсками. Алексей бормочет: «Выйди, Петр Третий, войди Екатерина Вторая». В шквале знамен они едут по ночам, собирая мужчин на ее сторону. В соборе архимандрит благословляет ее, а Екатерина сама звонит в колокол, который вызывает общегородской звон. Страж у дверей Петра говорит ему: «Нет императора, только императрица» и убивает его. Екатерина и ее войска поднимаются по лестнице во дворце, громыхая в тронный зал, когда к звенящим колоколам присоединяются увертюра 1812 года.
Йозеф фон Штернберг описал Алую Императрицу как «беспощадный экскурс в стиль». Историческая достоверность принесена в жертву "визуальному великолепию, граничащему с безумием". Чтобы показать Россию отсталой, анахроничной и нуждающейся в реформах, императорский двор был установлен в Московском Кремле, а не в Санкт-Петербурге, более европеизированном городе. Царские дворцы представлены деревянными и наполнены религиозными скульптурами (на самом деле, в православной традиции нет отдельно стоящих религиозных скульптур). Пит Бабуш из Швейцарии создал сотни горгулий подобных скульптур мужских фигур, «плачущих, кричащих или страдающих», которые «украшают коридоры, украшают королевские троны и даже появляются на сервировке блюд». В результате получилось «самое экстремальное из всех кинематографических представлений России». По словам кинокритика Робина Вуда :
«Гиперреалистическая атмосфера кошмара с его горгульями, гротескными фигурами, искривленными в мучительные искривления, его огромными дверями, которые нужно закрыть или открыть полдюжины женщин., его темные пространства и зловещие тени, созданные мерцанием бесчисленных свечей, его скелет, сидящий за королевским свадебным банкетным столом ».
« Алая императрица »была одним из поздних мейнстримных голливудских фильмов, выпущенных до Hays Код был применен. Ближе к началу фильма наставник молодой Софии читает ей о «Петре Великом, Иване Грозном и других русских царях и царицах, которые были палачами», представляя кошмарную и пугающе откровенную последовательность пыток и казней.
Подробнее о выборе фон Штернберга при создании фильма см. его биографию в Википедии и раздел под названием Алая императрица.
New York Times Рецензент Дэйв Кер описал фильм с его «[метафизической трактовкой» предмета, явно превосходящим биографический фильм о сопернице Екатерины: Возвышение Екатерины Великой (1934). Александр Корда.
Леонард Мальтин дает картине три звезды из четырех: «Фон Штернберг рассказывает историю... в уникальной витиеватой манере, с потрясающим освещением, операторской работой и зажигательной русской музыкой. Это визуальная оргия; драматически неравномерно, но кинематографически захватывающе ».
В 1998 году Джонатан Розенбаум из Chicago Reader включил фильм в свой нерейтинговый список лучших американских фильмов, не включенных в AFI Top 100.
В обзоре 2001 фильма для Criterion Collection киновед Робин Вуд поместил его в контекст сотрудничества между Фон Штернбергом и Дитрих:
«Связующую тему всех фильмов фон Штернберга / Дитриха можно выразить вопросом: как женщина и какой ценой утверждает себя в мире, в котором преобладают мужчины? Каждый фильм предлагает несколько разный ответ (но не очень обнадеживающий), постепенно переходящий в крайний пессимизм и горечь «Алой императрицы» и достигающий своего апофеоза в их последней совместной работе «Дьявол - женщина». Это привело к (сегодня необычайному) неправильному толкованию фильмов (начиная с «Голубого ангела») как «фильмов о женщине, которая уничтожает мужчин». В самом деле, можно утверждать, что только с приходом радикального феминизма фильмы (и особенно последние два) стали понятными ».
Рецензент на исторические фильмы The Guardian Алекс фон Тунзельманн считает фильм с «пикантной» развлекательной ценностью (оценка: «B»), но она серьезно дискредитирует его историческую глубину и точность (оценка: «D−»), придавая фильму историческую достоверность только за создание «неопределенно точного впечатления» об отношениях Екатерины с Питер, считая все остальное фантазиями и увлечением режиссера.
На Викискладе есть материалы, связанные с Алой императрицей. |