Титульный лист из первого издания. | |
Автор | Уильям Джеймс |
---|---|
Страна | США |
Язык | Английский |
Тема | Психология |
Издатель | Генри Холт и компания |
Дата публикации | 1890 |
Тип носителя | Печатный (Твердый переплет и Paperback ) |
Pages | xviii, 1393 |
The Principles of Psychology - это книга 1890 года о психологии Уильяма Джеймса, американский философ и психолог, который прежде, чем заняться психологией, стал врачом. В книге Джеймса есть четыре метода: поток сознания (самая известная психологическая метафора Джеймса); эмоция (позже известная как теория Джеймса – Ланге ); привычка (привычки человека постоянно формируются для достижения определенных результатов); и волю (через личный жизненный опыт Джеймса).
Открытия Принципов Психологии показали, что на момент написания статьи было известно о локализации функций в мозге : как казалось, что каждое чувство имеет нейронный центр, которому оно сообщается, и как различные движения тела имеют свои источники в другие центры.
Конкретные гипотезы и наблюдения, на которые опирался Джеймс, теперь очень устаревшие, но самый широкий вывод, к которому приводит его материал, все еще актуален, а именно, что функции «нижних центров» (ниже cerebrum ) становятся все более специализированными по мере перехода от рептилий через все более умных млекопитающих к людям, в то время как функции самого головного мозга становятся все более гибкими и менее локализованными по мере продвижения по тому же континууму.
Джеймс также обсудил эксперименты с иллюзиями (оптическими, слуховыми и т. Д.) И предложил физиологическое объяснение многим из них, включая то, что «мозг реагирует путями которые носили предыдущий опыт, и заставляет нас обычно воспринимать вероятную вещь, то есть вещь, которая в предыдущих случаях чаще всего вызывала реакцию ". Таким образом, иллюзии являются частным случаем феномена привычки.
При использовании сравнительного метода, Джеймс писал: «инстинкты животных обыскиваются, чтобы бросить свет сам по себе... ». Этим светом Джеймс отвергает банальность, что« человек отличается от низших существ почти полным отсутствием инстинктов ». Такого отсутствия нет, поэтому разницу нужно искать в другом месте.
Джеймс считал, что люди обладают гораздо большим количеством импульсов, чем другие существа. Импульсы, которые, если их наблюдать вне их более широкого контекста, могли казаться такими же автоматическими, как и самые основные животные инстинкты. Однако по мере того, как человек испытывал результаты своих импульсов, и эти переживания вызывали воспоминания и ожидания, те же самые импульсы постепенно утончались.
Исходя из этого, Уильям Джеймс пришел к выводу, что у любого животного, обладающего способностью, Что касается памяти, ассоциаций и ожиданий, поведение в конечном итоге выражается как синтез инстинкта и опыта, а не только слепого инстинкта.
Принципы психологии охватывает большое количество тем, но некоторые темы выделяются как более полезные и применимые, чем другие, особенно разделы о потоке сознания, эмоциях, привычках и воле.
Поток сознания, возможно, самая известная психологическая метафора Джеймса. Он утверждал, что человеческое мышление можно охарактеризовать как текущий поток, что в то время было новаторской концепцией из-за предшествующего аргумента, заключающегося в том, что человеческое мышление больше похоже на отдельную цепь. Он также считал, что люди никогда не могут испытать одну и ту же мысль или идею более одного раза. Вдобавок он рассматривал сознание как полностью непрерывное.
Джеймс представил новую теорию эмоции (позже известную как теория Джеймса – Ланге ), в которой утверждалось, что эмоция скорее следствие, чем причина телесных переживаний, связанных с его выражением. Другими словами, стимул вызывает физическую реакцию, а эмоция следует за реакцией. Эта теория подвергалась критике на протяжении многих лет с момента ее введения, но, тем не менее, она все еще имеет свои достоинства.
Человеческие привычки постоянно формируются для достижения определенных результатов из-за сильного чувства желания или желания чего-то. Джеймс подчеркнул важность и силу человеческих привычек и пришел к выводу. Джеймс отметил, что законы формирования привычки беспристрастны, привычки способны вызывать как хорошие, так и плохие поступки. И как только хорошая или плохая привычка начинает формироваться, ее очень трудно изменить.
Уилл - последняя глава книги «Принципы психологии», которую написал Джеймс. собственный личный жизненный опыт. Во время кризиса Джеймса беспокоил один вопрос: существует ли свобода воли. «Самым важным достижением воли... когда оно является наиболее« произвольным », является внимание к трудному объекту и крепкое удержание его перед умом...» Таким образом, усилие внимания является существенным феноменом воли ».
« Принципы психологии »были очень влиятельным учебником, который суммировал область психологии на момент его публикации. Психология начала набирать популярность и признание в Соединенных Штатах в то время, и составление этого учебника только укрепило доверие к психологии как науке. Философ Гельмут Р. Вагнер пишет, что большая часть содержания книги в настоящее время устарела, но все еще содержит интересные идеи.
В областях, не связанных с психологией, книга также оказала большое влияние. Философ Эдмунд Гуссерль специально занимается работой Уильяма Джеймса во многих областях. После Гуссерля эта работа также повлияла на многих другие феноменологи. англо-австрийский философ Людвиг Витгенштейн читал работу Джеймса и использовал ее в своих учебных курсах для студентов, хотя Витгенштейн имел философские разногласия по многим пунктам Джеймса. Например, критика Уильяма Джеймса Витгенштейном в разделе 342 Philosophical Investigations.
Так случилось, что инстинкты животных обыскиваются, чтобы пролить свет на наши собственные; и что способность к рассуждению пчел и муравьев, умы дикарей, младенцев, сумасшедших, идиотов, глухих и слепых, преступников и чудаков - все они используются в поддержку той или иной специальной теории о какой-то части нашей собственной психической жизни.
Нет ничего более обыденного, чем замечание о том, что человек отличается от низших существ почти полное отсутствие инстинктов и допущение их работы в нем «разумом».
Человек обладает гораздо большим разнообразием побуждений, чем любое низшее животное; и любое другое Один из этих импульсов, взятых в себе, настолько «слеп», насколько может быть низший инстинкт; но благодаря человеческой памяти, способности рефлексии и способности делать выводы каждый из них начинает ощущаться им после того, как он однажды уступил им и испытал их результаты в связи с предвидением этих результатов.
Совершенно очевидно, что независимо от того, насколько хорошо животное изначально может быть одарено инстинктами, его результирующие действия будут значительно изменены, если инстинкты сочетаются с опытом, если в дополнение к импульсам у него есть воспоминания, ассоциации, умозаключения и ожидания любого значительного масштаба.
Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Принципы психологии (Джеймс) |